НОД по теме: "Мы юные экономисты"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Терентьева Ирина Викторовна

Научиться понимать и ценить окружающий предметный мир. Увожать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги. Осознать на доступном дошкольнику уровне взаимосвязь понятий "Труд-продукт-деньги", что стоимость продукта зависит от его качества 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika_zanyatie.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

                            Тема: «Мы юные экономисты».

Интеграция образовательных областейПознавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое и Физическое развитие.

Цельсоздание условий для активного исследования темы, формирование у детей представления о деньгах, как об универсальном средстве обмена.

Задачи:

  1. Формировать у детей понимание, что каждый товар имеет свою цену, представления о разнообразии денежных знаков в разных странах. Формировать представление о значении труда как способе зарабатывания денег. Закреплять знание сказок о деньгах, умение решать экономические задачи.
  2. Развивать умение рассуждать, образное мышление. Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, умение выполнять операцию по существенным экономическим признакам. Формировать навыки работы в коллективе, взаимодействуя со сверстниками и взрослыми. Формировать интегративные качества старших дошкольников – любознательный, активный, эмоционально- отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способный решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту, имеющий первичные представления о себе, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (умениями работать по правилу и образцу, слушать инструкции и выполнять их).
  3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу. Воспитывать самостоятельность в высказываниях, при ответах на вопросы; чувство взаимопомощи и желание оказывать помощь товарищу, умение договариваться, работая в небольших группах.

Материалы: схема-карта с изображением места, где лежит и задания для его поиска. Сундучок с денежными купюрами, кошелек, пластиковая карточка, квитанция, математические карты-схемы задач. Карточки со словами: здоровье, дружба, солнце, совесть, счастье, жизнь, игрушки, туфли, рыбка, хлеб, платье, конфеты, экономикa, цена, доход, банк, деньги, закон, реклама, бартер, валюта, товар . Зеркало, хрустальная туфелька, воздушный шарик, золотой ключик, мочалка, шприц, утюг, рыбка, маска копеечка, картинки современных денег, металлических денег, бумажных денег, первые каменные деньги и ракушки вместо денег. Музыкальные инструменты: бубен, гармонь, гусли, дудка, барабан, мила фон. Валюта групповая: лунтики и фунтики.

Предварительная работа:

  • Чтение и обсуждение русских народных и авторских сказок о деньгах:

К. И. Чуковский «Муха - цокотуха», А. Н. Толстой «Приключение Буратино», брать Гримм «Выгодное дело», Г.-Х. Андерсен «Огниво» и «Серебряная монета», русская народная сказка «Умный работник»;

  • Решение логических задач, экономических задач по математике;
  • Знакомство детей с денежными купюрами и монетами;
  • Сюжетно – ролевые игры «Продуктовый магазин», «Почта»;
  • Дидактические игры: «Найди лишнее», «Чудо- дерево», «Из какой сказки пришёл товар?»
  • «Что нельзя купить за деньги?»

          Непосредственная образовательная деятельность.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей! Давайте поприветствуем их.

 Воспитатель: А сейчас возьмемся за руки, почувствуем тепло наших рук, передадим его своим товарищам      и при этом улыбнемся друг другу.

Воспитатель: Ребята к нам в группу пришло письмо, а в нем загадки. Давайте попытаемся отгадать загадки. Может что-то прояснится? (Дети отгадывают загадки, первую букву отгадки пишут на доске)

КЛАД




1. Если ты его отточишь 
   Нарисуешь все, что хочешь 
   Солнце, море, горы, пляж 
  Что же это? 
КАРАНДАШ

  1. Я люблю прямоту 
    И сама прямая 
    Сделать ровную черту
    Всем я помогаю 
    ЛИНЕЙКА
  1. На страницах букваря 
    33 богатыря 
    Мудрецов-богатырей
    Знает каждый грамотей 
    АЛФАВИТ
  1. Шея длинная такая
    Хвост крючком. 
    И не секрет
    Любит всех она лентяев
    А ее лентяи - нет 
    ДВОЙКА

Воспитатель: Значит нам нужно найти клад. Для того, чтобы приблизиться на один шаг к заветному кладу мы должны выполнить задания. А чтобы благополучно справиться с заданиями вы должны проявить смекалку, трудолюбие, взаимопомощь.

1 задание: Что мы видим перед собой? Чудо-дерево. На нем ни листочки, ни цветочки, а слова. Что они означают? 

 ЭКОНОМИКА - наука о том, как правильно, бережно и с прибылью вести хозяйство .(Мы можем быть экономными? — можем беречь игрушки, экономить воду, помогать взрослым)
ЦЕНА - количество денег, которое нужно заплатить за товар.
ЗАКОН - это правила, которые придумали люди и стараются их выполнять. Правила охраняют нашу жизнь.
ДОХОД - это деньги, которые получает семья или человек.
( Из чего состоит доход семьи, если в семье работают папа, мама, сын учится, бабушка - пенсионерка?)
ДЕНЬГИ - разрешенное государством и законом средство обмена.
В России рубли и копейки (купюры и монеты). Их изготавливают на Монетном Дворе в городе Москва и Санкт - Петербург.
ВАЛЮТА - деньги других стан.
Назовите деньги других стран - доллар, марка, евро.
БАНК - большой дом, где хранятся деньги, их дают в кредит, обменивают.
(Почему деньги лучше хранить в банке? (проценты)
ТОВАР - это то, что люди производят, продают и покупают. Каждая вещь это товар.
БАРТЕР - это обмен товарами между людьми, без денежных средств.
РЕКЛАМА - информация о товарах и услугах с целью их продажи.

2 Задание.

Воспитатель: Мы справились с первым задание, поэтому идем дальше .

 Игра «Найди лишнее». (6 предметов: купюра 100 рублей, 5000 рублей, монеты, пластиковая кредитная карта, квитанция, кошелёк.)

Что здесь лишнее? Почему?

Какой экономический признак их объединяет?

3 Задание.

Воспитатель: Мы и с этим заданием справились. Идем дальше.  Нам нужно решить экономические задачи.

1. Хозяйка надоила 10 литров молока. 2 литра она отдала телёнку. Сколько литров молока осталось для продажи? (8) (картинка телёнка) Почему хозяйка не продала 10 литров молока?

2.Пасечник собрал 8кг мёда. И весь мёд продал на базаре. Сколько кг мёда осталось пчёлам? (0) (картинка с пчёлами)

Почему пчёлы заболели и погибли?

Как нужно было поступить пасечнику?

3. Мама дала Кате 4 рубля и Диме 4 рубля. Могут ли ребята купить карандаши по цене 10 рубля? Почему?

4.У Оли были такие монеты: 5 рублей, 2 рубля, 1 рубль. Она купила пирамидку за 5 рублей. Сколько рублей осталось у Оли? 

Воспитатель: Как называют все деньги, получаемые членами семьи?
                        А как называют деньги, потраченные на всякие нужды?

 В семье  трёх медведей отец работает электриком и получает зарплату 12 тыс. руб.
Мать работает медсестрой и получает за свой труд 8 тыс. руб.
Мишутка ходит в детский сад и ничего не получает.
Назовите месячный доход этой семьи. 
(20 тыс. руб.)
Какова сумма расходов, если на продукты они тратят 7 тыс. руб., за оплату берлоги они отдают 5 тыс. руб., за детский сад 2 тыс. руб., на лесной трамвай 1 тыс. руб., на обновки 4 тыс. руб.? (19) Могут ли семья медведей в этом месяце купить медвежонку велосипед за 2 тыс. руб.? Почему? Что нужно сделать?

Работа детей на местах и у доски.

Воспитатель: Послушайте стихотворение.

 “Три копейки”

Маму в магазин провожает сын.
Три копейки он ей даёт: “Вот!
Купи мне самолёт, 
А ещё ружьё, лопатку, 
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу можешь даже 
И свистульку мне купить.

Можно на три копейки купить что-либо? (нет)

Воспитатель: А как вы думаете, почему ребёнок думал, что за эти деньги можно что-то купить? (не знаком с ценами)

Воспитатель: Да, видимо он ещё мал, и не разбирается в рыночных отношениях, и ему не знакомы операции с деньгами. Чтобы жить в современном мире, надо хорошо разбираться в экономике.

Ребята, кто-то плачет, послушайте.

Копеечка: Ребята, здравствуйте! Меня зовут Копейка. Я такая несчастная, меня все обижают, говорят, что я такая маленькая, что без меня можно обойтись, ведь на 1 копейку ничего нельзя купить. Воспитатель: Не расстраивайся, Копеечка. Наши ребята знают такую пословицу: «Копейка - рубль бережет!»

Ведь из таких маленьких копеечек, как ты, состоит рубль. Если собрать много твоих подружек, можно купить много конфет и вообще всего, чего пожелаешь.

Копейка (радостно): Ой, правда, ребята? Как я рада. Я сейчас пойду и расскажу об этом своим подружкам.

Воспитатель: Подожди, Копеечка, еще успеешь это сделать. А сейчас мы
хотели бы узнать историю о том, как ты появилась на свет.  Правда,
ребята? (Да, хотим.)

Копейка:

      Появилась я на свет давно,

Назначенье у меня одно:

В магазине вы берите - все,

Что только захотите,

Только к кассе подойдите

И, конечно, заплатите.

Воспитатель: Как вы думаете, как люди расплачивались, когда денег еще не было?
ответы детей: Может, камешками? Или палочками?

Копейка: Может быть, древние люди действительно расплачивались камешками, но позже — ракушками, которые назывались каури. Их собирали на веревочку, как бусы. А до этого люди просто обменивали товар на товар, например, одного быка на 2 топора.
Воспитатель: Как вы думаете, удобно было пользоваться таким расчетом? (Не очень.) Почему? Вот представьте, что вы идете в магазин что-нибудь купить и вам надо с собой взять быка или корову, чтобы расплатиться.

Дети: Это неудобно, потому что они занимают много места, их нельзя положить в карман, как деньги.

Воспитатель: Молодцы. Правильно. А сейчас давайте дослушаем рассказ Копеечки.

Копейка: Позже появились металлические деньги (показывает картинку).Они были тяжелые и занимали много места. И, наконец, появились бумажные деньги (показывает картинку).

Воспитатель: А какими деньгами мы пользуемся сейчас?

Дети: Бумажными, металлическими монетами.

Воспитатель: Чем, по-вашему, удобнее пользоваться?

Дети: Бумажными деньгами, так как они занимают мало места и легче металлических монет.

Копейка: А сейчас я хочу с вами поиграть.

4 Задание. Игра «Из какой сказки пришёл товар?»

1. зеркало («Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях» А.С. Пушкин)

2.хрустальная туфелька («Золушка» Шарль Перро)

3.воздушный шарик («Вини Пух и все-все-все»  Алан Александр Милн)

4.золотой ключик («Приключения Буратино» А.Н. Толстой)

5.Мочалка («Мойдодыр» К.И. Чуковский )

6.Шприц  («Айболит» К.И. Чуковский)

7.Утюг («Федорино горе» К.И. Чуковский)

8.Рыбка («Сказка рыбаке  и рыбке» А.С. Пушкин)

9.Огурцы («Огурцы» Н. Н.Носов)

 Физкультурная минутка:

Мы нашли богатый клад, (изображают как копают клад)

Каждый кладу очень рад, (дети улыбаются друг другу).

Стали думать как нам быть (повороты головой)

Как же клад нам разделить? (руки в сторону)

Чтоб хватило всем друзьям,

Делим ровно пополам.

 Воспитатель: Вот мы и нашли клад. А что такое клад?

Дети: Богатство, сокровище, деньги. 

5 Задание: Игра «Что нельзя купить за деньги?»

Перед вами находятся карточки со словами, отберите те из них, что нельзя купить за деньги (здоровье, дружба, солнце, совесть, счастье, жизнь, игрушки, туфли, рыбка, хлеб, платье, конфеты).     

Воспитатель: В сундучке находится валюта нашего детского сада. Это купюры- лунтики и монеты- фунтики. В нашем супермаркете за 1лунтик и 1 фунтик вы сможете приобрести Чупа-чупс, за 1 лунтик –карамель.

 Воспитатель: Ребята, а какие пословицы вы знаете?

6 Задание: Игра с мячом «Назови пословицы и поговорки»
1. Деньги легче прожить, чем нажить.

2.Кто баклуши бьет - добра не наживет.
3.Копейка - рубль бережет.

4.Честность лучшее богатство.

5.Раз ты бездельник - сиди без денег.
6.Деньги не то, что заработано, а то, что с умом потрачено.
7.Не деньги нас зарабатывают, а мы их.
8.Не сиди на печи - будешь есть калачи.
9.Покажи товар лицом.

10. Без работы день годом станет.

11. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

12. Скупой платит дважды.

13.Делу время- потехи час.

14. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Копейка: Вот как много я друзей приобрела.

Воспитатель: А сейчас я превращаю вас из юных экономистов в артисты.

 Дети поют частушки:

В детском садике с монетой

Удивили мы полсвета,

Покупаем, продаем

И играть не устаем.

«Бизнес, «бартер» и «бюджет»

Что это такое?

От гремучих этих слов

Детям нет покоя.

Моя бабушка в чулке

Денежки хранила

И пропали деньги те,

На спички не хватило.

Я бабуле говорю:

«В банк тебя я отведу»

Там проценты ты получишь

Заживешь на них ты лучше.

Экономика больна,

А страдает вся страна,

Дайте вырасти нам только

Вылечим её тогда.

Будем званья получать,

Капитал накопим.

И тебе, наш детский сад, В будущем поможем!

             Литература:


1. Л.Г. Киреева «Играем в экономику»

2. А.Д. Шатова «Дошкольник и экономика»

3. Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников»
4. Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников» 


                      МДОУ «Детский сад № 16»

НОД по теме: «Мы юные экономисты».

                                         

                                                                            Подготовила:

                                                                            Терентьева И.В.

                                      Саранск 2015г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ "ВИКТОРИНА "ЮНЫЕ ЭКОНОМИСТЫ"

В МАТЕРИАЛЕ ПРЕДСТАВЛЕН РАЗВЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...

Кружок «Юный экономист» Тема: «Путешествие в прошлое денег. Деньги, какие они были?»

Познакомить детей с историей возникновения денег их предназначением, развивать логическое мышление, воспитывать уважительное отношение к деньгам...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Юные экономисты» по формированию предпосылок финансовой грамотности детей 6-7 лет

Данная методическая разработка будет полезна воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Она направлена на формирование предпосылок финансовой грамотности детей 6-7 лет...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: "Юные экономисты".

Дети узнают как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине), что товар в магазине - это результат труда многих людей, поэтому он стоит...

Статья на тему: "Мы юные экономисты"

1.Семейный бюджет2.Квестигра...