"Волшебная палочка или статическое электричество"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Варыпаева Светлана Сергеевна

Применение интерактивной доски SMART Notebook 14 для формирования у дошкольников познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл staticheskoe_elektrichestvo_.docx221.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе по теме:
«Волшебная палочка или статическое электричество»


Цель: создать условия для формирования  у детей интереса к опытно- экспериментальной деятельности.

Программные задачи:

Обучающие:

«ОО» ПР: познакомить с причиной появления статического электричества;
развивать стремление к поисково-познавательной деятельности через овладение приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами; помочь систематизировать полученную информацию;
Развивающие:

 «ОО» РР:  развивать мыслительную активность, наблюдательность, умение делать выводы на основе личностного опыта через речевую активность детей;

Воспитательные:

«ОО» СКР: воспитывать познавательную мотивацию к изучению окружающего мира, развивать самостоятельное игровое поведение и взаимодействие детей в игровой подгруппе.


Планируемые результаты: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;


Предварительная работа: чтение художественной литературы – Ш.Перро «Золушка», русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка», В.Одоевский «Мороз Иванович», с/р игры «Дочки -матери», «Мамины -помощники».

Оборудование: интерактивная доска.

Раздаточный материал: семена растения (петунья); 2 тарелки, пластмассовые палочки и варежки на каждого ребёнка.

1.Введение в ситуацию

Воспитатель: Ребята, скажите, как вы  помогаете своим мамам на кухне. Ответы детей (накрываем на стол, моем посуду, чистим варёные овощи). А теперь давайте вспомним сказочных героев, которые трудились на кухне, по дому и труд их был  совсем нелегким. Дети вспоминают (Золушка, Дуняша из сказки «Морозко», Хаврошечка). А бывает у вас так, что вы не можете помочь своим мамам, потому что не умеете или не знаете чего-то? Ответы детей (Да, не умеем пользоваться ножом, нам ещё нельзя, не знаем как сварить кашу и т.д).
Вот к нам сегодня в сад пришло письмо по электронной почте от Золушки (слайд 1). Она просит помочь ей. Хитрая мачеха придумала еще одну работу для Золушки. Она дала ей большой мешок с семенами цветов. Золушке нужно отделить семена цветов от шелухи.  Хотите помочь Золушке? (слайд 2).Сможете? Ответы детей: дети фиксируют детскую цель - помочь Золушке.
2. Актуализация знаний.
Воспитатель: Давайте, вспомним, какую работу мачеха давала Золушке. Ответы детей (сшить платья на бал, чистить кастрюли, перебрать горох и чечевицу в разные миски).
Смогла ли Золушка сама сделать всю работу или ей кто-то помогал. Ответы детей (ей помогали птицы, животные, крестная фея). С помощью какого предмета фея помогла Золушке? Ответы детей.  В этот раз крестная фея не смогла помочь Золушке, но оставила ей волшебную палочку и свои теплые варежки, чтобы Золушка сама смогла поколдовать и  быстро справиться с работой (слайд 1). Но у неё ничего не получилось и она прислала палочку, варежки и семена к нам, чтобы мы разобрались, как они могут помочь ей выполнить трудную работу. Вы готовы помочь Золушке? Что мы будем делать? Ответы детей.
3. Затруднение в ситуации.
Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим палочку и варежки, может кто-то знает, как они помогут перебрать семена цветов, отделить шелуху от семян. Ответы и манипуляции детей с предметами (семена высыпать в тарелку для каждого ребёнка).
Смогли помочь? Почему нет? А когда чего-то не знаешь, что нужно делать? Как можно узнать то, что не знаешь?
4. Открытие нового знания или способа действий.
Воспитатель задает вопрос: как можно узнать то, что не знаешь?  Ответы детей (Можем спросить у взрослого, посмотреть в книге,  в интернете, спросить у друга).
Дети: Светлана Сергеевна, скажите, пожалуйста, как сделать палочку волшебной и помочь Золушке?
Воспитатель: Мы возьмем с вами палочку и потрем её о варежку. В результате трения двух различных по строению  предметов (одно из шерсти, а другое пластмассовое) происходит электризация при этом одна сторона накапливает заряд со знаком «минус»,  вторая с плюсом. Таким способом мы с вами получили статическое электричество. Но это электричество не опасно для нас с вами. Оно поможет сделать нашу палочку волшебной. Верхняя сторона палочки, обращенная к варежке, становится заряженной отрицательно, и палочка начинает притягивать к себе предметы (слайд 3).  Давайте, начнем помогать Золушке, очищать семена от шелухи. Посмотрите, что происходит. Ответы детей (шелуха прилипает к палочке, а семена остаются в тарелке). Давайте складывать шелуху в пустые тарелки. (Дети выполняют работу по образцу).


5.Введение новых знаний в систему знаний.
Воспитатель: Все справились с работой?  Ответы детей. Теперь у нас есть волшебные палочки. Хотите почувствовать себя волшебниками и повелителями воды? Давайте, откроем водопроводный кран, таким образом, чтобы струя воды была очень тонкой. Возьмем нашу палочку и потрём о шерстяную варежку, затем поднесем её к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону палочки.  Но если струйка воды коснется палочки, она тут же потеряет свои волшебные свойства. Будьте внимательны и аккуратны. Водой  друг друга не брызгать. Дети выполняют опыт.

Слайд 4

Воспитатель: Давайте вернемся за свои рабочие столы. Все почувствовали себя повелителями воды? Ответы детей. Вспомните, где еще в жизни вы встречались со статическим электричеством. Чтобы лучше вспомнить, давайте обратимся к нашим подсказкам на доске, если вы правильно выбираете ответ, то он исчезает. Дети работают с доской (слайд 5).
6.Осмысление (итог).
Воспитатель собирает детей около себя и беседует с ними о том, кому они помогали? Как нашли решение проблемы? Что было трудно? Ответы детей. Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь Золушке, потому что узнали о свойстве статического электричества притягивать все к себе. Теперь они могут отправить Золушке письмо со схемой, как сделать палочку волшебной. Дети выбирают схему и отправляют её в конверт (если они выбирают правильно, то рисунок притягивается) (слайд 6).

Воспитатель: Давайте, посмотрим,  отправится ли наша Золушка на бал (слайд 7). Молодцы, ваш совет помог Золушке и теперь она на балу.   Спасибо вам за помощь.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект творческо-исследовательской деятельности «Чудеса с электричеством» Занимательные опыты со статическим электричеством

Вид проекта: творческо-исследовательский.Продолжительность проекта: краткосрочный.Участник проекта: Корогод Марк     ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему "Статическое электричество"

Проводя этот эксперимент мы с детьми уточнили представления об электричестве и,  посмотрев наглядный материал, провели совместно несколько опытов, и дети самостоятельно сделали выводы о том, что ...

Проект Вовы Боровкова "Статическое электричество"

Проект разработан ребенком и родителями с целью узнать, что же такое статическое электричество. Опасно оно для человека или полезно....

Эксперимент со статическим электричеством

Статическое электричество — одно из интереснейших явлений природы. Оно окружает нас со всех сторон и очень важно объяснить ребёнку основные его закономерности. Легче всего сделать это с помощью просто...

Статическое электричество

Узнать информацию о статическом электричестве (где оно встречается, его польза или вред). Узнать опыты со статическим электричеством в домашних условиях. Провести эксперимент дома, увидеть или услышат...

Детский исследовательский проект "Что такое статическое электричество"

Детский исследовательский проект на тему "Что такое статическое электричество", представленный на конкурс "Юные исследователи Алтая"....