Из опыта работы проведения НОД в разновозрастных группах
статья (старшая группа) на тему

Из опыта работы проведения НОД в разновозрастных группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_provedeniya_nod_v_raznovozrastnoyh_gruppah.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта проведения НОД в разновозрастных группах

   Наш детский сад  — малокомплектный (две группы дошкольного возраста: первая младшая и разновозрастная средне-старшая). Расположен он в Шебекинском районе Белгородской области села Бершаково, учредителем является управление образования администрации Шебекинского района. Здание старой постройки (1968 г), участок большой ухоженный (силами сотрудников детского сада и родителей). Оборудованные участки, детский огород и фруктовый сад (посажен новый) помогают нам осуществлять физическое и трудовое воспитание детей, прививать им любовь к сельскохозяйственному труду, родному краю.

   Почти тридцать лет проработала я в этом детском саду. Наибольшие трудности всегда вызывал у меня раздел «Обучение детей на занятиях» (по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой), в настоящее время наш детский сад работает по программе «Детство» (ФГОС), где «Содержательный раздел программы» включает в себя описание образовательной деятельности  (НОД) в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в 5 образовательных областях. Как выполнить «Содержательный раздел программы», если в группе дети от 4 до 7 лет с разным психологическими особенностями и уровнем умственного развития?

   Большую помощь оказали мне книги: В. Н. Аванесова «Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе»; М.А. Васильева «Малокомплектный детский сад»

   Для более эффективного проведения занятий я разделила детей на две подгруппы: среднюю – от 4 до 5 лет (12 детей) и старшую  -  от 5 до 7 лет (7 детей).

   Материал для непосредственной образовательной деятельности (НОД) сначала планировала из разных разделов  программы, например средняя подгруппа –развитие речи, старшая -  рисование или средняя -  лепка, старшая - развитие математических представлений.

   Но это вызывало очень большие трудности. Дети из подгруппы, которая на данном этапе работала самостоятельно, нуждалась в индивидуальной помощи, в дополнительном объяснении задания, а воспитатель был занят с другой подгруппой и не мог оказать эту помощь. В результате занятия затягивались, прогулки сокращались.

   Тогда я решила планировать НОД иначе: брала материал из одного раздела программы, но с разными программными задачами и приемами обучения. Например, НОД по музыке (одно) и физкультуре (два) для старшей подгруппы я перенесла во вторую половину дня, что помогло разгрузить утренние часы и повысить качество музыкальных и физкультурных занятий.

   Опыт мне подсказывал, что занятия по развитию речи, музыкальные и физкультурные надо начинать со всеми детьми сразу, а заканчивать раньше с младшими. Занятия же по изобразительной деятельности и развитию математических представлений лучше проводить последовательно, вначале в течение 4 - 5 минут объяснить задание старшим (младшие заняты игрой или находятся под присмотром няни), а как только старшие приступят к работе, объяснить задание младшим. Такое распределение времени давало возможность осуществлять индивидуальную работу с одной и другой подгруппами (следить за ее выполнением, давать указания и оказывать практическую помощь детям, нуждающимся в ней).

   После того как младшие позанимались 10— 15 минут, я разрешаю им подойти к столам старших детей и понаблюдать за тем, что они делают и как.

   Например, дети из старшей подгруппы лепят фигуру человека, а малыши лепят по замыслу. Для старших детей планирую использование нового материала, для младших -  закрепление пройденного.

   Раздел «Социально-коммуникативное развитие» планирую из нескольких частей. Например, НОД на тему «Учимся играть и работать дружно»: в первой части дети обеих подгрупп рассматривают тематические иллюстрации, отвечают на вопросы воспитателя; во второй части проводится коммуникативное задание-тест «Разукрась варежку» (выполнение задания в паре) для закрепления полученных знаний, затем младшие уходят играть под присмотром няни, а я продолжаю занятия со старшими детьми.

Занятия в смешанной группе имеют свои особенности и усложняют работу воспитателя. Но несмотря на эти трудности, нас радует то, что дети растут дружными, добрыми, трудолюбивыми и приходят в школу хорошо подготовленными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитетелей на тему "Методика проведения рисования в разновозрастных группах детского сада"

Консультация для воспитателей поможет вспомнить или ознакомить педагогов дошкольных учреждений с методикой проведения ИЗОдеятельности....

Консультация для воспитетелей на тему "Методика проведения рисования в разновозрастных группах детского сада"

Консультация для воспитателей поможет вспомнить или ознакомить педагогов дошкольных учреждений с методикой проведения ИЗОдеятельности....

Презентация "Организация и методика проведения занятий в разновозрастной группе"

Данный материал содержит описание трех типов занятий в разновозрастных группах....

Сообщение из опыта работы "Проведение физкультурных досугов и развлечений как эффективных форм физического развития дошкольников"

Береги здоровье смолоду» - это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными — задача каждог...

Опыты с воздухом в практике разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи

В презентации представлен виртуальный мастер-класс "Опыты с воздухом для дошкольников", который можно провести в разновозрастной группе детского сада....