Сказкотерапия или воспитание сказкой.
статья (средняя группа) по теме

Чистякова Мария Валентиновна

Материал, изложенный в статье, может быть полезен для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, а так же для родителей воспитанников ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _skazkoterapiya_ili_vospitanie_skazkoy.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия или воспитание сказкой.

Сказка… Детство…Радость за одного героя и сочувствие другому…

Все мы помним мир детства и сказочных персонажей. Родителей, которые рассказывали нам сказки. Помните ли вы свои любимые сказки? А вы читаете их детям? А вы знаете, что полезно и нужно знакомить детей со сказкой? Ведь возможно воспитание сказкой, лечение сказкой или занятие сказкотерапией, о чем мы и поговорим в данной статье.

Что же такое сказкотерапия?

Сказкотерапия – самый древний и самый детский метод практической психологии.

В сказкотерапии используются разные жанры, но мы поговорим о сказках, этот жанр более всего подходит для дошкольного возраста.

«Лечение сказкой» происходило ещё в древние времена. Наши предки вместо того, чтобы наказывать своих детей, рассказывали им сказки. С помощью сказок можно решить многие проблемы. Это и низкая самооценка, и неуверенность, и различные боязни (темноты, врачей), проблемы с едой или горшком, слишком агрессивный или гиперактивный ребенок, гибель близкого члена семьи и многое другое.

Кроме этого, каждая сказка преподает нам нравственный урок, нацеливает маленького слушателя на не всегда напрямую сформулированный «намек». Не зря существует в народе поговорка: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Важно не опоздать с главным – научить малышей оценивать своих любимых героев с этической позиции.

Сказка учит малышей сравнивать, сопоставлять; формирует привычку доказывать, что это так или иначе; ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу, возможность выбора собственной позиции; упражняет детей в выражении чувств, обеспечивая  значительно более глубокое сопереживания действиям и поступкам героев.

К примеру:

  • «Кого тебе жалко в этой сказке?»
  • «Кто тебе понравился больше всех и почему?»
  • «Докажи, что лиса хитрая плутовка»
  • «Как бы ты поступил на месте…?»
  • «Как можно помочь…?»

Какая бывает сказкотерапия?

Воспитывать сказкой можно по-разному:

  • сочинение сказки для ребенка взрослым по поводу проблемы, которая у него возникла. Сказка, которая помогает справиться ребенку с конкретной ситуацией, с которой он столкнулся. Часто ребенок приходит к нам за помощью, но наши варианты разрешения ситуации детям не всегда подходят. И они делают вывод, что здесь нечего ждать помощи. Сказка отличный способ наладить отношения с ребенком, ведь она понятна как взрослым, так и детям.
  • сочинение сказки самим ребенком. Можно попросить, чтоб ребенок сам придумал сказку. В этом случае можно определить отношение ребенка к тому или иному событию, о котором ребенок не может или не хочет говорить.
  • взаимосвязь родителя/психолога и ребенка. В этом случае берется народная сказка, которая может быть видоизменена, или авторская. Взрослый заранее продумывает те вопросы, которые нужно задать ребенку. Важно, чтобы данные вопросы относились к выбранной сказке и одновременно характеризовали возникнувшую проблему. С помощью грамотно составленной сказки проблема будет устранена.

Ребенок чувствует себя защищенным сказкой и может многое рассказать про свои чувства, эмоции и переживания от имени героя сказки. Сказочные герои совершают поступки, а затем извлекают из них уроки и изменяют свою жизнь.

Существует несколько видов сказок. 

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет  шесть видов сказок:

  1. художественные;
  2. народные;
  3. авторские народные;
  4. дидактические;
  5. психокоррекционные;
  6. психотерапевтические сказки.

Все эти виды можно использовать в работе с дошкольниками.

В свою очередь несколько слов надо отдельно сказать о сюжетах сказок. Сюжеты  народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды.

  1. Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.
  2. Сказки о преобразовании, трансформации. Примером такой сказки может служить сказка Г.Х. Андерсана "Гадкий утенок". Работа с этой сказкой подойдет с детьми, у которых по определенным причинам низкая самооценка. Эта же сказка подойдет и для работы с семьями, у кого есть приемный ребенок.
  3. Страшные сказки. Сказки  про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
  4. Чтобы помочь ребёнку осознать свои внутренние переживания,  желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку.

        Ткач Р.М. считает, для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

  1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
  2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь педагог.
  3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Во время чтения или рассказывания педагог (или родитель) должен соблюдать следующие условия: должны передаваться подлинные эмоции и чувства, нельзя допускать затянувшихся пауз, ребёнок должен видеть лицо взрослого.

Но самое главное, как пишет Чех Е.В., сказки должны подходить ребенку по возрасту. В два года ребенок может удерживать в памяти простые действия сказочных персонажей, появляется интерес к сказке. Желательно, чтобы сказки были простые и сюжетные. Например, сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Способность четко отделять сказочную действительность от реальности возникает к 3,5-4 годам.

По мнению Чех Е.В. можно выделить несколько вариантов работы со сказкой. Это:

  • рассказывание;
  • рисование;
  • сочинение;
  • постановка сказки;
  • изготовление кукол;
  • песочная терапия.

        Ткач Р.М. в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

  1. Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
  2. Сказки для гиперактивных детей.
  3. Сказки для агрессивных детей.
  4. Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями.
  5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений.
  6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

Например:

  • «Кот, Петух и Лиса» – сказка подходит для деток, которые боятся позвать на помощь, а также с помощью сказки можно объяснить, что семья всегда поможет в неприятной ситуации (вопрос – почему Кот спасает Петуха?).
  • «Заяц-хвастун» – сказка подходит для детей, которые любят приукрашивать события, приврать по пустякам.
  • «Приключения Незнайки»  - сказка подходит для прочтения шаловливому или легкомысленному ребенку.
  • «О рыбаке и рыбке» – сказка для жадных или эгоистичных детей.
  • «О трусливом зайце» – сказку следует рассказать пугливому ребенку.

Как написать правильную сказку?

  • Лучше всего сочинять сказку с ребенком перед дневным или ночным сном. Важно, чтобы прошло немного времени после случившегося происшествия. Ребенок должен успокоиться и тогда он сможет посмотреть на ситуацию со стороны.
  • В сказке должен быть главный герой и ваш ребенок должен ассоциировать себя с ним. Лучше не использовать в сказках уже имеющихся героев (крокодил Гена, Красная шапочка), а придумать новых персонажей. Например, вы рассказываете ребенку сказку, в которой крокодил Гена пример для подражания, а в детском саду воспитатель скажет про него что-то негативное. Вся ваша работа может быть разрушена.
  • Начинать сказку нужно со слов “в некотором царстве…” В этом случае ребенок сам сможет определиться насколько близко он будет принимать сказочную историю. Следует создать для ребенка тот мир, в котором ему будет интересно и комфортно. Не следует ограничивать его фантазию.
  • Следует описать жизнь сказочного героя в сказочной стране так, чтобы ребенок уловил схожесть со своей жизнью.
  • Герой должен столкнуться с проблемой, похожей на реальную проблему ребенка. Например, боязнь темноты или нежелание ходить на горшок. Сказочный герой должен испытать те чувства и эмоции, которые мучили ребенка.
  • Появляется много способов и возможностей выбраться из данной ситуации. Герой ищет выход из сложившейся ситуации, а вместе с ним и ребенок.

        Воспитание сказкой — это самый мягкий способ воспитания. Ведь мы не воспитываем ребенка напрямую, мы всего лишь показываем ему последствия его поведения через сказку, а ребенок сам делает выводы.

Список использованной литературы

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2007. – 174 с.
  2. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.
  3. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 144 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поучительная сказка для детей. Значение сказкотерапии в воспитании.

Какой ребенок не любит сказки?! Большинство детей с удовольствием слушают прекрасные и занимательные истории, которые рассказывают или читают им взрослые. Поэтому поучительная сказка для детей предста...

Воспитание сказкой, сказкотерапия

Сказка не только развлекает ребенка. Правильно подобранная сказка еще и лечит... Помогает побороть страхи, комплексы.....

Консультация для родителей "Воспитание сказкой. Сказкотерапия"

Нотации родителей о правилах поведения и смысле жизни вызывает у детей отторжение, а значит нужен альтернативный способ.Есть такая присказка: народ скажет, как завяжет. А ведь и правда, житейская мудр...

консультация для родителей "Сказкотерапия - воспитание сказкой"

Консультация для родителей "Сказкотерапия - воспитание сказкой"...

Воспитание сказкой – сказкотерапия для дошкольников.

Сказка – это не только сфера чудес, нежный мир грез и фантазий, но еще и верный друг, и мудрый воспитатель. Сказка воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и ч...

Воспитание сказкой – сказкотерапия для дошкольников

О способах коррекции поведения детей с помощью и на примере сказок....

Воспитание сказкой. Сказкотерапия для дошкольников.

Роль и значение сказки в развитии, вопитания детей дошкольного возраста....