РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка на тему

Железцова Надежда Николаевна

Представлена методическая разработка ОО "Социализация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx30.49 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОДНОГО ИЗ РАЗДЕЛА

ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 436 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ: «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» ПО ТЕМЕ:

«РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У ДЕТЕЙ С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Выполнила:

Воспитатель МБДОУ детского сада

комбинированного вида № 436

Ленинского района

 Железцова Надежда Николаевна

Г. Нижний Новгород

2014 год

Основная общеобразовательная программа ДОУ

разработана в соответствии с ФГТ (Приказ № 655 от 23.12.2009 г).

Принята на заседании педагогического совета № 2 от 30.11.2011 г. И утверждена приказом заведующего

Основная цель деятельности ДОУ:

Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценное личностное развитие ребенка, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенка дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовки ребенка к жизни в современном обществе.

Образовательная область

«Социализация»

Цель: Формировать у детей с ЗПР навыки учебной деятельности через организацию разных видов игр.

  • Развивать умение посредством игры выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результат.
  • Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно- образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.
  • Целенаправленно через игру формировать навыки эмоционального и ситуативно-делового общения со сверстниками.

Актуальность:

  • У детей с ЗПР наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, низкий навык самоконтроля, своеобразное поведение.
  • Отдельные психические функции: память, внимание, мышление отстают в своем развитии от принятых психологических норм.
  • Проявляется ограниченный запас сведений и представлений об окружающем мире, бедный словарный запас, снижена работоспособность.
  • Отмечается слабое развитие сенсорных и моторных навыков, отсутствие игровых интересов.

Методической основой данной работы являются:

  1. Л.С.Выготский, «Детей с ЗПР надо знакомить с разными способами рассуждений, умозаключений и доказательств…»
  2. Т.А.Власова, М.С. Певзнер « Перед педагогом стоит задача разобраться в детском восприятии мира, сформировать представления о нем…»

Цели и задачи работы:

Цель: Уточнение и развитие игровых навыков у детей с ЗПР.

Задачи:

  1. Поддерживать интерес к разнообразным играм, продолжать учить детей с ЗПР играть в различные игры.
  2. Развивать воображение, мышление, познавательную активность,произвольность поведения.

Формировать умение планировать договаривать, обсуждать действовать играючи.

Воспитывать желание самостоятельно выполнять роли в разных играх, продумывать сюжет.

  1. Побуждать детей самостоятельно создавать недостающие для игры предметы.
  2. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, творческое воображение, способность совместно развёртывать игру.

- формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих

- Воспитывать доброжелательность, готовность выручить товарища, умение считаться с интересом и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.

-\

Анализ уровня развития предпосылок

учебной деятельности у детей с ЗПР посредством игровой деятельности.

Критерии раздела образовательной области «Социализация» на основе основной общеобразовательной программы ДОУ

  1. Проявление интереса к разнообразным играм – инициатива, организаторские способности
  2. Умение взаимодействовать в игре – договариваться с партнерами, продумывать игровые действия
  3. Соблюдение правил игры – справедливо разрешать споры
  4. Самостоятельно выполнять роль ведущего в игре
  5. Использование в игре игрушек-заменителей, изготовление игр.

Оценка проводилась по трехбалльной системе:

1 балл – низкий уровень

2 балла – средний уровень

3 балла – высокий уровень

Результаты анализа уровня развития

у предпосылок учебной деятельности у детей с ЗПР посредством игровой деятельности.

Программно-методическое обеспечение

  1. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР под редакцией И.К.Беловой, Р.В.Былич, С.Г.Шевченко.
  2. Коррекционно-развивающее обучение под редакцией И.А.Морозова, М.А.Пушкарёва.

По разделам:

  1. «Подготовка к обучению грамоте»
  2. «Развитие элементарных математических представлений»
  3. «Ознакомление с окружающим миром»
  4. «Подготовка к обучению грамоте»

Основные направления в работе:

Организация работы с детьми (определение содержания, форм, методов и приемов)

Создание предметно-развивающей среды

Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

Формы работы с детьми:

Игры: подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, дидактические.

Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе режимных моментов.

Создание условий для организации самостоятельной деятельности детей

Приемы, используемые для развития интереса у детей с ЗПР к игре.

-Обыгрывание-рассматривание: приобретение мебели разных размеров для игр с куклами, разнообразную по своему назначению, дети видят отражающий мир окружающих их вещей.

- Схемы – иллюстрации: «Конструкторы» - которые состоят из мелких деталей, объемных деталей (наглядно показывая, что можно смастерить – поезда, дома, самолеты и т.д.).

- Знакомство с художественными произведениями для игр драматизаций

 

Шумовые игры:  железная дорога

«Животные» – игра в зоопарк                                                  привлечение внимания детей

«Птицы» - птичий двор

Элементы костюмов, декораций для театрализованных игр

Разучивание стихов, песен, сказок.

Перечень, используемых игр:

Сюжетно-ролевые игры – Совершенствуют и развивают игровые умения детей, способствуют установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений,  прогнозирование ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры («Семья», «Детский сад», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», «Школа».

Дидактические игры – Обогащают знания детей о предметах окружающего мира, систематизируют знания,  развивают память, внимание, воображение, мышление, речь, развивают сенсорные способности детей. ( «Лото», «Игры-почемучки», «Танграмы», «Домино» и д.р.

Подвижные игры – Учат ориентироваться в пространстве, самостоятельности, развивают умение доводить начатое до конца, воспитывают справедливость («Ловишки с хвостиком», «Перелет птиц», «Бездомный заяц», «Медведь и пчелка», «Лиса в курятнике», «Игры-эстафеты»)

Театрализованные игры – учат чувствовать и понимать эмоциональное состояние, совершенствуют исполнительские умения, воспитывают артистические качества, творческий потенциал.

«Теремок», «Красная шапочка», «Волк и  семеро козлят», «Колобок» и др.

Принципы работы по развитию предпосылок у детей с ЗПР учебной деятельности

  1. Научность (подбор литературных методов)
  2. Системность в работе, т.е. последовательность.
  3. Доступность, т.е. материал доступный для усвоения каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей развития.
  4. Наглядность (для познания  окружающего мира через чувственные образы.
  5. Сознательность и активность детей (иначе материал быстро забывается)
  6. Принципы прочности обучения –обеспечение всестороннего развития
  7. Принцип индивидуальности ребенка.

Параметры, определяющие у детей с ЗПР готовность к школе

  1. Внимание
  2. Память
  3. Мелкая моторика
  4. Мышление (ассоциативно-образное, логическое)
  5. Воображение
  6. Познавательная активность
  7. Произвольное поведение
  8. Сенсорные способности
  9. Сформированность эмоционально-волевой сферы.

Интеграция образовательных областей

Название области

Содержание и средства организации образовательного процесса

«Физическая культура»

Использование подвижных игр на развитие выносливости, умения ориентироваться в пространстве, справедливо оценивать собственные результаты

«Познание»

Развивать у детей: 1. умение выполнять поставленную задачу 2. Логическое мышление 3. Закреплять сенсорные способности. Планировать свои действия.

«Коммуникация»

 Проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний, отрабатывать дикцию, внятно, отчетливо произносить слова, вести диалог.

«Труд»

Воспитывать интерес к профессиям, формировать потребности трудиться, добиваться результатов, изготавливать игрушки, пособия.

Чтение художественной литературы

Формировать способность к самооценке своих поступков, умение. Договариваться, сопереживать, сочувствовать.

«Художественное творчество «Музыка»

Развивать воображение, обогащать сенсорный опыт, делать аргументированную оценку работам, высказывать эстетические суждения о произведении искусства. Совершенствовать слух, память, фантазию.

Предметно-развивающая среда

В группе оборудованы уголки разных игр

  • Продумано их размещение с учетом направленности
  • Содержание игр соответствует возрасным данным детей
  • Изготовлены маски животных, птиц для подвижных игр в физкультурном уголке
  • Различные виды театра с использованием: шапочек, костюмов, кукол.
  • Дидактические игры (лото, домино, мозаики, танграмы, почемучки и т.д.)
  • Подбор детской художественной литературы
  • Иллюстрации о профессиях, животных, временах года и т.д.

Материал был подобран с учетом возрастных возможностей и уровня развития детей.

Взаимодействие с семьей

Основные формы работы с родителями:

  • Выступление на родительском собрании «Влияние игры на формирование учебных навыков детей»
  • Показ открытых занятий для родителей «Развиваем логическое мышление, используя игры», «Игры и упражнения на развитие внимания и памяти».
  • Консультации и беседы на темы «Развивающие игры- способствующие усвоению знаний и умений», «Игротека на дому»
  • Организация выставок совместного творчества по теме: « Такие разные игрушки»
  • Разработка рекомендаций для родителей «Использование творческих игр для формирования эмоционально-волевой сферы ребёнка»

Результаты анализа уровня развития предпосылок учебной деятельности у детей с ЗПР  посредством игровой деятельности (май 2013 года)

Сравнительный анализ уровня развития предпосылок учебной деятельности  детей с ЗПР посредством игровой деятельности на  2012-2013 учебный год

Начало года                                                                                                                Конец года

Выводы:

Сравнительный анализ уровня развития предпосылок учебной деятельности посредством игровой деятельности детей на начало и конец 2012-2013 учебного года показал положительную динамику, о чем свидетельствуют результаты, представленные в диаграмме. Это обусловлено в свою очередь тем, что в группе созданы необходимые для развития детей условия. Увеличился процент детей, находящихся на высоком уровне 5%, а также снизился процент детей, находящихся на низком уровне 65%. Следовательно, на конец года у 70% детей наблюдается позитивная динамика в развитии.

Перспективы:

  1. Разместить опыт работы на сайте детского сада.
  2. Провести анкетирование родителей по теме «Ваш вопрос о готовности ребенка к школе?»
  3. Подобрать материал в зависимости от появившихся вопросов родителей ( консультации, игры.)
  4. Провести семинар-практикум для родителей по данной теме.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться,  сотрудничать и взаимодействовать с  людьми в разнообразных жизненных ситуациях.Умение выстраивать и поддерж...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности в контексте ФГОС».

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...

План работы по самообразованию воспитателя средней группы на 2019-2020 учебный год Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Тема моей работы: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности». Считаю, что дети должны видеть и понимать красоту родной природы и...

Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста посредством игровой деятельности

Развитие эмоционального интеллекта у детей раннего возраста посредством игровой деятельностиРаннее детство – период интенсивного физического и психического развития. Качественные преобразования,...

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Игра, как ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте оказывает качественно и решающее воздействие на формирование личности ребенка, на развитие общения в частности. Во время игр происходит социа...

План по самообразованию на 2022-2023 учебный год на тему: Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Цель:  Изучение способов, методов и приёмов активизации речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи :  Повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно...

Методическая разработка «Развитие математических способностей для детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

laquo;Игра это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития....