Главные вкладки

    Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»
    методическая разработка на тему

    Антонова Эльвира Валерьевна

    Выявление уровня общительности педагогов с родителями и детьми. Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass.docx25.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»

    Подготовила: воспитатель Антонова Э.В.

    Цель: Выявление уровня общительности педагогов с родителями и детьми. Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций.

    Ход:
    Активизация участников.

    Педагог:  Крикните громко и хором, друзья,
    Деток вы любите? Нет или да?
    Пришли на собрание, сил совсем нет,
    Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
    Я вас понимаю. Как быть, господа?
    Проблемы решать нужно нам? (Да.)
    Дайте мне тогда ответ:
    Помочь откажетесь мне? (Нет.)
    Последнее спрошу вас я:
    Активными все будем? (Да.)
    Спасибо!

    1 слайд.  Приветствие «Давайте поздороваемся»

    Педагог: Здравствуйте те, у кого в этом месяце день рождения!

    – Здравствуйте те, кто не хотел утром вставать с постели!

    – Здравствуйте те, кто ждёт повышение зарплаты!

    – Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку!

    – Здравствуйте те, кто готов общаться!

    Такой способ здороваться способствует снятию мышечного напряжения и переключения внимания.

    2 слайд. Педагог: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу мастер-класс на очень важную, нужную тему: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательном процессе».

    Педагог: Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Эзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков, и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении.

    С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека.

    Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Работа педагога, подразумевает постоянное налаживание контактов с родителями и детьми, успешность педагога зависит от умения общаться.

     3 слайд. Педагог: Я предлагаю вам вспомнить восточную притчу: Жил-был юноша, который не умел ладить с людьми. Отец дал ему полный мешок гвоздей и наказал, забивать один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда тот потеряет терпение или поругается с кем-нибудь.

    В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.

    Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец предложил юноше, вынимать один гвоздь из ворот, каждый раз, когда он не потеряет терпение. Наконец наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.

    4 слайд. Отец подвел сына к садовым воротам: "Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах".

    Педагог: Говорят, что «слово лечит», но оно может и «ранить». Общение – важная составляющая жизни каждого человека, а общение в профессии педагога – его главный инструмент.

    5 слайд. Выявление уровня общительности педагогов

    Педагог: Сегодня перед началом нашего мероприятия, мы с вами заполнили опросники В.Ф.Ряховского, чтобы выявить уровень общительности наших педагогов. Я провела их анализ и представляю вам результаты.

    Анализ результатов.  Зачитать. (Приложение 1)

    Педагог: Вычисляется сумма набранных баллов по всем вопросам и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь.

    30-32 балла — вы явно некоммуникабельны. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий.

    25-29 баллов — вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия.

    19-24 балла — в известной степени вы общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно.

    14-18 баллов — у вас нормальная коммуникабельность. Вы охотно слушаете интересного собеседника, терпеливы в общении с другими. Без неприятных переживаний идете на встречу с незнакомыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, многословие вызывает у вас раздражение.

    9-13 баллов — вы весьма общительны (порой даже без меры). Разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, раздражает окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя и не всегда можете их выполнить.

    4-8 баллов — общительность бьет из вас ключом. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому поводу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке.

    3 балла и менее — ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых вы совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в своем окружении.

    Основная часть:

    Педагог: Сегодня я хочу вам предложить игры и упражнения, которые помогают установить контакты с родителями, детьми и педагогами. Предлагаю несколько игр приветствий. Когда человек здоровается, он желает здоровья тому, кого приветствует, а это способствует налаживанию контактов!

    7 слайд. Упражнение «Слоник приветствует»

    Эту игру очень любят дети! Средний палец правой руки превращается в «хобот», остальные четыре пальца- ноги слоника. «Слоник» правой руки стоит на ладони левой руки. По кругу, касаясь хоботком хоботка «соседа – слоника» передается приветствие: «Здравствуй, я слоник Катя» и т. д.

    8 слайд. Педагог: Для сближения родителей и снятия излишней напряженности, например, во время родительского собрания, можно провести игру: «Друг к дружке».

    Во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Встаньте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку. Я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!», вы должны поменять партнера.

    - Правая рука к правой руке!

    - Ухо к уху!

    - Спина к спине!

                - Друг к дружке.

    - Носок к носку!

    - Живот к животу!

    - Лоб ко лбу!

                - Друг к дружке.

    - Бок к боку!

    - Колено к колену!

    - Мизинец к мизинцу!

                - Друг к дружке.

    - Бедро к бедру!

    - Левая рука к левой руке!

    - Пятка к пятке!

                - Друг к дружке.

    - Затылок к затылку!

    - Локоть к локтю!

    - Кулак к кулаку!

                - Друг к дружке.

    Педагог: Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо. Это игра, помогает большему эмоциональному сближению за счет телесного контакта, улучшается взаимопонимание друг с другом.  И сейчас, поиграв в эту игру, я надеюсь вы тоже стали ближе друг к другу.

    Педагог: А сейчас присаживайтесь за столы. Перед собой вы видите разноцветные шерстяные нитки и ножницы, из них мы будем изготавливать куколок. С давних времен куклы использовались для игры, в качестве оберегов, но мы найдем им иное применение. (Педагог садится за центральный стол, объясняет принцип изготовления куклы, вместе с участниками делает свою куклу.) А для чего мы это сделали, вы узнаете в конце мастер класса.

    9 слайд.  Педагог: Упражнение «Гусеница»

    Вам нужно встать друг за другом в колонну, между каждым участником воздушный шар – это гусеница, которая не может разрываться. Гусеница должна показывать, как она спит, передвигается, делает зарядку, умывается и т. д.

    Педагог: Это упражнение поможет преодолеть межличностные барьеры в общении и деятельности взрослых и детей, проявить интерес и внимание к сверстникам, научит понимать индивидуальные особенности друг друга, поможет сформировать навыки социального взаимодействия.

    10 слайд. Педагог: Следующая игра «Здравствуй, моя хорошая».

    В общении не малую роль играет интонация. Одну и туже фразу, слово можно сказать по-разному. Произнесите с разной интонацией фразу «Здравствуй, моя хорошая», а коллеги постараются угадать, каким эмоциональным состоянием окрашена фраза. (Радость, удивление, разочарование, уверенность, спокойствие, равнодушие). Педагоги по очереди выполняют задание.

    Педагог: В реальной жизни, часто в разговоре мы по интонации с первых слов понимаем, в каком настроении находится наш собеседник. Правильное умение общаться с родителями и друг с другом приносит положительный результат в совместном воспитании детей. В общении педагогу необходимо умение найти правильное слово, правильный тон, верную "пристройку" к партнеру, чтобы стремление убедить в чем-либо достигало необходимой цели.

    11 слайд. Педагог: Я предлагаю вам игру «Волшебный стул».

    В эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени, с педагогами или родителями на собрании. С помощью разных подручных материалов можно быстро оформить «Волшебный стул», который будет способствовать повышению самооценки, улучшению взаимоотношений. Вот это наш «Волшебный стул», а эта корона. Я предлагаю участникам выйти и встать вокруг стула. Вам нужно будет двигаться, взявшись за руки вокруг стула, при этом произносить такие слова:

    Кто сегодня всех красивей,

    Кто сегодня всех счастливей,

    Поскорей появись – на Волшебный стул садись.

    Участник, который оказался перед стулом, садится на него. Все по очереди говорят ему положительные комплименты. Приняв от каждого комплимент – участник выражает вербально и невербально знак благодарности сообщает о своих чувствах.

    Педагог: Игра: «Сочиним историю».

    Посмотрите к нам пришла в гости кукла Катя. Я предлагаю всем вместе придумать рассказ о том, как маленькая девочка Катя проводит свой день рождения. Педагог начинает: «Как обычно, будильник прозвенел в 7 утра. Катя открыла глазки, зевнула и посмотрела в окошко. Там она увидела…» Не завершив фразы, педагог передаёт куклу одному из играющих, который должен продолжить фразу. И так далее по кругу. В результате получается рассказ. 

    Эта игра помогает развитию навыков словесного общения и слушания.

    Педагог: Игра: «Строим дом» на развитие умения сотрудничать.

    Вам нужно распределится на пары и сесть рядом друг с другом. С помощью платков связываются руки каждой пары участников, а затем им выдаётся один фломастер. Связанными руками пары рисуют «Домик с трубой» по образцу. При выполнении этого задания обращается внимание на качество выполнения рисунка, а также на характер общения пары (проявление терпения друг к другу, умение прислушиваться к своему партнёру, культура общения). Сейчас мы видим чья пара смогла лучше договориться между собой. Давайте поаплодируем им.

    Педагог: А сейчас вернемся к куклам, которые мы изготовили в начале нашего мастер-класса. На доске находится плакат с изображением нашей планеты, все мы, ее жители, должны уважительно относиться друг другу, соблюдать права и свободы каждого гражданина, уметь сострадать, помогать и прощать, принимать человека таким, какой он есть. Пожалуйста, возьмите своих человечков и с помощью клея, который находится на столе, приклейте их к плакату, так, чтобы они крепко держали друг друга за руки, тем самым оберегая наш большой дом, символизировали согласие и единение.

    Участники мастер класса приклеивают своих человечков к плакату.

    Педагог: Посмотрите, какой яркий и неповторимый наш мир, давайте вместе оберегать его и наших детей от бед и насилия, окружать их добром и терпением.

    Спасибо всем участникам мастер класса, совместными усилиями у нас получилась большая «открытка», напишите, пожалуйста, в ней свои пожелания -  пусть она станет своеобразным напутствием в дальнейшей педагогической, творческой деятельности всех участников.

    Педагог: И в завершении мастер-класса, улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку — то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем спасибо! Благодарю вас за работу и предлагаю буклеты с примерным кодекс общения с родителями. Успехов всем!

    Приложение 1

    Тест В. Ф. Ряховского  для определения уровня общительности

    Прочтите каждый из 16 вопросов и напишите ответ — «да», «нет» или «иногда».

    Вопросы теста:

    Вам предстоит обычная или деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

    Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

    Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

    Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

    Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

    Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

    Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

    Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 100 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

    В ресторане либо в столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинете тарелку?

    Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он? Так ли это?

    Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была. Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в очередь и будете томиться в ожидании?

    Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

    У вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?

    Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?

    Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

    Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?

      СУММА              БАЛЛОВ

    Обработка и интерпретация результатов

    За каждое «да»     –– 2 балла, 

    за ответ «иногда» — 1 балл, 

    за ответ «нет»       — 0 баллов. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста».

    В данной статье описан опыт по приминению информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста...

    Проектная технология в современном воспитательно-образовательном процессе

    Проектная технология в современном воспитательно-образовательном процессе...

    «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»

    Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания....

    «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста».

    Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ...

    "Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе"

    Актуальность использования ИКТ  в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедия, электронных инфор...

    «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»

    laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)  в воспитательно-образовательном  процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ...