«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ» (Материалы по самообразованию)
материал (старшая группа)

Смирнова Алёна Леонидовна

 

 

«Прежде чем давать знания, надо научить думать,

воспринимать, на­блюдать».

В. Сухомлинский.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Чебурашка», г. Качканар.

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

на 2017 – 2018 учебный год.

Воспитатель: Смирнова Алёна Леонидовна, высшая квалификационная категория.

Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»

Цель: изучение проблемы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии ТРИЗ.

 

Актуальность. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Использование технологии ТРИЗ позитивно влияет на актуализацию познавательной потребности. Возможности ТРИЗ позволяют осуществлять педагогический процесс эффективно, с большой степенью оригинальности и увлеченности. Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество методов и приемов, помогающих нам не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов.

Форма самообразования: индивидуальная.

РАЗДЕЛ

СРОКИ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ

Изучение методической литературы

Сентябрь

- Генрих Альтшуллер «Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач».

- Шаехова Р. К. «Играя Размышляем», Казань, 2004 – 96 с.

- Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений» (3-е изд., Минск, ИВЦ Минфина, 2007 г.).                                                                                                                                                      

- «Педагогика + ТРИЗ» - сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования (выпуск 5, Вита – Пресс, 2001 г.

- Интернет – ресурсы.

Методическая работа

Сентябрь – октябрь

- Анализ методической литературы. Выявление возможностей использования ТРИЗ в работе с детьми 5 – 6 лет.

- Подбор материала для введения приемов ТРИЗ в образовательную деятельность (в соответствии с возрастом детей).

- Подбор материала по работе с родителями.

План работы по использованию приемов ТРИЗ в повседневном взаимодействии с детьми.

План работы с родителями.

Взаимодействие с родителями

Октябрь - ноябрь

Декабрь - январь

Февраль

Март – апрель

Май

- Организация родительского собрания «Эффективность использования ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»

- Помощь родителей в создании и оснащении центра по ТРИЗ.

- Консультация «Детское экспериментирование - как средство интеллектуального развития дошкольников».

- Участие родителей в реализации совместного проекта «Я – исследователь».

-День открытых дверей. Просмотр ООД с использованием ТРИЗ.

- Консультация «Значение нестандартного мышления в жизни ребенка».

- Организовать мастер-класс «Поиграем в Друдлы».

- Наглядная агитация «В помощь родителям! ТРИЗ в детском саду и дома»

Презентация «ТРИЗ– это интересно!».

Центр «Хочу всё знать!».

Дидактические игры (самодельные).

 Анкетирование ««Какие способности у моего ребенка?»

Фотовыставка «Мой эксперимент» (семейные фото)

ООД на тему «Четыре стихии»

Тренинг «Мозговой штурм»

Мастер-класс «Поиграем в Друдлы».

Папка – передвижка «Развивающие игры -ТРИЗ»

Работа с детьми

Октябрь – май

Декабрь-январь

Февраль – март

Апрель - май

- Разработка системы творческих заданий на основе модели Объект-Признак-Значение признака. Использование их в познавательно-исследовательской деятельности.

- Обучение детей установлению системных связей:

* выявление свойств и функций объектов

* выявление подсистемных связей

* выявление надсистемных связей

* определение линии развития объекта

* выявление ресурсов объектов

* сравнение систем

- Реализация проекта: «Я – исследователь»

- Организация работы в уголке экспериментирования.

- ТРИЗ в математике:

* организация работы клуба «Знатоки» (СОД) с использованием структуры креативного урока.

- Организация работы по методу игрового проблемного обучения «Что? Зачем? Почему?»

* решение проблемных ситуаций;

* чтение сказок по ТРИЗ.

Комплект: Творческие задания «Золотого ключика» (На основе пособия-Творческие задания «Золотого ключика». / Авторы и составители Е.В.Андреева, С.В.Лелюх, Т.А.Сидорчук, Н.А. Яковлева – г. Самара, Центр развития образования, 2001

Картотека игр и заданий.

Папка-передвижка с фотоотчетом «Я – исследователь».

«Копилка опытов и экспериментов» (ММЧ).

Комплект занятий по ФЭМП с использованием приемов ТРИЗ.

Сборник сказок по ТРИЗ (В. Г. Богат) «В жаркой Африке»

 

Самореализация

Октябрь – май

Апрель - май

- Работа над созданием условий для систематической и эффективной работы по теме самообразования.

Открытость образовательному сообществу.

- Педагогическая гостиная для воспитателей «ТРИЗ в одной сказке».

- Мастер - класс на тему: «Применение методов ТРИЗ в познавательно-исследовательской деятельности».

- Открытый просмотр занятия ФЭМП с использованием ТРИЗ «Занимательная математика».

- Систематизировать методический материал по теме самообразования.

- Анализ работы по использованию технологии ТРИЗ. Самоанализ проведенных мероприятий.

- Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.

 

Оснащение РППС.

Тематический план мероприятий.

Памятка «Инструментарий ТРИЗ».

Презентация проекта «Я – исследователь».

Буклет «Структура креативного урока (занятия)»

Оформление папки «Путь к познанию мира с ТРИЗ».

Публикация опыта работы в сети Интернет и СМИ.



Предварительный просмотр:

Отчёт по теме самообразования

«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»

Воспитатель: Смирнова А. Л.

   

В 2017-2018 учебном году мною была изучена тема «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»

«Прежде чем давать знания, надо научить думать,

воспринимать, наблюдать».

В. Сухомлинский

   Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг.

У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.

В своей работе в данном направлении мною использовались различные методы обучения дошкольников (включая инструментарий ТРИЗ), направленные на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Приоритет в работе с детьми отдавался практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. В группе создавались условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

 Изучив методическую литературу, хочу отметить тот факт, что поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников:

 *активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

*ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.

Три  уровня исследовательского обучения:

  • на первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно;
  • на втором уровне педагог только ставит перед детьми проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (здесь возможен групповой, коллективный поиск);
  • на высшем, третьем, уровне постановка проблемы, равно как отыскание метода и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно.

Для успешного развития познавательной активности у дошкольников, мною было использовано многообразие материала для познавательно-исследовательской деятельности. Согласно изученной методической литературе и опираясь на разработанные в психологических исследованиях представления о развитии познания в онтогенезе (Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Н.Н.Поддьяков и др.) делят материал для познавательно-исследовательской деятельности детей на следующие типы:

  • объекты для исследования в реальном действии;
  • образно-символический материал;
  • нормативно-знаковый материал.

К объектам для исследования в реальном действии относится широкий диапазон материалов, от специально разработанных для развития ребенка до естественных природных и культурных объектов. К этому типу материалов относятся различного вида предметы-головоломки, способствующие развитию аналитического восприятия, пониманию соотношения целое - части, мозаики, стимулирующие развитие пространственного анализа и синтеза, ориентировку в цвете, форме, величине, количестве.

К образно-символическому материалу относятся специально разработанные, так называемые "наглядные пособия", репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие поиску сходства и различия, классификационных признаков, установлению временных последовательностей, пространственных отношений. Это всевозможные наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т.п.

К нормативно-знаковому относится материал языковых и числовых знаков, вводящий детей в новую форму репрезентации мира. Это разнообразные наборы букв и цифр, приспособления для работы с ними, алфавитные таблицы и т.п.

Использование технологии ТРИЗ в данном направлении позитивно повлияло на актуализацию познавательной потребности у детей. Возможности ТРИЗ позволяют осуществлять педагогический процесс эффективно, с большой степенью оригинальности и увлеченности, поскольку, данная технология включает в себя огромное количество методов и приемов, помогающих нам не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное.

Педагогу: стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2017-2018 учебный год

Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель: изучение проблемы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии ТРИЗ.

 Основная идея работы: включить ребенка в исследовательскую деятельность и научить его рациональному варианту поиска информации.

В соответствии с ФГОС ДО ребёнок должен быть: любознательным, активным, интересующимся новым, неизвестным в окружающем мире, задавать вопросы взрослому, любить экспериментировать.

2. Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы.

- Генрих Альтшуллер «Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач».

- Шаехова Р. К. «Играя Размышляем», Казань, 2004 – 96 с.

- Гин С.И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений» (3-е изд., Минск, ИВЦ Минфина, 2007 г.).                                                                                                                                                      

- «Педагогика + ТРИЗ» - сборник статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования (выпуск 5, Вита – Пресс, 2001 г.

- Интернет – ресурсы.

4. Практическая деятельность.

- Разработан и реализован план работы по использованию приемов ТРИЗ (в соответствии с возрастом) в образовательной деятельности и повседневном взаимодействии с детьми в направлении «Познавательное развитие».

- С помощью родителей создан и оснащен центр по ТРИЗ «Хочу все знать!» (дидактические игры и пособия).

-Разработана система творческих заданий на основе модели Объект-Признак-Значение признака и созданы необходимые условия для использования их в познавательно-исследовательской деятельности.

- Систематизирован методический материал по теме самообразования. Оформлена папка «Познаем мир с ТРИЗ»;

- Подобран материал для стендов на тему «Развивающие игры и эксперименты с ТРИЗ» в уголке для родителей.

- Создана картотека игр и заданий, направленная на обучение детей установлению системных связей (Системный оператор).

- Разработан и реализован проект: «Я – исследователь»; создана «Копилка опытов и экспериментов» (ММЧ).

- Для родителей проведен ряд мероприятий в направлении «Играем и экспериментируем вместе».

- Презентация опыта работы на ГМО по теме: «Приемы и методы ТРИЗ в познавательном развитии старших дошкольников».

- Анализ работы по теме самообразования и самоанализ проведенных мероприятий.

- Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.

- Публикация опыта работы в сети Интернет и СМИ.

5. Подведение итогов самообразования.

В результате работы по теме самообразования: 

- большинство детей самостоятельно умеют выделять  и ставить проблему, которую необходимо разрешить;

-  с интересом удовлетворяют присущую им любознательность (в поиске ответа на вопросы: почему, зачем, как устроен мир?);

- умеют практически устанавливать причинно-следственные связи, родовидовые, пространственные и временные связи между предметами и явлениями (в соответствии с возрастом);

- умеют обобщать и делать выводы; применяют имеющиеся знания в решении новых проблем;

- сформированы навыки сотрудничества со сверстниками и педагогом в решении поставленных задач.

«Знание только тогда знание, 
когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью.»

(Л.Н. Толстой)



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ.

(открытый просмотр)

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Тема:«Покорители вершин».

Возрастная категория: дети 5-6 лет.

Форма совместной деятельности: интегрированное занятие.

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Учебно-методический компонент:

1.Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М. А. Васильевой. – М: Мозаика – синтез, 2015г.

2.О. В. Дыбина,«Ознакомление с предметным и социальным окружением», Мозаика – Синтез, Москва, 2015г.)

Средства:

  • наглядные – лист А3 с изображением горы, плакат «Зачем пилят деревья?»;
  • литературные – загадка про дерево.
  • материалы: набор пластмассовых  игрушек, предметы из дерева, цветные карточки с изображением профессий, мяч.

Цель: развитие у детейпознавательных интересов и умения решать интеллектуальные задачи адекватные возрасту через познавательно-исследовательскую и речевую деятельность.

Задачи:

- обобщать знания детей о предметах рукотворного мира, их признаках и назначении; совершенствовать умения классифицировать предметы по профессиям;

- способствовать развитию любознательности, речевой активности, памяти; формированию умений мыслить системно посредством технологии ТРИЗ;

- прививать интерес к изучению истории предметов; воспитывать бережное отношение к предметам, созданными руками человека.

Ход занятия.

  1. Мотивационно-побудительныйэтап.

(Дети стоят в кругу)

Собрались ребята в круг – я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

- Ребята, сегодня на занятии я предлагаю покорить вершину вот этой горы (Показывает гору). А кто из вас знает, как называют людей, которые лазят по горам?(Скалолазы, альпинисты)

- Совершенно верно! Хотите побывать альпинистами?(Да.)Замечательно! Для того, чтобы покорить вершину горы, нам предстоит выполнить несколько заданий и тем самым показать свои знания. Вы готовы?

- Хорошо! А говорить мы сегодня будем о предметах рукотворного мира. Кто из вас помнит, какие предметы мы так называем? (Это предметы, которые созданы руками человека)

  1. Организационно – поисковый этап.

Задание 1. «Игрушки»

- Ребята, посмотрите внимательно на эти предметы и назовите их. (Называют) Как мы можем их назвать одним словом? (Игрушки) А из какого материала они сделаны? (Из пластмассы) Значит они какие? (Пластмассовые).

Д/И «Скажи правильно»      

- Мы с вами знаем, что игрушки бывают самые разные и могут быть изготовлены из разного материала.  

из бумаги – …            из металла –  …          из плюша- …               

из глины – …             из стекла – …              из дерева –…

- Ребята, а предметы, которые нас окружают тоже из разного материала? Совершенно верно! Можно сказать больше - они еще имеют разное назначение. Вы согласны со мной?

Игра «Я знаю пять названий»(ТРИЗ-Системный оператор)

- Я знаю 5 названий предметов личной гигиены

(бытовая техника, посуда, мебель, канцелярия)

- Молодцы! Вот мы с вами и добрались до первого ориентира. (Прикрепляем флажок у первой точки на горе)

Задание 2. «Профессии».

- Ребята, предлагаю вернуться к предметам, лежащим на столе и выполнить следующее задание.

Д/И «Найди пару»Дети классифицируют игрушки по их назначению и соотносят с изображением на карточке:

Кастрюля- поварешка(повар), машинка-руль(шофер), расческа-фен…

- Ребята, а кто из вас помнит, люди каких профессий работают в нашем детском саду? (Называют профессии)

- Молодцы! Сейчас я предлагаю поиграть в одну из наших любимых игр.

Игра «Хвастуны»  (ТРИЗ-Системный оператор)

(Дети стоят в кругу и передают друг другу мяч)

Мячик катится по кругу быстро, быстро по рукам.

Кому мяч достанется, тот нам и похвалится!

(У кого мяч- выбирает карточку с профессией и рассказывает о ней.)

Хвалится: Я повар. Я самый важный….

- Замечательно справились с заданием! Но мы так и не узнали-какая же профессия самая нужная и важная?

Все профессии нужны, все профессии важны!

-Совершенно верно! Вот мы и до второго ориентира добрались. (Прикрепляем флажок у второй точки на горе)

  • Физминутка (музыкальная) «Помогатор».

Задание 3. «Зачем пилят деревья?»

-Ребята. Послушайте внимательно загадку:

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)

- Кто хочет рассказать про дерево? с помощью «Фонтана признаков»?

  • Описание дерева по схемам. «Фонтан признаков» (ТРИЗ)

-Замечательно! Мы с вами уже знаем, что у каждого предмета своя история происхождения. Обратите внимание на доску.(Воспитатель вывешивает плакат «Зачем пилят деревья?»)

  • Работа с плакатом.

- Молодцы, ребята! Все рассказали правильно. Вот мы и добрались до вершины горы. (Прикрепляем флажок у третьей точки на горе).

  1. Рефлексивно –оценочный этап.

- Ребята, сегодня мы поговорили о многих предметах рукотворного мира. Можем ли мы сказать о них, так же как и о профессиях?

Все предметы нам нужны

Все предметы нам важны!

-Замечательно! А кто нам напомнит - как нужно относиться к предметам, которые нас окружают? (Высказывания детей)

- Все сегодня молодцы! Вам понравилось занятие? Что особенно запомнилось? Что нового для себя узнали? (Высказывания детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности на основе методов и приемов ТРИЗ-РТВ.     Задачи: Созда...

План по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности на основе методов и приемов ТРИЗ-РТВ.     Задачи: Созда...

Педагогический проект "Хочу всё знать!" в рамках индивидуального плана развития профессиональной компетенции по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ».2018- 2019 уч.г. и 2019-2020уч.год.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида «Радуга»  Педагогический проект "ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ"в рамкахиндивидуа...

Индивидуальный план развития профессиональной компетенции по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ».

Индивидуальный план развития профессиональной компетенциипо теме:«Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ».На 2017- 2020 уч. г....

План по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»

Актуальность темы:Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...

Самообразование «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приёмов ТРИЗ».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчи...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ВоспитателяВолковой Натальи Александровны название темы «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ»

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ    Ф.И.О. педагога Волкова Наталья Александровна Дата рождения 18.08.1960г Стаж работы в должности 35 лет Образование (назва...