Дорожить русской культурой
статья (старшая группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

В статье приведены примеры формирования и методы работы с родителямии детьми по развитию традиционной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dorozhit_russkoy_kulturoy.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Дорожить русской культурой

Сегодня тревожно звучит тема национальных отношений. Нельзя быть равнодушным к их истокам – национальной культуре, особенно русской культуре, пребывающей в некоторой степени в кризисе.

Попробуйте задать вопрос молодым родителям: «Знает ли кто-нибудь из них хотя бы одну русскую народную песню от начала до конца?» Поверьте, мало будет утвердительных ответов.

Мы забыли свою культуру. И что обидно, ведь любой другой народ нашей страны знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы, а такая великая нация, как русская - нет!

А ведь культурный пласт, к нашему великому счастью, еще остался и в городе, и, особенно, в любом селе.

Опыт работы нашего коллектива показывает, что медлить с работой с активной опорой на национальную народную культуру в воспитании детей больше нельзя.

Бесспорно, что основы личности закладываются в семье, мы убеждены, что даже самое хорошее дошкольное учреждение не может дать ребенку всего того, что дает семья.

Несмотря на активное использование общепринятых традиционных форм работы с родителями, в целом дающих положительный эффект, мы сделали и неутешительный вывод – зачастую наши дети остаются глухи к добру, сочувствию, сопереживанию, не всегда могут проникнуться чужой радостью и болью.

Прежде всего изменили характер индивидуальных бесед с родителями при поступлении детей в детский сад, старались выявить потенциальные возможности каждой семьи, разобрали анкеты. Много интересных дел, начинаний появилось в каждой группе. Это изготовление игрушек, поделок, сувениров на основе русских народных традиций, которые затем были представлены на организованной в детском саду выставке.

С игрушкой в жизнь детей приходит радость, а особенно, если это народная, резная, расписная, глиняная игрушка.

От самых простых игрушек – уточек, петушков, собачек – дети под руководством взрослых лепят и более сложные: как  «Всадник на коне», «Верхом на барабане», «Олень», «Птица Сирин».

 На различных занятиях дети знакомятся с мастерством народных умельцев - гончаров, жестянщиков, резчиков, кузнецов, вязальщиков, ткачихи с ее старинным ткацким станком.

В детском саду можно организовать музей. Пусть родители принесут различные предметы: кто половичок, кто старинный сундук и т.п.  Можно придумать фирменный пряник.  Одни родители рисуют эскиз, пряничную доску, другие искали старинные рецепты пряника, помогали повару в его изготовлении.

Будет хорошо, если в интерьере групп детского сада появится произведения искусства – резные панно с сюжетами традиционных городских ремесел, ларцы, блюда городецкой росписи, оконные занавески в старинном стиле. Мы считаем, что учить детей нужно только на подлинных произведениях народного искусства.

Как показал наш опыт подготовки и проведения совместных мероприятий с детьми и их родителями, еще много чудесных народных тайн хранят многие семьи. Оказалось, что многие родители, особенно бабушки и дедушки, являются прекрасными рассказчиками русских на, родных сказок, потешек, небылиц, исполнителями русских народных песен, частушек, танцев, игр. Высшая награда их талантам – восторг, удивление, гордость ребятишек за своих мам, пап, бабушек, дедушек. У детей возникает желание попробовать свои силы, самим спеть, сплясать или просто прослушать игру на гармони, гитаре, балалайке.

Не со слов педагога родители убеждаются – смех детей гипнотизирует взрослых. Каждому из них хочется увидеть глаза своего ребенка и понять, что тот уже полюбил мелодию, запомнил шутку-прибаутку и ждет того места в песне, которое  ему особенно нравится, где особенно смешно и сам подпевает.

Такие праздники развивают интерес у детей и родителей, стремление к дальнейшим совместным мероприятиям.

Так, красота, русское народное творчество входят не только в быт детского сада, но и в семьи наших воспитанников.

В «банке идей», в планах работы коллектива знакомство с семейными музеями, коллекциями, интересными предметами народных мастеров и др.

Есть идея расширить группы по интересам за счет создания межсемейных кружков.

Как сберечь, развить, обогатить эти творческие начинания, которые объединили прошлое с будущим и помогают жить сегодня? На наш взгляд, это поиск, утверждение собственных методов, соответствующих местным условиям, особенностям каждой семьи.

С удовлетворением отмечаем, что возникшие в творческом содружестве детского сада и родителей контакты уменьшат изолированность семей, будут способствовать укреплению дружбы между детьми, помогут воспитанию в них таких качеств, как самостоятельность, инициатива. Впоследствии в школе дети продолжают дружить между собой, сохраняют чувство привязанности к воспитателям, своему детскому саду. Опыт показывает, что формы совместного воспитания не только не подавляют личность, а способствуют ее становлению.

Народное творчество – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души. А душа народная добра и красива.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение дошкольников к русской культуре через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами"

Многие озвученные игрушки появились еще в далеком прошлом. Наиболее древние игрушки относятся к I-II векам. В древнерусских городах при раскопках найдено немало глиняных свистулек, погремушек и трещот...

Использование знаний русской культуры и традиций русского народа в ООД и режимных моментах.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. ...

Проект для детей старшей группы "Русская изба" (по ознакомлению детей с русской культурой)

Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни, чувств...

Рабочая программа по ознакомлению детей с русской культурой "Русские узоры"

Рабочая программа "Русские узоры" напрвлена на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русской культурой,  жизнью, бытом и творчеством русского народа. Программа ориентирован...

Викторина «Знатоки русской культуры» для средней группы совместно с родителями «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Цель: Формирование «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями ку...

Районный семинар - практикум "Формирование у дошкольников основ речевой культуры и уважения к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры"

21 апреля в детском саду "Веснушки" проходил районный семинар-практикум "Формирование у дошкольников основ речевой культуры и уважения к русскому языку как неотъемлемой части русской ку...