Информационно-практический проект "Часы и время".
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Антипова Ангелина Вячеславовна

Проблема: Зачем человеку знать время?

Тип пректа: Творческо-информационный.

Цели пректа: Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях(части суток, дни недели. месяц, час, минута..).

                         Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Описание проекта72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-практический проект 

«Часы и время»

Воспитатель ГБОУ СОШ №883 Антипова А.В.

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, заглядывая в календарь, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Дошкольникам необходимо объяснять и показывать временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протяжения, частоту повторений и ритм.

Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку в повседневной жизни.

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Дети старшего дошкольного возраста продолжают знакомиться с понятием сутки. Продолжительность одного оборота земного шара вокруг своей оси равна суткам. Сутки, как мера времени, имеют свою количественную характеристику – 24 часа, поэтому время измеряется сутками. Дети уже знают о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь. Такое деление связано с объективными изменениями, происходящие в окружающей среде в связи с различным положением солнца, освещенностью земной поверхности, воздушного пространства, появлением и исчезновением луны, звезд,  а с другой стороны, со сменой видов деятельности людей в разные части суток, с чередованием труда и отдыха.

Семидневная неделя – промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем. Происхождение недели связывалось четырьмя фазами Луны. Название дней недели ребенку легче запомнить, связав их с какой-то конкретной деятельностью или событием (по вторникам – занятия математикой и музыкой, по четвергам – физкультурное занятие).

Смена времени года определяется вращением Земли вокруг Солнца. Год – это время полного оборота Земли вокруг Солнца. Ознакомление детей с календарем поможет детям ориентироваться в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели. Дети узнают, в какие дни недели проводятся занятия, что способствует формированию их психологической готовности к занятиям.

Научившись пользоваться часами, дети используют время, как регулятор работы на занятиях и в самостоятельной деятельности, они точно знают почасовой распорядок жизни в детском саду.

Проблема: 

Зачем человеку знать время?  

Тип проекта: 

творческо-информационный

Продолжительность проекта:

 долгосрочный.

Цели проекта:

 систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда). Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

Задачи проекта:

развивающие:

- развивать интерес к математике, формировать временных представлений у детей;

- расширить знания детей об умении людей ориентироваться во времени с древних времен и по сей день;

- развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории,  развивать поисковую деятельность, творческую активность;

обучающие:

- научить определять время с помощью часов суток, часов недели, часов месяцев:

воспитывающие:

- расширять кругозор детей через

- знакомство с разными видами часов и назначением часов.

- воспитывать желание «беречь» время.

Участники проекта: дети 4-5 летнего возраста, педагоги, родители

Обеспечение проекта:

Материально-техническое и учебно-методическое:

·Наборы для работы: картон, цветная бумага, альбомы, фломастеры, ножницы, клей и др.

·     Детская художественная литература;

·Стихи, загадки, пословицы, поговорки о времени.

·Модели часов различных временных  промежутков.

·Дидактические игры  на развитие ориентировки во времени.

 

Предполагаемый результат:

На основе систематизации и обобщения знаний дети научатся ориентироваться во временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда)научатся отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов. Изготовление часов (солнечных, обычных) будет способствовать развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения.

 

Продукт проектной деятельности:

Изготовление модели солнечных часов на участке в зимнее время. Проведения мастер-класса по декупажу (изготовление часов) с родителями. 

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный (сентябрь-октябрь)

·Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.

·Подбор материалов для реализации проекта.

·Изготовление дидактических игр.

·Работа с методическим материалом, литературой по данной теме

 . Презентация на тему «Время»

2 этап.  Организационный (ноябрь-декабрь)

· создание временной среды в группе

· чтение художественной литературы по теме

· систематизация знаний о временных отношениях

. индивидуальная работа с детьми по теме

. работа с родителями

.урок –игра «Математика и время»

. создаем машину - времени

3 этап. Практический (декабрь-январь)

· КВН - игра

· Художественная деятельность

. Солнечные часы

. Мастер-класс

4 этап. Итоговый (март-апрель)

. определение результата

. презентация для педагогов    

План - карта для реализации проекта.

п\п

Этапы проекта

Совместная деятельность

 педагогов с детьми

Взаимодействие с семьей

1

Подготовительный

Цель:

-уточнить представления детей о частях суток, временах года

-способствовать накоплению опыта при изучении времени

-вызвать интерес к изучению времени

-развивать внимание, память, воображение, ассоциативное мышление

1. Подготовка материала.

2. Подготовить необходимое оборудование и материал для продуктивной деятельности

3. Подбор информации через интернет, познавательная информация, картинки, пейзажи о временах года

4. Подготовка изобразительного материала для выставки «Мое любимое время года»

5. Рассматривание серии картинок «части суток», «времена года», «режим дня».Заучивание стихов о частях суток и временах года

6. Презентация в музыкальном зале «Время»

Родители:

1. Сбор информации о временах года: «Приметы», «Поговорки и пословицы», «Стихи», «Загадки»

2. Подготовка познавательных книжек-раскладок о временах года

Видео –проект с музыкальным работником

2

Организационный

Цель:

-развивать представлении о времени

-закреплять знания о сутках, недели , месяцах

-поощрять желание играть в дидактические и математические игры

-улучшать память, внимание

-развивать мелкую моторику рук

-расширять знания детей о многообразии часов, их строении

1.История возникновения часов

2.Чтение литературных произведений: С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев», «Часы с боем», «Часы с кукушкой», «Петушок». «Сказка о потерянном времени», загадки, потешки, считалки.

3.Дидактические игры: «Все о времени», «Время суток».

4.Разучивание утренней гимнастики «Бой часов».

5.Индивидуальная работа с детьми для более полного понимания – часы-время.

6. Художественная деятельность – лепка «Будильник», аппликация «Часы с кукушкой».

7. Календарная матрешка

8. Урок –игра «математика и время»

1. Изготовление книги «Времена года», «Мой режим дня».

2.Консультация по теме «Возникновение часов»

3

Практический

Цель:

-развивать творческую фантазию

-закреплять умение пользоваться различными инструментами, для выполнения работ

-научит отражать абстрактные понятия в конкретных действиях

-вырабатывать командный дух

1.Художественная деятельность – вставляем стрелки.

2.Изготовление солнечных часов на участке.

3. Занятие по декупажу.

4.КВН

5. Создаем «Машину - времени»

1. Занятие по декупажу.

2. Занятие по созданию «машины - времени»

4

Заключительный

Цель:

-обобщить знания детей о времени. Сделать вывод.

-поделиться опытом с педагогами

1.Демонстрация работ на педсовете

2.Выводы и таблицы в виде презентации

1.Заключительная выставка работ и плакатов

Результат:

1. У детей развивается познавательный интерес и любознательность, высокая активность к явлениям природы, бережное отношение к природе.

2. Актуализируются ЗУН о временных представлениях, последовательности времен года.

3. Совершенствуются личностно – волевые качества (терпение, воля, самоконтроль).

4. Устанавливается взаимосвязь по созданию совместных проектов с родителями, что повышает качество реализации образовательного процесса ДОУ.

 План реализации проекта.

Этапы пректа

Цели и задачи

Форма и содержание

 

                 Занятие

«В мире часов»

Предшествующая работа: рассматривание серии картинок «части суток», «времена года», «режим дня школьника».Заучивание стихов о частях суток и временах года.

 

 

Цель:

-уточнить представления детей о частях суток временах года,

 — способствовать накоплению опыта при изучении времени,

вызвать интерес  к изучению времени;

--развивать внимание, память, воображение, ассоциативное мышление.

 

-Беседа по серии картинок «Части суток», «Времена года»;

-Стихи  о частях суток

-Дидактические игры «Где мое место?, «Что раньше, что потом?»

  

 

 

 

Экскурсия в часовую мастерскую.

«Дело мастера боится»

 

 

 

 

Цель:

-расширить знания детей о многообразии часов, их строении.

-воспитывать уважение к людям разных профессий.

 

-Знакомство со строением  циферблата.

 -Беседа о разных видах часов, о строении часов, о значении часовой и минутной стрелки.

-Практикум «Делу время, потехе – час».

 

Калейдоскоп математических игр

«Ориентировка во времени»

 

 

 

 

Цель:

- развивать представления о времени.

-закреплять знания о сутках, неделе, месяцах.

-поощрять желание играть в математические игры.

-улучшать память, внимание.

-развивать мелкую моторику рук.

 

 Брейн-ринг.

 

Ттворческая мастерская

« Создаем машину времени»

 

 

 

 

Цель:

-научить отражать абстрактные понятия в конкретных действиях.

-закреплять умение пользоваться режущими и колющими инструментами.

-развить  творческую фантазию

-Изготовить модели часов суток, часов недели и часов .года (круги разного диаметра, выдержанных в соответствующей цветовой гамме).

-Разучивание стихов о времени.

  

 Защита проекта.

Выступление на «научном» симпозиуме

 «Я и мир вокруг»

 

 

Цель:

-обобщить знания детей о времени.

--совершенствовать умения детей определять время по моделям часов.

 

 

Демонстрация «машины времени».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-практический проект "Спасибо Бэмби!"

Данный проект нацелен на то, чтобы донести до детей знания об особенностях жизни в большом городе, опасностях, подстерегающих их, на каждом пути. Так же, в процессе реализации проекта, пр...

Информационно - практический проект "Птицы - наши друзья"

Формирование  у детей системы экологических знаний о зимующих птицах, ответственного, бережного отношения к ним и помощи человека птицам зимой....

Информационно-практический журнал для родителей "Скоро в детский сад"

Информационно-практический журнал для родителей "Скоро в детский сад"  - представляет собой руководство для родителей по успешной адаптации и дальнейшему развитию ребёнка в детском саду. Журнал с...

Информационно-практический проект для детей и родителей I младшей группы «Наши умелые пальчики»

Цель проекта: развивать мелкую моторику пальцев рук воспитанников.Участники проекта: дети первой младшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.Тип проекта:  информационно-практически...

Информационно-практический ,творческий проект <<Мы – будущие олимпийцы.>>

Формирование социальной и личностной мотивации детей старшего дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством знакомства ...

Информационно – практический проект по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Человеку друг огонь, только ты его не тронь»

Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые про...

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ. Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя в роли тренера, который должен:  договориться о времени пр

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ.Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя...