Отчет по самообразованию «Использование малых фольклорных жанров при организации подвижных игр с детьми 3–4 лет»
материал (средняя группа) на тему

Коротченкова Светлана Григорьевна

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию «Использование малых фольклорных жанров при организации подвижных игр с детьми 3–4 лет»

 Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в формировании грамматического строя. Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему: «Использование малых фольклорных жанров при организации подвижных игр с детьми 3-4 лет».

 Работая по данной теме, я поставила перед собой следующие цели:

Образовательные:

1. подготовить к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, дружбы и взаимопонимания между народами.

2. с помощью подвижных игр развивать не только физические способности детей, но и активизировать их умственную деятельность.

Развивающие:

1. развивать разностороннюю личность, т. е. создавать условия для самореализации личности ребёнка в обществе.

2. развивать гуманные, нравственные отношения между детьми.

3. развивать в детях осознанность, решительность, организованность, что является предпосылкой участия его в подвижных играх, направленных на познавательное, умственное развитие.

4. развивать основные познавательные процессы – внимание, память, мышление, речь.

Воспитательные:

1. воспитывать уважение к правам человека и его свободе,

2. воспитывать уважение к родителям, культурной самобытности, языку, ценностям страны, в которой проживает.

3. воспитывать уважение к окружающей природе.

4. воспитывать дружеские отношения между детьми.

 Одним из действенных средств воспитания такого человека является русское устное народное творчество.

 Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

 Поэтому, я считаю, что произведения русского народного искусства разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.

 Для решения задач по формированию звуковой культуры речи, я использую различные виды русского фольклора: заклички, колыбельные, скороговорки, считалки, загадки, жеребьёвки и т. д., которые развивают умение регулировать темп, громкость и дыхание. 

Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной и чистой речи. Детский фольклор используют и для развития навыков выразительной речи детей. Тут – то в помощь мне приходят скороговорки: Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

 Подвижные игры – одно из условий развития культуры ребёнка. В ней маленький человек, двигаясь, осмысливает и познаёт окружающий мир. Наряду с развитием движений она развивает интеллект, будит фантазию, воображение, формирует социальную нравственность.

 Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки

(например, игра «Молчанка», в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и помешками) .

В игре мы используем попевочку:

Первенчики, червенчики,

Летели голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок –

Молчок! Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя.

 А для меня такие игры ещё и ценны тем, что позволяют развивать речь детей. Я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадётся лиса и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

Я по лесу бежала,

Я зайку догоняла,

И в ямку – бух!

Дети бегут, как лиса, любуясь хвостом, в конце присаживаются.

 Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

Очень любят дети подвижные игры. Так, в игре «Заинька» мы используем потешку:

Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка.

 В хороводной игре «Заинька» -

“Заинька, топни ножкой

Серенький, топни ножкой,

Вот так, вот сяк топни ножкой! ”

 В работе с детьми я использую самые разнообразные методы и приемы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества. Это и рассказ с использованием иллюстраций, игрового поля по сказке, Большую роль играет выразительность речи воспитателя, его искреннее желание и проявленная заинтересованность к историческому наследию. Вся работа с детьми по ознакомлению с устным народным творчеством проводится в основном в совместной деятельности, которая осуществляется по этапам. Предварительная работа предполагает погружение ребенка в атмосферу устного народного творчества. Этому способствуют проведение фольклорных праздников, досугов, накопленные впечатления, общение с взрослыми и детьми.

Работа с детьми продолжается в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду с младшего возраста.

Задачи:

• Провести первоначальную диагностику, выявить интерес детей к народным играм, игровые умения.

• Вызвать интерес детей к русским народным играм.

• Познакомить детей с разными видами народных игр, в том числе с фольклорными играми

• Разучить с детьми подвижные игры с пением, хороводные игры.

• Побуждать детей использовать русские народные игры в самостоятельной деятельности.

• Мотивировать педагогов и родителей к систематическому использованию народных игр в образовательном процессе.

• Провести итоговую диагностику, проанализировать достигнутые результаты.

 Литература

1. Астахова Н. Энциклопедия русского фольклора «Ладушки» М. : Белый город, 2009, - 189 с.

2. Богуславская З. М., Смирнов Е. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. М., 1991, - 265 с.

3. Иванчикова Р. Народные игры с детьми. // Дошкольное воспитание. 2005, № 4.

4. Кенеман А. В., Осокина Т. И. Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд., дораб. – М. : Владос, 1995. – 224 с. : илл.

5.. Кудрявцев В. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте. // Дошкольное воспитание. 1998, № 11.

6.. Лаврентьев В. В. Значение игры в работе с детьми. Детские подвижные игры// Начальная школа. 1999, № 5.

7. Литвинова М. «Русские народные подвижные игры», М. Просвещение, 1986, - 168 с.

8. Литвинова И. Н. Детские народные подвижные игры. М. ; Владос, 1995, - 89 с.

 За время работы по данной теме создала картотеку подвижных игр с использованием малых жанров фольклора, приобрела необходимую методическую литературу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных жанров на занятиях по развитию речи

Развитие речи детей через знакомые потешки с использованием пиктограмм настроений и драматизации сказки "Теремок"...

"Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики"

В данной работе говорится о взаимосвязи развития мелкой моторики и развития речи детей дошкольного возраста. Какие формы и методы использую в своей работе: игры, пальчиковая гимнастика, художественное...

Дидактический материал "Использование малых фольклорных жанров с детьми раннего возраста"

Дидактический материал-книжки самоделки-созданы для детей раннего возраста. Фольклор на коми языке. Дети охотно рассматривают эти книжечки и просят почитать воспитателя....

Организация режимного процесса «Завтрак» с использованием малых фольклорных жанров.

продолжать  воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания  с использованием малых фольклорных жанров....

Самообразование на тему: "Использование малых фольклорных жанров в режимных моментах младшего дошкольного возраста"

У русского народа,как и у любого другого, есть бесценное богатство - его художественный опыт, его фольклор....

"Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики"

В статье рассматривается использование малых фольклорных жанров в целях развития мелкой моторики у детей. Раскрывается значение мелкой моторики для образовательного процесса. Приводятся...

План самообразования воспитателя «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

      В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия лите...