Самообразование «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность»
материал (старшая группа) на тему

Масленая Лилия Александровна

Самообразование «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребёнка детский сад «Фантазия»

Индивидуальный план работы по самообразованию

на 2015-2016 учебный год

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность»

Подготовила воспитатель:

                                                                                                      старшей «А» группы

                                                                                                                 Масленая Л.А

                                               

                                                    Введение

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать) За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.

Цель: Продолжить поиск эффективных методов и приемов работы по развитию изобразительных навыков и творческих способностей. Повышение моих профессиональных качеств, теоретических знаний.

         Задачи:

- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

- развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

-  формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

- расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

- совершенствовать технические умения и навыки рисования;

Продолжительность: долгосрочный

Работа началась в 2015г.

        Предполагается закончить в 2017 г.

Ожидаемый результат:  

- активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД

Месяц

Направления работы

Сентябрь

Подбор литературы по теме самообразования.

Изучение методической литературы.

Планирование работы  с детьми на новый учебный год.

Октябрь

Работа над модернизацией группы.

Ноябрь

Изучение теории по теме: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность".

Декабрь

Посещение занятий воспитателей.

Январь

Работа над созданием методических папок.

Февраль

Выступление на педсовете по теме самообразовании. Нетрадиционные техники в рисовании. 

Презентация мастер – класса техника рисования " Граттаж"

Март

Создание методической разработки

Апрель

Разработка картотек игр по изобразительной деятельности.

Май

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Литература

1.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»

2 И.В.Тюфанова» Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004 г.

3.А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль , изд-во «Академия развития-Академия холдинг».

4. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

5.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».

6.Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. - Москва ,2010 г.

7.Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. Москва 2007 г.

8. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие.- Ярославль, 1998 г.

9.Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – Москва, 2010 г.

10. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования. Дошкольное образование. 2010 г №18.

11. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. Дошкольное воспитание. -1995 г.№11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».«Истоки способностей и дарования детей – на ...

Условия и этапы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

«Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями, но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволяют развить эти способности вовремя». (О...

План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятель...

План профессионального самообразования воспитателя старшей группы. Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театральную деятельность».

Цель:повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности;развитие творческих способностей детей старшего возраста средствами кукольного театра.Задачи:Работа над...

План самообразования "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-ритмическую деятельность"

Дата начала работы над темой: сентябрь 2018 года. Предполагаемая дата окончания работы: май 2019 года. Цель: всестороннее развитие личности средствами танцевально-ритмической деятельности и психическо...

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Художественное образование является важным моментом в формеровании и развитии личности человека.Творческая деятельность поможет маленькому человеку в процессе познания окружающего мира. К творчеству с...