Развитие цветовосприятия у детей 2-3 года.
статья ( группа) на тему

Дети любят цвет, для них это радость и увлечение. Дети с удовольствием играют с цветом. Цветоощущение играет важную роль в жизни ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tsvetovospriyatiya_u_detey_2.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие цветовосприятия у детей 2-3 года.

Автор: Соболева Светлана Валерьевна,

воспитатель МБДОО «Детский сад №7 «Солнечный город»

Наш мир наполнен  разноцветными красками. Дети любят цвет, для них это радость и увлечение. Дети с удовольствием играют с цветом. Цветоощущение играет важную роль в жизни ребёнка. Благодаря этой зрительной функции он способен воспринимать многообразие цветов в природе и искусстве.

Такие ученые отечественной дошкольной педагогики и психологии как  Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер разделяли утверждение о том, что именно ранний дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития формирования представлений цвета у детей.

Как известно, познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Такие формы познания, как запоминание, мышление, воображение, строятся на основе образов восприятий и являются результатом их переработки. По словам Л.С.Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются "вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия".

Нормальное развитие ребенка зависит от полноценного восприятия, от формирования сенсорного воспитания, как развиваются  представления малыша о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.

Мы провели  экспериментальное исследование в МБДОО «Детский сад №7» Цивильского района в первой младшей группе на особенности восприятия цвета у детей. В обследовании принимали участие 15 детей в возрасте 2.5 – 3 года. Применялась методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, описанная в «Практикуме по детской психологии».

В ходе первого эксперимента  были использованы задания по изучению восприятия цвета. Во втором эксперименте были использованы задания на изучение различения цвета в игровой ситуации.

Проведенная диагностика показала, что большинство детей различают основные цвета. Полученные данные « Среднее значение распределения детей  по уровням формирования восприятия цвета, %» свидетельствуют о следующем. Качество выполнения задания, соответствующее критериям высокого уровня, обнаружилось у 20%, среднего – 33%, низкого – 47%.

Во втором эксперименте «Различение цвета в игровой ситуации» согласно данным оказались некоторые затруднения. У шестерых детей не все маленькие квадраты соответствовали по цвету большим листам. А из них трое  детей  закрывали квадраты, не обращая внимания на цвет, получилось случайное совпадение. Предлагалось заново выполнить задание при помощи педагога, но также были ошибки.

В результате исследования мы выяснили, что дети различают все цвета спектра, но учитывать цветовую характеристику предметов при действиях с ними им сложнее. Цвет ребенком воспринимается труднее, поскольку, не оказывает большого влияния на выполнение действий, он доступен только визуальному наблюдению.

В различных ситуациях ребенок реагирует по-разному. Если в задании выбора цвета по наглядному образцу было проще, так как ребенок мог сравнить цвета, прикладывая их вплотную друг к другу, то размещение цветов по наглядному образцу было тяжелее. В этом случае большую роль играет осознанное восприятие. Ребенок должен понимать, что от него требуется, уметь сопоставлять на глаз. Для этого необходима помощь взрослого, своего рода обучение. Поэтому в формировании цвета ведущая роль принадлежит взрослому.

Вывод: Дети не имеют четких представлений о разновидности каждого свойства, не умеют пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств предметов в различных ситуациях.

Отбирать цвета, названные взрослыми,  называть их самостоятельно значительно сложнее, чем различать цвета. Зная названия ряда цветов, дети часто не умеют еще достаточно хорошо пользоваться этими знаниями.

Дети, с которыми занимались взрослые (родители, педагоги), легко выполняли задания. Они понимали в речи слова: «цвет», «такой же». Названия цветов называли безошибочно.

Большую роль играет то, в какой форме проходят занятия. Дети быстрее усваивают цвета, если занятия проходят в игровой форме. Это свидетельствуют результаты выполнения диагностической методики различения цвета в игровой ситуации.

Осознанное, целенаправленное  восприятие цвета не является врождённым качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.

Взрослый человек организует и направляет сенсорную активность ребенка. Без специальных воспитательных приемов сенсорное развитие не будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже неверным. Впечатление, полученное при наблюдении за действиями взрослых, лучше закрепится в памяти ребенка, если он воспроизведет эти действия в своей игре. Поэтому нужны пособия, игрушки, действуя которыми, ребенок практически знакомится с цветом предметов и, действуя, воспроизводит впечатления, полученные из окружающей среды. Для детей раннего возраста должны быть едины  продуктивная деятельность (рисование, лепка), дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию. Необходимо создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни: на прогулке, в быту, в процессе практических действий с предметами и наблюдений.

Значимым фактором в планировании занятий является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Также важно, чтобы представления о сенсорных свойствах и качествах предметов были не только широкими, но и систематизированными, то есть ребенка необходимо знакомить с восемью цветами.

Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название.

Формирование цвета может происходить так быстро, что именно на третьем году жизни ребенок начинает обозначать признаки краткими пояснениями; белые пятна на голубом фоне—это «снег идет», «зайчики прыгают»; желтое пятно—«солнышко светит», «колобок». Цветовыми пятнами он обозначает траву, деревья, листья, крокодила и тому подобное. С помощью цвета ребенок обобщает характерные признаки достаточно широкого круга предметов и явлений. Действуя с предметами, чтобы  показать их свойства, ребенок учится изображать это доступными ему средствами: элементами строительного материала, мозаики, красками, фломастерами, карандашами и другое.

Путь знакомства детей с цветом — это путь непосредственного развития восприятия цвета окружающего мира. Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира. Формирование представлений цвета ребенка развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания малыша к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает определять отношение выявленных свойств одного предмета к свойствам других предметов, расширяет активный словарь.

Нам  важно научить детей пользоваться представлениями о цвете не только в своей изобразительной, игровой и трудовой деятельности, но и в повседневной жизни. В ней применять сформированные представления о цвете как в реальных действиях, так и мысленно.

Используемая литература:

  1. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада/ Л.А. Венгер,  Э.Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер.— М.: 1988.- 144с.
  2. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для вузов/ Е. О. Смирнова. —3-е изд., перераб. — СПб.:Питер, 2009. — 304 с: ил.
  3. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии. / Г.А. Урунтаева, Ю.Л. Афонъкина. — М: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. —291с.
  4. Янушко, Я. А.  Сенсорное развитие детей раннего возраста 1-3 года./ Я. А. Янушко—М: Мозаика-Синтез, 20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и игровых упражнений на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста

Это не авторская разработка,а подборка с указанием дидактической задачи,игровых правил,игровых действий и хода игры....

Перспективный план по развитию цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста по средствам изодеятельности.

Преспективный план разработан для детей старшего дошкольного возраста с общими нарушениями речи....

Развитие цветовосприятия у детей с нарушением зрения

В презентации приведены общие рекомендации при работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, офтальмологические требования при работе с наглядностью, перечень зрительных нагрузок при различном ха...

"Играем и развиваемся" (Дидактическая игра как средство развития цветовосприятия у детей раннего возраста)

Моя тема по самообразованию "Дидактическая игра как средство цветовосприятия у детей раннего возраста". Результаты этой работы показывают, что систематическая, последовательная работа с детьми по сенс...

Конспект открытого показа игровой образовательной ситуации по развитию цветовосприятия у детей среднего дошкольного возраста по теме: «Божья коровка Мила отмечает день рождения»

Конспект будет полезен для воспитателей средних групп в работе по развитию у детей цветовоспрития и в НОД по изобразительной деятельности при работе с красками...