Консультация для воспитателей "Совместная деятельность педагога и ребенка по развитию творческих способностей, как основа художественно - эстетического воспитания"
консультация на тему

Ермайкина О.И.

Консультация

Совместная деятельность педагога и ребенка по развитию творческих способностей как основа художественно — эстетического воспитания.

Художественно — эстетическое развитие предпологает развитие предпосылок ценностно — смыслового восприятия и понимания произведений искусства (, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно — модельной, музыкальной и др.).

Развитие художественных интересов, творческой фантазии и способностей ребенка, приобретение им практических навыков начинается в раннем возрасте. Задачи эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием морального облика ребенка – дошкольника. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.

Для успешного художественного развития ребенка  необходимо правильно использовать в соответствии с возрастом различные формы и виды детских занятий и развлечений.

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения, к социальной, природной, предметной среде.

Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

  1. Выделяют следующие общие методы художественно-эстетического воспитания.

    1.. Методы формирования эстетического сознания – сюда входят методы побуждения к сопереживанию (сопереживание формирует эмоционально-положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве и отрицательное к негативному), метод формирования эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения.

  2. Методы организации художественной деятельности – к ним относят метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на внесение эстетического начала в быт и поведение: данные методы направлены на развитие эстетического восприятия, эстетического вкуса и предназначены для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения у подрастающего ребенка.

  3.  Методы стимулирования и активизации художественного творчества – к ним принято относить метод поисковых ситуаций, творческих заданий, методы побуждения детей к творческим проявлениям: в этом отношении метод побуждения воспитанников к творческим проявлениям подразумевает направленное педагогом творчество детей, создание ситуаций для него. Этот метод – механизм развития детей. В свою очередь, проблемные ситуации являются средствами активизации данного механизма и побуждают детей к творческим и практическим действиям над поставленной задачей.

    Вышеперечисленные методы приобретают специфику применительно к тому виду детской деятельности, который моделируется взрослым в процессе художественно-эстетического воспитания.

В дошкольном детстве широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее осваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования. Отдельные приемы носят противоречивый характер. Но приемы их составляющие, как бы дополняют друг друга. Вот некоторые из них:

Приемы, используемые для развития творческих способностей:

4.Слово воспитателя (пояснение, указания) и наглядные методы, заключающиеся в демонстрации произведений искусства, показе приемов исполнения;

  1. Приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям.

  2. Показ действий, которым надо точно следовать, и приемы, формирующие способы самостоятельных действий;

  3. Приемы, направленные на упражнение, тренировку в навыках, и творческие задания, предлагающие оригинальность, своеобразие исполнения, выдумку, вариативность.

В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить художественное развитие ребенка.

 

очень важно осуществлять процесс приобщения к прекрасному в условиях сопоставления красоты мира (эстетическое :красота природы, бытового окружения) — ее способы отражения в искусстве (худодественное: произведения искусства). В процессе обогащения эстетического опыта детей следует использовать рассматривание разнообразных привлекательных объектов, направленное на развитие умений замечать проявление красоты, эстетически привлекательные предметы быта, предметного мира, обращать внимание на красоту природы. На прогулке и в повседневных ситуациях следует обращать внимание на необычные явления, предметы (цветение растений, солнечный луч, блеск лужицы, пушистое белое облако).

 

Учитываю сущность творческого процесса, следует не просто «учить творчеству», а развивать творческие и эмоционально — эстетические способности (эстетическую эмпатию, отзывчивость на выразительность форм, воображение и др.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самопрезентация "Развитие творческих способностей в процессе музыкально-эстетического воспитания"

На мастер-классе поделилась опытом работы с музыкальными руководителями Красноармейского района Краснодарского края....

Выступление с анализом работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» на районном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации работы по развитию творческих способностей воспитанников в художественно-эстетической деятельности»

Текст выступления Лихацкой Е.А. к МО Анализ работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» в МКДОУ ДС №7 «Колосок»нарайонном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации ра...

Консультация Совместная деятельность педагога и ребенка по развитию творческих способностей как основа художественно — эстетического воспитания.

Художественно — эстетическое развитие предпологает развитие предпосылок ценностно — смыслового восприятия и понимания произведений искусства (, мира природы; становление эстетического отно...

Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-эстетической деятельности как результат успешного взаимодействия педагогов детского сада.

В статье показан опыт работы по заимодействию воспитателей и специалисто (музыкального руководителя, учителя-логопеда, педагога-психолога) по области художественно-эстетическое развитие...

Совместная деятельность педагога и ребенка по развитию творческих способностей, как основа художественно - эстетического воспитания

Совместная деятельность педагога и ребенка по развитию творческих способностей, как основа художественно - эстетического воспитания...

Развитие творческих способностей дошкольников посредствам художественно-эстетического развития во второй младшей группе

Развитие творческих способностей дошкольников посредствам художественно-эстетического развития во второй младшей группе...