Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"
методическая разработка на тему

 Семинар-практикум  для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Психологическое здоровье педагогов»

Подготовила:

Суркова Татьяна Александровна  

педагог-психолог МДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 19 п. Разумное

Белгородского района Белгородской области»

2015 г.

      Цель: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов.

Задачи: Мотивировать педагогов к сохранению и укреплению здоровья; формировать навыки саморегуляции, чувство эмпатии, позитивное отношение, искренность и открытость; поддержать  благоприятный психологический климат в коллективе.

               

1. Информационный этап: Деятельность, направленная на сохранение и укрепление  психического здоровья педагогов является актуальной проблемой современной системы образования. Потому что, в настоящее время работа педагогов дошкольных образовательных учреждений связана с напряженными ситуациями и  факторами – это конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ, трудности во взаимодействии с детьми и их родителями, увеличение требований к профессиональной компетенции и низкая оплата труда.  Воздействие этих факторов  неблагоприятно влияет на психическое здоровье  педагогов и может вызвать сильные стрессы и даже привести к возникновению неврозов.

Угрозу психологическому здоровью педагогов ДОУ представляют:

Внешние источники:

  • незнание способов саморегуляции;
  • снижение физической активности, сидячий образ жизни;
  • нерациональный режим труда и отдыха.

Социальные источники:

  • преобладание авторитарного стиля руководства ДОУ;
  • высокая ответственность за жизнь и здоровье детей.

Внутренние источники:

  • личностные особенности педагогов: неадекватная самооценка, неустойчивость эмоций, тревожность, агрессивность и т. д.
  • интеллектуальные, психоэмоциональные и физические  перегрузки;
  • факторы, ослабляющие нервную систему: курение, алкоголь,  перенесенные инфекции и длительные заболевания.

При работе с педагогическим коллективом мною было выявлено, что в процессе профессиональной деятельности достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов. В результате повышается уровень тревожности и агрессивности, появляется раздражительность и вспыльчивость, преобладает подавленное,  негативное настроение, появляется бессонница. Педагоги могут потерять интерес к своей профессии, пропадает желание творчески мыслить и активно действовать, процесс мышления и деятельности становится  негибким и стереотипным.

Для оптимизации психологического здоровья мною была разработана система тренинговых занятий для педагогов ДОУ.

Данная система  включает в себя несколько направлений: деловые игры и упражнения, психогимнастические упражнения и релаксационные методики, что в комплексе способствует более эффективному воздействию на психологическое здоровье и личность педагогов в целом.

1.Деловые игры и упражнения направлены на снятие психической напряженности, повешению чувства собственной значимости, развитию навыков эффективной коммуникации и взаимодействия.

2.Психогимнастические упражнения способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности.

3.Релаксационные методики способствуют саморегуляции, мышечному расслаблению, снятию эмоционального напряжения и позитивному самовосприятию.

Каждый педагог может выбрать для себя самое подходящее и приемлемое средство для нормализации своего психического состояния и  использовать его в повседневной жизни.  

2.Упражнение  “Пожелание”

Цель: зарядить участников положительными эмоциями, развивать в них творческие способности.

Ведущий просит участников группы сесть в круг и говорит инструкцию: Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день и сделаем это так. Кто-нибудь встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из вас не получит пожелание”.

3. Упражнение «Собери целое»

Цель: активизация на работу.

Инструкция. Работа в группах. Педагогам раздаются фрагменты афоризмов про здоровье. Задача – собрать части высказываний в единое целое и пояснить смысл высказывания. 

«Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно» (Л.Н. Толстой)

«Кто крепок телом, может терпеть и жару и холод. Так и тот, кто здоров душевно, в состоянии перенести и гнев, и горе и радость, и остальные чувства» (Эпиктет)

«Нет на свете прекраснее одежи, чем бронза мускулов и свежесть кожи» (В.В. Маяковский)

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» (Гиппократ)

«Гимнастика удлиняет молодость человека» (Д.Локк)

«Если будешь следовать природе, то навсегда останешься здоровым (У. Пенн)

«Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое но полное описание счастливого состояния в этом мире» (Д.Локк)

4.Методика «Колесо жизненного баланса»

Инструкция.  Целиком круг– это наша жизнь, а из чего состоит жизнь — это отдельные части – это стороны вашей жизни. Необходимо оценить состояние качества жизни на данный момент по 10 балльной шкале (от 0 до 10). Оценка «0» показывает, что вас полностью не устраивает состояние сферы, которую вы оцениваете, «10» означает полное удовлетворение, состояние когда лучшее и желать нельзя.

Оценка результатов. На каждой из осей у вас получились точки, соответствующие вашей оценки важных сфер жизни, соедините их, заштрихуйте центральный участок ограниченной линиями. Это и есть ваше «колесо жизни». Оцените его. Что необходимо исправить для гармоничной жизни.

Упражнения для снятия психоэмоционального напряжения

5. Визуализация «Встреча с ребенком внутри себя».

Начинаем с расслабления. Примите удобную позу. Ваше тело расслаблено. Глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.

Представьте себя в каком-нибудь тихом и уютном месте. Может быть, это будет светлая роща ранним солнечным утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть, это будет маленький песчаный пляж на берегу ласкового синего моря, мягко освещенного закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку… Попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя комфортно.

Теперь вспомните себя таким, каким вы были в детстве, - в три, четыре, пять лет…

Представьте, что этот малыш стоит перед вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого-то? Может быть, он чего-то боится?

Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите: «Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив».

После этих слов представьте, что малыш улыбается вам в ответ и обнимает вас крепко – крепко. Поцелуйте его, скажите, что ваша любовь неизменна и всегда остается с ним: «Я всегда с тобой. Я люблю тебя!». Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощание рукой.

Постепенно выйдите из релаксации, сделайте глубокий вдох – выдох, откройте глаза. Скажите себе: «Я совершенна. Я принимаю и люблю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью».

6. Упражнение «Лимон» 

              Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

7. Упражнение «Подарок»

Участники не используя вербальные средства общения, дарят подарок на память соседу слева. Когда все участники закончат преподносить дары, сосед слева благодарит соседа справа за подарок и называет его.

8. Рефлексия

Каждый педагог по очереди или по желанию высказывает свои впечатления и переживания.