Итоговое занятие по приобщению детей к русской народной культуре "Все ремесла хороши"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Кирьянова Светлана Васильевна

Данное занятие  является обобщение опыта работы по теме "Приобщение детей к русской народной культуре". Занятие для детей подготовительной группы. Использована групповая форма работы. Загадки о ремеслах придумывала сама.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_zanyatie_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие в подготовительной группе

«Все ремесла хороши…»

Программные задачи:

  1. Закреплять знания детей предметов быта и домашней утвари крестьян. Закреплять умение загадывать и отгадывать загадки.
  2. Закреплять представления детей об основных ремеслах на Руси: гончар, ткачиха, красильщики и др.
  3. Закреплять умения лепить из пластилина посуду, рисовать мотивы уральской росписи, плести из бумаги коврики.
  4. Воспитывать нравственно–патриотические чувства у детей, любовь к Родине, повышать любознательность.

Словарная работа:

Активизация словаря: гончар, ткачиха, красильщики, кузнец, ювелир, лекарь, пряха, плотник, охотник, воин, купец, кочерга, коромысло, люлька, ухват

Дидактические материалы: : «река времени», атрибуты ремесел: для лекаря – букетики трав, для кузнеца – изделие из железа (ключ), для плотника – молоток, и пр..  Бубен. Магнитофон с фонограммой русских мелодий и песен. Прилавок, лоток для купца, леденцы.

Раздаточные материалы:  на столах по подгруппам:

для гончаров -  пластилин, гончарные круги, салфетки для рук.

для ткачих – бумажные заготовки ковриков, клей салфетки, кисти для клея.

для красильщиков – деревянные доски с элементами уральской росписи, гуашь, стаканчики с водой, салфетки, кисти № 1.

Предварительная работа: проведение занятия «Дело мастера боится», рассматривание иллюстраций с изображением ремесленников, приклеивание картинок с изображением ремесел на «реку времени», проведение д/и «Ремесла Киевской Руси», игра с мячом «Угадай ремесло», экскурсия в гончарную мастерскую, рассматривание в «избе» прялки, веретена, экскурсия  в мастерскую плотника, проведение «мастер – класса» с мальчиками по плотническому ремеслу, вышивание с девочками, рассматривание гербария  «Растения и травы Южного Урала».

        Ход занятия

Звучит русская народная песня, воспитатель и дети заходят  в русских народных костюмах и встают в круг на разметку. Воспитатель:

Русь деревянная – края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

- А скажите, ребята, почему Русь деревянная?

- А как назывались такие дома?

- А что такое изба?

- А вспомните, какое выбирали место для строительства избы? А из каких деревьев строили? Почему?

Проводится игра с бубном.

- А сейчас мы вспомним с помощью загадок, какими предметами пользовались крестьяне в быту. Ребенок, на котором закончилась считалка, загадывает загадку, остальные отгадывают. Дальше передает бубен ребенку, стоящему рядом (без считалки).

Ты катись, веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам.

У кого веселый бубен,

Тот загадку скажет нам.

Загадки:

  1. Два братца друг на друга глядят,

А вместе не сойдутся. (пол и потолок)

  1. Два брюшка, четыре ушка. (подушка)

  1. Черный конь

Скачет в огонь.   (кочерга)

  1. Ни свет ни заря

Пошел, согнувшись со двора.    (коромысло)

  1. Толстый, пузатый

Стоит и пыхтит.   (самовар)

  1. Блестит, сверкает

Всю траву срезает.  (коса)

  1. Без рук, без ног

Во все стороны кланяется.  (люлька, зыбка)

  1. Рогат – да не бык,

Хватает – да не сыт,

Людям отдает,

Сам на отдых идет.   (ухват)

  1. Стоит девица в избе,

коса на дворе.   (печь)

  1. На топтале был,

На кружале был,

 на пожаре был,

 на базаре был –

Домой пришел.   (печной горшок)

  1. У нее в печурочке

Золотые чурочки.    (дрова в печи).

  1. Скручен, связан,
    По избе пляшет
    .(веник)

  1. Кто приходит, 
    кто уходит, 
    все ее за ручку водят
    .(дверь)

После игры воспитатель предлагает детям пройти к своему стульчику, на котором  лежит атрибут ремесла, которое он представляет.

Представление ремесел: каждый ребенок выходит на середину круга и загадывает свою загадку, остальные отгадывают. После садится на место.

  1. Я лечу людей,

     маленьких детей,

     не гончар,

     не пекарь,

     а самый лучший ….(ЛЕКАРЬ)

  1. Изготовлю вам из глины:

Миску, крынку и горшок.

У меня отличный дар,

Ремесло мое….(ГОНЧАР)

  1. Путешествую по свету,

Я объехал уж весь мир.

Я привез меха, конфеты,

Ткани: шелк и кашемир.

Угадайте ж, наконец,

Ремесло мое….(КУПЕЦ)

  1. Нужен вам половик

     или ткань красивая,

     изготовлю в один миг.

     Управляюсь лихо,

     Ремесло мое…(ТКАЧИХА)

  1. Драгоценности, алмазы,

Покорили уж весь мир.

Изготовлю украшенья –

Я великий ….(ЮВЕЛИР)

  1. Разукрашу я красиво:

И доску и ложку,

И наличник на окно

Распишу немножко. (КРАСИЛЬЩИКИ)

  1. Надо лошадь подковать,

Изготовить ключ к замку,

Что угодно – все смогу.

Даже меч – кладенец,

Ремесло мое - ….(КУЗНЕЦ)

  1. Сколочу вам лавку, стол,

Да еще скамейку.

Вовсе не охотник,

А самый лучший ….(ПЛОТНИК)

  1. Он любит свою Родину

      и жизнь готов отдать.

      Только он достоин – звания – (ВОИН)

  1. Очень меткий я стрелок:

Будь то волк иль колонок.

Попаду я в миг.

Кто же я ?    (ОХОТНИК)

  1. Я из пушистой шерсти

Напряду вам пряжи.

Смотаю все в клубочки

и свяжу носочки,

иль теплую рубаху,

потому что…(ПРЯХА)

После игры «Угадай ремесло» воспитатель предлагает детям пройти за столы, предварительно распределив ремесла: гончары, ткачихи, красильщики. Дети – гончары  надевают фартуки и нарукавники, дети – красильщики – нарукавники.

- Послушайте задание: сейчас вы все превращаетесь в лучших мастеров – ремесленников:

Гончары лепят посуду, красильщики с помощью волшебной кисточки оживляют мотив уральской росписи на дощечках, а ткачихи заканчивают плести коврики.

Массаж для рук

Мы умеем лепить

И умеем красить,

Мы умеем вышивать

И капусту квасить.

1 – 2 – разукрашена доска.

1 – 2 – 3 - 4 – дружно все горшок слепили,

1 – 2 – 3 – 4 – 5 – будем коврик заплетать.

1 – 2 – 3 – начни!!!

Во время практической части воспитатель помогает детям, активизирует речь  с помощью вопросов, например: что ты хочешь слепить, каким способом будешь это делать, какой краской ты будешь рисовать, и т. п.

После завершения работ, детям предлагают положить изделия на прилавок и рассмотреть их, полюбоваться своим трудом и трудом других детей.  В конце занятия выходит купец - ребенок с лотком, на котором лежат разные товары: платки, ленты и леденцы. Встает за прилавок и зазывает покупателей:

Эй, народ, не зевай,

Поскорей налетай,

Весь товар раскупай!

Стою, продаю

Товар хвалю:

Коврик за трешку,

Горшок за пятак,

Доску за рубль,

А леденец ЗА ТАК!!!

Дети угощаются леденцами. Прощаются с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"

Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....

Технологическая карта итогового занятия в подготовительной группе «Русская деревня» В рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»

Цель занятия: закрепить народоведческие, исторические знания детей, а так же  умения водить хороводы и играть в русские народные игры...

Технологическая карта итогового занятия в подготовительной группе «Русская деревня» В рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»

Цель занятия: закрепить народоведческие, исторические знания детей, а так же  умения водить хороводы и играть в русские народные игры...

Музыкальное занятие по приобщению детей к русской народной музыкальной культуре, к культуре родного края в подготовительной группе «Поиски волшебной Ложки» с использованием QR-технологии

Цель: Приобщение детей к русской народной музыкальной культуре, к культуре родного края через игру на ложках посредством QR-технологии....