Конспект занятия по приобщению старших дошкольников к народной культуре на тему:«Покров».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Корякова Татьяна Дмитриевна

приобщить детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями; знакомить с русскими поговорками и повериями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по приобщению старших дошкольников к народной культуре на тему:«Покров».

Цели: приобщить детей к культуре русского народа, познакомить с народными традициями; знакомить с русскими поговорками и повериями.

Оборудование: кукла – невеста, свадебные фотографии родителей, осенние веточки, цветы, колосья,

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, какое сейчас идет время года?

Время года отгадай:

Собирают урожай,

Разноцветный лес, красивый,

Мокнуть скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют.

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает,

Свою норку утепляет.

Дети. Осень.

Воспитатель. Правильно, ребята. А теперь посмотрите и скажите какая сегодня погода. Как выглядят земля, небо, деревья, кустарники? В старину сегодняшний день величали Покровом. Называли его так потому, что в этот день как правило, выпадал первый легкий снег и покрывал землю.

И в народе говорили:

«Покров кроет землю то листом, то снегом».

«На Покров до обеда осень, после обеда – зима».

А сегодня вы видели на улице снег?

Есть еще такие народные приметы:

- Каков Покров – такова и зима.

- Выпадает снег – снежная зима.

-Октябрьский гром – зима бесснежная.

Посмотрите в окно. Давайте с вами попытаемся определить, какая же зима будет в этом году.

Люди к Покрову старались утеплить дома, заботились о своем жилище.

Как вы думаете, как можно утеплить дом? (Забить щели ватой, кусочками ткани, заклеить отверстия, заготовить дрова, почистить печи.) К Покрову дню девушки ткали, чесали лен, пряли, вязали платки, чулки, варежки, лепили затейливые глиняные игрушки. Мужчины плели лапти, валяли валенки, шили меховые рукавицы, шапки. Начинались посиделки. На посиделки – вечеринки молодежь собиралась то в одном доме, то в другом – где жили молодые парни и девушки. Шумно и весело проходили игрища с песнями, плясками, ряжеными, представлениями.

И по русской традиции на Покров справляли долгожданные праздники. Сейчас мы о них поговорим.

Показывает и предлагает рассмотреть куклу – невесту. (К этому дню дети приносят свадебные фотографии своих родителей) .

_ Посмотрите, какая у меня кукла. Это кукла - невеста. Какая она красивая, нарядная. Давайте опишем ее наряд. Ваши мамы тоже были невестами.

- Ребята, скажите, а как называется торжество, на котором ваша мама – невеста, а папа – жених. (Свадьба.)

- Что же это за праздник такой – свадьба? Как вы думаете, зачем он нужен?

- Кто – нибудь из вас был на свадьбе? (Дети рассказывают, что они знают о свадьбе.)

Русская свадьба всегда была очень веселой. На каждую свадьбу приглашали не только друзей, родителей, родственников, но и скоморохов, людей, которые специально веселили гостей, как клоуны. Специально нанимали разных музыкантов, особенно тех, кто умел играть на рожке и на дудке (показать картинку с изображением инструментов) .

На свадьбе было много веселых игр, поэтому ее не справляли, а играли.

- Кто знает, сколько дней у нас сейчас справляют свадьбу?

А раньше она длилась несколько дней, а иногда и неделю. И люди старались играть свадьбы именно на этой неделе, когда идет Покров. Не зря октябрь называют свадебником.

На свадьбу голову девушки покрывали платком, и с этого дня она уже не могла появиться на людях без платка – это считалось позором.

В народе есть много поговорок:

«Мать – Покров! Покров землю снежком, меня, молоду, платком».

«Весело Покров проведешь – дружка заведешь».

2. Практическая часть.

Дети рассматривают свадебные фотографии. После дети садятся в круг, в центре которого в коробках разложены осенние веточки, цветы, колосья.

Задание. Мальчикам предлагается составит осенний букет, а девочки – сплести веночки. Затем дети рассказывают о своей творческой работе.

- Кому бы вы подарили свои букеты и веночки? (Ответы детей) .

- Почему? (Приятно всегда хочется сделать самым близким и дорогим людям, тем, кого любишь и кто любит тебя.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по приобщению к истокам русской народной культуре

Темы занятий: "Забавы вокруг печи""Хлеб- всему голова""Октябрь пахнет капустой""Синичкин день"" Покровские посиделки" - развлечение...

Конспект занятия по приобщению детей к истокам народной культуры в старшей группе «Литературный калейдоскоп «Хорошо ли ты знаешь сказки?»

МБДОУ детский сад №5 «Улыбка»  Конспект занятия по приобщению детей к истокам народной культуры в старшей группе «Литературный калейдоскоп «Хорошо ли ты знаешь сказки...

Конспект занятия для детей старшей группы "Мордовская народная культура"

Прививать интерес к  культуре народа, проживающего рядом, необходимо начинать с дошкольного возраста. Изучение фольклора, традиций, быта, праздников, народного костюма - способствует воспитанию п...

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в средней группе.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в средней группе. Тема: «Знакомство с деревянными ложками».Цель: обогатить представления детей об истории ...