Технологическая карта
консультация на тему

Косарева Татьяна Федоровна

Что такое технологическая карта и как ее составлять

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта , как новая форма написания НОД

Технологическая карта, что это? Для  чего она нужна? На эти вопросы попробую ответить.

Многие педагоги в своей работе  используют различные технологии. Для того чтобы освоить эти технологии, необходимо  найти способ  их детального описания, конструирование НОД в соответствии с выбранной технологией, либо методикой. Одним из таких способов описания,   является технологическая карта.

Технологическая карта – это  описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием примерных средств, задач и предполагаемых результатов.

Конструирование технологической карты полезно не только педагогам, осваивающим новые методики, но и  каждому  из нас, т.к. ее использование поможет определить структуру образовательной деятельности, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные методы, рационально распределить время.

Подготавливая НОД, как правило, мы составляем сценарий (конспект), однако в нем не всегда прослеживается структура и взаимосвязь компонентов. Чаще всего   нет  практического осмысления своей деятельности с точки зрения постановки целей и их достижения наиболее рациональными средствами, не видно четкого результата всей деятельности и каждого ее этапа.

Разработка технологической карты.

Технологическая карта должна предусматривать все элементы образовательной деятельности и подготовки к ней. (Предлагаю рассмотреть технологическую карту уже известного вам занятия.)

Конспект как таковой может входить в технологическую карту, но это не обязательно. Представленная вам технологическая карта не содержит конспекта.

Примерный алгоритм составления технологической карты ,  универсального рецепта нет, но есть общие моменты, вот они:

  •  Определение темы
  • Постановка цели
  • Формулирование задач
  • Определение  этапов НОД, их целей и промежуточных результатов
  • Примерный хронометраж этапов
  • Наполнение содержанием, подбор материала
  • Выбор методов и приемов

Прослеживается цепочка каждого этапа:   задачи – содержание – методы и приемы – результат.

Предложенный вариант можно использовать при конструировании технологической карты коммуникативной деятельности. В зависимости от вида образовательной деятельности, методики, выбираются этапы, формулируются задачи, определяются оптимальные формы организации совместной деятельности. При необходимости технологическую карту можно дополнить, например, указать в ней интегрируемые области, коррекционную работу если она есть, оборудование.

В зависимости от целей, вида деятельности, используемой технологии этапы и их чередование может изменяться.  Так например, психологический  настрой актуален для приходящего в группу специалиста. Однако логика построения и взаимосвязь должны сохранятся. Важно придерживаться основных положений методики.

Обратите внимание, в начале,  вместо привычного организационного этапа видим два этапа:   психологический настрой и в водно-организационный. Такое разделение не случайно. Хотя на них отводится совсем немного времени, не позволительно их совмещать т.к. решаются разные задачи, а следовательно и результаты различны. Каждый этап – логическое продолжение предыдущего(Рассмотрим всю технологическую карту ).

Основа коммуникативной деятельности – общение, т.е. педагог должен  выступать в роли инициатора и организатора общения воспитанников, мягко направляя его в нужное русло, путем включения педагога в творческую деятельность детей, стать на позицию партнера.

В итоге хотелось бы отметить,  я не призываю переходить на составление технологических карт при ежедневной работе, но при участии в профессиональных конкурсах умение конструировать технологическую  карту играет немало важную роль. Польза этого умения очевидна, т.к. воспитателю приходится осмысливать собственную педагогическую деятельность, ее результативность, активно использовать профессиональную терминологию, оценивать определенные моменты в новом ракурсе – все это имеет большое значение для профессионального роста педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...