Методические рекомендации для педагогов " Этикет с малых лет " ( старший дошкольный возраст )
консультация ( группа) на тему

Голай Олеся Викторовна

Консультация для педагогов

«Этикет с малых лет».

 Старший и подготовительный дошкольный возраст.

 

Воспитанность- это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени.

Филипп Честерфилд, английский писатель 18 век.

 

        Этикет - французское слово. Его старинное галантное звучание как бы требует соседства весьма светских слов: «политес», «ритуал», «церемониал» и т.п. Этикет - свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах.            Правила этикета были детально разработаны, требовали неукоснительного соблюдения. Их существовало, да и поныне существует бесконечное множество. Этикет- инструмент для создания стойких привычек поступать так, как требуется, - уважительно, доброжелательно, с доверием к людям.

          Надо хорошо помнить, что нормы поведения не требуют от вас: « Делай только так, а не иначе». Правила этикета очень разумны. Они как бы указывают самые удобные и экономные способы действия. Во все времена воспитанного человека было видно сразу по красивым формам поведения: подтянутость, собранность, достоинство, спокойствие. В фундаменте современного этикета мощно покоятся четыре краеугольных камня: доброе отношение человека к человеку, здравый смысл, красота, народные обычаи и традиции.

          Именно поэтому воспитанность, культура поведения делают нашу совместную жизнь удобной, приятной, разумной и красивой.

В конце второго десятилетия ХХ века коренным образом изменились условия российской жизни, возникли новые поведенческие правила и нормы. Этикет стал ненужной роскошью старого мира. Выход России на международную арену потребовал возвращения европейского этикета. В это время  слово «этикет» применялось только в дипломатических и государственных сферах. В обществе же использовалось понятие «культура поведения». В последнее время роль этикета в нашем обществе как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает, поскольку этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей, независимо от их национальности, социального положения, психологических и возрастных особенностей.

 Важнейшее средство общения людей - наша речь. О людях судят по тому, что и как они говорят, как доносят до окружающих свои мысли, чувства, впечатления, знания.

              Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу.

          Работая над этическим воспитанием детей, надо учитывать и развивать эмоциональную сферу, а развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка с взрослыми, сверстниками.

           Всегда приятно видеть культурного и вежливого ребенка, который хорошо себя ведет. Одна из задач воспитателя, педагога помочь освоить необходимые правила этикета.

           Приобщение детей дошкольного возраста к этикету происходит трудно, поэтому надо варьировать в формах работы: беседы, тренинги, этюды, игры, проигрывание различных ситуаций. Необходима также «подвижность» средств воспитания, их постоянная корректировка. Нередко бывает, что проверенный практикой метод вдруг перестает быть эффективным. Педагог должен внимательно следить за тем, как каждый из его воспитанников воспринимает воспитательные воздействия и влияния. Нужно как можно раньше определить уровень нравственной воспитанности каждого из детей. Наблюдения позволяют выявить у каждого ребенка присущие ему особенности поступков, интересов, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры поведения.

            Педагогу надо всегда помнить, что самое главное- это здоровье детей. Но здоровье не только физическое, но и нравственное. А этикет как раз и является частью нравственного воспитания личности. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком.

             Важным моментом в воспитании детей является создание «этических уголков» в группах, благодаря которым дети усваивают, « что такое хорошо и что такое плохо», оценивают поступки свои и своих сверстников, вырабатывают собственные критерии общения с окружающими людьми.

              В старшем дошкольном возрасте навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладевают представлениями о правильном, гуманном отношении к людям. Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в правильных поступках. Так, например, знакомя детей с этическими нормами поведения, готовя их к современному социуму, необходимо закреплять определенные понятия об обязанностях девочек и мальчиков, учитывать их половую социализацию, т.е. обучаем детей поведению, соответствующему полу. Если в дошкольном возрасте в сознание детей не заложить основ женственности и мужественности, то в будущем, став взрослыми, они будут плохо справляться со своими социальными ролями.

Не менее важно использовать в работе с детьми беседы, в том числе этические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений художественной литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных фотографий. Эти приемы помогают детям, поддерживая их желание поступать правильно.

             Прежде чем начинать обучать детей этикету следует помнить о том, само понятие «этикет» состоит из таких направлений, как: этикет общения, речевой этикет, столовый этикет, этикет в одежде, повседневный этикет, семейный этикет, гостевой этикет, дружественный этикет.

           Некоторые виды этикета проявляются в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребенка навыки повседневного этикета - значит воспитывать у него умение содержать в порядке свое место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить начатое  дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Важный показатель уровня знаний повседневного этикета - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых.

         Этикет общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Ребенка надо научить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни он должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим.

         Столовый этикет (культурно-гигиенические навыки) - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.

           Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил еду. Овладение культурой еды - нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо. Со временем навыки постепенно совершенствуются, перерастают в привычки.

 Педагоги должны помнить, что привитые в детстве навыки приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

     У детей 5-7 лет закрепляются, углубляются и расширяются все знания, умения и навыки, которые они приобрели за весь предшествующий период пребывания в детском саду. От достигнутого уровня воспитания зависит и процесс обучения. Среди отрицательных качеств учеников начальной школы, затрудняющих учебную деятельность и воспитание, педагоги часто называют неаккуратность, отсутствие собранности. Воспитание таких качеств, как упорство и настойчивость в достижении результатов - одна из важнейших задач в работе воспитателей детского сада. И родители, и педагоги хотят, чтобы дети были добрыми, умными, порядочными и благовоспитанными. Но, к сожалению, не всегда так бывает.  Обучая детей правилам этикета надо стараться вести с детьми диалог, проводить занятия в игровой форме, и тогда результаты не заставят себя ждать. Знакомя детей с правилами этикета, мы поможем им преодолеть стресс, застенчивость, агрессивность при общении, разовьём их коммуникативные качества.

Так с чего начать при обучении правилам этикета?

 «Золотые правила» не нужно ставить в рамочку, чтобы ими любоваться и повторять по несколько раз в день. Больше пользы будет от книги. Особенно эффективно действуют на сознание детей художественные произведения разных жанров: русские народные сказки, стихи, рассказы, сказки отечественных и зарубежных писателей. Выбор произведений обусловлен их содержанием, позволяющим формировать у детей представления о нравственности. На примерах героев известных сказок дети усваивают основные правила поведения, учатся вести себя в гостях и дома, в театре и на улице, поддерживать беседу и мирно разрешать споры.

Но одно из главных значений в воспитании культуры поведения имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и, прежде всего к детям, - важный и действенный пример для подражания. Поэтому следует помнить слова русского писателя А.П. Чехова: « В человеке всё должно быть прекрасно…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etiket_st-_podg_dlya_vospitateley.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Этикет с малых лет».

 Старший и подготовительный дошкольный возраст.

Воспитанность- это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени.

Филипп Честерфилд, английский писатель 18 век.

        Этикет - французское слово. Его старинное галантное звучание как бы требует соседства весьма светских слов: «политес», «ритуал», «церемониал» и т.п. Этикет - свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах.            Правила этикета были детально разработаны, требовали неукоснительного соблюдения. Их существовало, да и поныне существует бесконечное множество. Этикет- инструмент для создания стойких привычек поступать так, как требуется, - уважительно, доброжелательно, с доверием к людям.

          Надо хорошо помнить, что нормы поведения не требуют от вас: « Делай только так, а не иначе». Правила этикета очень разумны. Они как бы указывают самые удобные и экономные способы действия. Во все времена воспитанного человека было видно сразу по красивым формам поведения: подтянутость, собранность, достоинство, спокойствие. В фундаменте современного этикета мощно покоятся четыре краеугольных камня: доброе отношение человека к человеку, здравый смысл, красота, народные обычаи и традиции.

          Именно поэтому воспитанность, культура поведения делают нашу совместную жизнь удобной, приятной, разумной и красивой.

В конце второго десятилетия ХХ века коренным образом изменились условия российской жизни, возникли новые поведенческие правила и нормы. Этикет стал ненужной роскошью старого мира. Выход России на международную арену потребовал возвращения европейского этикета. В это время  слово «этикет» применялось только в дипломатических и государственных сферах. В обществе же использовалось понятие «культура поведения». В последнее время роль этикета в нашем обществе как части поведенческой культуры неизмеримо возрастает, поскольку этикет создает условия, благоприятные для общения и существования людей, независимо от их национальности, социального положения, психологических и возрастных особенностей.

 Важнейшее средство общения людей - наша речь. О людях судят по тому, что и как они говорят, как доносят до окружающих свои мысли, чувства, впечатления, знания.

              Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу.

          Работая над этическим воспитанием детей, надо учитывать и развивать эмоциональную сферу, а развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка с взрослыми, сверстниками.

           Всегда приятно видеть культурного и вежливого ребенка, который хорошо себя ведет. Одна из задач воспитателя, педагога помочь освоить необходимые правила этикета.

           Приобщение детей дошкольного возраста к этикету происходит трудно, поэтому надо варьировать в формах работы: беседы, тренинги, этюды, игры, проигрывание различных ситуаций. Необходима также «подвижность» средств воспитания, их постоянная корректировка. Нередко бывает, что проверенный практикой метод вдруг перестает быть эффективным. Педагог должен внимательно следить за тем, как каждый из его воспитанников воспринимает воспитательные воздействия и влияния. Нужно как можно раньше определить уровень нравственной воспитанности каждого из детей. Наблюдения позволяют выявить у каждого ребенка присущие ему особенности поступков, интересов, отношений с окружающими, трудности в освоении навыков культуры поведения.

            Педагогу надо всегда помнить, что самое главное- это здоровье детей. Но здоровье не только физическое, но и нравственное. А этикет как раз и является частью нравственного воспитания личности. Этикетное поведение всегда связано с гармонией и порядком.

             Важным моментом в воспитании детей является создание «этических уголков» в группах, благодаря которым дети усваивают, « что такое хорошо и что такое плохо», оценивают поступки свои и своих сверстников, вырабатывают собственные критерии общения с окружающими людьми.

              В старшем дошкольном возрасте навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладевают представлениями о правильном, гуманном отношении к людям. Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в правильных поступках. Так, например, знакомя детей с этическими нормами поведения, готовя их к современному социуму, необходимо закреплять определенные понятия об обязанностях девочек и мальчиков, учитывать их половую социализацию, т.е. обучаем детей поведению, соответствующему полу. Если в дошкольном возрасте в сознание детей не заложить основ женственности и мужественности, то в будущем, став взрослыми, они будут плохо справляться со своими социальными ролями.

Не менее важно использовать в работе с детьми беседы, в том числе этические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений художественной литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных фотографий. Эти приемы помогают детям, поддерживая их желание поступать правильно.

             Прежде чем начинать обучать детей этикету следует помнить о том, само понятие «этикет» состоит из таких направлений, как: этикет общения, речевой этикет, столовый этикет, этикет в одежде, повседневный этикет, семейный этикет, гостевой этикет, дружественный этикет.

           Некоторые виды этикета проявляются в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребенка навыки повседневного этикета - значит воспитывать у него умение содержать в порядке свое место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить начатое  дело до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Важный показатель уровня знаний повседневного этикета - естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых.

         Этикет общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Ребенка надо научить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни он должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим.

         Столовый этикет (культурно-гигиенические навыки) - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.

           Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил еду. Овладение культурой еды - нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо. Со временем навыки постепенно совершенствуются, перерастают в привычки.

 Педагоги должны помнить, что привитые в детстве навыки приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

     У детей 5-7 лет закрепляются, углубляются и расширяются все знания, умения и навыки, которые они приобрели за весь предшествующий период пребывания в детском саду. От достигнутого уровня воспитания зависит и процесс обучения. Среди отрицательных качеств учеников начальной школы, затрудняющих учебную деятельность и воспитание, педагоги часто называют неаккуратность, отсутствие собранности. Воспитание таких качеств, как упорство и настойчивость в достижении результатов - одна из важнейших задач в работе воспитателей детского сада. И родители, и педагоги хотят, чтобы дети были добрыми, умными, порядочными и благовоспитанными. Но, к сожалению, не всегда так бывает.  Обучая детей правилам этикета надо стараться вести с детьми диалог, проводить занятия в игровой форме, и тогда результаты не заставят себя ждать. Знакомя детей с правилами этикета, мы поможем им преодолеть стресс, застенчивость, агрессивность при общении, разовьём их коммуникативные качества.

Так с чего начать при обучении правилам этикета?

 «Золотые правила» не нужно ставить в рамочку, чтобы ими любоваться и повторять по несколько раз в день. Больше пользы будет от книги. Особенно эффективно действуют на сознание детей художественные произведения разных жанров: русские народные сказки, стихи, рассказы, сказки отечественных и зарубежных писателей. Выбор произведений обусловлен их содержанием, позволяющим формировать у детей представления о нравственности. На примерах героев известных сказок дети усваивают основные правила поведения, учатся вести себя в гостях и дома, в театре и на улице, поддерживать беседу и мирно разрешать споры.

Но одно из главных значений в воспитании культуры поведения имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и, прежде всего к детям, - важный и действенный пример для подражания. Поэтому следует помнить слова русского писателя А.П. Чехова: « В человеке всё должно быть прекрасно…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов " Этикет с малых лет " ( младший дошкольный возраст)

Методические рекомендации для педагогов " Этикет с малых лет "  ( младший дошкольный возраст)...

Методические рекомендации для педагогов «Формирование элементарных математических представлений детей дошкольного возраста (количество и счёт)»

Математика в детском саду начинается со второй младшей группы, где начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет орг...

Методические рекомендации для педагогов по обучению бурятскому языку детей дошкольного возраста

Внимание к бурятскому языку как к главному элементу национальной культуры органично и целесообразно воспитывать именно в дошкольном возрасте, когда усваивается разговорный язык, связанный с бытовой сф...

Методические рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста. Практические советы.

В период пандемии многие педагоги оказались в ситуации, когда необходимо организвать дистанционное обучение воспитанников, т.к. прерывать образовательный процесс на такое длительное время является неп...

Методические рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста.

Дистанционное обучение на данный момент является одной из самых актуальных тем, обсуждаемых в ряду инноваций в системе образования, так как это новая, современная технология, позволяющая сделать обуче...

Методическая рекомендация для педагогов на тему "Психогимнастика для детей дошкольного возраста"

Методическая рекомендация, направленная на освоение знаний материала по психогимнастике, а также приложение большой картотеки занятий с детьми....

Методические рекомендации для педагогов «Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста»

Обеспечение здоровья детей — основная цель, главная задача цивилизованного общества. Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные ме...