Семинар - практикум для педагогов по взаимодействиб с родителями воспитанников
статья ( группа) на тему

Кытманова Нина Петровна

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Общение воспитателя с родителями воспитанников»

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

План:

  1. Вступление (выступление методиста «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»).
  2. Итоги анкетирования педагогов.
  3. Выполнение заданий педагогами.
  4. Домашнее задание педагогам.
  5. Памятки для педагогов по вопросам общения с родителями воспитанников.

  1. «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»

     На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто невозможно. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

     Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

     Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

     Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

     Сегодняшний семинар-практикум как раз мы и посвятим этому вопросу: Общение воспитателя с родителями воспитанников».

По итогам анкетирования (Приложение 1) все педагоги детского сада считают, что тесное сотрудничество с родителями по вопросам воспитания и обучения детей необходимо. Многие педагоги испытывают трудности в общении с родителями. Причиной этого считают: позиция самоустранения родителей от воспитания детей: по принципу – в садик ходит, вот пусть и воспитывают, нежелание родителей идти на контакт, некомпетентность родителей в вопросах воспитания и обучения детей, проблемы родителей личного характера, неблагополучные семьи, которые не считают нужным общаться с воспитателями.

  1. Деловая игра.

    Задание 1: психологическая пауза.

Сейчас вы вытяните полоски с написанными  заданиями. Прочитав написанное, вы должны это изобразить. (Приложение 2)

Задание 2: решение педагогических ситуаций. Я предлагаю вам конфликтную ситуацию, а вы должны найти из неё выход. (Приложение 3)

 

     Задание 3: упражнение на развитие коммуникативности педагога. Кто-то из вас вытягивает полоску, на которой написан образ родителя. Вам необходимо изобразить этот образ, а остальным угадать, вместе прокомментировать позицию взаимодействия с таким родителем. (Приложение 4)

    Задание 4: подготовить короткий комментарий к тезисам.

Сейчас вы вытягиваете полоску с тезисом и вам необходимо подготовить к нему короткий комментарий. Высказать своё мнение, согласны вы с этим высказывание или нет и почему. (Приложение  5)

Задание 5: «Банк идей». Предлагаю всем участникам пополнить банк идей: как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и  приятным?

  1. Подведение итогов «Деловой игры».

Работа с семьей – это кропотливый труд. С родителями зачастую сложнее взаимодействовать, чем с их детьми. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Педагогу всегда необходимо помнить, что находясь по отношению к семье в позиции помощника и советчика, на самом деле всегда необходимо направлять, а порой и формировать их родительскую позицию (запросы, потребности и ответственность) по  отношению к ребенку.

И мне хотелось бы в заключении дать некоторые рекомендации педагогам в общении с родителями воспитанников (Приложение № 6)

Вспомним японскую мудрость: «Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника». Давайте же воспитывать достойное поколение. Удачи вам!

        Воспитатели старшей группы проведут анкетирование родителей по выявлению типа родителя «Психологический тип родителя», типа семейного воспитания.

Приложение 1

Анкета к семинару-практикуму

 «Общение педагогов с родителями воспитанников»

Воспитатель:_______________________________________________

1. Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка-дошкольника?

Семье

2. Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании.

Конституция РФ, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс

3. В чем заключается роль других социальных институтов в воспитании детей?

помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи

4. В чем заключается компетентность педагога в общении с родителями?

совершенствует свои знания, стремится к активному взаимодействию, внимателен, выдержан, тактичен в общении, владеет знаниями о семье, учитывает социальные запросы родителей, умеет планировать работу с родителями, обладает коммуникативными навыками

5. В каких областях знаний должен быть компетентен педагог для полноценного общения с родителями?

медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика, и т.д.)

6. Назовите условия, при которых может снизиться компетентность педагога?

снижение работоспособности, в силу возрастных причин, заболеваний), недостаточная мотивация для деятельности, недостаточность информированности

7. Назовите условия для преодоления утрачивания компетентности?

помощь коллег, наставников, создание мотивации для деятельности, чтение литературы, журналов, обращение за помощью к психологу, курсы повышения квалификации, участие в проблемных семинарах

8. Назовите методы изучения семьи?

анкетирование, тестирование, беседа, патронаж, наблюдение за игровой деятельностью малыша, «Родительское сочинение», диагностические рисуночные методы, и т.д.

9. Назовите формы работы с семьей?

(родительские собрания, анкетирование, письменные и устные консультации, беседы, дни открытых дверей, родительская почта, оформление стендов, приглашение на занятие, проведение общих досугов с приглашением родителей

Приложение 2

Стыд

Обида

Грусть

Огорчение

Недовольство

Удивление

Любопытство

Злость

Гордость

Высокомерие

Страх

Усмешка

Радость

Интерес

Самодовольство

Приложение 3

мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит покусанный из детского сада;

родители приводят явно недолеченного ребёнка в детский сад без медицинской справки и требуют, чтобы вы приняли ребёнка, т.к. им просто некуда деть ребёнка. Вам  необходимо вежливо, тактично объяснить  родителям, что вы не можете принять такого ребёнка;

мама жалуется воспитателю, что её ребёнок приходит с прогулки в грязной одежде;

мама приходит к воспитателю за советом: у нас в семье появился второй ребёнок. Как помочь старшему ребенку адаптироваться к появлению малыша?

Приложение 4

Типы родителей (Образ)

Требовательный родитель

Ответственный родитель

Унтер-Пришибаев

Критикующий родитель

Царевна Несмеяна

Суматошная

Отстраненный родитель

Снежная королева

Наседка

Сверхопекающий родитель

Спящая красавица

Вечный ребенок

Приложение 5

  • Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям.
  • В процессе общения воспитателю необходимо принимать те принципы воспитания, стили взаимоотношений в семье, которые предлагают родители.
  • Педагог должен проявлять себя более сдержанно в выражении положительного мнения о родителях как партнерах по общению, чем родители о педагогах.
  • Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами.
  • Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны.
  • Преобладание оценочного стиля общения становится серьезным источником конфликтов между воспитателем и родителями.
  • Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
  • Родители должны услышать то, что сказал им воспитатель.

Приложение 6

  • Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  • Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
  • Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  • Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости – этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

26.11.2013 г.

Присутствовали:

Попова И.К., Харитонова О.В., Куприянова И.С.,

 Башурова Е.В., Черепанова Т.А., Шакурова Г.В.,

Юрковец О.Д., Музофарова Н.Н., Тимофеева М.П.,

Аникьеваа С.П., Агеева Ю.А., Непомнящая М.Ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов: " Общение воспитателя с родителями воспитанников"

Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным.У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, ...

семинар-практикум для педагогов "Общение воспитателей с родителями воспитанников"

Целью данного семинара-практикума является повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»

Одной из важнейших задач современного образования является установление партнерских отношений с родителями.Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его...

Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А

Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А...

Конспект Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А

Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А...