Требования к педагогу ДОУ
учебно-методическое пособие

Кабанченко Наталия Владимирона

ТРЕБОВАНИЯ ВЫДВИГАЕМЫК К  ПЕДАГОГу ГОТОВОГО К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл на основе проф стандарта 49.69 КБ
Файл profstandart.docx49.69 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА ГОТОВОГО К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ 

Задачи воспитателя

Способы   реализации

  • установить личностно ориентированное взаимодействие с детьми;
  • предоставить каждому ребенку возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
  • создать предметно-развивающую образовательную среду, способствующую эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности;

  • Строить отношения с ребенком по модели субьект-субьектного взаимодействия
  • Побуждать коммуникативную активность детей в общении
  • Обеспечить «материнское» отношение к детям и эмоциональную поддержку
  • Организовать ведущую в дошкольном возрасте деятельность-игру, обеспечивая развитие детей
  • В процессе воспитания организовывать совместную и самостоятельную деятельность детей, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста;
  • отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком, его продвижение и достижения; Путем проведения различного рода  диагностик

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В процессе воспитания необходимо обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Этим направлениям определяются основные составляющие воспитательного процесса.

  • Физическое воспитание
  • Умственное воспитание
  •  Художественно-эстетическое воспитание
  •  Социально-личностное воспитание

Физическое воспитание направлено на достижение целей гармоничного физического развития дошкольника.

Задачи воспитателя

Способы  реализации

способствовать:

  • накоплению и обогащению двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • развитию физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  • формированию у воспитанников потребности в двигательной активности;
  • развитию ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни и занятиям физической культурой, овладению необходимыми гигиеническими навыками;
  • приучать к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня;
  • проведение оздоровительных мероприятий: закаливающих процедур, утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна;
  • организация  подвижных игр,  физкультурных праздников, соревнований, эстафет, досугов
  • обучить детей играть  в спортивные игры (городки, настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.)
  • прогулки на свежем воздухе

Умственное воспитание дошкольников направлено на их познавательное и речевое развитие, формирование способности к широкому познанию мира.

Задачи воспитателя

Способы  реализации

  • обеспечить:
  • развитие познавательной деятельности дошкольников, форм мышления, способов и приемов умственной деятельности;
  • развитие познавательной активности и познавательных интересов;
  • расширять кругозор детей, развивая  представления об окружающем мире (социальном, природном, рукотворном), о себе, о других людях,
  • формировать целостную картину  мира;
  • совершенствовать и обогащать все стороны речи ребенка как средства общения и познания, формирование речевой и языковой культуры;
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды.

(должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной)

  • экспериментирование, познавательное общение, наблюдения, решения проблемных ситуаций, развивающие игры, Подбор художественной литературы.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников направлено на приобщение детей к прекрасному в мире: к изобразительному искусству, музыке, поэзии, природе.

Задачи воспитателя

Примеры реализации

  • развить интерес  к эстетической стороне действительности, эмоциональной отзывчивости на красоту природы, рукотворного мира, искусства, музыки;
  • развивать у детей потребности в творческом самовыражении, самостоятельности в воплощении художественного замысла.
  • познакомить детей с разными видами и жанрами искусства, с произведениями живописи, музыки, литературы, театрального искусства и в том числе народного творчества (народными хороводными играми, народной музыкой и танцами, декоративно-прикладным искусством);
  • в соответствии с возрастом организовывать: музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельности, художественное конструирование; сюжетно-ролевые и режиссерские игры
  • организовывать детские праздники, досуги,  музыкальные  вечера, детские концерты, выставки детских работ.
  • создавать  совместно с родителями творческие мастерские.
  • чтение художественной литературы с последующей инсценировкой сюжета произведения

Социально-личностное воспитание дошкольника выражается в развитии способности ребенка ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать ценность собственной личности и других людей, проявлять свое отношение к миру и людям в соответствии с культурными традициями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Задачи воспитателя

Способы  реализации

  • дать представления о  первоначальных ценностных ориентациях и гуманного отношения к миру (к людям, природе, рукотворному миру, своей семье, детскому саду);
  • развивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, сопереживания, готовности проявить заботу и участие к людям;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками;
  • воспитывать культуру поведения и общения со взрослыми и детьми;
  • развивать основы самосознания, внутреннего мира ребенка и начал гражданских чувств, толерантности к людям разной национальности;
  • формировать положительный образ «Я», включающий:
  • образ физического «Я»: кто я (мальчик или девочка), какой я, мой возраст, мое здоровье, мои двигательные возможности, мой внешний облик, на кого я похож в семье и пр.;
  • образ социального «Я»: я в семье и в кругу сверстников, мои родные и друзья, мое настроение, чувства, мои отношения с людьми, чему я могу научить других;
  • образ реального «Я»: что я умею делать, чему научился, мои любимые занятия, игры, книги;
  • образ моего будущего «Я»: кем я хочу стать, о чем мечтаю, мое отношение к школе, учителю, моя уверенность в будущем и пр.
  • беседа, в ходе которой привлекается внимание ребенка
  • игры - упражнения, в которых детям предлагается решение ситуаций, содержащих в себе моральный смысл
  • дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные и народные игры;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  •  сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;
  •  беседы, чтение художественной литературы, в которой описывается какая-либо типичная ситуация, содержащая в себе моральный смысл, с последующим обсуждением описанных в них поступков;
  •  рассматривание картин и иллюстраций, отражающих разнообразные ситуации из жизни детей, на которых ребенок испытывает тревогу, боль, огорчение, обиду, радость, восхищение и т.д.;
  • практические тренинги для разрешения ситуаций:

- помоги другу,

- как нужно обращаться с просьбой,

- как поступить, если хочется поиграть именно с этой игрушкой, которая  у другого ребенка,

- как нужно здороваться (прощаться),

- как надо просить прощение

  •  организация выставок детского творчества;
  • воспитывать толерантность, проявляя  интерес к жизни разных народов, к событиям истории страны, желание участвовать в народных играх, национальных праздниках;

СОБЛЮДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ВОСПИТАНИЯ

Принципы воспитания — это основные требования к эффективному построению воспитательного процесса; основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания и соответственно организуют его содержание, формы, методы и средства.

В этих принципах отражаются современные подходы к пониманию закономерностей воспитательного процесса, его оптимальной структуре, задачам, содержанию и технологии осуществления воспитания.

принцип целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса

  • организовать многостороннее педагогическое влияние на ребенка через систему целей, содержания, средств воспитания, учитывая все факторы и стороны воспитательного процесса;
  • осуществить единство и взаимосвязь основных направлений развития личностной базовой культуры с учетом целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия;

принцип гуманизации воспитания

  • уважать личности каждого ребенка, его права и свободу саморазвития;
  • строить свои отношения с детьми  на доверии, сотрудничестве, любви, доброжелательности;
  • проявлять искренний интерес к жизни ребенка, его радостям, огорчениям, готовность оказать помощь и поддержку каждому ребенку;
  • уметь создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон общения детей;

принцип педагогического оптимизма

  • верить в положительные результаты воспитания

подходить к каждому ребенку с «оптимистической гипотезой» (А. С. Макаренко);

  • оказывать педагогическую поддержку и помощь в стремлении освоить новое каждому ребенку;
  • воспитывать уверенность и стремление к достойным поступкам, положительную самооценку

принцип создания активной позиции ребенка в воспитательном процессе

  • стимулировать и развивать самостоятельность, инициативу, творчество ребенка

принцип создания перспектив движения к новым целям

  • ориентировать детей на новые дела и свершения
  • помочь дошкольникам осознать свои достижения, ощутить свое взросление, растущую самостоятельность и нацелить на решение новых задач

принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных, поло-ролевых особенностей детей

  • решать задачи развития уникальных, самобытных особенностей каждого ребенка
  • хорошо знать возрастные особенности, половые и индивидуальные различия детей дошкольного возраста, уметь изучать их и в соответствии с ними выбирать средства и методы воспитания, создавать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка
  • знать закономерностей воспитательного процесса и детской психологии
  • владеть методами педагогической диагностики и проектирования индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников в детском саду

принцип взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей воспитанников

  • выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения

ВЫБОР МЕТОДОВ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ

В современной педагогике под методами воспитания понимаются способы профессионального взаимодействия педагога и детей с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Методы воспитания определяются как совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления взаимосвязанной деятельности взрослых и детей для достижения воспитательных целей.

  • методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников;
  • методы осознания детьми опыта поведения и деятельности;
  • методы мотивации и стимулирования опыта поведения и деятельности детей.

Задачи воспитателя

Способы  реализации

Методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников,

Приучение

  • побуждать детей в самых разных ситуациях систематически поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе
  • обеспечить единство требований и положительную поддержку детей в группе;
  • четко организовывать жизнь детей, соблюдать режим;
  •  давать доступные, понятные дошкольникам правил поведения;

Упражнение

  • вызвать у детей интерес и положительный эмоциональный настрой на выполнение нужного действия или формы поведения;
  • упражнять дошкольников в использовании нужной формы поведения в разных обстоятельствах и жизненных ситуациях;
  • постоянно поддерживать самостоятельность и инициативу детей в воспроизведении формы поведения в личном опыте;
  • направлять активность дошкольников так, чтобы они в повседневной жизни, регулярно повторяя те или иные действия и поступки, привыкали к нужной  форме поведения
  • сочетать упражнения с показом детям правильного действия, особенно в младшем возрасте и в начале формирования привычки;
  • опираться на положительные эмоции и оценивать достижения ребенка;

Воспитывающие ситуации

  • побуждать осознанно применять на практике правила культуры общения, взаимодействия и сотрудничества, проявлять нравственные качества.
  • заинтересовать дошкольников, ввести их в ситуацию, вызвать у детей желание найти оптимальный выход из создавшегося положения;
  • включать ситуации в содержание занятий и в свободную деятельность детей

Игровые методы воспитания

  • побуждать детей к творческой самостоятельности, фантазии, разнообразному общению со сверстниками
  • уметь организовывать совместные и самостоятельные игры.
  • включение игры во все виды деятельности и общения воспитателя с дошкольниками
  • насытить среду разнообразными играми
  • создавать различные игровые ситуации
  • ролевые игры социального содержания, игры-драматизации на темы литературных произведений, театрализованные этюды и имитационные игры, воспроизводящие варианты поведения детей и взрослых в разных жизненных ситуациях

Методы осознания детьми опыта поведения и деятельности

  • морально просвещать детей
  • формировать представления о нравственных нормах и ценностях
  • способствовать развитию адекватных социальных ориентаций в культурном поведении
  • учить соблюдать правила общения и взаимоотношений
  • проводить этические беседы, чтение художественной литературы, обсуждение поступков литературных героев, героев мультфильмов, жизненных событий и ситуаций (в детском саду, семье, городе, стране)
  • проводить рассматривание и последующее обсуждение картин, иллюстраций, видеоматериалов на моральные, социально значимые темы
  • привлекать внимание дошкольников к определенным поступкам и отношениям, помочь осознать и оценить их сущность, связать с личным опытом детей,
  • вызвать соответствующий эмоциональный отклик, социально-нравственные чувства и переживания, стремление к положительным действиям и поступкам, проявлению культуры и уважения в отношениях с другими людьми (взрослыми и сверстниками, младшими детьми)
  • оказывать не только личный пример, но и привлекать внимание дошкольников к ярким примерам поведения людей, литературных и киногероев, к проявлению героизма, милосердия, смелости, доброты, справедливости, миролюбия.
  • тактично, ярко и убедительно направлять внимание детей на достойные примеры для подражания, привлекая к этому и родителей дошкольников
  • в общении с детьми доступно и выразительно показывать им правильные формы поведения, вежливую речь, проявление добрых чувств и отношений

Методы стимулирования опыта поведения и деятельности детей

Поощрение

  • вызывать у ребенка позитивные эмоции и мотивы поведения
  • вселить веру в свои силы
  • закрепить положительные навыки и привычки
  • стимулировать стремление к социально-ценностным действиям и поступкам

Наказание

Воспитателю необходимо выразить уверенность в том, что отрицательные действия ребенка больше не повторятся, и помочь ему выбрать правильную форму поведения. Отрицательная педагогическая оценка содержит суждение воспитателя о конкретном поступке или действии ребенка, но не о его личности




Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА ГОТОВОГО К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ УСПЕШНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ 

Задачи воспитателя

Способы   реализации

  • установить личностно ориентированное взаимодействие с детьми;
  • предоставить каждому ребенку возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
  • создать предметно-развивающую образовательную среду, способствующую эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности;

  • Строить отношения с ребенком по модели субьект-субьектного взаимодействия
  • Побуждать коммуникативную активность детей в общении
  • Обеспечить «материнское» отношение к детям и эмоциональную поддержку
  • Организовать ведущую в дошкольном возрасте деятельность-игру, обеспечивая развитие детей
  • В процессе воспитания организовывать совместную и самостоятельную деятельность детей, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста;
  • отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком, его продвижение и достижения; Путем проведения различного рода  диагностик

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В процессе воспитания необходимо обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Этим направлениям определяются основные составляющие воспитательного процесса.

  • Физическое воспитание
  • Умственное воспитание
  •  Художественно-эстетическое воспитание
  •  Социально-личностное воспитание

Физическое воспитание направлено на достижение целей гармоничного физического развития дошкольника.

Задачи воспитателя

Способы  реализации

способствовать:

  • накоплению и обогащению двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
  • развитию физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
  • формированию у воспитанников потребности в двигательной активности;
  • развитию ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни и занятиям физической культурой, овладению необходимыми гигиеническими навыками;
  • приучать к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня;
  • проведение оздоровительных мероприятий: закаливающих процедур, утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна;
  • организация  подвижных игр,  физкультурных праздников, соревнований, эстафет, досугов
  • обучить детей играть  в спортивные игры (городки, настольный теннис) и выполнять элементы спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол и т.д.)
  • прогулки на свежем воздухе

Умственное воспитание дошкольников направлено на их познавательное и речевое развитие, формирование способности к широкому познанию мира.

Задачи воспитателя

Способы  реализации

  • обеспечить:
  • развитие познавательной деятельности дошкольников, форм мышления, способов и приемов умственной деятельности;
  • развитие познавательной активности и познавательных интересов;
  • расширять кругозор детей, развивая  представления об окружающем мире (социальном, природном, рукотворном), о себе, о других людях,
  • формировать целостную картину  мира;
  • совершенствовать и обогащать все стороны речи ребенка как средства общения и познания, формирование речевой и языковой культуры;
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды.

(должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной)

  • экспериментирование, познавательное общение, наблюдения, решения проблемных ситуаций, развивающие игры, Подбор художественной литературы.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников направлено на приобщение детей к прекрасному в мире: к изобразительному искусству, музыке, поэзии, природе.

Задачи воспитателя

Примеры реализации

  • развить интерес  к эстетической стороне действительности, эмоциональной отзывчивости на красоту природы, рукотворного мира, искусства, музыки;
  • развивать у детей потребности в творческом самовыражении, самостоятельности в воплощении художественного замысла.
  • познакомить детей с разными видами и жанрами искусства, с произведениями живописи, музыки, литературы, театрального искусства и в том числе народного творчества (народными хороводными играми, народной музыкой и танцами, декоративно-прикладным искусством);
  • в соответствии с возрастом организовывать: музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельности, художественное конструирование; сюжетно-ролевые и режиссерские игры
  • организовывать детские праздники, досуги,  музыкальные  вечера, детские концерты, выставки детских работ.
  • создавать  совместно с родителями творческие мастерские.
  • чтение художественной литературы с последующей инсценировкой сюжета произведения

Социально-личностное воспитание дошкольника выражается в развитии способности ребенка ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать ценность собственной личности и других людей, проявлять свое отношение к миру и людям в соответствии с культурными традициями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Задачи воспитателя

Способы  реализации

  • дать представления о  первоначальных ценностных ориентациях и гуманного отношения к миру (к людям, природе, рукотворному миру, своей семье, детскому саду);
  • развивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, сопереживания, готовности проявить заботу и участие к людям;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками;
  • воспитывать культуру поведения и общения со взрослыми и детьми;
  • развивать основы самосознания, внутреннего мира ребенка и начал гражданских чувств, толерантности к людям разной национальности;
  • формировать положительный образ «Я», включающий:
  • образ физического «Я»: кто я (мальчик или девочка), какой я, мой возраст, мое здоровье, мои двигательные возможности, мой внешний облик, на кого я похож в семье и пр.;
  • образ социального «Я»: я в семье и в кругу сверстников, мои родные и друзья, мое настроение, чувства, мои отношения с людьми, чему я могу научить других;
  • образ реального «Я»: что я умею делать, чему научился, мои любимые занятия, игры, книги;
  • образ моего будущего «Я»: кем я хочу стать, о чем мечтаю, мое отношение к школе, учителю, моя уверенность в будущем и пр.
  • беседа, в ходе которой привлекается внимание ребенка
  • игры - упражнения, в которых детям предлагается решение ситуаций, содержащих в себе моральный смысл
  • дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные и народные игры;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  •  сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;
  •  беседы, чтение художественной литературы, в которой описывается какая-либо типичная ситуация, содержащая в себе моральный смысл, с последующим обсуждением описанных в них поступков;
  •  рассматривание картин и иллюстраций, отражающих разнообразные ситуации из жизни детей, на которых ребенок испытывает тревогу, боль, огорчение, обиду, радость, восхищение и т.д.;
  • практические тренинги для разрешения ситуаций:

- помоги другу,

- как нужно обращаться с просьбой,

- как поступить, если хочется поиграть именно с этой игрушкой, которая  у другого ребенка,

- как нужно здороваться (прощаться),

- как надо просить прощение

  •  организация выставок детского творчества;
  • воспитывать толерантность, проявляя  интерес к жизни разных народов, к событиям истории страны, желание участвовать в народных играх, национальных праздниках;

СОБЛЮДЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ВОСПИТАНИЯ

Принципы воспитания — это основные требования к эффективному построению воспитательного процесса; основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания и соответственно организуют его содержание, формы, методы и средства.

В этих принципах отражаются современные подходы к пониманию закономерностей воспитательного процесса, его оптимальной структуре, задачам, содержанию и технологии осуществления воспитания.

принцип целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса

  • организовать многостороннее педагогическое влияние на ребенка через систему целей, содержания, средств воспитания, учитывая все факторы и стороны воспитательного процесса;
  • осуществить единство и взаимосвязь основных направлений развития личностной базовой культуры с учетом целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия;

принцип гуманизации воспитания

  • уважать личности каждого ребенка, его права и свободу саморазвития;
  • строить свои отношения с детьми  на доверии, сотрудничестве, любви, доброжелательности;
  • проявлять искренний интерес к жизни ребенка, его радостям, огорчениям, готовность оказать помощь и поддержку каждому ребенку;
  • уметь создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон общения детей;

принцип педагогического оптимизма

  • верить в положительные результаты воспитания

подходить к каждому ребенку с «оптимистической гипотезой» (А. С. Макаренко);

  • оказывать педагогическую поддержку и помощь в стремлении освоить новое каждому ребенку;
  • воспитывать уверенность и стремление к достойным поступкам, положительную самооценку

принцип создания активной позиции ребенка в воспитательном процессе

  • стимулировать и развивать самостоятельность, инициативу, творчество ребенка

принцип создания перспектив движения к новым целям

  • ориентировать детей на новые дела и свершения
  • помочь дошкольникам осознать свои достижения, ощутить свое взросление, растущую самостоятельность и нацелить на решение новых задач

принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных, поло-ролевых особенностей детей

  • решать задачи развития уникальных, самобытных особенностей каждого ребенка
  • хорошо знать возрастные особенности, половые и индивидуальные различия детей дошкольного возраста, уметь изучать их и в соответствии с ними выбирать средства и методы воспитания, создавать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка
  • знать закономерностей воспитательного процесса и детской психологии
  • владеть методами педагогической диагностики и проектирования индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников в детском саду

принцип взаимодействия и сотрудничества педагогов и родителей воспитанников

  • выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения

ВЫБОР МЕТОДОВ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ

В современной педагогике под методами воспитания понимаются способы профессионального взаимодействия педагога и детей с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Методы воспитания определяются как совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления взаимосвязанной деятельности взрослых и детей для достижения воспитательных целей.

  • методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников;
  • методы осознания детьми опыта поведения и деятельности;
  • методы мотивации и стимулирования опыта поведения и деятельности детей.

Задачи воспитателя

Способы  реализации

Методы организации опыта поведения и деятельности дошкольников,

Приучение

  • побуждать детей в самых разных ситуациях систематически поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе
  • обеспечить единство требований и положительную поддержку детей в группе;
  • четко организовывать жизнь детей, соблюдать режим;
  •  давать доступные, понятные дошкольникам правил поведения;

Упражнение

  • вызвать у детей интерес и положительный эмоциональный настрой на выполнение нужного действия или формы поведения;
  • упражнять дошкольников в использовании нужной формы поведения в разных обстоятельствах и жизненных ситуациях;
  • постоянно поддерживать самостоятельность и инициативу детей в воспроизведении формы поведения в личном опыте;
  • направлять активность дошкольников так, чтобы они в повседневной жизни, регулярно повторяя те или иные действия и поступки, привыкали к нужной  форме поведения
  • сочетать упражнения с показом детям правильного действия, особенно в младшем возрасте и в начале формирования привычки;
  • опираться на положительные эмоции и оценивать достижения ребенка;

Воспитывающие ситуации

  • побуждать осознанно применять на практике правила культуры общения, взаимодействия и сотрудничества, проявлять нравственные качества.
  • заинтересовать дошкольников, ввести их в ситуацию, вызвать у детей желание найти оптимальный выход из создавшегося положения;
  • включать ситуации в содержание занятий и в свободную деятельность детей

Игровые методы воспитания

  • побуждать детей к творческой самостоятельности, фантазии, разнообразному общению со сверстниками
  • уметь организовывать совместные и самостоятельные игры.
  • включение игры во все виды деятельности и общения воспитателя с дошкольниками
  • насытить среду разнообразными играми
  • создавать различные игровые ситуации
  • ролевые игры социального содержания, игры-драматизации на темы литературных произведений, театрализованные этюды и имитационные игры, воспроизводящие варианты поведения детей и взрослых в разных жизненных ситуациях

Методы осознания детьми опыта поведения и деятельности

  • морально просвещать детей
  • формировать представления о нравственных нормах и ценностях
  • способствовать развитию адекватных социальных ориентаций в культурном поведении
  • учить соблюдать правила общения и взаимоотношений
  • проводить этические беседы, чтение художественной литературы, обсуждение поступков литературных героев, героев мультфильмов, жизненных событий и ситуаций (в детском саду, семье, городе, стране)
  • проводить рассматривание и последующее обсуждение картин, иллюстраций, видеоматериалов на моральные, социально значимые темы
  • привлекать внимание дошкольников к определенным поступкам и отношениям, помочь осознать и оценить их сущность, связать с личным опытом детей,
  • вызвать соответствующий эмоциональный отклик, социально-нравственные чувства и переживания, стремление к положительным действиям и поступкам, проявлению культуры и уважения в отношениях с другими людьми (взрослыми и сверстниками, младшими детьми)
  • оказывать не только личный пример, но и привлекать внимание дошкольников к ярким примерам поведения людей, литературных и киногероев, к проявлению героизма, милосердия, смелости, доброты, справедливости, миролюбия.
  • тактично, ярко и убедительно направлять внимание детей на достойные примеры для подражания, привлекая к этому и родителей дошкольников
  • в общении с детьми доступно и выразительно показывать им правильные формы поведения, вежливую речь, проявление добрых чувств и отношений

Методы стимулирования опыта поведения и деятельности детей

Поощрение

  • вызывать у ребенка позитивные эмоции и мотивы поведения
  • вселить веру в свои силы
  • закрепить положительные навыки и привычки
  • стимулировать стремление к социально-ценностным действиям и поступкам

Наказание

Воспитателю необходимо выразить уверенность в том, что отрицательные действия ребенка больше не повторятся, и помочь ему выбрать правильную форму поведения. Отрицательная педагогическая оценка содержит суждение воспитателя о конкретном поступке или действии ребенка, но не о его личности



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ В СООТВЕТСТВИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОУ.

ТРЕБОВАНИЯ  К ПЕДАГОГУ  В СООТВЕТСТВИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В ДОУ....

Презентация к докладу по теме: «СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГУ ДОО В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Презентация к докладу по теме: "Современные требования к педагогу ДОО в условиях модернизации дошкольного образования" для выступления на семинаре-практикуме в рамках методического объединен...

Самооценка соответствия воспитателя требованиям Профстандарта педагога

Во вложении представле методика самооценки соответствия воспитателя требованиям Профстандарта воспитателя. Уровень овладения трудовой функцией "Педагогическая деятельность по реализации программ дошко...

Анкета для воспитателей "Самооценка воспитателя требованиям Профстандарта педагога"

Анкета для воспитателей "Самооценка воспитателя требованиям Профстандарта педагога"...

Требования к педагогам ДОУ в контексте профессионального стандарта педагога

Педагог– ключевая фигура в  реформе образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся откр...

Статья «Требования к педагогу в соответствии с профессиональным стандартом педагога»

В жизнь системы образования страны прочно вошёл Федеральный образовательный стандарт. ФГОС устанавливает ряд требований к условиям реализации основной программы ДОО: психолого-педагогические, кадровые...

Выдающиеся педагоги о требованиях к педагогу

1. Быть носителем глубоких и всесторонних знаний: «Человек, взявший на себя труд обучать других, не имея для этого глубоких знаний, поступает безнравственно» - Гальвецкий.2. Сист...