"Приобщение дошкольников к русской культуре, к традициям русского народа через игру"
методическая разработка по музыке

Знакомство с традициями русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_konferentsiya.doc98.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

       Непостижимо богатая русская духовная жизнь с ее христианскими праздниками, обычаями и обрядами стала воскресать для нас, и интерес к ней все возрастает. Мы с вами являемся свидетелями того, как возрождаются петербургские музыкальные вечера в концертных залах, пасхальные дни духовной музыки, фольклорные фестивали в Государственной Академической Капелле им. М.И.Глинки. Уже не удивляемся увиденным в парках Санкт-Петербурга народным гуляньям в Масленицу с ее неизменными ярмарками. Город живет теми подлинно народными традициями и праздниками, которые в народе никогда не исчезали. В народе говорят: «Мы целый год трудимся для праздника».

А какой же фольклорный праздник обходится без игры…

           Игра для дошкольников – желанный и незаменимый вид деятельности. Только в игре ребёнок может проявить свою индивидуальность, творческие способности, свои мысли, фантазию, желания, чувства.

            На основе подражания дети с большим интересом и удовольствием обыгрывают незатейливые сюжеты колыбельных песен, пестушек, приговорок, закличек, стихов. Произведения детского фольклора можно связать с разнообразными движениями: идёт дождь, снег, прыгает зайчик, идёт медведь, играем на дудочке, моем ручки и т.д.

           Ребёнок не только приобщается к народному творчеству, но и обогащает свою речь. У детей появляются эмоции в мимике, жестах, пантомиме, выразительном проговаривании текста.

На своих музыкальных занятиях знакомлю детей с русскими народными играми: «Дударь», «Дед Сысой», «Гори, гори ясно!», «Козелок», «Плетень», «Катись, яичко», «Ремешок», «Ворон», «Дрёма», «Капуста» и другие. Текст попевок легко усваивается детьми. Сама мелодия очень проста и быстро запоминается детьми. Яркий образ, динамичность вызывают у них желание двигаться. Народные игры, хороводы учат детей общению, умению подчинить свое «я» нормам и правилам общежития, понимать шутку, юмор, отвечать на частушку частушкой.

Разучивая с детьми народную игру, я рассказываю детям об обычаях, традициях русского народа, объясняю непонятные слова, встречающиеся в попевках, учу с ними пословицы, поговорки, небылицы, заклички, считалки, прибаутки, знакомлю с правилами игры.

Ребята с радостью и готовностью впитывают те знания, которые я им даю и очень любят играть в русские народные игры.

Отрадно видеть, как разученные на музыкальных занятиях игры, хороводы входят в повседневную жизнь детей.

Русская народная игра является украшением любого моего фольклорного праздника.

Особенно, нравится работать над народными праздниками, связанными с временами года, например: «Осенины», «Осенние посиделки», «Осенняя ярмарка», «Ты приди, Весна - красна», «Пришла зима, - снег и радость принесла», «Рождество христово» и другие.

Мне кажется, что такие праздники несут в себе более глубокий смысл, содержательность, целенаправленность. Они воспитывают в детях большую любовь к родной природе, поэтичность, образность мышления, доброту; вызывают у детей эмоциональный подъем, глубокие чувства, душевные переживания, восхищение окружающей природой. Поэтичные выражения: «травушка – муравушка», «березонька кудрявая, белоствольная», «ходила младёшенька по борочку», «зимушка – зима», «солнышко – вёдрышко», «Весна – красна» и т.д. обогащают словарный запас у детей, воспитывают доброту, теплое чуткое отношение к природе, одним словом, - согревают детскую душу.

 Моя задача – поддерживать у детей интерес и любовь к народному творчеству. А это значит – творческий поиск новых форм работы в сохранении и передачи детям лучших фольклорных традиций русского народа.

Элементы русского народного творчества я использую не только в индивидуальной работе с детьми, на музыкальных занятиях, народных праздниках, но и на вечерах развлечений.

Особенно, хочется выделить досуг, посвященный Дню рождения детей. Это – хорошая, добрая традиция, которая уже много лет существует в нашем дошкольном учреждении. Каждый месяц, в каждой возрастной группе  дети поздравляют своих сверстников с Днем рождения. По желанию именинников исполняются любимые песни, русские пляски, народные игры, загадки, стихи, любимый всеми хоровод «Каравай». После этого с песней на ширме появляется Петрушка (кукла бибабо), который приветствует всех детей, поздравляет именинников, загадывает им интересные загадки и дарит подарки, заранее приготовленные родителями в тайне от своих детей.

Такой досуг – маленький праздник для детей, который несет в себе массу положительных  эмоций, радость, счастье, восторг и надолго остается теплым детским воспоминанием.

Во всех возрастных группах, работая с детьми по фольклору, использую различные методические приемы. Знакомя детей  младшей группы с песней «Петушок», вношу яркую иллюстрацию, загадываю загадки, а когда песня выучена, предлагаю узнать ее по мелодии, исполненной на металлофоне или цимбале. Дети узнали песенку, и тут появляется Петушок (игрушка бибабо). Игрушка радует детей, и они для Петушка с удовольствием повторяют песенку несколько раз, стараясь петь протяжно и ласково. Затем использую эту песню в ролевой игре. Когда ребенку надевается шапочка Петушка, то я говорю:

Как у Пети – Петушка, шапка выше гребешка,

Сапоги сафьянные, шпоры оловянные.

Голос у Пети громче всех на свете.

Ребенок двигается, высоко поднимая  ноги, показывая «шпоры», под пение взрослых и детей.

Русскую народную попевку «Сорока» я использую и в средней, и в старшей группах, усложняя музыкальное задание.  Учу детей различать звуки по высоте, начинаю песню с низкого, среднего, потом с высокого звука. Предлагаю петь, выделяя гласную на четверть, прохлопать или простучать кубиками ритмический рисунок. В старшей группе эту попевку дети поют в разных тональностях и учатся играть на металлофоне.

В старшей и подготовительной группах попевка «Скок – поскок» помогает закрепить у детей понятие о ниспадающем движении мелодии, вырабатывает легкость, подвижность голоса. Здесь я использую пение по «цепочке», когда ребенок, спев музыкальную фразу, как бы передает песню товарищу. Эта попевка служит хорошим упражнением в игре на металлофоне.

Дети подготовительной группы очень любят русскую народную песню «Егорушка». Мелодия песни достаточно сложна и, добиваясь чистого ее воспроизведения, предлагая детям прохлопать ритмический рисунок, пропеть мелодию на слог «ля», вызываю для индивидуального пения тех, кто хорошо поет. В дальнейшем песня инсценируется, интересно оформляется.

Часто в конце разучивания русской народной песни, хоровода я использую очень эффектный прием, как пение а капелла (без музыкального сопровождения), что дает детям лучше слышать себя, соседних детей, сливаться в унисон; закрепляется качество дыхания.

Русские народные попевки помогают мне в работе над музыкальной грамотой детей, например: сыграв попевку «Андрей – Воробей» на металлофоне, прошу детей прохлопать ритмический рисунок и выложить его на фланелеграфе в виде кружочков  ТА  и О О – ТИ – ТИ («ТА» - долгий звук, «ТИ» - короткий звук). А потом предлагаю детям  сыграть русскую народную песенку на различных музыкальных инструментах.

Работая с детьми над русскими народными песнями, использую различные музыкально-дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Угадай, на чем играю?», «Грустно – весело», «Где мои детки?» и другие; ритмограммы, которые помогают детям лучше запомнить ту или иную песенку.

Для дыхательной гимнастики использую схему, упражнения, например: подуть на пушинку, понюхать цветочек, надуть резко шарик, а потом медленно сдувать на «у – у – у»; проговаривание активным шепотом текста песни в ритме, с паузами, что укрепляет дыхательные мышцы, создает опору, тренирует  артикуляционный аппарат, - все эти приемы необходимы для достижения спокойного, мягкого дыхания и для активизации голосового аппарата у детей.

В работе с детьми над фольклором широко применяю атрибутику: народные костюмы;  предметы русского народного быта; русские народные инструменты, нетрадиционные инструменты: погремушки-рогатки, шумовые коробочки, стручок акации; куклы бибабо; веточки вербы и березы, веночки, платочки, балалайки, цветочки для хороводов и танцев; сюрпризные моменты (появление Емели, Петрушки, Бабы и Деда, Матрешки, Скомороха, Поводыря с Медведем, герои русских народных сказок и т.д.); пользуюсь картотекой потешек, небылиц, пословиц, поговорок, картотекой русских народных игр, постоянно пополняя их.

Основываясь на своем опыте, могу сказать, что русский фольклор близок по духу нашим детям. Русская игра, песня, русское поэтическое слово становятся близкими и любимыми ими, способствуют воспитанию любви к России, к родной природе, к национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту.

«Осенины»

праздник осени для детей подготовительной группы

с использованием элементов русского народного творчества

           Сценарий осеннего фольклорного праздника разработан с использованием следующих технологий:

1. «Игра – путь воспитания и развития малыша» - методика Г.П. Фёдоровой,

    основанная на народном материале и авторских разработках – СПб.,

    издательство «Паритет», 2007г.

2. «А у наших у ворот развесёлый хоровод» - народные праздники, игры и

    развлечения (учебное пособие, основанное на фольклорном материале)

    М.А. Михайловой – Ярославль, «Академия развития», 2001г.

3. «На золотом крыльце сидели» Г.П. Фёдоровой – СПб., Детство-Пресс,

    2000г.

4. «Календарные праздники, игры и забавы для детей» -  комплект пособий

    по временам года, разработанных на народном материале В.М. Петрова,

    Г.Н. Гришиной, Л.Д. Коротковой – М., ТЦ Сфера, 1999г.

          В работе над сценарием осеннего праздника были использованы

ЭОР: аудио кассеты, CD-R.

Цели и задачи праздника:

  1. Закреплять у детей интерес к русским народным традициям, обрядам,

устному народному творчеству.

  1. Развивать речь, движения, музыкальные способности ребёнка через

     народную игру, хоровод, народную песню.

  1. Воспитывать доброту, чуткое отношение к родной стране, к природе,

учить детей любить и ценить природу, а также видеть все её прелести в осеннее время года.

  1. Развивать эмоциональную отзывчивость, воображение, чувство

     прекрасного, чувство товарищества.

Оснащение праздника:

  1. Осеннее оформление музыкального зала.
  2. Костюмы для девочек – русские сарафаны, атласные ленточки на голову; для мальчиков – рубашки, фуражки, кушаки.
  3. 4 гармошки, кулёк, красные платочки девочкам – для танцев; шапка птицы, гусеницы, корзина с овощами – для сценки; шапка и палка Пугала – для игры.

Содержание праздника.

Под русскую народную песню «Выйду на улицу» дети парами заходят в зал, останавливаются врассыпную, лицом к зрителям.

Исполняется песня «Наш художник Осень» слова и музыка И.В. Павленко.

После песни дети читают стихи.

1-ый ребёнок.  Осень наступает незаметно,

                           Осторожным шагом к нам идёт,

                           Разрисует листики на ветках,

                           Птичек перелётных соберёт.

2-ой ребёнок.  Ветерок тропинки заметает

                          И шуршит опавшею листвой,

                          Ты пришла к нам, осень золотая,

                          Снова рады встретиться с тобой.

3-ий ребёнок.  Всё кругом так сказочно красиво,

                          И листочки по Неве плывут,

                          В Петербурге осень наступила,

                          Золотой порой её зовут.

4-ый ребёнок.  К нам берёзка ветки наклонила,

                           И слетают листики гурьбой…

                           И в деревне осень наступила,

                           Зашумела золотой листвой.

Дети исполняют песню «Осень золотая» слова и музыка А. Старченко.

Под русскую народную песню «Со вьюном я хожу» дети перестраиваются в колонну по два человека.

Ведущий.  А в деревне под названием Морошка

                   Жил весёлый мальчуган Антошка!

Под русскую народную песню «Я на горку шла» появляется Антошка с гармошкой.

Антошка.  Я Антошка, за плечами гармошка,

                    За собой её везде таскаю,

                    А играть-то как? Не знаю!

                    И про вашу Осень ничего не понимаю.

Ведущий.  А ты садись, Антошка и послушай немножко.

Антошка садится на стульчик. Каждая пара детей по очереди называет приметы осени или загадки и садится на свои места.

- Осень – перемен восемь.

- Пришла без красок и без кисти, а разукрасила все листья.

- Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

  Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

- Осенью и у воробья пир!

- Осень идёт, и дождь за собой ведёт.

- Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

- Опустел колхозный сад, паутинки вдаль летят,

  И на южный край земли потянулись журавли,

- Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришёл?

- Холоден сентябрь, да сыт.

- В сентябре и лист на дереве не держится.

- В сентябре одна ягода, да и то горькая – рябина.

- Сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой.

- Всё мрачней лицо природы: опустели огороды,

  Оголяются леса, молкнут птичьи голоса.

- Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился?

- В октябре на одном часу и дождь и снег.

- В октябре до обеда – осень, после обеда – зима.

- Плачет октябрь холодными слезами.

- В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.

- Поле чёрно-белым стало: падает то дождь, то снег,

  А ещё похолодало – льдом сковало воды рек.

- Мёрзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи?

- Холоден батюшка октябрь, а ноябрь его перехолодит.

- В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

- Ноябрь – ворота зимы.

- Ноябрь – сумерки года.

- Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна.

- Первый снег хоть и чист, да обманет – зима в одну ночь никогда не станет.

Дети инсценируют песню «Антошка» музыка В.Я. Шаинского.

Антошка.  Ребята, вы не думайте,

                    Попробую я смело начать любое дело,

                    Только покажите, только научите.

Ведущий.  Что ж, Антошка, если хочешь сослужить ты службу,

                    Отправляйся в огород, его стеречь нам нужно.

Сценка «Антошкин огород».

Антошка с палкой ходит по «огороду».

Ведущий.  Быстро время пролетело, у Антошки много дел.

                    Славный вырос урожай – приходи да собирай.

Антошка.  Есть морковка и картошка, свёклы тоже есть немножко,

                    И вкуснейшая капуста, и на яблоках не пусто.

Под музыку появляется Птица (ребёнок в шапочке Птички) и начинает «клевать» яблоки (на центральной стене висит панно, на котором изображена яблоня).

Антошка.  Кто там яблоки клюёт?

                    Кто здесь хочет поживиться? Кыш!

Птица улетает. Выбегает друг Антошки Тимошка.

Тимошка.  Зачем ты гонишь птицу?

Антошка.  А мне она здесь не очень-то нужна!

Под музыку «ползёт» Гусеница (девочка в шапке гусеницы).

Гусеница.  Это загляденье просто! Вот, что нужно мне для роста!

                    Ах, какой чудесный сад, что за яблочки висят!

                    Надкушу их по порядку, а потом возьмусь за грядку,

                    Доберусь до овощей…

Антошка.  Кто пришёл без спросу? Эй!

                    Нет, ребята, это слишком,

                    Что за гадкий червячишка?

Гусеница (с набитым ртом).   Да какой же я червяк?!

                                                      Называюсь я не так!

Тимошка.  Это гусеница!  

Гусеница.  Да!

Антошка.  Для чего пришла сюда? Мы тебя не звали в гости!

Гусеница.  А тебя никто не спросит! Я себе в любом саду пропитание найду!

Антошка.  Что же делать, друг Тимошка?

Тимошка.  Ой, не знаю я, Антошка. Напугать её?

Антошка.  Давай!  (Пугает гусеницу).

Гусеница (смеясь),    Не пугай! Я теперь уже большая,

                                     Хоть не съела урожая,

                                     А чем дальше, тем вкусней…      (чавкает)

Антошка.  Нам вдвоём не сладить с ней.

                    А кого она боится?

Тимошка.   Только птицы! Только птицы!

Антошка.   Птицы?... Нет, не прилетит. Обижается…

Тимошка.  Простит! Попроси-ка извиненья!

Антошка.  Ну, конечно! Без сомненья!    (кричит, сложив руки рупором)

                    Птичка! Ты меня прости!

                    Снова в гости прилети!

                    Угощайся урожаем,

                    Без тебя как быть, не знаем,

                    Поскорее прилетай,

                    Нас от гусениц спасай!

Под музыку прилетает Птица.

Птица.  Что ж, Антошка, так и быть,

               Я могу тебя простить.

               Помогать друг другу надо!

(Обращаясь Гусенице)  Ну-ка, уходи из сада!

Гусеница.  Но в саду мне хорошо!

                    Мне б поужинать ещё!

Птица.   Да и мне поесть бы нужно…

                  Вот склюю тебя на ужин!          (Собирается клюнуть)

Гусеница.  Ай! Не надо! Уползу!

                    Буду ужинать в лесу!

Под музыку Гусеница быстро уползает.

Птица.  Гусеницу прогнала!

Антошка.  Ты запасы нам спасла!

Тимошка.   Здесь в саду останься жить,

                     Будем мы с тобой дружить!

                     Эй, ребята, в круг вставайте поскорей

                     Да пляшите веселей!

Дети исполняют парный танец «Тимошка с гармошкой».

Тимошка.  Антошка! Ребята! А пойдёмте в лес за грибами!

Антошка.   А кто же огород сторожить будет?

Один из детей показывает всем головной убор Пугала:

                                           Посмотрите, вот берет,

                                           Только странный он немножко:

                                           Здесь висит ботва картошки,

                                           Тут – солома, здесь – репей!

                                           Нам ответьте поскорей,

                                           Кто же это одевает

                                           И народ честной пугает?

Дети.  Пугало! Чучело!

Проводится игра «Чучело».

Дети встают в круг, в центре круга – Чучело (Ребёнок в шапке Чучела). Взявшись за руки, дети идут по кругу и поют дразнилку:

                  В огороде Чучело шляпу нахлобучило,

                  Рукавами машет и как будто пляшет.

                 Ну-ка, Чучело, давай вместе с нами поиграй!

Чучело.  Не могу сейчас играть, надо воробьёв пугать!

Под весёлую русскую народную мелодию «Калинка» Чучело ловит детей, дети убегают на стульчики.

Выбегают девочки с красными платочками и становятся врассыпную.

1-ая девочка.   Посмотри, как на картинке,

                           Гроздья алые горят.

                           Это тонкие рябинки

                           Примеряют свой наряд.

2-ая девочка.   Закружились в хороводе

                           Разные листочки,

                           Будто ветер приготовил

                           Для себя платочки.

3-я девочка.  Рассыпает солнце искры,

                        Закружился листопад.

                        И на ветках золотистых

                        Капли дождика дрожат.

4-ая девочка.  Вверх взлетел платочек жёлтый –

                          Это лист осины.

                          Вниз платочек опустился –

                          Красный лист рябины.

5-ая девочка.   Все тропинки и дорожки

                           Будто в пёстрых лоскутках.

                           Это осень осторожно

                           Ходит с краскою в руках.

6-ая девочка.   Разноцветные платочки

                           В воздухе порхают.

                           Это листики-листочки

                           Кружатся, летают.

Девочки исполняют под фонограмму «Танец рябинок».

Выбегает двое мальчиков.

1-ый.   Где песня льётся, там легче живётся!

2-ой.  Запевай песню звонкую, шуточную, прибауточную!

Мальчики исполняют «Песню Егорушки» музыка Кривцова.

Выбегает двое детей.

1-ый.  Та-ра, та-ра, та-ра-ра!

            Идут ребята со двора.

2-ой.  Собирайся народ,

           Дударь в гости к нам идёт!

Проводится русская народная игра «Дударь».

Дети становятся в круг, в центре Дударь. Дети идут по кругу и поют:

                             Дударь, Дударь, Дударище!

                             Старый, старый старичище!

                             Ну, его в колоду, ну, его в сырую,

(машут на Дударя, как бы прогоняя, говорят):      Ну, его в гнилую!

Дети.   Дударь, Дударь, что болит?

Дударь.   Нога!  (ребёнок может назвать любую часть тела)

Дети снова идут по кругу, изображая больную ногу, поют.

Дети.   Дударь, Дударь, что болит?

Дударь.   Голова!  

Дети идут по кругу «с больной головой», поют и т.д. игра продолжается.

В конце игры дети спрашивают:

Дети.   Дударь, Дударь, что болит?

Дударь.   А ничего не болит!

Под русскую народную мелодию дети разбегаются, а Дударь их ловит, шлёпая по попе – это обязательное условие игры. Пойманные дети садятся на стульчики.

Воспитатель.   Вот и закончился праздник осенний,

                           Думаю, всем он поднял настроение!

                           Хочется петь, улыбаться всегда!

                            Дети, со мною согласны вы?

Дети.  Да!

Дети исполняют под фонограмму танец «Семечки».

Под весёлую музыку дети уходят из зала.

Литература

  1. Русский детский фольклор / М.Н. Мельников. - М.: Просвещение, 1987.
  2. Энциклопедия праздников / Н.В. Чудакова. - М.: АСТ, 1998, - 256 стр.
  3. У наших ворот всегда хоровод / СПбГУ педагогического мастерства, Методический кабинет дошкольного воспитания, 1993.
  4. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду / под ред. А.В. Орловой – Владимир: Академия, 1995. – 185 стр.
  5. Детские музыкальные праздники: Русский фольклор / Автор-сост. Т.Ю. Камаева – М.: Лайда, 1994.
  6. Заглянет солнце и в наше оконце: Игры, потешки для развития способностей детей  - СПб.: Колокольчик, 1997.
  7. Осенние, зимние, весенние праздники, игры и забавы для детей / В. М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. – М.: Творческий центр, 1998.
  8. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы / М.А. Михайлова. – Ярославль: Академия развития, Академия, Ко, 1998. –

     240 стр.

  1. Приходите к нам на праздник: Сборник сценариев для детей / И.Ю. Рябцева, Л.Ф. Жданова. – Ярославль: Академия развития, Академия, Ко, 1999.
  2.  Поем, играем, танцуем дома и в саду. Популярное пособие для родителей и педагогов / М.А. Михайлова, Е.В. Горбина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 стр.
  3.  Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1998.
  4.  Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1998.
  5.  Детям к Пасхе. Стихи, песни, сказки и стихи / И.В. Анухина. – СПб.: Композитор, 1996.
  6.  Детям к Рождеству. Святочные песни, сказки и стихи / И.В. Анухина. – СПб.: Композитор, 1994.
  7.  Весна - Красна. Сценарии, песни, игры, танцы, хороводы / Колокольчик. – 1998. - № 7.
  8.  Стихи – шутки, пословицы, поговорки, потешки, дразнилки, считалки / Дошкольное воспитание. – 1996. - № 7.
  9.  Журилки для ревушек. Потешки для маленьких /  Дошкольное воспитание. – 1996. - № 3.
  10.  Посиделки для старшей и подготовительной групп / Дошкольное воспитание. – 1997. - № 5.
  11.  Праздник Масленицы / Дошкольное воспитание. – 1997. - № 2.
  12.  Светлое Христово Воскресение (Пасха). Комплексное занятие / Дошкольное воспитание. – 1997. - № 4.
  13.  Как во тереме высоком. Развлечения для детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп / Дошкольное воспитание. – 1998. - № 5.
  14.  Милый мой хоровод. Музыкально - литературная композиция для детей подготовительной группы / Дошкольное воспитание. – 1998. –

     № 8.  

23. Фольклорный праздник / Г.М. Науменко. – М.: Linka-press, 2000. –

      222 стр.

24. А у наших у ворот развеселый хоровод. Народные праздники, игры,  

      развлечения / М.А. Михайлова. – Ярославль: Академия развития,

      Академия, Ко, Академия-Холдинг, 2001. – 224 стр.

25. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое

      пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений –

      СПб.: Детство-Пресс, 2001.

26. Русские народные детские песни и сказки с напевами / Г.М. Науменко.

      – М.: Центрполиграф, 2001. – 416 стр.

27. Народное детское поэтическое творчество / Г.М. Науменко. – М.:

      Центрполиграф, 2001.

28. Журнал «Музыкальная палитра». – 2000. - выпуск № 3, 2005. – выпуск

      № 1, 2005. – выпуск № 2.

29. Журнал «Музыкальный руководитель». – 2004. – выпуск № 4, 2004. –

      выпуск № 5, 2006. – выпуск № 1, 2006. – выпуск № 2, 2006. – выпуск

      № 3.

30. Календарные музыкальные праздники для детей среднего

      дошкольного возраста. Практическое пособие / Н.В. Зарецкая. – М.:

      Айрис, 2005. – 128 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа» ...

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуреи традициям русского народа»...

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему  «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре  и традициям русского народа»....

Приобщение дошкольников к народной культуре с помощью русских народных игр "Калейдоскоп русских народных игр".

Материалы проекта ценны в педагогическом отношении, русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, ...

Опыт работы на тему «Приобщение дошкольников к истории, культуре и традициям малой Родины через разные виды деятельности», в рамках проектной деятельности в подготовительной группе «Капелька»

формирование у детей нравственно-патриотических чувств отражены в нашем проекте "Россия - Родина моя!"который реализовывался с 30.10.22 - 16.11.22...