Использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста
материал (младшая группа)

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malye_folklornye_formy.docx36.79 КБ

Предварительный просмотр:

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

План

1. Значение использования малых фольклорных форм в развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста…………………………………………..……..3

2. Сущность понятия «малые фольклорные формы»……………………….…….6

3. Методика ознакомления детей раннего и младшего дошкольного возраста с малыми фольклорными формами…………………………………...…………….9

4. Использование малых фольклорных форм в организации режимных моментах с детьми раннего и младшего дошкольного возраста…………………………..12

5. Список используемых источников

6.  Картотека элементов малых фольклорных форм.


Значение использования малых фольклорных форм в развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком.Поэтому одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, потешках, закличках, колядках, играх-забавах, сказках, загадках, пословицах и поговорках; формирование у детей интереса к детскому фольклору; обогащению словарного запаса детей.

Использование фольклора – это увлекательный и важный труд. И должен начинаться с рождения ребенка, как образно говорят в народе «С молоком матери». С древнейших времен матери внушали, утешали, ласкали, убаюкивали детей колыбельными песнями, попевками, пестушками.

Исследование современных ученых показывают, что колыбельные песни, попевки вызывают у ребенка чувство психологической защищенности, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие, что очень важно учитывать, говоря о громаднейшем воздействии произведений устного народного творчества.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации в новой обстановке он скучает по дому, с недоверием относится к незнакомым взрослым и детям.

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

- воспитание звуковой культуры речи

- обогащение словаря

- формирование грамматического строя речи

- развитие монологической и диалогической речи

- развитие мелкой моторики

В адаптационный период потешка является незаменимым помощником педагога, она помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к воспитателю.

Во время режимных моментов, например, во время умывания потешки и попевки учат детей не бояться воды, прививают детям культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Фольклор способен корректировать поведение детей, создать у них хорошее настроение, воспитывает уважение и любовь к «земле – матушке».

С использованием фольклора развиваю двигательную активность детей: «Большие ноги шли по дороге… », «Скачет зайка маленький около завалинки… ».

Фольклор вызывает у детей уважение к старшим, дружелюбие, чувство сопереживания сверстникам. Так успокаивая плачущего друга ребенок приговаривает: «Не плачь, не плачь, куплю калач, а будешь плакать куплю худой лапоть… »

Широко использую на практике игры-забавы: «Солнышко-солнышко, загляни в окошечко…», «Дождик – дождик, полно лить, малых детушек мочить» и др.

Среди богатства народного эпоса особую фольклорную форму являют собой сказки.

Сказки бытовые, волшебные, сказки о животных – учат детей ориентироваться среди предметов окружающего мира, знакомят с человеком и его видом деятельности. Создаются предпосылки для вербализации (речевого общения, познавательной деятельности).


Сущность понятия «малые фольклорные формы»

Малые жанры фольклора — это небольшие по объему произведения. Некоторые исследователи дают им определение детский фольклор, поскольку такие произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью. Подробнее о каждом из них.

Пестушка — происходит от русского слова «пестовать», то есть нянчить, холить, лелеять. Это очень короткий напев нянюшек и мамушек в стихотворной форме, какими они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале жизни.

Например:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, Топ, Топ,

Топ, Топ, Топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ, Топ, Топ,

Топ, Топ, Топ.

Потешка — это элемент педагогики, песенка-приговорка, обязательно сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка. Потешки, как и пестушки призваны развивать ребенка. Такие жанры фольклора подаются в своей игровой форме: они призваны пробудить ребенка к действию. С одной стороны, это массаж, с другой — физические упражнения. В таком жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку привить навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику рук и эмоциональную сферу. Самые известные из них: Ладушки,Сорока.

Прибаутка (от слова баять — то есть рассказывать) — стихотворная, короткая, веселая история, которая рассказывает мама своему ребенку,

Например:

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На колу сидела,

В стороны глядела,

Головой вертела.

Пословицы — малые формы народного поэтического творчества, облаченные в краткие изречения, несущие обобщенную мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Например:Хлеб-всему голова.

Игры.

Игры могли быть:

Целовальные

Как правило, в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодого парня и девушки).

Обрядовые

Такие песни были свойственны какому-либо обряду, празднику. Примером может быть масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнование на ловкость и силу).

Сезонные

Такие игры особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. К примеру игры «Согревалки». Ведущий показывает движения, а остальные повторяют. Такие же игры были, как и «ручеек» или «воротики».

Следующий вид малого жанра фольклора — это заклички. Один из видов закликательных песен. Такие песни имеют языческое происхождение. В них отражен крестьянский уклад. Например, через все песни проходит заклинание богатого урожая. Для себя дети и взрослые просили здоровья, счастья и богатства. Также это обращение к радуге, солнцу и дождю, другим явлениям природы. Часто обращались к животным и птицам. Птицы считались предвестниками весны. Силы природы почитались как живые. Обычно к весне обращались с просьбами, желают ее скорейшего прихода, тепла и солнца, на зиму сетуют и жалуются.

В детстве перед началом какой-либо игры, мы с вами рассчитывались. В этом нам помогали считалки. Считалки — это одна из форм жеребьевки, небольшой стишок, с помощью которой определяют ведущего. Считалка — это очень важный элемент, который помогает детям избежать ссоры и установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалок очень важен ритм.

Фраза, построенная на сочетании звуков, которая затрудняет произношение слов. Скороговорки еще называют чистоговорками. Очень часто их используют для развития дикции и речи. Скороговорки бывают рифмованными и не рифмованными.

От топота копыт пыль по полю летит.

Загадки

Роль загадок трудно переоценить. Загадки заставляют детей задуматься, поискать ассоциации. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожести черт:

«Висит груша - нельзя скушать».

Загадка может представить собой и простое описание предмета, например, «Два конца-два кольца, а посередине гвоздик». Загадка сочетает в себе черты и народной забавы, и испытание на смекалку, и сообразительность.

Устное народное творчество существовало еще и в дописьменную эпоху. Произведения фольклора передавались устно. Запоминали их как правило со слуха. Малые жанры фольклора с самого рождения сопровождают нас, они способствуют развитию ребенка. 


Методика ознакомления детей раннего и младшего дошкольного возраста с малыми фольклорными формами

Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учиться удерживать в руках предметы, перелистывает страницы книг, рассматривает картинки. В два года начинается активное познание окружающего мира: развитие познавательной деятельности, любознательности, движений, а главное - дети начинают овладевать средством общения - речью. Словарный запас детей этого возраста еще не велик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому малые фольклорные произведения как раз соответствуют уровню развития детей. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешки, прибаутки, песенки, дети играя, легко запоминают их, вводя в свою речь. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. По-этому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества. Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия. В связи с этим больше использовать словесные, наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями, варьировать методические приемы. Необходимо помнить, что ребенок, откликается на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие со взрослыми и взять на себя любую роль. При исполнении народного произведения воспитатель должен обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядноеобразное мышление. На фольклорно - игровых занятиях желательно использовать приемы соучастия детей, привлечение малышей к поисковой деятельности, самостоятельности, развивать их фантазию. Очень важно, чтобы воспитатель мог внести в занятие элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятие проходит не в традиционных формах, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у ребенка разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют,пляшут, играют на музыкальных инструментах. Внести настроение затейливости, шаловливости, а иногда некоторого баловства - вот в чем особенность фольклорных занятий. Детям нет необходимости акцентировать внимание на словах «русская», «народная», чтобы не вызвать 1 негативное отношения к частому употреблению данных слов в речи. Просто идет накопление «хороших» песен, «красивых» стихов, «веселых» игр. Детский фольклор - благодатная почва для интеллектуального, социального, эмоционального и личностного развития детей.

Принцыпы ознакомления детей раннего и младшего дошкольного возраста с малыми фольклорными формами.

Принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть — активное соучастие и сотрудничество воспитателя и ребенка. Воспитатель прикладывает все усилия, чтобы помочь детям понять содержание всего произведения. В ходе занятий расширяется пассивный словарь ребенка, формируется активный словарь. Поэтому на занятиях формируются все условия, чтобы у малышей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, скажем , желание делового общения - что-то подтвердить или возразить (хотя бы используя набор самых простых слов: «да», «нет», «так», «вот», ит.д.). Воспитатель предлагает малышу включаться в игровые взаимодействие, например: покормить куклу, уложить спать и т. д. . При этом воспитатель постепенно побуждает детей проявлять самостоятельность, выражать словами свое отношение к происходящему, но речевая активность возникает только в том случае, если воспитатель сумеет заинтересовать своих воспитанников.

Принцип познавательной активности - один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклорам. Достигнуть его можно эмоциональной выразительностью. Именно с помощью эмоционального изложения текста, поддерживается внимание детей. Малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности. Их внимание носит летучий характер. Именно по-этому эмоциональное воздействие поддерживает активность восприятия. Ситуация внезапного появления или исчезновения персонажей связано с сюрпризностью, что поддерживает непроизвольное внимание детей. Этот прием очень сильный по своему воздействию, и мы стараемся не слишком часто использовать его в процессе занятий с детьми, так как они привыкают взаимодействовать с воспитателем только при условии сильного ориентировочного подкрепления. И тем не нее ориентировочные подкрепления необходимы, по-этому разумнее их строить с частичной заменой. Например, кукла поменяла платье, у неё появился бант другого цвета; котик сидел, ушел, затем пришел и лакает молоко,спит и т. д. То есть проделывает самые разнообразные действия, оставаясь в том же виде. («Пошел котик во лесок, нашел 5 котик поясок, нарядился воротился»). Воспитатель использует разнообразные подкрепления на основе слуховых ориентировочных реакций: его голос звучит то громко, то тихо, то медленно, то быстро: иногда он говорит нараспев, растягивая гласные пользуется речитативом, употребляя соразмерные паузы. Эмоциональное рассказывание взрослого является не только способом поддержания ориентировочной активности детей, но и дает возможность удовлетворить их познавательные потребности, возникающие в процессе ознакомления с новым произведением.

Принцип наглядности - не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста, то есть используемые наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и т. д), с помощью которых создается развернутая картина действий. Пояснение подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Показ - основной метод принципа наглядности может быть фрагментарный (основные этапы произведения) или полный с использованием различных наглядных средств.

Использование малых фольклорных форм в организации режимных моментах с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

     Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому педагог подбирают потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание. В адаптационный период, используют такие потешки как, например:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка - пригожий

Наша деточка в дому

Что оладышек в меду

Красно яблочко в саду.

В группе игрушки подбираются так, чтобы среди них были персонажи из потешек. Это ласковые и успокаивающие потешки. Через несколько дней можно заметить, что дети уже сами с большой охотой идут в группу, просят прочитать потешку про петушка или другую наиболее понравившуюся.

Потешки помогают наладить эмоциональный контакт с детьми.

Находясь в группе целый день, дети устают, бывает ссорятся, у них, как и у взрослых бывает плохое настроение, хочется поплакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться.

В этих случаях воспитатель  ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит:

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка

Принесет орешки,

Для Маминой потешке.

     Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания (ласковые поговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), во время еды, бодрствования (прибаутки, потешки).

     Укладывая детей спать детям в тихий час, воспитатель старается создать им ощущение домашнего тепла и уюта, напевая колыбельные песенки. Если кто-то из малышей беспокоится, воспитатель садится рядом, старается успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой или потешкой.

Люли, люли, люли,

Прилетели гули,

Сели гули ворковать,

Тихо Машу усыплять

Спи, малютка почивай.

Глаз своих не открывай.

Вот и люди спят

Вот и звери спят

Птицы спят на веточках,

Лисы на горочках

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке.

Детки все по люлечкам.

Спят - поспят, всему миру спать велят.

Используя этот прием укладывания, дети становятся намного спокойнее быстрее засыпают, не тревожатся во сне.

Также есть потешки для подъема детей, после сна, так как не все дети с охотой встают. Поочередно поднимая детей, можно поприветствовать их пробуждение ласковой пестушкой.

На кисоньку потягушечки

На деточку порастушечки.

Если с точки зрения полезности, скрытой в красоте, посмотреть на весь детский фольклор, то увидишь, что помимо прочей информации, народ закодировал в нем целый комплекс медицинских упражнений, чтобы вырастить ребенка здоровым.

В фольклоре весь комплекс детского массажа: поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Всеми эти упражнения можно использовать как бодрящую гимнастику в кроватке после сна.

      Малые формы фольклора также используют и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Обучая детей одеваться после сна, можно сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряя их стремление к самостоятельности, называя предметы одежды, обуви можно прочитать соответствующую потешку.

Приучая детей мыть руки, лицо, необходимо стараться вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождают такими потешками как:

Водичка, водичка,

Умой мое личико …

Чистая водичка,

Умоет Саше личико

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Все это помогает малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.

     Удачно подобранная  потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, когда читаешь потешку  начинают, есть с удовольствием.

Умница Сашенька,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Использование потешек во время кормления помогает научить самостоятельно есть разнообразную пищу.

Травка - муравка, со сна поднялась

Птица - синица за зерно взялась,

Зайка за капустку , мышка за корку,

Детки - за молоко!

Время гулять, но сначала - одеться. Пора учиться и это делать самостоятельно, но в первый раз все кажется трудным, а вот с потешками легче и веселее.

Вот они сапожки,

Этот - с правой ножки,

Этот- с левой ножки.

Настенька маленька

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая

Настя чернобровая.

Для того чтобы малышам было легче запоминать эти потешки, необходимо сопровождать их рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а также игр.

     Чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, почувствовать свое отношение к нему, нужно использовать и «живые картинки». Например, при чтении потешки «Расти коса до пояса.... » можно предложить ребенку  показать, как мама бережно, осторожно причесывает, как ласково приговаривает при этом. В памяти детей возникает образ мамы. Копируя ее в своих действиях, они передавали чувства, испытываемые ежедневно. При последующих повторениях потешки эти действия уже сопровождаются текстом. Подобные «живые картинки» позволяют правильно понять и эмоционально передать содержание потешки.

     В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребенка, т.е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Вызывают интерес у детей народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и описываются их повадки.

     В таких потешках малыши улавливают доброе гуманное отношение ко всему живому.

     Пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки исключительно благоприятный материал для работы над автоматизацией поставленных звуков. Они служат образцом краткости и глубины мысли; их структура всегда ясная, отчетливая, а лексика разнообразна и образна. Напевность, мелодичность, четко выраженный ритм произведений фольклора воспитывают эстетическое чувство, будят воображение.

     Отбирая произведения для игр-занятий с детьми, необходимо всегда учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения со взрослым.

     На фольклорно-игровых занятиях нужно использовать прием действенного соучастия детей,   привлечение детей к поисковой деятельности, самостоятельности, развивать их фантазию.

    Неизменный интерес на играх-занятиях вызывает у детей знакомство с народными обычаями, традициями. Например, в колыбельных песнях часто упоминается кот. Его зовут ночевать, качать колыбель, обещают разные награды за работу: «Кувшин молока ... », «кусок пирога .. », «белый платочек на шею ... ». Упоминание кота в песнях связано с бытовыми поверьями: считалось, что кот приносит сон и покой ребенку, существовал даже обычай: прежде ребенка в колыбель класть кота, чтобы ребенок лучше спал.

У ж, ты, котенька - коток,

Котя-серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать,

Прибаюкивать.

     Для того, чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной используют народные песенки – потешки «Ладушки, Сорока, Идет коза и др.» Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. С маленькими детьми работают следующим образом: берут руки ребенка в свои, хлопают ими в ладоши, в такт, разводят в стороны, поднимаю на голову ребенка. Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение.

    В ходе занятий по фольклору с детьми используют наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.) с помощью которых создается развернутая картина действий.

     Одним из главных приемов наглядности является прием инсценирования произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.

     Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку малышей, мы учим их на материале детского фольклора и разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т.д.

Для малоподвижных детей, используют потешки, которые побуждают их двигаться

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет.

Встань малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок

Большие ноги шли по дороге,

Маленькие ножки бежали по дорожке.

Родовые корни детского фольклора уходят глубоко в историю. Среди них заклички и приговорки. Именно они помогают знакомить детей с окружающим миром. Они рождены языческой верой во всемогущие силы природы и призваны употребить магию слова для того, чтобы вызвать благотворное влияние природных стихий или предупредить их губительную силу. И каждая из природных стихий, каждое из природных явлений запечатлелось в них как чудесная сила, к которой обращались с просьбами об урожае, хорошей погоде, о дожде, который шел бы «не там где жнут, а там где ждут!».

     Обращая внимание детей на природные явления через заклички, можно познакомить их с могучей силой природы, научить радоваться и солнцу, и дождю и радуге:

А ты радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не давай дождя.

Давай нам солнышка - колоколнышка!

    Заклички очень веселят детей, создают ощущение радости, единения с природой.

    Приговорка, построенная по принципу просьбы - пожелания, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде.

Уродись, бобы

Велики круты,

В поле густы,

На столе вкусны.

Матушка репка

Уродись крепка

Ни густа, ни редка

До великого хвоста.

     Очень важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой. Это понимали и наши предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе:

Сосна, сосна

Отчего ты красна?

Оттого я красна,

Что под солнышком росла!

    В потешках и песенках оживают явления природы (Ночь пришла, темноту привела, «Солнышко-ведрышко» «обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят .. , «на небе появилась радуга-дуга .. »), действуют животные (кисонька- мурысынька, курочка- рябушечка, сорока- белобока и многие другие персонажи).

Описание их не только, но и образно: курочка - рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; сорока- белобока кашу варит - деток кормить; котик идет на Торжок и покупает пирожок; заинька горелку лижет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы.

     Простота мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их.

Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.

Во время игры с куклами, укладывая спать, дети с удовольствием выполняют содержание колыбельных песенок. Во время кормления куклы приговаривают «Каша вкусненька, дымится, Катя кашу есть садится», «Кто у нас любимый самый? - Ложку первую за маму». Во время игры в парикмахерскую можно услышать: «Тебе не больно? Я волосы в ряд причешу, коса вырастет до пояса».

     Хорошо известны детям потешки,  используют в играх - забавах, в утренней гимнастике и подвижных играх, на занятиях по ИЗО деятельности. Это всегда помогает детям проявить речевую и двигательную активность.

    В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, необходимо  вести работу с родителями по этой теме; в беседах, в папках - передвижках объяснять им ценность русского фольклора для воспитания детей; знакомить с потешками, колыбельными песенками, ведь многие родители не помнят их содержания.

Таким образом, русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.

Работая, с детьми раннего возраста можно увидеть, что использование малых форм фольклора на занятиях и в режимные моменты, речь детей становится внятной, понятной, дети могут составлять несложные предложения, заучивать четверостишия и даже небольшие роли.


Список используемых источников

1.        Аникин В.П., Круглов Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество.–М., 1983.

2.        Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.,1976.

3.        Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. -  М., 1972. – С.9-19, 28-78.

4.        Усова А. П. Устное народное творчество в детском саду. – М., 1972. – С. 15 – 31.

5.        Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 80 с.

6.        Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения / Автор – составитель М.А. Викулина.- Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995.- 138 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются ...

Презентация не тему «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Устное народное творчество (фольклор) – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, приро...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Использование малых фольклорных форм обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Народные песенки, потешки, пестушки пред...

Использование метода сенсорной интеграции в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

Использование метода сенсорной интеграциив работе в детьми раннего и младшего дошкольного возрастаСенсорная интеграция - сложный процесс, происходящий в центральной нервной системе. Человек спосо...

Консультация на педсовет по теме: «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

В данной консультации рассматривается фольклор, как своеобразный инструмент социализации ребенка....

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего возраста.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящих огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру,...