План самообразование по теме: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»
материал

Бахарева Алёна Юрьевна

Цель:

развитие познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности.

 

Задачи.

  1. Изучение литературы по исследуемой проблеме;

  2. Обобщить и систематизировать опыт педагогической деятельности по опытно – исследовательской работе дошкольников;

  3. Систематизировать научно – методическую базу (дидактические материалы, конспекты занятий, консультации для родителей и педагогов, составить картотеку игр).

  4. Составить годовой план по самообразованию.

  5. Разработать план мероприятий по детскому экспериментированию с детьми в группе и в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya_2019_god.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4»

 г. АШИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

План самообразование по теме:

«Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»

Составитель: Бахарева А.Ю

Воспитатель  I  кв. категории

г.Аша, 2019 год

        

Цель:

развитие познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности.

Задачи.

  1. Изучение литературы по исследуемой проблеме;
  2. Обобщить и систематизировать опыт педагогической деятельности по опытно – исследовательской работе дошкольников;
  3. Систематизировать научно – методическую базу (дидактические материалы, конспекты занятий, консультации для родителей и педагогов, составить картотеку игр).
  4. Составить годовой план по самообразованию.
  5. Разработать план мероприятий по детскому экспериментированию с детьми в группе и в семье.

         Как поощрять детскую любознательность, утолять жажду познания маленьких «почемучек»? Это можно сделать в детском саду, создав комфортные и методически грамотные условия для детского экспериментирования.

        Организуя познавательно-исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность, педагог имеет возможность развивать у детей мыслительные, речевые и творческие способности, реализовывать индивидуальный подход, решая при этом образовательные и методические задачи.

        В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира. Особенно важно экспериментирование при формировании основ естественно-научных и экологических понятий.

        Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе опытов идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

        Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

        Нельзя не отметить положительного влияния исследований на эмоциональную сферу дошкольника, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

        Педагог в своей работе использует элементарные опыты при знакомстве детей с объектами неживой природы (вода, песок, глина, воздух, камни), живой природы (какой цвет предпочитают насекомые, превращение бабочки, как дождевые черви образуют почву, как кошка язычком чистит себе шерстку), при изучении собственного организма (зачем нужен нос, рот, уши, язык). Также использует в работе с детьми исследовательскую деятельность как в процессе занятий, так и во время прогулок (превращение воды в лед, откуда дует ветер). Прежде всего ребят надо знакомить с теми фактами действительности, которые, так или иначе, попадают в их поле зрения в быту, в повседневной деятельности (например, свойство воды разливаться, растворять сахар).

        Занятия – экспериментирования должны проходить в увлекательной для детей форме: работа в «лаборатории», встреча с волшебником, путешествия; с использованием художественного слова (чтение отрывков из художественных произведений, загадывание загадок, чтение стихов), демонстрационного материала (иллюстрации, схемы) и различных «научных штучек» (лупа, микроскоп, пробирки, магниты и другое).

Кроме того, в каждой возрастной группе (кроме ясельных) должны быть созданы уголки для исследований («центры науки») и постоянно пополняться «занимательные сундучки», содержимое которых необходимо для проведения опытов в самостоятельной деятельности дошкольников.

        Эксперименты могут быть самыми разными, но главное - интересными и привлекательными для дошкольников, они должны также соответствовать их возрасту.

        Не стоит забывать и о технике безопасности. В свободном доступе для детей могут быть только те вещества и материалы, которые безопасны для их жизни.

        Любая работа с детьми не может обходиться без помощи родителей. Они должны быть первыми помощниками в организации экспериментальной деятельности (поиск интересных и доступных материалов для осуществления опытов). Экспериментирование в домашних условиях совместно с ребенком должно стать увлекательным занятием для всей семьи.

План работы по самообразованию.

Сентябрь.

- Изучение методической литературы по исследуемой проблеме.

- Составление перспективного плана по работе с детьми.

Октябрь.

- Разработка перспективного плана детского экспериментирования в семье.

Ноябрь

- Составить картотеку игр по экспериментальной деятельности.

- Создание предметно-развивающей среды.

Декабрь.

- Участие в конкурсе «Лучший центр исследовательской деятельности».

- Презентация группового центра детского экспериментирования.

Январь.

- Разработать рекомендации и памятки для педагогов и родителей по теме.

Февраль.

- Подготовить выставку «Волшебные разноцветные льдинки».

Март.

- Реализация проекта по теме «Комнатные растения».

Апрель.

- Фотовыставка для родителей «Маленький исследователь».

Май.

- Обобщение опыта работы по теме.

        Перспективное планирование опытов и экспериментов с детьми.

Сентябрь

1. «Узнаем, какая вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая, в ней растворяются вещества).

2. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха-это ветер.

3. «Поиграем с солнышком»
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Свойства песка»
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

Октябрь

1. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением.

2. «Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

3. «Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

4. «Почему осенью бывает грязно»
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

Ноябрь

1. «Волшебные дощечки»
Цель: определить с помощью пальцев форму, структуру поверхности.

2. «Легкий - тяжелый»
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу.

3. «Найди по звуку»
Цель: определять и различать издаваемые шумовые звуки.

4. «Глина, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из глины, определять качество глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьется, размокает).

Декабрь

1. «Горячо-холодно»
Цель: научить определять температуру веществ и предметов.

2. «Чудесный мешочек»
Цель: познакомить с предметами, проводящими тепло; определять на ощупь самый твердый предмет.

3. «Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества).

4. «Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

Январь

1. «Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

2. «Снег. Какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега в морозную погоду (холодный, блестящий, сверкающий, рассыпчатый, плохо лепится)

3. «Как из снега получить воду»
Цель: формировать простейшие представления о свойствах снега (тает в тепле).

4. «Как воду превратить в лед»
Цель: познакомить со свойствами воды (превращается в лед при низких температурах).

Февраль

1. «Изготовление цветных льдинок»
Цель: познакомить с одним из свойств воды.

2. «Мороз и снег»
Цель: закрепить знания о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

3. «Свойства льда»
Цель: познакомить со свойствами льда (лед-это твердая вода, в тепле лед тает), учить устанавливать простейшие закономерности.

4. «Ветер по морю гуляет»
Цель: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, научить различать его силу.

Март

1. «Плавает-тонет»
Цель: учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)

2. «Бумага, ее качества и свойства»
Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

3. «Посадка лука»
Цель: уточнить представления о луковице, показать необходимость наличия света и воды для роста и развития растений.

4. «Поплывет не поплывет»
Цель: развивать представление о весе предметов.

Апрель

1. «Здравствуй, солнечный зайчик»
Цель: дать представление о том, что «солнечный зайчик»- это луч солнечного света, отраженного от зеркальной поверхности.

2. «Веточка березы»
Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

3. «Древесина, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

4. «Что в пакете»
Цель: дать детям понятие о том, что воздух находится вокруг нас, он может быть холодным, теплым, влажным.

Май

1. «Спрячь пуговку»
Цель: способствовать накоплению представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная), вода изменяет цвет.

2. «Пирожки для Мишки»
Цель: расширять знания о свойствах песка, развивать умение с ним обращаться, сравнивать, делать выводы.

3. «Сравнение песка, почвы и глины»
Цель: познакомить со свойствами песка, почвы и глины.

4. «Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

План совместной деятельности родителей с детьми дома.

Период деятельности

Цели совместной деятельности

Осень

Развивать у детей активное использование органов чувств (зрительные, тактильные, вкусовые).

Закреплять умение выявлять общие признаки предметов (овощей, фруктов).

Развивать умение долгосрочно систематически наблюдать за каким-либо выбранным объектом по пути в детский сад.

Проведение закаливания и бережного отношения к здоровью детей.

При записывании в спортивную секцию обращать внимание на физические способности ребенка и его развитие.

Зима

Закрепить знания свойств воды при купании, приготовление чая, кофе, размораживание холодильника.

Побуждать к самостоятельному экспериментированию со льдом, снегом, водой, деревом, металлом.

Развивать наблюдательность и умение делать выводы при рассмотрении снега на крышах.

Весна

Продолжать выявлять свойства снега, льда, воды при изменении окружающей температуры.

Закреплять умение наблюдать, сравнивать на примере весеннего пробуждения природы.

Закреплять знания детей об условиях жизни растительных и животных организмов, привлекая их к ухаживанию за домашними растениями и животными.

Содействовать поисково-исследовательской деятельности в изучении свойств живых организмов и использовании их человеком.

Лето

Стимулировать активную познавательную деятельность детей в играх с водой, песком, глиной, природным материалом во время летнего отдыха на природе.

Поощрять работу и наблюдения на даче, в лесу, море, реке.

Побуждать детей к самостоятельному экспериментированию с различными объектами, но обращать внимание на обязательную их безопасность для себя и окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности на основе методов и приемов ТРИЗ-РТВ.     Задачи: Созда...

ПЛАН по самообразованию на тему: «Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста»

vАктуальность:Работая в детском саду, я каждый день наблюдаю ,  как увлеченно дети исследуют мир,   они  — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребенку ч...

План по самообразованию на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего дошкольного возраста»

План по самообразованию на тему: «Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего  дошкольного возраста»...

Педагогический проект "Хочу всё знать!" в рамках индивидуального плана развития профессиональной компетенции по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ».2018- 2019 уч.г. и 2019-2020уч.год.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида «Радуга»  Педагогический проект "ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ"в рамкахиндивидуа...

Индивидуальный план развития профессиональной компетенции по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ».

Индивидуальный план развития профессиональной компетенциипо теме:«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ».На 2017- 2020 уч. г....

План по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»

Актуальность темы:Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...

Индивидуальный план по самообразованию на тему " Познавательно- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"

Индивидуальный план по самообразованию на тему " Познавательно- исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"...