Консультации для родителей. Нравственное воспитание личности ребенка через сказку.
статья ( группа) по теме

Мозгарева Ольга Алексеевна

Изучение сказки, как средство нравственного воспитания дошкольника, делает жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_skazki.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №29 «Солнышко» г. Туапсе

 муниципального образования Туапсинский район

Консультации для родителей.

Нравственное воспитание личности ребенка через сказку.

Подготовила:

воспитатель

Мозгарева Ольга Алексеевна

ЦЕЛЬ:

  • Изучение сказки, как средство нравственного воспитания дошкольника, делает жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

ЗАДАЧИ:

  • Воспитания нравственности личности дошкольника;
  • Раскрыть воспитательную ценность русских народных сказок;
  • Рассмотреть эмоциональное погружение детей в сказку;
  • Рассмотреть использование сказки в воспитательной работе с детьми. 

Особенности воспитания нравственных чувств личности дошкольников. Нравственные чувства дошкольников развиваются во взаимосвязи с формированием представлений этики. Их развитие необходимо в дошкольном возрасте, чтобы в дальнейшем у дошкольника не возникало проблемы с адаптацией в обществе. Если ребенок не знает о том, что хорошо, и что плохо, то ему сложно общаться с окружающими людьми, он часто плачет, капризничает, негативно относится к взрослым и их требованиям.        

     Развитие чувств нравственности личности дошкольника эффективно осуществляется посредством нравственных бесед, ситуаций, требующих от детей принять какое-то решение, справиться с затруднениями. Беседы можно проводить по содержанию конкретных примеров из детских книг.

  Влияние художественной литературы на развитие нравственности у дошкольников.

     Художественная литература раскрывает взору ребенка целый мир человеческих чувств. Художественные произведения вызывают у малыша интерес к поступкам героя, идет развитие его личности. Дети любят подражать главным героям книжек. Герои произведений учат детей сопереживать другим. У детей просыпаются нравственные чувства, среди которых доброта, отвержение несправедливости.

Народные сказки в процессе формирования нравственных чувств детей Нравственность в народных сказках.

      Начинают работу по формированию детской личности, нравственности дошкольника с небольших произведений. Это могут быть песни, потешки. Далее используют народные сказки. Сказки являются самым распространенным и богатым жанром устного народного творчества. Дети очень любят слушать сказки. Даже взрослые не остаются равнодушными к веселым сказочным сюжетам. В них юмор и образность языка переплетается с нравоучительными сценами. У детей в памяти надолго остаются истории из прочитанных сказок. Народные сказки воспитывают в малышах доброту, уважение к старшим. Именно в сказках заложена мудрость времен и народов. Авторы сказок издревле стремились воспитывать в детях положительные чувства, поэтому складывали повествование таким образом, чтобы в конце добро побеждало зло. Чаще всего в сказках есть как позитивные, так и негативные герои. Но повествование идет так, чтобы было сразу понятно, кто из героев наделен нравственными качествами, и эти герои вызывают положительное отношение к себе. Положительный герой, как правило, совершает правильные и героические поступки, побуждает ребенка подражать. Такое повествование однозначно вызывает у ребенка надежду на обязательную победу над злом.

  Почему народная сказка применяется как эффективное средство нравственного воспитания дошкольников? 

    Дошкольный возраст — период, когда ребенок наиболее восприимчив к обучающему эффекту сказочного повествования. В форме сказки ребенку доступнее понимание мира человеческих чувств и переживаний. В дошкольном возрасте ребенок легче всего способен к объединению себя с литературным персонажем. Ребенок готов на подсознательном уровне подражать поступкам героя, представляет себя на его месте. Поэтому нормы морали, а также определенные нравственные ценности в дошкольном возрасте легко поддаются формированию.

      Процесс осуществления нравственного воспитания личности ребенка происходит через развитие эмоций, познавательных процессов. Эмоционально настроенный ребенок положительно относится к окружающим, его нравственный опыт обогащается за счет доброго общения с людьми. В ребенке формируются образцы нравственного поведения благодаря целенаправленной работе по формированию нравственных ценностей в детском саду. Когда воспитатель беседует с детьми, им задаются нравственные вопросы, которые заставляют ребенка глубоко задумываться. В ходе подобных бесед и вопросов дети учатся различать хорошее и плохое, добро и зло, сравнивают негативные и позитивные поступки, делают выбор: «А как бы я поступил или поступила в аналогичной ситуации?»

Формы работы со сказкой.

      При использовании народной сказки в качестве средства нравственного воспитания мною применяются различные формы работы. Сказки читаются детям. Мы с  детьми пересказываем их, обсуждаем. В группе создан уголок ряжения. На утренниках и других мероприятиях сказочные сцены обыгрываются, ставим театрализованные спектакли-сказки. На занятиях изобразительной деятельности дети рисуют сказочных героев. В группах устраиваем выставки рисунков по сказкам.

Таким образом… 

     Сказка является для ребенка инструментом познания добра и зла, передает ребенку мир человеческих чувств. Форма нравственного воспитания посредством сказки доступна дошкольнику. Уроки нравственности через народную сказку — это лучшие уроки для детей, уроки жизни. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети охотнее выполняют задания воспитателя, нацеленные на развитие нравственности.

Литература:

1. Грабенко Т. М. Зачем читать детям сказки? – СПб: Речь, 2006 .

2. Соколов Д. В. Сказки и сказкотерапия. – Обнинск, 1997.

3. Стрелкова Л. П. Уроки сказки. – Москва: 1989.

4. Толстикова М. А. Сказка в цвете // Знание-сила. - 2002.- №1. -С. 29–32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное обогащение личности ребенка через приобщение его к истокам русской культуры

Для тех, кому не безразлично будущее России, и в первую очередь, кто занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения,  предназначен проект "Духовно-нравственное обогащение личности реб...

Консультация для родителей Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе

Русская природа... Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные по...

Консультация для родителей на тему: "Развитие творческой личности ребенка через сказку"

Сказки - первые литературные произведения, к которым каждый ребенок прикасается в период дошкольного детства. Сказка активизирует воображение, заставляет сопереживать и внутренне содействовать персона...

Консультация для родителей «Гармоничное развитие личности ребенка через музыкально-ритмические движения»

Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей......

«Духовно-нравственное развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»

Духовно-нравственное развитие личности ребенка через театрализованную деятельность» Автор: Зимарина Е.С., воспитатель ГБДОУ детский сад № 7 Колпинского района СПб.Цель: духовно - нравс...

Конспект Организованной образовательной деятельности «Путешествие в город мастеров» По социально-нравственному развитию личности ребенка через организацию игровой деятельности

Программное содержание: - помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определенные темы;-продолжать учить согласовывать творческие возможности;-учить владению, бо...