Непосредственно - образовательная деятельность " Богатыри Земли Русской"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия по патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность

«Богатыри земли русской»

Программное содержание:

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси,
великих русских богатырях - защитниках земли русской.

Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче,
Добрыне Никитиче.

Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

Познакомить детей с оружием богатырей.

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам,
желание им подражать.

Активизация словаря:

Богатырь, гусляр, кольчуга, доспехи, снаряжения, славяне, русичи, «топкие болота»,
былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, секира, чекан, топор, боевой бич, цепь, лук и
стрелы, ножа, кинжал, гусли.

Предварительная работа:

Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатырю>. Рассматривание панно «Русские
богатыри» с художественным материалом о былинных героях.

Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,
«Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».

Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Финист-Ясный
Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Сказка о мёртвой царевне и семи
богатырях», «Сказка о царе Салтане».

Составление родового дерева (нарисованного).

Изодеятельность на темы: «Оружие богатырей», «Богатыри», «Кони русских богатырей».

Оборудование:

Иллюстрации богатырей Древней Руси, карточки с изображением оружия богатырей (меч,
булава, кистень и т.д.) и оружие современных воинов (пистолет, ружьё, винтовка,
автомат); костюмы богатырей и гусляра, канаты, речка, камушки из бумаги, камень на
распутьи, три дороги, лес, изображения Кощея Бессмертного, Соловья-разбойника, Змея-Горыны
ча.

Ход НОД:

Воспитатель:


Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые
леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревле на
этой земле жили славяне.
их соседи - хазары и монголо-татары - часто нападали на
славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому
назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищал ась от врагов.
Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди.
Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах
слагались сказки и былины. Жили среди русичей богатыри - защитники нашей Родины в
древности. Вот они как выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В, М,
Васнецова «Богатыри»). Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными,
храбрыми и сильными. Кто изображён на картине?

Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Воспитатель: Правильно, а кем они были?

Дети: Богатырями.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель: Правильно. Богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги,
совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу
Родину от :врагов - стояли на
заставе (границе), мимо них ни зверь не замеченным не проскользнет, ни птица не
пролетит, а тем более враг не пройдет. Ребята, мы уже прочли немало сказок и былин о
богатырях земли русской. Давайте вспомним, как они называются?

Дети: «Соловей-разбойник», «Финнст-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей
Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей» и другие.

Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои-богатыри?

Дети: С Соловьём- разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным
Змеем.

Воспитатель: Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их
подвиги? (Да). Тогда вам нужно собираться в нелегкий, опасный путь, где нас будут
ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба
поможет преодолеть все преграды. Но сначала давайте вспомним перед тем как
отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?

Дети: Дорогу.

Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В Сказках и
былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня у камня, на котором было написано,
куда идти. Вот и у нас на дороге стоит камень, на нем написано: Пойдешь направо -
деньги и слава, налево - друзей потеряешь и будешь несмелым, прямо пойдешь - ждет
опасность и богатырская застава. Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?


Дети: Дорогу, которая идет прямо. (Воспитатель с детьми идет по дороге и перед ним
первое препятствие. Включается запись на магнитофоне и сказочный голос говорит
первое задание).

Голос:

(Задание 1) Для начала разомнитесь. По веревочке пройдитесь, но ступать с неё нельзя.
Пропасть ждет вас там друзья. (На полу разложен канат, по которому детям нужно
пройти закрытыми глазами, руки на поясе).

(Задание 2) Вот преграда на пути, Её так просто не пройти, Надо быстро вспоминать и
пословицы сказать.

Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине.

Смелость силе воевода. Тот герой, кто за Родину горой, Кто смел, тот на коня сел. За край
свой насмерть стой, Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. Сам погибай, а товарища
выручай. С родной земли умри - не сходи. Жить - Родине служить. Счастье Родины
дороже жизни. Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет. Если
дружба велика, будет Родина крепка.

(Задание 3) Вот и речка на пути, Ни проехать, ни пройти. Соловей-разбойник злой Мост
сломал здесь над рекой.

(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их).

(Задание 4) Здесь преграда, Здесь Кощей ест он много-много щей. Чтобы дальше вам
пройти, Нужно доказать, что вы богатыри.

Физкультминутка «Богатыри».

Богатырь - вот он каков. (Показывают силача).

Он силён, он здоров, он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко-зорко наблюдал. Подрастем и мы, смотри,

Станем, как богатыри! (Дети выполняют действия в соответствии с текстом).

(Задание 5) Все преграды покорились Дальше в путь мы все пустились. Но, увы, не тут-то
бьло, вихрем вдруг все тут закружило! Змей Горыныч трёхголовый повстречался на пути.
Тут спасенья не ищи! Но, ребята, не зевай, и оружие скорее выбирай! (Нужно выбрать и
назвать богатырское оружие из оружия современных воинов. Дети с воспитателем идут
дальше по дороге, навстречу им под музыку выходит мальчик-гусляр.

Воспитатель:

Кто ты?


Гусляр:

я гусляр, хожу от города к городу, от села к селу, пою о подвигах богатырей русских.
Раньше телевидения не было, только от меня люди узнавали новости.

Воспитатель:

А наши ребята тоже знают, кто такие богатыри! Один богатырь прочитает стихотворение
о богатыре.

Богатырь силен, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю от злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

и стариков, и матерей!

Воспитатель:

Вот кто такие богатыри.

Гусляр:

А и под славным городом под Киевом стояла-то застава богатырская. На заставе атаман
был Илья Муромец, податаманье был Добрыня Никитич, есаул - Алеша Попович.

(выходят три мальчика в одежде богатырей).

Илья Муромец:

Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу, свистел Соловей-разбойник да по-соловьёму,
рычал злодей-разбойник по-звериному. От его свиста все цветочки осыпалися, а что есть
люди - все мертво лежат. Но срубил я ему буйну голову, говорил при том таковы слова:
«Тебе полнотко свистать по-соловьему, тебе полнотко кричать по-звериному, тебе
полнотко стращать малых детушек! (звучит музыка).

Добрыня Никитич:

Поехал я к славной речке - вдруг не дождь дождит, не гром гремит. А и Змеинищо да то
Горынищо, а и о трёх головах, о двенадцати хоботах летит. Говорит-то Змеинищо таковы
слова: «А теперь, Добрынюшко, ты в моих руках, я тебя в полон возьму, захочу - сожгу,
захочу - сожру». Изловчился я, ударил Горынище. А и упал-то Змей на сыру землю. На
сыру землю, на ковыль-траву. Запросил пощады дущегубище. Звучит музыка.

Алеша Попович;


Рассказали мне про Тугарина Змеевича, и что сам он трех саженей росту, конь под ним,
как лютый зверь, изо рта пламень пьппет, из ушей - дым столбом. Все боятся лютого. Как
хлестнул я его по голове, а как упал он на сыру землю. То вскочил я ему на черну грудь, И
отрезал ему голову прочь, И сказал: «По грехам твоим, Змеевич, все учннилось». Звучит
гусельная музыка.

Гусляр:

Ой, вы, гой еси, богатыри да святорусские, А и седлали вы коней добрых, Да стояли мы за
веру и Отечество, И поклон вам от Руси и во веки веков.(Кланяются друг другу и
зрителям и уходят).

Воспитатель:

Ну вот, ребята, подошло к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами преодолели все
опасности и препятствия, как богатыри. Увидели богатырей и узнали об их подвигах. Вы
все были молодцы, хорошо вьшолняли все задания, были внимательными, смелыми,
ловкими, сообразительными, и я хочу сделать каждому из вас подарок - это рисунок
богатыря. Его доспехи вы можете ракрасить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность «Земля – наш дом» для детей подготовительной к школе группы.

НОД знакомит детей подготовительной к школе группы с  климатическими  условиями Крайнего севера и тундры....

Конспект непосредственной образовательной деятельности: «Земля – наш общий дом». Подготовительная группа.

.Это занятие поможет расширить представления детей о планете Земля.  Поможет понять, что все люди должны заботиться о том, чтобы на ней была жизнь..Формировать желание любить и беречь Землю. Расш...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Земля - наш дом родной"

С детства мы формируем у детей ценностные ориентации окружающего мира, приобщаем к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Через занятия, игровые ситуации воспитываем л...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Земля – наш общий дом». Подготовительная к школе группа.

Конспект непосредственной образовательной деятельности:«Земля – наш общий дом».  Подготовительная к школе группа....

Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности "Земля-живая планета"

Конспект по развитию речи в старшей группе "Земля -живая планета"...