Перспективный план работы по теме: «Познавательно-исследовательской деятельности «Мы почемучки и следопыты»
материал (подготовительная группа) на тему

Бальгишиева Сыйлыхан Бальбековна

Перспективный план работы по теме:  «Познавательно-исследовательской деятельности «Мы почемучки и следопыты»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan_raboty_po_teme.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по теме:

 «Познавательно-исследовательской деятельности «Мы почемучки и следопыты»

Сентябрь - Октябрь

 «Экспериментирование с песком и глиной»

Задачи

Тема экспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Закрепить знания детей о свойствах песка.

Тема 1: Песочная страна

Познание (математика): измерение сыпучих предметов с помощью условной мерки. Социализация: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность

Консультация «Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников».

Закрепить знания детей о свойствах песка.

Тема 2: Песчаный конус.

Художественное творчество: «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком) Здоровье: Физминутка «Ладонь в ладонь»

Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент

Помочь определить, может ли песок двигаться

Тема 3: Глина, какая она?

Художественное творчество: моделирование изделий из глины.

Социализация: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность

Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная)

Тема 4: Песок и глина – наши помощники.

Художественное творчество: Ленка из глины по замыслу Здоровье: физминутка. «По дорожке ты шагай»

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия

Тема 5: Ветер и песок

Художественное творчество «Песчаные художники» (сдувание песка на лист бумаги) Игра-рефлексия «Цветок для Винни-Пуха»

Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы.

Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком

Тема 6: "Свойства мокрого песка"

Коммуникация: развитие речи: «Что произойдёт, если…» Художественное творчество «Куличики из песка»

Обновление картотеки условных обозначений «Свойства»

Познакомить со свойствами мокрого песка

Тема 7: «Песочные часы»

Художественное творчество «Песчаные художники» Познание: «Что было до..» (О.В.Дыбина) Тема: «Часы».

Оформление папки «Мои открытия».

Знакомство с песочными часами Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину.

Тема 8: «Песок и глина»

Художественное творчество Моделирование из глины «Олешек» Безопасность:Формировать представления о вреде

Создание альбома: «Наши открытия»

Ноябрь – декабрь

«Экспериментирование с воздухом»

Задачи

Тема экспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха

Тема 1: Этот удивительный воздух

Художественное творчество Ручной труд Смешарики» (нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью воздушного шара) Коммуникация:Упражнять детей в выражении своих знаний, воспоминаний, предположений с помощью правильно оформленных монологических высказываний

Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию»

Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании

Тема 2: Парусные гонки

Художественное творчество «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку) Здоровье: физминутка «Ветер»

Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме.

Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры,

Тема 3: Вдох - выдох

Художественное творчество «Рисование мыльными пузырями»Здоровье:Закреплять знания детей о здоровом образе жизни

Консультация «Экспериментируем вместе с папой».

Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни человека.

Тема 4: Сухой из воды

Здоровье: Дыхательная гимнастика. Познание: Закрепить знания о том, как сохранить и укрепить здоровье.

Фотовыставка: «Как мы экспериментируем».

Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не "невидимка", а реально существующий газ.

Тема 5: Поиск воздуха

Коммуникация: Придумать с родителями сказку «О воздухе» Здоровье: Формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья.

Практикум: «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых.

Тема 6: Муха – цокотуха

Художественное творчество Конструирование «Жуки» (из природного материала).

Чтение художественной литературы: «Муха-цокотуха» К.И. Чуковского

Консультация «Соблюдение правил безопасности». Цель: познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе.

Тема 7: Воздух при нагревании расширяется

Здоровье Закаливание с помощью воздушных ванн.

Безопасность: Соблюдать правила безопасности при работе.

Совместное детско-взрослое творчество: изготовление книжек-малышек.

Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде.

Тема 8: В воде есть воздух

Чтение художественной литературы. «Что ты знаешь о рыбах» Автор: Заплетная С., Курникова Т. Коммуникация: формирование умений работать во заимодействии

Совместное развлечение детей и родителей «Моя семья». Цель: формировать желание сделать близким и дорогим людям приятное

Январь

«Экспериментирование с водой»

Задачи

Тема экспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

Тема 1: Пар — это тоже вода

Художественное творчество «Волшебная вода» (колорит). Безопасность: формировать аккуратность во время работы со стеклянным оборудованием.

Буклет «Экспериментируем дома». Цель: познакомить родителей с играми – экспериментами, которые они могут провести дома вместе с детьми.

Познакомить с некоторыми свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

Тема 2: С водой и без воды

Художественное творчество «Волшебная вода» («Красочные

брызги»).

Родительское собрание. «Поможем воде стать чистой»

Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода.

Тема 3: Замораживаем воду

Художественное творчество Аппликация «Снежинка». Социализация: формировать старание и дружеское отношение между детьми во время выполнения опытов и заданий.

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.

Тема 4:Вода не имеет формы

Художественное творчество «Путешествие капельки» (рисование по - мокрому). Коммуникация: активизировать речь детей, богатить словарь новыми словами.

Консультация для родителей по экспериментированию с водой. Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома.

                                                                                             Февраль

«Человек».

Задачи

Тема экспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Познакомить детей с органом слуха – ухом, как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны уши, как надо заботиться об ушах. Показать - как человек слышит звук.

Тема 1: Проверим слух

Дидактические игры: «Узнай по голосу» «Музыкант» Здоровье: Беседа «Зачем нужно беречь уши»

Памятка: «Береги уши»

Познакомить детей с органом зрения как частью тела. Рассказать детям об этом важном органе человека, для чего нам нужны глаза, как надо заботиться о глазах. Помочь определить, для чего человеку нужны глаза.

Тема 2: Наши помощники - глаза

Художественное творчество «Братья близнецы». (Рисование глаз способом монотипия предметная) Познание: создание проблемной ситуации «Найти дорогу закрытыми глазами»

Заучивание стихотворения А.П.Мартынова «Для чего нужны глаза»

Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Тема 3: Взаимосвязь органов вкуса и запаха

Дидактическая игра:

«Определи на вкус», «Определи по запаху»

Приобщить родителей к созданию, оформлению уголка «Ароматерапии».

                                                                                                Март

«Экспериментирование с деревом»

Задачи

Тема экспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Знакомство со свойствами коры дерева

Тема 1: Тонет - не тонет

Художественное творчество: «Чудо-дерево» (оттиск корой)

Подбор с родителями пословиц и поговорок о лесе и растениях

Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему

Тема 2: Посадим деревце

Художественное творчество Лепка из солёного теста «Волшебное дерево» чтение художественной литературы:Инсценировка произведения:» Чудо-дерево»

Посадка деревьев на участке.

Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Тема 3: Есть ли у растения органы дыхания?

Познание (экология) Тема: «Лес – как экосистема» Физическая культура: Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений

Памятка: «Береги лес!»

Помочь установить зависимость роста растений от температуры и поступаемой влаги.

Тема 4: Почему осенью опадают листья?

Художественное творчество: «Пейзаж» (рисование на коре деревьев) Худ.слово: В.Нирович «Листопад», В Шульжик «Листоход», Белозеров «Осень».

Сбор и оформление гербария.

                                                                                              Апрель

«Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом»

Задачи

Тема экспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы

Тема 1: Парящий самолет

Познание: Определение частей света с помощью компаса на прогулке. помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит;

Создание мини-лаборатории «Мир магнитов»

Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею

Тема 2: Притягивает - не притягивает

Художественное творчество: «Помоги зайчонку» (рисование при помощи магнита и металлической пластинки, которая в краске) Физическая культура: Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений.

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков;

Тема 3: Как достать скрепку из воды, не замочив рук

Дидактическая – магнитная игра «Оденем куклу на прогулку» Магнитный конструктор и поделки из него.

Совместное создание кукольного театра на магнитах.

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы

Тема 4: Рисует магнит или нет

«Крутится, вертится…» (при помощи нескольких магнитов с разными красками) Социализация: развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;

Закрепление знаний детей о свойствах магнита «Удивим родителей» Проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное обоснование.

                                                                                                  Май

Экспериментирование с почвой.

Задачи

Тема экспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями

Дать представление о том, что в земле есть вода.

Тема 1: «Домашняя засуха»

Труд в уголке природы. Рыхление почвы разными способами. Социализация: Формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнера;

Консультация: «Организация детского экспериментирования в летний период»

Знакомство со свойствами почвы

Тема 2: «Где лучше расти»

Труд: Работа в огороде. Сбор природного материала для поделок, экспериментов. Коммуникация: Обогащение словаря детей.

Сбор природного материала для поделок, экспериментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы По теме: «Познавательно-исследовательская деятельность при изучении истории родного детского сада»

Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким – отцу, матери, бабушке, дедушке, любви к своему дому, улице, на которой живешь, микрорайону, детскому саду, городу. История нашего детског...

Перспективный план работы с родителями по изобразительной деятельности.

Перспективный план работы с родителями по изобразительной деятельности. ...

Опыт работы по теме «Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников с использованием современных образовательных технологий»

Горохова Ирина ВладимировнаГод рождения: 1987год.Образование: высшее, Шадринский государственный педагогический институт , 2011г.Квалификационная категория: соответствие, 2013гМесто работы: МАДО...

План самообразование по теме: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»

Цель:развитие познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности. Задачи.Изучение литературы по исследуемой проблеме;Обобщить и систематизировать опыт педагогической деятел...

Обобщение опыта работы по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность»

Одним из условий возникновения и становления опыта работы стал собственный интерес к обозначенной теме, обусловленный тем, что что современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более ...