проект "Волшебница-вода"
проект (старшая группа) на тему

Творческо-исследовательский проект для детей старшей группы ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Творческо-исследовательский, краткосрочный проект

«Волшебница – вода»

Актуальность проекта:    В наше время основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение: люди стали брать от природы все, ничего не давая ей взамен. Человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях. Человек – часть природы: он не может жить вне неё, не может нарушать законы,  по которым существует окружающий мир. Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лед). Дошкольники узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений). Дети получат представления о некоторых видах водоемов. Узнают, что вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.

Постановка проблемы: Жизнь на земле без воды невозможна. Сможем ли мы прожить без воды? Кому нужна вода? Где мы встречаем воду в природе? В каком состоянии бывает вода? Нужно ли беречь воду и почему?

Цель проекта:  Сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: вода – источник жизни.

 Задачи: 

-Формировать у детей познавательный интерес к природе, экологическое сознание;  представление о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома.

- Дать детям представления о некоторых видах природных водоемов и их обитателях.

-Ознакомить дошкольников со свойствами воды (не имеет запаха, вкуса, цвета, формы).  

-Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать,  делать выводы.

- Обогащать словарный запас.

-Воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приёмы:

  • наглядный (схемы, картинки, плакаты);
  • практический (опыты, эксперименты);
  • словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера)

Объект исследования: Вода.

Оборудование:

  • емкости с водой (стаканы на каждого ребенка) ;
  • иллюстрации (море, река, снежинка) ;
  • соль, сахар; ложки;
  •  схемы по свойствам воды; краска;
  •  глобус; картина с изображением воды;
  •  фильм о воде.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: Неделя.

Создание альбома  «Кругом вода»

Ожидаемые результаты:

Воспитание у дошкольников бережного отношения к водным ресурсам.

Воспитание любви к малой Родине, разумного использования её богатств, сохранение чистоты природы; воспитание трудолюбия, любознательности; развитие речевой активности детей.

Развитие у детей навыков экспериментирования и исследования, систематизирование знаний детей в опытах.

Осуществление проекта по основным видам деятельности:

Первый день:

  • Игровое упражнение: «Дорисуй снежинку»;
  • Дидактическая игра: «Найди снежинке пару»;
  • Подвижная игра: «Ходят капельки по кругу»;
  • Пальчиковая гимнастика: «Рыбки»
  • Экспериментирование: «Узнаем, какая вода?»
  • Чтение художественных произведений, стихотворений, загадок.
  • Сюжетно-ролевая игра «Мореплаватели»
  • Рисование» рыбки в аквариуме»

Цель: показать (провести эксперимент) что вода легко льется, течет, образуя лужи, которые легко можно вытереть тряпкой. Обратить внимание детей, что вода прозрачная и безвкусная.  
Вывод: вода течет, не имеет цвета, вкуса, запаха и формы. Она легко впитывается в вату, бумагу, ткань, но не впитывается в клеенку, металл, пластмассу и т.п.

  • Беседа: «Круговорот воды в природе»

Цель: дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в

природе.
Вывод: круговорот воды мы можем наблюдать каждый день.

Второй день

  • Игровое упражнение: «Прыгни через сугроб»;
  • Пальчиковая гимнастика: «Снежинки»
  • Дидактическая игра: «Когда это бывает?»;
  • Подвижная игра: «Ручеек»;
  • Чтение:«Живая вода» сказка народов Сибири
  • Пластелинография «Капелька»
  • Экспериментирование: «Где прячется вода?»

Цель: уточнить представления о том, что вода может быть разной

температуры (теплая, холодная, горячая). Взаимодействие воды, снега и температуры (пар).
Вывод: вода может принимать различную форму при разных температурных условиях. 

  • Беседа: «Кому нужна вода?»

Цель: уточнить, что вода очень важна для всех живых существ
Вывод: без воды не могут жить растения, животные и люди.

Третий день

  • Игровое упражнение: «Игры со снегом»;
  • Дидактическая игра: «Выбери нужное»;
  • Пальчиковая гимнастика: «Я перчатки надеваю»
  • Н.Рыжова «Вы слыхали о воде?»(чтение)
  • Экспериментирование: «Плавает или тонет?»

Цель: показать (провести эксперимент) что в воде некоторые предметы могут плавать, а другие тонут. 
Вывод: не все предметы вода может удерживать, потому что они из разных материалов (легкие и тяжелые).

  • Беседа: «Как лед и снег превращаются в воду?»
  • Эксперимент.

Цель: обсудить, что быстрее растает и даст больше воды. 
Вывод: в тепле лед и снег тают. Сосулька плотнее, дольше тает и оставляет

больше воды в стакане, а снег рыхлый, быстро тает и дает меньше воды.

Четвертый день

  • Игровое упражнение: «След в след»;
  • Подвижная игра: «Ходят капельки по кругу»;
  • Аппликация Обрывным способом «Рыбки в водоеме»
  • Дидактическая игра: «Четыре картинки»;
  • С.Сахаров «Кто в море живёт?»(чтение)
  • Пальчиковая гимнастика: «Дождик»
  • Экспериментирование: «Мыльные пузыри»

Цель: показать детям, что в любой воде мыло или порошок мылится, и с помощью мыльного раствора можно надувать пузыри.
Вывод: при добавлении в воду любого моющего средства или порошка можно надуть много пузырей. Из чистой воды тоже можно надувать пузыри, но они не держат форму, а сразу лопаются.

  • Беседа: «Вода – растворитель!», «Цветная вода». Экспериментирование «Цветная вода».

Цель: напомнить детям,  что вода прозрачная, бесцветная, сквозь нее видны

предметы; обсудить все ли предметы  можно растворить в ней; когда вода становится цветной.
Вывод: не все может раствориться в воде; вода может приобрести цвет и вкус.

Пятый день

  • Наблюдение за сосульками: «Превращение сосульки»
  • Подвижная игра: «А какой формы снежинка?»

  • Трудовая деятельность: «Постройки из снега», «Украшение горки, деревьев разноцветными льдинками (сосульками)»
  • Заучивание стихотворения В.Орлова «Ты скажи, мне реченька лесная…»
  • Экспериментирование: «Цветные льдинки»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды при различных температурных условиях.
Вывод: вода замерзает на холоде и становится льдом; лед твердый и он не льется, принимает форму сосуда, в котором застывает; лед холодный и хрупкий.

  • Беседа: «Почему снежинка белая?», 

Цель: понаблюдать за снегопадом, поговорить с детьми о причине

снегопада, рассмотреть узор и цвет снежинки.
Вывод: снежинка – это скопление маленьких кристаллов льда, которые отражаются друг от друга, тем самым, образовывая белый цвет; каждая снежинка имеет свой узор; она тает на ладошке, а на варежке нет.

Работа с родителями:

  • Показ итогового открытого занятия «Путешествие капельки»

  • Конкурс рисунка на тему «Берегите воду»

  • Прослушивание с детьми записей шума водопада, звона веселого ручейка, дождя и другие явления природы. Пояснения детям где – что;

  • Повторить с детьми времена года (в какое время года и в каком состоянии находится вода);
  • Повторить с детьми, где встречается вода и почему она может быть мутная или грязная;
  • Закреплять знания детей о свойствах воды;