"Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики"
консультация по обучению грамоте (младшая группа)

Ломтева Юлия Петровна

В статье рассматривается использование малых фольклорных жанров в целях развития мелкой моторики у детей. Раскрывается значение мелкой моторики для образовательного процесса. Приводятся конкретные примеры сочетания фольклора и упражнений.

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего возраста по развитию мелкой моторики.

Аннотация.

В статье рассматривается использование малых фольклорных жанров в целях развития мелкой моторики у детей. Раскрывается значение мелкой моторики для образовательного процесса. Приводятся конкретные примеры сочетания фольклора и упражнений.

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.

О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, ещё не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребёнка. Отсюда появились известные всем «Ладушки»«Сорока-ворона» и т. д.

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

И. П. Павлов внёс большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.

Как мы видим, функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми.

Известно, что уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению.

Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают

При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки:

1)Водичка, водичка, умой мое личико….(Выполнение движений в соответствии с текстом).

2)Массаж пальцев.

Мышка мыла мышам лапку, каждый пальчик по порядку. Вот намылила большой, сполоснув потом водой.

Не забыла и указку, смыв с нее и грязь, и краску. Средний мылила усердно, самый грязный был, наверно.

Можно также комбинировать малые формы фольклора и нетрадиционные материалы. Так, например Резиновые мячи с шипами (ежики) прекрасно массажируют и развивают кисти рук. Шипы при перекатывании мячика воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Массаж ладоней можно также сопровождать словами:

Ежик колит нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Если будем с ним играть-

Ручки будем развивать.

Ловкими станут пальчики,

Умными- девочки, мальчики.

Ежик нам ладошки колет

Руки нам готовит к школе.

Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, а также у ребенка появляется желание повторять, запоминать текст. Четкий ритм потешек помогает улучшить у маленького ребенка координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание.

Пальчиковые игры и упражнения, разработанные на фольклорном материале в этом процессе неоценимы.

Примеры:

КОТИК НИТОЧКИ МОТАЕТ

Котик ниточки мотает, Дети вращают ручки,

На клубочек навивает, зажатые в кулачки, одна

Котик ниточки мотает, вокруг другой. Поочередно-

На клубочек навивает. то к себе, то от себя.

КАЛАЧИКИ

Калачики, калачики! Вращаем кулачки

Пышки, пышки! Хлопаем в ладоши

Калачики, калачики! Вращаем кулачки

Пышки, пышки! Хлопаем в ладоши

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев

способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

Список использованной литературы.

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009

Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста

Опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста...

"Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики"

В данной работе говорится о взаимосвязи развития мелкой моторики и развития речи детей дошкольного возраста. Какие формы и методы использую в своей работе: игры, пальчиковая гимнастика, художественное...

Использование малых фольклорных жанров в период адаптации детей раннего возраста (планирование)

Фольклор - одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящей огромные дидактические возможности. Исходя из этого мы решили использовать возможности МФЖ для создания благоприятных условий...

Педагогическая гостиная для родителей "Малые фольклорные формы в работе с детьми раннего возраста"

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Использование малых фольклорных форм обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Народные песенки, потешки, пестушки пред...

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста...

Проект «Использование малых фольклорных жанров в формировании словаря детей раннего возраста»

Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, напо...