Игра в обучении дошкольников правилам этикета
консультация на тему

Коваленко Анна Александровна

Предварительный просмотр:

Игра в обучении дошкольников правилам этикета

Игра, как известно, основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Она не только развлекает и увлекает ребенка, но и способствует его социализации, т. е. активному вхождению в жизнь общества, усвоению общественного порядка, приобретению навыков общежития, а также умения воздействовать на окружающую среду. Ведущее место игры в жизни дошкольника обусловило значительный к ней интерес, проявляемый в педагогической теории и практике посредством игры, справедливо отмечают многие педагоги, воспитатель имеет возможность решать различные воспитательные задачи, среди которых значительное место отводится задачам формирования нравственных качеств дошкольников.

Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения у детей и обучения их правилам этикета. Являясь одним из способов познания окружающего мира, она в яркой, доступной и интересной форме дает ребенку представления о том, как принято вести себя в той или иной ситуации. В играющем коллективе детей благодаря наличию сюжета и ролей формируются позитивные взаимоотношения, которые переносятся в реальную действительность. Игра - прекрасное средство самовыражения и самореализации детей. Она, как отмечали Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова, позволяет ребенку выйти за пределы ограниченного мира «детской» И построить свой мир, в котором он может реализовать свои желания и интересы, без указаний и требований взрослого человека.

Наряду с отношением к игре как к самостоятельной детской деятельности необходимо и разумное воздействие на нее со стороны воспитателя, чтобы она стала для дошкольников «школой социальной адаптации», научила их способам полноценного общения. Д. В. Менджерицкая отмечала: «В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. Руководя ею, оказывая влияние на ее содержание, организуя в игре взаимоотношения детей, педагог тем самым воздействует на все стороны личности ребенка: сознание, чувства, отношения, поступки. Он влияет на поведение в целом, формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в поведении детей».

Руководство игрой требует от воспитателя осторожного, продуманного воздействия на детей. Оно не должно быть навязчивым, иначе приведет к протесту или равнодушию детей, будет способствовать воспитанию безынициативных и зависимых людей. Воспитатель может стать организатором игры или наблюдателем за ее ходом, он может взять на себя ведущую или эпизодическую роль, наконец, он может организовать с детьми беседу перед началом игры или после ее окончания.

Как организатор игры, он может помочь детям выбрать сюжет, распределить роли, предложить сюжетный поворот. Как наблюдатель он следит за особенностями поведения детей, их взаимоотношений, анализирует причины тех или иных детских поступков, что пригодится ему в дальнейшей педагогической деятельности. Ведущую роль он возьмет на себя, когда нужно активно повлиять на ход игры, поскольку дети находятся в затруднительном положении и не способны к развитию игры, в то время как эта игра, по убеждению педагога, может оказать на детей нужное воспитательное воздействие. Взяв на себя эпизодическую роль, воспитатель может руководить детьми не столь явно, но, тем не менее, направляя их действия и сюжет игры, развивая их воображение. Играя вместе с детьми, педагог активно формирует у них общественно значимое поведение, способствует развитию личностных качеств.

Когда старшие дошкольники обсуждают до начала игры ее содержание, примерный ход развития сюжета, воспитатель может участвовать в этом обсуждении как равноценный участник, предлагая свое видение игры, поддерживая удачные предложения детей, соглашаясь с ними, давая советы, помогая в разрешении спорных вопросов. Для развития игровой деятельности не менее важное значение имеет беседа воспитателя с детьми о том, как протекала игра, кто был особенно внимателен к партнеру, почему игра оказалась интересной или, наоборот, почему не сложилась, как играли дети, насколько дружно и сплоченно. Такая беседа способствует осознанию дошкольниками своих взаимоотношений, а также необходимых для совместной деятельности поведенческих правил. Через игру педагог может в увлекательной форме не только раскрыть содержание поведенческих требований, но и связать эти требования с конкретными поступками ребенка, закрепить положительное отношение к выполнению правил поведения в повседневной жизни.

В игре формируются нравственные привычки детей, создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач и выполнении игровых действий. Дети общаются друг с другом на основе общих интересов, выполнения совместных игровых действий, помогают друг другу, радуются общему успеху. Игра заставляет ребенка задуматься над своими поведенческими манерами: надо ли прислушиваться к мнению и учитывать интересы других участников игры, стоит ли радоваться своей победе и поражению другого, как выполнить все ее условия и не обидеть товарищей. В игре формируются моральные качества: ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Д. Б. Эльконин называл игру школой произвольного поведения. Происходит естественный переход от непроизвольного поведения к произвольному. Поведение, основанное на соблюдении этикета, всегда произвольно.

Оно требует от ребенка выбора действия, основанного на образце, полученном от взрослого человека или ровесника, и соответствующего правилу, принятому в обществе или в группе. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, тем более что соблюдение дисциплины является важным условием соблюдения этикетных требований.

При обучении правилам этикета можно использовать все виды игр, применяя их на занятиях, организовывая во всех режимных моментах, выделяя как самостоятельную детскую деятельность.

В сюжетно-ролевых играх, которым принадлежит ведущая роль, дети познают многие поведенческие правила. Это их первая социальная практика. Основой игры является воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок, как отмечает Е. О. Смирнова, берет на себя те или иные функции взрослых людей и в специально созданных игровых, воображаемых условиях воспроизводит их деятельность и отношения между ними. Ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя во врача и больных, дети соблюдают правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора и т. п. Н.Я.Михайленко и Н.А.Короткова отмечали, что, принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, дети проникаются их чувствами и целями, сопереживают им и это ведет к развитию у них самих «социальных» эмоций, начал нравственности.

Руководство сюжетно-ролевыми играми требует большого мастерства. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей. Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия, он воздействует на развитие игры, помогает включению в нее всех детей. В процессе развертывания сюжета дошкольники могут усваивать различные типы взаимоотношений и формы поведения, но это усвоение происходит не стихийно, а приобретает организованный характер. Дошкольнику бывает трудно выделить нравственную сущность человеческой деятельности, и ему требуется помощь воспитателя. Вот почему так необходимы предварительные беседы с детьми о правилах поведения, о качествах, присущих носителю той или иной роли, о возможном развитии людских отношений, о влиянии на них нравственного или безнравственного поведения.

Воспитательную роль играет и атрибутика игры. Она не только приближает сюжет к реальной действительности, чем еще более увлекает детей в игру. Изготовленные собственными руками атрибуты способствуют развитию детского творчества и убеждают детей в том, что можно самим сделать поделки и отлично ими играть. Если же эти атрибуты сделаны воспитательницей, то для детей это доказательство того, что она, во-первых, хочет порадовать своих воспитанников, а во-вторых - прекрасная рукодельница.

Очень близки к сюжетно-ролевым играм театрализованные игры, поскольку и в тех, и в других имеются сюжет и роли, отражаются отношения между людьми. Они представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений, в каждом из которых обязательно присутствует нравственное начало. Воспитательный потенциал таких игр чрезвычайно высок. Это действенное средство всестороннего развития личности. Полюбившиеся герои не только запоминаются, но и становятся образцом для подражания. У детей воспитываются активность, уверенность в своих силах, инициативность, чувство коллективизма, а также развиваются творческие способности. Творчество проявляется в изображении персонажа - доброго, веселого, готового оказать помощь, защитить слабого, а также в умении соблюдать требования, заложенные содержанием произведения. Следовательно, происходит приучение к общественно-ценному поступку, действию, поведению, которое из театрализованной игры переносится в жизнь детей.

Театрализованные игры способствуют воспитанию у детей культуры поведения. Р. И. Жуковская отмечала, что в основу руководства этим видом игры следует положить работу над текстом литературного произведения. Воспитателю необходимо ярко, выразительно преподнести детям текст, вовлечь их в несложный анализ содержания, подвести к осознанию мотивов поступков персонажей. Например, какие этикетные правила познают дети, работающие над инсценировкой народной сказки «Репка»? В ходе обсуждения этой сказки можно обратить внимание на правила семейного этикета: быть дружными в семье, помогать друг другу. Вся семья, все домашние животные и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело - помочь деду-кормильцу вытащить репку. В семье каждый человек имеет значение, каждый играет свою роль. Помогают друг другу любящие люди. Любовь - важное нравственное качество, свойственное людям из счастливой семьи. Представление инсценировки для зрителей - детей или родителей - покажет необходимость соблюдения многих правил этикета, необходимых во время приема гостей и при посещении театра. Одни ребята будут выступать на сцене, другие станут зрителями, эмоционально поддерживающими артистов. В гости пришли ребята и взрослые, которых следует хорошо принять, удобно рассадить, развлечь, порадовать.

Традиционные народные игры «Бояре, а мы к вам пришли», «А мы просо сеяли, сеяли», «Садовник», «Ручеек» и многие другие хороши не только тем, что дошкольники слышат и запоминают исконно русскую речь, получают сведения из истории нашего народа. Они также осознают, что современный этикет базируется на народных обычаях и традициях.

Какие правила обычно соблюдаются в народных играх? Играть вместе и дружно. Стремиться к победе своей команды, но не обижать представителей другой. Стараться сделать так, чтобы каждый участник игры был окружен вниманием и заботой.

Во время музыкального занятия проводятся музыкальные игры. Их задачи соответствуют виду занятий - слушать музыку, переживать ее, петь, танцевать, соблюдая ритм, и т. п. Но и здесь есть место для этикета. Дети водят хоровод. Как они держатся за руки, прислушиваются ли друг к другу? Дети вместе поют песню. Помогают ли они друг другу выразить себя, радуются ли совместному хорошему исполнению своих товарищей? Дети танцуют. Являются ли они хорошими танцевальными партнерами, ухаживают ли мальчики за девочками, доставляют ли себе и окружающим людям удовольствие?

В подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются, кто быстрее пробежит вокруг детского сада, кто дальше бросит мячик и т. д. Но в организованную игру обязательно вмешивается стихия жизни. Один бежал и упал, другой спешит победить всех, третий тоже хочет победы, но остановился, чтобы помочь упавшему товарищу, поддержать его в трудную минуту. В основе поведения этого ребенка лежит нравственный компонент. В такой ситуации мы еще раз даем понять детям: этикетное поведение предполагает наличие у человека нравственных качеств - чуткости, отзывчивости, справедливости, доброжелательного отношения к сверстникам, готовности прийти на помощь. Общие интересы, цели, задания, совместные действия, необходимые в подвижных играх, способствуют воспитанию положительных взаимоотношений детей друг с другом, основанных на проявлении нравственной активности. Действия играющих детей определяются обязательным соблюдением правил, что способствует формированию дисциплинированности.

Игры со строительным материалом способствуют развитию у детей конструктивных способностей и умений, мышления, пространственного воображения. Но когда дети заняты созиданием архитектурных сооружений, домов, мостов, горок, изготовлением игрушек или предметов, также присутствуют правила поведения. Дети договариваются о том, что и как будут строить, какие при этом роли будут выполнять. Как они обговаривают условия работы? Учитывают ли желания и мнения друг друга, не обижают ли товарищей? Воспитатель оценивает их творческие работы. Как он это делает? С помощью, каких слов и интонаций? Какое у него при этом выражение лица? Рады ли дети, услышав похвалу в адрес своего товарища? Дети наблюдают за воспитателем каждую минуту, даже когда заняты любимым делом - игрой, и учатся у него красивому и нравственному поведению.

Широко используются при отработке правил этикета дидактические игры, главная цель которых развитие ребенка, его познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Дидактические игры дают возможность обучать дошкольников разнообразным способам решения умственных и практических задач в занимательной игровой форме, при наличии непроизвольного внимания и запоминания. Дети сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности, что и обеспечивает лучшее усвоение преподнесенного им материала. Например, даются такие задания: подбери из цветных карточек гамму своего костюма; составь по картинкам костюм для прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточках подарок маме, другу, бабушке. Игра, которую сделал сам воспитатель, наиболее полно соответствует задачам, которые он хочет поставить перед детьми. Она создается с учетом особенностей детей, которые в нее станут играть. Но необходимо соблюдать правила изготовления игры. Она должна быть красочной и интересной для дошкольников, красиво оформленной. Продумываются содержание, цель и задачи игры.

Умственное воспитание в такой игре тесно связано с нравственным. Решение дидактической задачи всегда служит и упражнением воли, и проявлением качеств характера, направленных на отношение к товарищам. Выполнение правил игры требует от детей выдержки, самообладания, дисциплинированности. Содержание дидактических игр помогает формированию моральных представлений и понятий. Таковы, например, игры, в которых необходимо определить, «что такое хорошо и что такое плохо», выбрать иллюстрации, в которых демонстрируется правильное и неправильное поведение детей на улице, в транспорте, за столом и т. д. Необходимая в игре дисциплина легко устанавливается при заинтересованности детей. Они сами следят за выполнением правил.

Во время игры надо поддерживать у детей увлеченность игровой задачей. Е. О. Смирнова утверждает, что критерием хорошей развивающей игры является активность, увлеченность детей. Воспитатель может ее обеспечить, став участником игры, «ее эмоциональным центром». Он мотивирует игровые действия детей, задает субъективную значимость правила, вместе с детьми он погружен в игровую ситуацию. Но одновременно воспитатель должен быть и организатором игры, который анализирует и контролирует действия детей, вводит более сложные задания или, наоборот, облегчает их решение. Мы убеждены, что сочетание ролей организатора и участника дает наиболее полный эффект в усвоении правил поведения, включенных в дидактические игры.

Большой интерес у дошкольников вызывают настольно - печатные игры. Например, созданное воспитателем лото «Кого одеть и что надеть» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида, игра «Настольный телефон», в которой на полотне будут двигаться фишки, а участники отвечать на вопросы, связанные с этикетом телефонного разговора, укрепит приобретенные знания о правилах телефонного общения.

Воспитатель и дети - соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, надо только направлять их для обучения правильному поведению. Тогда не будет скучных нотаций, жестких и непонятных детям требований, а поведенческая регламентация легко войдет в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры ее разумность и необходимость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников правилам этикета

Методика обучения детей правилам этикета на музыкальных занятиях....

«Обучение дошкольника правилам семейного этикета» консультация для родителей

Правила семейного этикета, которые осваивает дошкольник: - Дома желательно быть красивым и приятным внешне; - Проявлять к близким внимание и заботу; - Быть добрым, нежным и вежливым...

" Обучение дошкольников правилам этикета "

консультация для родителей...

Консультация для родителей "Обучение дошкольника правилам семейного этикета".

Консультация для родителей "Обучение дошкольника правилам семейного этикета". ...

"Разноцветные кирпичики"Обучение дошкольников правилам семейного этикета в игре

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:Определить значение семьи и семейного этикета для воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста;Выявить условия успешного взаимодействия детского сада и семьи; оптималь...

Доклад на педагогический совет на тему "Игра в обучении дошкольников правилам этикета"

Игра - одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения у детей и обучения их правилам этикета. Игра в яркой, доступной и интересной форме дает ребенку представления о том, ка...