Развитие речи ребенка раннего возраста
статья (младшая группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

В статье приведенырекомендации по вызыванию у детей желания говорить, развитие слухового восприятия и слуховой памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_rebenka_rannego_vozrasta.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи ребенка раннего возраста

Речь ребенка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными затруднениями и только благодаря усилиям взрослых.

Очень важным в раннем возрасте является умение взрослых вызвать у ребенка желание говорить. К сожалению, часто родители, боясь приучить ребенка к рукам, избаловать его своим вниманием, мало говорят с ним, мало слушают его. Считают, что ребенку достаточно, если он хорошо накормлен, чист, вовремя ложится спать, много гуляет, а остальное – всякие игры и разговоры – баловство.

А задача взрослых при этом – поощрять речь ребенка, радоваться ей. Если вам не удастся пробудить у малыша интерес к речи, то затормозится его речевое, а также умственное развитие.

Обращаясь к ребенку, необходимо не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией и тембром, четко выделяя ударный слог (поэтому нельзя растягивать слово по слогам, так как при этом теряется ударение). Каждое новое слово должно быть понятно малышу. Для этого, произнося его, надо одновременно показать на соответствующий предмет или действие. Если ребенок сам чем-то заинтересовался – назвать несколько раз то, что он видит. Только так можно закрепить связь между названием предмета (словом) и самим предметом. Когда ребенок самостоятельно произносит новое слово или предложение, надо повторить им сказанное, приласкать, похвалить: малыш охотнее будет разговаривать.

Если ребенок неверно произнес слово или фраз, надо спокойно поправить его. При этом не следует забывать о речевых возможностях малыша. Если ему еще не по силам правильное произношение, не следует его и добиваться. Но слышать от взрослых он должен абсолютно чистое произношение. Бывает, что требовательность родителей к ребенку проявляется в недоступных формах: в нетерпеливом, раздраженном тоне, окрике, угрозе, даже в наказании, иногда в насмешке, передразнивании. Вредно и назойливое, хотя бы и в ласковом тоне, чуть ли не на каждом слове исправление неправильного произношения. Это не мешает малышу выразить свои мысли, чувства, раздражает, обижает его. У детей в таких случаях развивается страх перед речью и может появиться наказание.

Нужно постоянно помнить, что ребенок прислушивается к каждому слову взрослых, подражает их речи. Поэтому не следует произносить слова неправильно, подлаживаясь под детскую речь («Ах, какое класивое платьисе!», «Ты мой холесенький», «Сейсяс наденем колготоськи», «Маса пойдет тпруа» и т.п.). Это только наносит вред детям, так как на долгое время закрепляет несовершенство речи. Понятно, что в таком случае ваш ребенок долго будет говорить «тпруа» вместо «гулять». «Бобо» вместо «больно» и т.п.

Итак, как только вы убедитесь, что малыш уже может говорить правильно, - не разрешайте ему произносить так называемые облегченные слова.

Нередко родители допускают такую ошибку. Понимая своего ребенка, его искаженные слова, чутко разбираясь в интонациях, они легко догадываются о его потребностях и желаниях без особых объяснений с его стороны. Дети, убеждаясь всякий раз, что взрослые их понимают с полуслова, продолжают говорить неразборчиво и ничто не стимулирует их правильной речи. Не следует так «читать мысли» малыша. Иногда полезно сделать вид, что вы не понимаете искаженной речи ребенка. В таком случае у него появляется необходимость говорить правильно, хорошо, и он начинает следить за своей речью.

Побуждая ребенка к речи, нужно постоянно задавать ему вопросы. Здесь большие возможности для обогащения словаря детей. Вопросы следует формулировать четко, понятно. Они должны относиться к действиям, совершаемым ребенком, взрослыми, к предметам, окружающим малыша, игрушкам. Очень важно побуждать ребенка задавать вопросы. Отвечать малышу нужно всегда охотно, весело, хвалить его за удачные вопросы, терпеливо и подробно объяснять ему все непонятное.

Благотворно влияет на развитие речи малышей пример старших детей. Поэтому надо всячески поощрять совместные игры и разговоры младших детей со старшими.

Необходимо разучивать с ребенком небольшие стихотворения, рассказывать или читать ему легкие для понимания сказки, рассказы. А потом малыш воспроизводит содержание услышанного, отвечая на вопросы. Таким образом развивается речь, и память ребенка. Родители должны терпеливо и внимательно слушать ребенка, помогать ему при этом вопросами, подсказкой.

К трем годам малыш начинает уже понимать недостатки своей речи. В это время важно поправлять его, если он произнес слово или звук неправильно. Полезно в таких случаях направить внимание ребенка на неверно произнесенный звук и сравнить его с правильным произношением. Например: «Я не понимаю, что тебе дать, масыну или машину?» Затем несколько раз четко произнесите: «Машина, слышишь ш-ш-ш-ш-ш, ма-ши-на, машина». В таком случае сын или дочь научиться отличать свое неправильное произношение от верного. Конечно, к трем годам ребенок еще не может все звуки речи произносить правильно. Но если не будет замечать свои ошибки, он никогда не сможет их преодолеть.

Маленького ребенка необходимо приучить смотреть на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию (движения губ, языка). Не следует побуждать детей заучивать слишком трудные для них стихи, сказки, потешки, скороговорки.

Развитию правильного звукопроизношения способствуют игры, в процессе которых дети играют в лошадки, цокают копытами, жужжат, как пчелы, кукуют кукушкой, тикают, как часы, мычат, как коровы, мяукают, как кошки, гогочут, как гуси, кудахчут, как куры. Ребята с удовольствием и без устали повторяют вслед за взрослым, как звучит дудочка (ду-ду-ду), колокол (дон-дон-дон), паровоз (у-у-у) и т.д.

Развитие у ребенка слухового восприятия и слуховой памяти – важное условие формирования правильной речи. Можно предложить малышу закрыть глаза, послушать и угадать, о чем «говорит комната», что слышно с улицы, со двора. Ребенок услышит, как тикают часы, мурлычит кошка, шумят машины. Полезно также приучать малыша слушать в лесу, в парке, в саду, в поле шелест листвы, пение птиц, журчание ручья, стрекотание кузнечиков. Хорошо при этом пояснять ребенку, что это за звуки, попросить его  воспроизвести их. Дети, как правило, поразительно тонко передают различные звуки и их оттенки. Игры такого рода обостряют внимание детей и делают их более восприимчивыми к звучанию речи.

Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное произношение, но, что также важно, предупреждает возникновение речевой патологии – дислалии. Примерно к четырем годам ребенок должен правильно произносить все звуки речи.

В дошкольный период особенно возрастает внимание детей к речи взрослых. Ребенок воспринимает не только обращенную к нему речь, но и разговоры взрослых между собой.  Поэтому речь самих взрослых, окружающих ребенка, должна быть всегда правильной, отчетливой, плавной, простой по структуре, ясной и выразительной, неторопливой, но и не излишне растянутой. Нельзя допускать, чтобы дети говорили на вдохе, захлебываясь и задыхаясь.

Если ребенок будет постоянно слышать правильную речь, то и сам он в конце концов будет говорить правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи ребенка раннего возраста.

В настоящей статье анализируется, какие именно игрушки и игровые материалы нужны ребенку первого — третьего года жизни для стимуляции и развития его коммуникаций со взрослым и самостоятельной (экспрес...

Дидактическая игрушка - как средство развития речи ребенка раннего возраста

Что представляет из себя дидактическая игрушка, ее назначение....

Рекомендации родителям по развитию речи ребенка раннего возраста.

Практические задания и советы помогут родителям грамотно организовать взаимодействие со своим малышом....

Развитие речи ребенка раннего возраста.

Особенности развития речи ребенка раннеготвозраста....

«Организация деятельности по развитию речи ребенка раннего возраста с соответствием Комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» и программно-методического комплекса «Воробушки».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Комплексная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми раннего возр...