Как помочь ребенку утвердить свое «Я»
статья (младшая, средняя группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Статья содержитрекомендациивоспитанияпотребности в самоутверждении, повышения доверия к родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_rebenku_utverdit_svoe_ya.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку утвердить свое «Я»

В двух, трехлетнем возрасте ребенок начинает тяготиться зависимостью от других. «Я сам» - все чаще слышим мы от двухлетних малышей. Причем дети не только стремятся к самостоятельности, но и любят демонстрировать ее. Порой специально проделывают заведомо запрещенные вещи: тянутся к горячему чайнику, открывают ящик с маминой косметикой.

Однако, отстаивая свое право на самостоятельность, ребенок в то же время хочет заслужить одобрение, похвалу взрослых и детей. Так под влиянием оценки окружающих и на ее основе у малышей формируется самооценка, то есть устойчивое представление о себе, особенностях своей индивидуальности. Часто бывает так, что реальные достижения малыша не соответствуют его желаниям, притязаниям. И здесь начинаются неудачи, огорчения, поиск новых путей привлечения внимания к себе. Как же это происходит?

Сережа находился дома до четырех лет. Родители и бабушка поощряли малыша за любое проявление самостоятельности: снял сам кофту – молодец, убрал чашку на место – получай конфетку. Порицание практически не использовалось в этой семье. «Я хороший. Я – молодец», - такая самооценка сложилась у мальчика.

В четыре с половиной года Сережа пошел в детский сад. И сразу возникло множество трудностей: его не хвалили за умение одеваться, обуваться, считали это само собой разумеющимся, ругали и наказывали за нежелание делиться игрушками. Ребята не хотели играть с Сережей, хотя он так нуждался в их внимании. У ребенка назревал внутренний конфликт, нарастало противоречие между самооценкой «Я хороший» и отрицательной оценкой, которую давали ему взрослые и дети. Мальчик отказывался идти в детский сад, грубил родителям. Родители связывали такое поведение сына с привыканием к новым условиям и ни разу не попытались вызвать ребенка на откровенность. А Сережа тем временем самостоятельно искал выход из создавшегося положения и вскоре нашел: стал жаловаться на детей воспитательнице. Ставил условия ребятам: «Если не примете играть, то все про вас расскажу». Еще позже мальчик понял, что если принести из дома красивую игрушку, конфету в яркой обертке или фантик от жевательной резинки, то можно надолго стать хозяином положения: от тебя будет зависеть, кто будет играть в ту или иную игру, кто какие роли будет выполнять. Самооценка у ребенка осталось прежней: «Я хороший, у меня самые красивые игрушки, со мной все играют». Однако игровые навыки не соответствовали сложившемуся уровню притязаний, т.е. тому уровню достижений, на которые ребенок считает себя способным.

Задумаемся, как же можно избежать подобного поведения ребенка? Вариантов несколько:

  • Постепенно снизить самооценку мальчика до близкой  адекватной.  Для этого родители указывают на недостатки в поведении ребенка, выражают при этом неудовольствие, огорчение. Но для того, чтобы не возникло избытка отрицательных оценок, воспитателям в детском саду надо хвалить мальчика за успешные действия;
  • Поднять реальные достижения ребенка до уровня его притязаний, развивая способности мальчика. Например, интерес к рисованию или музыке, умение сочинять или рассказывать сказки. Хорошо, если родители поделятся своими наблюдениями с воспитателями группы и вместе с ними выработают программу воздействия на ребенка.

Важно заметить: потребность самоутверждения возникает у всех детей, однако проявляется у всех детей, однако проявляется у всех по-разному.

Одни дети стремятся получить ведущие роли в играх, заслужить похвалу взрослого. Им не нравится, когда хвалят других детей. Неудачу нередко переживают со слезами на глазах.

Другие дети рады, когда их на «престижные» роли или  выбирают ведущими в играх, но сами не добиваются этого. Позицию таких ребят можно охарактеризовать как стремление быть как все, не лучше и не хуже.

Стремление к самоутверждению у детей третьей группы можно охарактеризовать как пассивное. Как правило, эти очень редко хотят занять ведущее место в играх или вовсе от него отказываются. Назначение на эти роли других детей воспринимаются как должное, не переживая, что это место занято не ими. Конечно, такую позицию трудно назвать стремлением к самоутверждению: потребность так и остается на уровне неосознанного желания, мимолетного хотения оказаться на месте другого ребенка. Быть незаметными стремятся дети этой группы.

Каков ваш ребенок? Чтобы ответить на этот вопрос, лучше понять своего ребенка, понаблюдайте за ним дома, во время общения с братьями, сестрами, друзьями, постарайтесь обратить внимание на следующее:

  • Является ли ваш ребенок инициатором игр или предпочитает, чтобы их организовывали другие дети, выполняет ли главные роли, справляется ли с ними, случается ли так, что ребенок расстраивается, плачет, выходит из игры, недовольный ее ходом или результатом;
  • Как поведет себя ребенок, если вы пришли в гости и большинство взрослых ему не знакомы: будет ли сидеть около вас, стараясь остаться незамеченным; немного побыв с вами, сам пойдет на общение с окружающими, рассказывая о друзьях, о детском саде; сразу обратит на себя внимание окружающих громким разговором, демонстрированием своих «талантов»;
  • Всегда ли упорно и настойчиво добивается ребенок лучшего результата в порученном ему деле, как ведет себя, когда его хвалят или порицают.

Оценив поведение своего ребенка в результате наблюдения, поразмышляйте над такими вопросами: какими качествами, умениями обладает ваш ребенок как лидер, как организатор игр. Если же вы заметили, что ребенок не является инициатором игр, детских забав, подумайте, что ему в этом мешает: робость, отсутствие или низкий уровень развития игровых и организаторских навыков, боязнь сделать что-то не так. Задумайтесь и над вопросом: часто ли ребенок делится с вами своими желаниями, мечтами, огорчениями и неудачами. Вспомните, не рассказывал ли вам ребенок о своем желании читать стих на утреннике в детском саду, о мечте быть самым главным в игре, первым в строю.

Бывало ли так, что ребенок представлял себя обладателем тех или иных качеств, которых у него нет?

Если у вас не приняты такие откровенные беседы, пойдите сами навстречу ребенку. Создайте условия, чтобы он поделился с вами, рассказал  о наболевшем. Увидел в вас не только маму и папу, а друга, товарища и внимательного собеседника. К таким разговорам располагает время отхода ребенка ко сну: мягкий свет, вечерний уют комнаты, расслабленное состояние ребенка в кроватке. Сядьте рядом, погладьте по головке, спросите о прошедшем дне, об играх и ссорах с друзьями, о том, с кем бы он хотел поиграть завтра, а с кем пойти в одной паре на прогулку. Скоро вы убедитесь, что сын стал вам больше доверять, с нетерпением ждет вечера и с надеждой спрашивает: «Мамочка, ты посидишь сегодня со мной, у меня столько новостей».

Спросите ребенка о его друзьях, почему ему нравится играть с Наташей, а не с Олей, узнайте,  кто придумывает самые интересные игры и выполняет главные роли в них. Постарайтесь выяснить, как ребенок оценивает себя, свои умения и возможности в сравнении с другими детьми, как оценивают его дети и воспитатель.

Теперь вы поняли своего ребенка, его возможности, реально оцениваете способности – поделитесь своими размышлениями с воспитателями в детском саду. На основе своих выводов и бесед с воспитателями вы сможете определить, как велика потребность в самоутверждении ( очень сильное стремление, активное или пассивное) и установить способы удовлетворение этой потребности (прямая деятельность по самоутверждению;  «компенсаторные» способы).

Существуют множество средств воспитания потребности в самоутверждении – беседа с ребенком, чтение художественной литературы, рассказы, создание проблемных ситуаций. Но сегодня мы обратим ваше внимание лишь на одно из них – обучающую игру. Прежде всего – об особенностях этого вида игр.

Вспомните, разве не увлекали вас в детстве такие игры, как «Краски», «Съедобное-несъедобное», «Черное-белое», «Да и нет не говорить» и многие другие! Кроме определенных знаний они требуют от играющего умения сравнивать, группировать предметы, проявлять выдержку, волю, инициативность, самостоятельность. Все игровые действия и взаимоотношения регулируется правилами. Игра начинается только после сигнала ведущего. Дал полный ответ, составил интересный рассказ – получай фишку, прозевал свой ход, не смог быстро придумать 3 слова, обозначающие действие, - отдай фант. Выигрывает тот, кто больше всех набрал фишек. Процесс игры увлекает ребенка, делает обучение увлекательным, интересным и эмоциональным.

Поговорим теперь о том, как с помощью обучающих игр помочь ребенку привлечь к себе внимание со стороны сверстников, найти новые пути реализации своего стремления к самоутверждению.

Начнем с детей, у которых потребность в самоутверждении носит пассивный характер. Причин такой пассивности может быть много: здесь и робость, застенчивость и неверие в собственные силы. Постоянное назначение такого ребенка на роль ведущего в играх дома поможет ему накопить опыт исполнения такой роли, придаст уверенность в себе.

Необходимо, чтобы на помощь вам здесь пришел воспитатель. Он поручит ребенку роль ведущего в игре. Похвалит малыша перед всей группой детей, отметит, насколько хорошо справился он с выполняемой ролью.

Разучите дома с ребенком считалки, расскажите, как выбрать ведущего с помощью стрелки, фанта. Все дошкольники – выдумщики, фантазеры. Попробуйте вместе с ребенком сочинить свою считалку. Скоро вы убедитесь, что ваши усилия не прошли даром: у ребенка появляется активное стремление к самоутверждению, дети узнали о его способностях.

Как же поступать тем родителям, дети которых отличаются активным стремлением к самоутверждению? Лучше, если ребенок привыкнет к таким способам выбора ведущего, как считалки, стрелки. Ведь в группе сверстников ведущий каждый раз меняется.

В конце игры обязательно оценивайте не только результат, но и процесс его достижения: строгое соблюдение правил. Помните, что на основе вашей оценки деятельности ребенка складывается самооценка, которую изменить потом бывает очень сложно.

Много ли обучающих игр есть у вас дома? Если нет, не огорчайтесь! Их можно придумать и изготавливать самим. Такое занятие будет интересно для вас и полезно для вашего ребенка.

Малыш с вашей помощью учится придумывать и изготавливать обучающие игры. Демонстрирует сверстникам и взрослым свои творческие возможности. Это новый способ удовлетворения потребности ребенка в самоутверждении.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку победить свой страх

Детские страхи - глубокие переживания детства, часто оставляющие след в более старшем возрасте. Поскольку, в большинстве случаев, детские страхи возникают по вине самих родителей, их долг – помо...

Консультация для родителей "10 способов помочь ребенку открыть свой музыкальный талант и стать настоящим композитором"

Десять советов о том, как помочь вашим детям проявить свой талант композитора....

Как помочь ребенку управлять своими эмоциями.

Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формирую у них определенные психологические к...

Консультация для родителей "Как помочь ребенку раскрыть свой талант"

Консультация для родителей "Как помочь ребенку раскрыть свой талант"...

"Как помочь ребенку утвердить себя в мире человеческих отношений"

  Как помочь ребенку утвердить себя в мире человеческих отношений.      Все дети нуждаются в любви, доброжелательном отношении взрослого и общении с ним. Сегодня ни для...

Консультация для родителей "Как помочь ребенку утвердить свое «Я»"

В двух-трехлетнем возрасте ребенок начинает тяготиться зависимостью от других. «Я сам» — всё чаще слышим мы от двухлетних малышей. Причем дети не только стремятся к самостоятельности, но и любят демон...