Главные вкладки

    Методическая разработка на тему:
    РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Железцова Надежда Николаевна

    Представлена методическая разработка ОО "Социализация"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod_razrabotka.docx30.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОДНОГО ИЗ РАЗДЕЛА

    ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 436 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ: «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» ПО ТЕМЕ:

    «РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    У ДЕТЕЙ С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Выполнила:

    Воспитатель МБДОУ детского сада

    комбинированного вида № 436

    Ленинского района

     Железцова Надежда Николаевна

    Г. Нижний Новгород

    2014 год

    Основная общеобразовательная программа ДОУ

    разработана в соответствии с ФГТ (Приказ № 655 от 23.12.2009 г).

    Принята на заседании педагогического совета № 2 от 30.11.2011 г. И утверждена приказом заведующего

    Основная цель деятельности ДОУ:

    Создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценное личностное развитие ребенка, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенка дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовки ребенка к жизни в современном обществе.

    Образовательная область

    «Социализация»

    Цель: Формировать у детей с ЗПР навыки учебной деятельности через организацию разных видов игр.

    • Развивать умение посредством игры выполнять поставленную умственную задачу, правильно оценивать результат.
    • Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно- образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.
    • Целенаправленно через игру формировать навыки эмоционального и ситуативно-делового общения со сверстниками.

    Актуальность:

    • У детей с ЗПР наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, низкий навык самоконтроля, своеобразное поведение.
    • Отдельные психические функции: память, внимание, мышление отстают в своем развитии от принятых психологических норм.
    • Проявляется ограниченный запас сведений и представлений об окружающем мире, бедный словарный запас, снижена работоспособность.
    • Отмечается слабое развитие сенсорных и моторных навыков, отсутствие игровых интересов.

    Методической основой данной работы являются:

    1. Л.С.Выготский, «Детей с ЗПР надо знакомить с разными способами рассуждений, умозаключений и доказательств…»
    2. Т.А.Власова, М.С. Певзнер « Перед педагогом стоит задача разобраться в детском восприятии мира, сформировать представления о нем…»

    Цели и задачи работы:

    Цель: Уточнение и развитие игровых навыков у детей с ЗПР.

    Задачи:

    1. Поддерживать интерес к разнообразным играм, продолжать учить детей с ЗПР играть в различные игры.
    2. Развивать воображение, мышление, познавательную активность,произвольность поведения.

    Формировать умение планировать договаривать, обсуждать действовать играючи.

    Воспитывать желание самостоятельно выполнять роли в разных играх, продумывать сюжет.

    1. Побуждать детей самостоятельно создавать недостающие для игры предметы.
    2. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, творческое воображение, способность совместно развёртывать игру.

    - формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих

    - Воспитывать доброжелательность, готовность выручить товарища, умение считаться с интересом и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.

    -\

    Анализ уровня развития предпосылок

    учебной деятельности у детей с ЗПР посредством игровой деятельности.

    Критерии раздела образовательной области «Социализация» на основе основной общеобразовательной программы ДОУ

    1. Проявление интереса к разнообразным играм – инициатива, организаторские способности
    2. Умение взаимодействовать в игре – договариваться с партнерами, продумывать игровые действия
    3. Соблюдение правил игры – справедливо разрешать споры
    4. Самостоятельно выполнять роль ведущего в игре
    5. Использование в игре игрушек-заменителей, изготовление игр.

    Оценка проводилась по трехбалльной системе:

    1 балл – низкий уровень

    2 балла – средний уровень

    3 балла – высокий уровень

    Результаты анализа уровня развития

    у предпосылок учебной деятельности у детей с ЗПР посредством игровой деятельности.

    Программно-методическое обеспечение

    1. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР под редакцией И.К.Беловой, Р.В.Былич, С.Г.Шевченко.
    2. Коррекционно-развивающее обучение под редакцией И.А.Морозова, М.А.Пушкарёва.

    По разделам:

    1. «Подготовка к обучению грамоте»
    2. «Развитие элементарных математических представлений»
    3. «Ознакомление с окружающим миром»
    4. «Подготовка к обучению грамоте»

    Основные направления в работе:

    Организация работы с детьми (определение содержания, форм, методов и приемов)

    Создание предметно-развивающей среды

    Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

    Формы работы с детьми:

    Игры: подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, дидактические.

    Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе режимных моментов.

    Создание условий для организации самостоятельной деятельности детей

    Приемы, используемые для развития интереса у детей с ЗПР к игре.

    -Обыгрывание-рассматривание: приобретение мебели разных размеров для игр с куклами, разнообразную по своему назначению, дети видят отражающий мир окружающих их вещей.

    - Схемы – иллюстрации: «Конструкторы» - которые состоят из мелких деталей, объемных деталей (наглядно показывая, что можно смастерить – поезда, дома, самолеты и т.д.).

    - Знакомство с художественными произведениями для игр драматизаций

     

    Шумовые игры:  железная дорога

    «Животные» – игра в зоопарк                                                  привлечение внимания детей

    «Птицы» - птичий двор

    Элементы костюмов, декораций для театрализованных игр

    Разучивание стихов, песен, сказок.

    Перечень, используемых игр:

    Сюжетно-ролевые игры – Совершенствуют и развивают игровые умения детей, способствуют установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений,  прогнозирование ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры («Семья», «Детский сад», «Магазин», «Парикмахерская», «Библиотека», «Школа».

    Дидактические игры – Обогащают знания детей о предметах окружающего мира, систематизируют знания,  развивают память, внимание, воображение, мышление, речь, развивают сенсорные способности детей. ( «Лото», «Игры-почемучки», «Танграмы», «Домино» и д.р.

    Подвижные игры – Учат ориентироваться в пространстве, самостоятельности, развивают умение доводить начатое до конца, воспитывают справедливость («Ловишки с хвостиком», «Перелет птиц», «Бездомный заяц», «Медведь и пчелка», «Лиса в курятнике», «Игры-эстафеты»)

    Театрализованные игры – учат чувствовать и понимать эмоциональное состояние, совершенствуют исполнительские умения, воспитывают артистические качества, творческий потенциал.

    «Теремок», «Красная шапочка», «Волк и  семеро козлят», «Колобок» и др.

    Принципы работы по развитию предпосылок у детей с ЗПР учебной деятельности

    1. Научность (подбор литературных методов)
    2. Системность в работе, т.е. последовательность.
    3. Доступность, т.е. материал доступный для усвоения каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей развития.
    4. Наглядность (для познания  окружающего мира через чувственные образы.
    5. Сознательность и активность детей (иначе материал быстро забывается)
    6. Принципы прочности обучения –обеспечение всестороннего развития
    7. Принцип индивидуальности ребенка.

    Параметры, определяющие у детей с ЗПР готовность к школе

    1. Внимание
    2. Память
    3. Мелкая моторика
    4. Мышление (ассоциативно-образное, логическое)
    5. Воображение
    6. Познавательная активность
    7. Произвольное поведение
    8. Сенсорные способности
    9. Сформированность эмоционально-волевой сферы.

    Интеграция образовательных областей

    Название области

    Содержание и средства организации образовательного процесса

    «Физическая культура»

    Использование подвижных игр на развитие выносливости, умения ориентироваться в пространстве, справедливо оценивать собственные результаты

    «Познание»

    Развивать у детей: 1. умение выполнять поставленную задачу 2. Логическое мышление 3. Закреплять сенсорные способности. Планировать свои действия.

    «Коммуникация»

     Проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний, отрабатывать дикцию, внятно, отчетливо произносить слова, вести диалог.

    «Труд»

    Воспитывать интерес к профессиям, формировать потребности трудиться, добиваться результатов, изготавливать игрушки, пособия.

    Чтение художественной литературы

    Формировать способность к самооценке своих поступков, умение. Договариваться, сопереживать, сочувствовать.

    «Художественное творчество «Музыка»

    Развивать воображение, обогащать сенсорный опыт, делать аргументированную оценку работам, высказывать эстетические суждения о произведении искусства. Совершенствовать слух, память, фантазию.

    Предметно-развивающая среда

    В группе оборудованы уголки разных игр

    • Продумано их размещение с учетом направленности
    • Содержание игр соответствует возрасным данным детей
    • Изготовлены маски животных, птиц для подвижных игр в физкультурном уголке
    • Различные виды театра с использованием: шапочек, костюмов, кукол.
    • Дидактические игры (лото, домино, мозаики, танграмы, почемучки и т.д.)
    • Подбор детской художественной литературы
    • Иллюстрации о профессиях, животных, временах года и т.д.

    Материал был подобран с учетом возрастных возможностей и уровня развития детей.

    Взаимодействие с семьей

    Основные формы работы с родителями:

    • Выступление на родительском собрании «Влияние игры на формирование учебных навыков детей»
    • Показ открытых занятий для родителей «Развиваем логическое мышление, используя игры», «Игры и упражнения на развитие внимания и памяти».
    • Консультации и беседы на темы «Развивающие игры- способствующие усвоению знаний и умений», «Игротека на дому»
    • Организация выставок совместного творчества по теме: « Такие разные игрушки»
    • Разработка рекомендаций для родителей «Использование творческих игр для формирования эмоционально-волевой сферы ребёнка»

    Результаты анализа уровня развития предпосылок учебной деятельности у детей с ЗПР  посредством игровой деятельности (май 2013 года)

    Сравнительный анализ уровня развития предпосылок учебной деятельности  детей с ЗПР посредством игровой деятельности на  2012-2013 учебный год

    Начало года                                                                                                                Конец года

    Выводы:

    Сравнительный анализ уровня развития предпосылок учебной деятельности посредством игровой деятельности детей на начало и конец 2012-2013 учебного года показал положительную динамику, о чем свидетельствуют результаты, представленные в диаграмме. Это обусловлено в свою очередь тем, что в группе созданы необходимые для развития детей условия. Увеличился процент детей, находящихся на высоком уровне 5%, а также снизился процент детей, находящихся на низком уровне 65%. Следовательно, на конец года у 70% детей наблюдается позитивная динамика в развитии.

    Перспективы:

    1. Разместить опыт работы на сайте детского сада.
    2. Провести анкетирование родителей по теме «Ваш вопрос о готовности ребенка к школе?»
    3. Подобрать материал в зависимости от появившихся вопросов родителей ( консультации, игры.)
    4. Провести семинар-практикум для родителей по данной теме.

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование математических представлений у детей с ЗПР в игровой деятельности.

    Математическое развитие выступает в качестве особого «ключа» к освоению свойственных возрасту видов деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности. Для овладения математическими пре...

    Развитие эмоциональной сферы у детей с ЗПР посредством устного народного творческтва

    В статье представлен опыт работы по развитию эмоциональной сферы у детей с ЗПР....

    Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР посредством нетрадиционных методов и приемов

    В последнее время нарастает тенденция к использованию нетрадиционных средств для развития мелкой моторики. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в ...

    Развитие мелкой моторики у детей с ЗПР посредством использования дидактических игр с палочками

    Презентация закомит родителей с различными видами игр с палочками на развитие мелкой моторики у детей с ЗПР...

    Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

    Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться,  сотрудничать и взаимодействовать с  людьми в разнообразных жизненных ситуациях.Умение выстраивать и поддерж...

    Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности в контексте ФГОС».

    Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...