Конспект занятия по приобщению детей к русской народной культуре в младшей группе «Волшебные ложки»
план-конспект занятия (младшая группа)
Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_k_russkoy_narodnoy_kulture.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Конспект занятия в младшей группе «Волшебные ложки»
Цель: Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры
Задачи
- Образовательные: познакомить детей с предметами обихода – деревянными ложками, их разнообразным назначением в жизни и культуре русского народа; познакомить с театром ложек; продолжить учить называть обобщающие слова (музыкальные инструменты, посуда, игрушки).
- Развивающие: развивать внимание, интерес к народным промыслам, обогащать словарный запас детей.
- Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, учить замечать красоту народного искусства, умение слушать родное слово (народные песни, потешки)
Словарная работа: чурочки, баклуши, ложкари, обобщающие слова – муз. инструменты, посуда, игрушки.
Предварительная работа: д/и «Назови одним словом», «Назови ласково», «Угадай сказку», разгадывание загадок о животных, разучивание песенки-потешки с игрой на музыкальных ложках.
Оборудование: ложка-кукла, сундучок для ложек, ложки с нарисованными мордочками животных, ложки расписные,
Ход ООД:
Входят дети здороваются с Хозяйкой.
Хозяйка встречает гостей: Ой, вы гости дорогие,
Вы пожалуйте сюда.
Приходите поскорее
Занимайте здесь места.
(Раздаётся стук) Ой, это вы стучите? Нет? А кто же это? (все прислушиваются) Это где-то здесь. (подходит к печи) Хозяйка достаёт из-за печки ложку-куколку, одетую на руку, показывает ребятам, кукла поворачивается, красуется.
Хозяйка – Как тебя звать-величать, красавица?
Кукла – Меня величают копалка, хлебалка, загибка, но больше всего мне нравится веселочка.
Дети – Здравствуй, Веселочка!
Хозяйка - Дети приглашайте куколку.
Дети - Милости просим в наш дом.
- Хорошему гостю хозяин рад.
- Гость на двор – хозяйке радость.
Кукла – Дети, я пришла со своим сундучком, а в нем лежит загадка:
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду.
Деревянная подружка
Без нее мы как без рук…
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не дает.
Дети. - Ложка
Хозяйка – Это ложка не простая, а волшебная. Что значит волшебная? (Необычная, та, которая умеет превращаться во что-то). Ребята, а для чего нам нужна ложка? (Ответы детей)
- Давайте рассмотрим ложки, которые принесла нам Кукла.
Они все разные, есть расписные, есть ложки не расписанные, деревянные,
маленькие, большие. (рассматривают)
- А как вы думаете, кто их сделал? (ответы детей)
Хозяйка - Да, их сделали люди. (Рассаживайтесь поудобнее на скамеечку, а я сейчас расскажу вам как это было):
Когда-то давным-давно люди ели деревянными ложками. Россия – страна
богатая лесами и славилась она мастерами по обработке дерева. Издавна из
осины, липы, берёзы выделывали лёгкую и прочную посуду. Дерево рубили и обтёсывали топорами, распиливали на небольшие чурочки – это заготовки
для ложек, а назывались эти чурочки «баклуши». Эта работа лёгкая,
большого труда не надо, и выполнить эту работу мог любой член семьи.
После этого выдалбливали внутри, пока баклуша не приобретала вид ложки.
Отделывали поверхность ложки женщины и дети, а окончательно
подправляли их снова мужчины. Таких мастеров называли «ложкарями»
Были ложки беленькие с гладкими, тёплыми щёчками! Вот такие (показ
нераскрашенной ложки). Но каждому человеку хотелось, чтобы его ложка
была по-своему интересна, хороша и красива, чтобы она не была похожа на
другие. Люди раскрашивали ложки цветами, ягодами, составляли разные
узоры. Вот посмотрите (показ раскрашенной ложки). Такие ложки даже носили с собой, когда шли в гости. В таких случаях говорили: «Запасливый гость без ложки не ходит»
- Давайте вспомним, как назывались заготовки для ложек (Чурочки. Баклуши)
- А люди, которые делали ложки (Ложкарь).
- Для чего нужна ложка? (Кушать, верно)
- А сейчас немножко разомнём наши пальчики:
Мы с тобой из гречки (Указательным пальцем правой руки «мешаем» в ладошке левой руки)
Варим кашу в печке
Для кота, щенка и мышки, (Загибаем по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших, на каждое название персонажа)
Для сестренки и братишки.
Угостим всех кашей. (Складываем две ладони «ковшиком» и протягиваем вперед)
Нам «спасибо» скажут! (Делаем благодарственный поклон)
Кукла. - Дети, а что еще можно делать ложками? (ответы детей) Верно, ими можно играть, как на инструментах. Давайте попробуем ими отбить ритм (дети вместе с Хозяйкой играют на ложках)
Расписные ложки
Мы возьмем в ладошки!
1,2,3 - ты на ложки посмотри, (поворачивают ложки перед собой)
1,2, 3, 4 –вот мы ложечки купили (поочередно ложками ударяют по коленкам или столу).
1,2,3,4,5 – будем мы на них играть! (стучат ложками)
Хозяйка - Ребята, какие это были ложки? (музыкальные, муз. инструмент)
Кукла – Я, ребята, вам раскрою секрет. Я тоже не простая куколка, а самая настоящая ложка.
Хозяйка – вот удивила так удивила нас! Действительно, это игровая кукла, основой служит обычная деревянная ложка. Малышам изготовляла такую куклу мама, а детки постарше уже сами могли сделать ее из ложки, ниток и простых лоскутков. Посмотрите. (Показ воспитателем).
- Ребята, помогите выбрать и повязать нашим куколкам-подружкам новый платочек. Доделали куклу, теперь можно их назвать русским женским именем. Что вы предложите? (Дуняша, Аленушка, Машенька).
Хозяйка: А еще ложки расписывали в виде сказочных героев (демонстрация ложек).
Рисовали на них мордочки героев различных сказок, украшали кусочками
тряпок, ниточек. И показывали сказки детям - детские, а взрослым –
взрослые сказки.
Я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать. (достает ложки с
нарисованными на них животными после каждой отгадки.)
Летом по лесу гуляет, Зимой беленький, а летом серенький
Зимой в берлоге отдыхает. Никого не обижает, а всех сам боится.
(Медведь) (Заяц)
Рыжая птичница в курятник пришла, Кто осенью холодной
Всех кур пересчитала и с собой унесла. Ходит злой и голодный? (Волк)
(Лиса)
На болоте проживает, Живет в норке, грызет корки.
Ловит мух и комаров. Короткие ножки; боится кошки.
Только «Ква» она и знает. (Мышь)
Кто назвать её готов?
(лягушка)
- Какие это ложки, ребята? (Игрушки).
- Как можно использовать такие ложки? (ответы детей).
- Правильно, ими можно играть в сказку. И мы с вами сейчас поиграем .
Игра в сказку «Теремок»
Заключительная часть.
Хозяйка – Дети, почему же наши ложки волшебные? Как по-разному можно их использовать? (Ответы детей – музыкальные, предмет посуды, игрушка)
Кукла - Верно, они могут быть и столовым прибором, и музыкальным инструментом и даже игрушкой. Мы узнали, как в старину делали ложки, умело отгадывали загадки, показали, как можно играть на ложках, а ещё поиграли в сказку «Теремок». Молодцы! Мне пора прощаться. До свидания! (Дети прощаются с Куклой)
Хозяйка. – Нам тоже пора прощаться. До следующей встречи, друзья и гости дорогие!
Используемая литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования.
2. И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина. Ознакомление детей младшего и среднего
дошкольного возраста с русским народным творчеством.
3. О. Л. Князева, Маханева М. Д. «Приобщения детей к истокам русской
народной культуры».
4. Сорокина Н. Ф., Л. Г. Миланович «Развитие творческих способностей у
детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис -
пресс», Москва 2007 год.
5. Дыбина О. В. «Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов
для дошкольников». – М. : ТЦ «Сфера», 1999
6. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы: Сценарии игр-занятий для
дошкольников». – М. : ТЦ «Сфера», 2004
7. Щёткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет»,
Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
8. Нищева Н.В. веселая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2021.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по приобщению детей к русской народной культуре "Все ремесла хороши"
Данное занятие является обобщение опыта работы по теме "Приобщение детей к русской народной культуре". Занятие для детей подготовительной группы. Использована групповая форма работы. Загадки о р...
Конспекты занятий по приобщению к истокам русской народной культуре
Темы занятий: "Забавы вокруг печи""Хлеб- всему голова""Октябрь пахнет капустой""Синичкин день"" Покровские посиделки" - развлечение...
Конспект занятия по приобщению детей к русской национальной культуре во 2 младшей группе на тему: «Праздник игрушки»
Программные задачи: Приобщать детей к истокам русской национальной культуры путем интеграции изобразительного искусства, фольклора и музыки:- продолжать знакомить с народной дымковской...
Конспект занятия по приобщению детей к истокам народной культуры в старшей группе «Литературный калейдоскоп «Хорошо ли ты знаешь сказки?»
МБДОУ детский сад №5 «Улыбка» Конспект занятия по приобщению детей к истокам народной культуры в старшей группе «Литературный калейдоскоп «Хорошо ли ты знаешь сказки...
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в средней группе.
Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в средней группе. Тема: «Знакомство с деревянными ложками».Цель: обогатить представления детей об истории ...
План конспект занятия в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре» в средней группе «Русская изба»
Цель занятия познвкомить детей с устройством русской избы, названиями её частей....
План конспект занятия в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре» в средней группе «Устройство быта русской избы»
Цель занятия познакомить детей с предметами быта русского народа, с ремёслами, с традициями украшать свой быт...