План по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»
проект (старшая группа) на тему

Исаева Флора Вялиулловна

     Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности на основе методов и приемов ТРИЗ-РТВ.

     Задачи:

  • Создание условий для исследовательской активности детей;
  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  • Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.
  • Изучение методик, технологий ТРИЗ-РТВ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_na_temu.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский д/с №3 комбинированного вида»

План  по самообразованию на тему

«Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»

                                                                                                                                                     

Воспитатель: Исаева Ф.В.

2014-2015 уч. год

Актуальность темы:

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, развития творческого воображения, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

     Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности на основе методов и приемов ТРИЗ-РТВ.

     Задачи:

  • Создание условий для исследовательской активности детей;
  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  • Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.
  • Изучение методик, технологий ТРИЗ-РТВ.

Перспективный план

Содержание работы

Срок

Практический выход

Подбор и изучение литературы по теме

Сентябрь 2014-2015 уч.года

Сентябрь 2015-2016 уч.года

Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования

Октябрь

2014-2015 уч.года

Анкетирование родителей и воспитателей.

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы. Создание предметно-развивающей среды

Ноябрь

2014-2015 уч.года

Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности»

Разработка конспектов НОД.

Декабрь

2014-2015 уч.года

«Приборы-помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими  приборами

В теч.

2014-2015 уч.года

Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»

Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов

В теч2014-2015 уч.года

Конспект занятия по методу ТРИЗ в старшей группе на тему: «Четыре стихии».

Описание приемов и методов ТРИЗ-РТВ, их использование в НОД.

В теч. 2014-2015 уч. года

НОД «Познание». Ознакомление с окружающим «Огонь — друг, огонь — враг», с использованием элементов ТРИЗа

Изучение метода игрового проблемного обучения «Что? Зачем? Почему?»

В теч. 2014-2015 уч. года

Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения.

Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка. Изготовление моделей, схем, их использование в процессе экспериментирования.

В теч. 2014-2015 уч. года

Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе. Участие на педагогическом совете. Посещение курсов повышения квалификации.

В теч. 2014-2015 уч. года

Консультации для воспитателей «Метод направленный на достижение идеального результата» (ТРИЗ).

Мастер - класс на тему: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»

Создание «копилки опытов и экспериментов»и картотеки дидактических игр ТРИЗ и РТВ

В теч. 2014-2015 уч.года

Картотека дидактических игр

ТРИЗ и РТВ, опытов и экспериментов

Поиск интересной информации

В теч. 2014-2015 уч. года

Папка-передвижка для родителей и детей. Консультация.

Обмен опытом на сайтах.

В теч

2014-2015 уч. года

Разработка презентации, проекта по обобщению материалов работы

Апрель

2014-2015 уч.года

Самоанализ и оценка знаний по изучаемым темам

Май

2014-2015 уч. года

Прогноз на будущее

Список литературы

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
  2. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
  3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  4. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

      5.   Гин. С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. уреждений: 3 – е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 112с. ;
     6.  Журналы «Дошкольное воспитание» с перечнем литературы и применением ТРИЗ:
         № 8 (1988 г.) ;
         № 5, 6 (1989 г.) ;
         № 1, 2, 3, 5 (1990г.) ;
         № 4 (1993г.) ;
         № 1 (1994 г.) ;
         № 5 (1996 г.) ;
         № 11 (1997 г.) ;
         № 5, 9 (1998 г.) .
   7.  Журналы «Ребёнок в детском саду»: №1, 2, 4 (2001г.) .
   8.  Статья на форуме:
www.razumniki.ru/igru-triz/html Ингрида Николаевна Мурашковская, 1991.

         Перепечатано из сборника      «Педагогика+ТРИЗ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает...

План по самообразованию «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности на основе методов и приемов ТРИЗ-РТВ.     Задачи: Созда...

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ» (Материалы по самообразованию)

laquo;Прежде чем давать знания, надо научить думать,воспринимать, на­блюдать».В. Сухомлинский.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14725840","attributes":{"alt":""...

Педагогический проект "Хочу всё знать!" в рамках индивидуального плана развития профессиональной компетенции по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ».2018- 2019 уч.г. и 2019-2020уч.год.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида «Радуга»  Педагогический проект "ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ"в рамкахиндивидуа...

Индивидуальный план развития профессиональной компетенции по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ».

Индивидуальный план развития профессиональной компетенциипо теме:«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ».На 2017- 2020 уч. г....

План по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»

Актуальность темы:Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВоспитателяВолковой Натальи Александровны название темы «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ    Ф.И.О. педагога Волкова Наталья Александровна Дата рождения 18.08.1960г Стаж работы в должности 35 лет Образование (назва...