Использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего возраста.
материал (младшая группа)

Гульсина Авхадеева
Фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящих огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Поэтому в своей работе с детьми раннего возраста большое внимание уделяю ознакомлению детей с малыми формами фольклора – потешками, пестушками, закличками, приговорками, колыбельными песнями. Особую значимость фольклор приобретает в период адаптации малыша к детскому учреждению. Ведь именно в этот период ребенок особенно скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми и взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

«Начало искусства слова – в фольклоре».

М. Горький.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящих огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор.

Поэтому в своей работе с детьми раннего возраста большое внимание уделяю ознакомлению детей с малыми формами фольклора – потешками, пестушками, закличками, приговорками, колыбельными песнями.

Особую значимость фольклор приобретает в период адаптации малыша к детскому учреждению. Ведь именно в этот период ребенок особенно скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми и взрослыми. Поэтому я подбираю потешки, которые помогают установить контакт с ребенком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь во многие потешки можно вставить любое имя, не изменяя их содержание, например, «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка хороший, Ванечка – пригожий!».

В группе игрушки подбираются так, чтобы среди них были персонажи из потешек, поэтому дети с большой охотой идут в группу, просят почитать потешку или показать понравившуюся игрушку, например, «Петушок, петушок, золотой гребешок», «Улитка, улитка, высуни рога, дам тебе кусок пирога»... Благодаря этому потешки помогают наладить эмоциональный контакт с детьми.

Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, подготовка ко сну, во время умывания, во время приема пищи, бодрствования.

Укладывая детей спать, стараюсь создать им ощущение домашнего тепла и уюта. Подходя к каждому ребенку, поправляю одеяло, глажу по головке. Если кто-то из малышей беспокоится, присяду рядом, стараюсь успокоить тихой ласковой колыбельной песенкой или потешкой, например, «Баю- бай, баю-бай, ты собачка не лай, белолапа не скули, нашу Таню не буди», «Люли, люли, люли, прилетели гули, сели гули ворковать, тихо Катю усыплять». Когда я стала использовать этот прием укладывания, дети стали намного спокойнее, стали быстрее засыпать, не тревожатся во сне. Также подбираю потешки для пробуждения детей после сна. Проведя руками по ручкам, ножкам стараюсь разбудить их, например, «Потягушки, потягушечки...», «На кисоньку потягушечки, на деточку порастушечки».

В фольклоре есть комплекс детского массажа – это поглаживание, разведение рук в стороны, помахивание кистями. Все эти упражнения я использую как бодрящую гимнастику в кроватке после сна, например, «Где же наши ручки? А вот наши ручки! Где же наши ножки? А вот наши ножки! Ну а это что? Живот. А вот это Семин рот! А вот это глазки, а вот это ушки. А вот это щечки – толстые подушки! Покажи мне язычок. Пощекочем твой бочок!». Обучая детей одеваться после сна, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности, называю предметы одежды, обуви.

Приучая детей мыть руки, лицо, стараюсь вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаю потешками: «Водичка, водичка, умой мое личико…», «Мы намылим наши ручки 1 2 3…». Все это помогает малышам запомнить последовательность процедуры и веселую потешку. Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления: «Умница Дашенька, ешь кашу сладеньку, вкусную, пушистую, мягкую, душистую».

Во время одевания детей на прогулку использую такие потешки: «Вот они сапожки, этот - с правой ножки, этот – с левой ножки», «Мы наденем Мишке теплые штанишки, мы наденем Мишке валенки- малышки».

Для того, чтобы малышам было легче запоминать потешки, сопровождаю их рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а также играми. Чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа, я использую «живые картинки». Например, при чтении потешки «Расти коса до пояса…» показываю, как мама бережно, осторожно причесывает малыша, как ласково приговаривает при этом. Подобные «живые картинки» позволяют правильно понять и эмоционально передать содержание потешки.

В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов у ребенка, т.е. привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Вызывают интерес у детей народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и описываются их повадки. В таких потешках малыши улавливают доброе гуманное отношение ко всему живому.

Напевность, мелодичность, четко выраженный ритм произведений фольклора воспитывают эстетическое чувство, будят воображение. Отбирая произведения для игр с детьми, я всегда учитываю, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развитие взаимоотношений с окружающей действительностью, общение со взрослым.

В начале учебного года, анализ развития речи детей, показывает, что большинство детей не владеет навыками речевой деятельности. Узнавая потешку, дети называют только ее персонажей. Для развития внимания к звучащей речи стараюсь учить детей совместно произносить слова, договаривать и подговаривать, выделять голосом некоторые слова в тексте.

Для того, чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной и эмоционально окрашенной, использую народные песенки-потешки: «Ладушки», «Сорока-сорока», «Идет коза рогатая». Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивает воображение и активизирует мыслительную деятельность малыша. Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение.

В ходе непосредственно организованной деятельности с применением произведений фольклора использую наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации и т.д.), с помощью которых создается развернутая картина действий.

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку малышей, мы учим их разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, крадется и виляет хвостиком лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, лакает молочко котик. Используя фольклор развиваю двигательную активность детей: «Большие ноги шли по дороге…», «Скачет зайка маленький около завалинки…».

Кроме потешек и прибауток большое значение имеют заклички и приговорки. Именно они помогают знакомить детей с окружающим миром. Заклички очень веселят детей, создают ощущение радости, единения с природой. Обращая внимание детей на природные явления, стараюсь, через заклички познакомить их с могучей силой природы, учу радоваться и солнцу, и дождю, и радуге: «Ах ты радуга-дуга, ты высока и туга! Не давай дождя. Давай солнышка – колоколнышка!», «Дождик лей, лей, лей, чтобы было веселей!». В закличках и приговорках оживают явления природы: «Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко – ведрышко обогрело телят, ягнят, еще маленьких ребят», действуют животные: «Кисонька – мурысынька», «Сорока – белобока», «Курочка – рябушечка» и многие другие персонажи.

Через потешки, прибаутки, заклички и поговорки малыши осуществляют самостоятельный перенос действий в свои игры. Например, во время игры с куклами, укладывая их спать, дети с удовольствием выполняют содержание колыбельных песенок. Во время кормления куклы приговаривают «Ложку первую за маму».

В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому особое внимание в этом направлении уделяю работе с родителями. С помощью папок – передвижек («Роль фольклора в развитии речи детей», «Малые формы фольклора», «Использование малых фольклорных форм в адаптационный период», «Потешки для детей»), в личных беседах, на родительском собрании объясняю им ценность русского фольклора в воспитании детей. Вместе с напарницей оформили и провели консультацию «Пальчиковые игры в развитии речи детей». Тексты потешек, напевок, приговорок и рекомендации к их применению поместили в папку – передвижку «Фольклор для малышей».

Работа с родителями способствовала обогащению развивающей среды группы. В рамках проекта «Фольклор для малышей», родителями были изготовлены «Книжки – малышки» с потешками и прибаутками и приобретены маски для подвижных игр. Во многих семьях была заведена традиция чтения сказок перед сном. У родителей сформировалось понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

Таким образом, фольклор играет важнейшую роль в развитии детей. Он не только развивает устную речь малыша, но и позволяет обучить его нравственным нормам, социализировать. Общение с народной культурой делает ребёнка добрым, чутким, мудрым.

Литература:

#1058;.М. Бондаренко «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада» - В.; «Учитель», 2006г.

2. Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами до трех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.

3. Л.С. Куприна, Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством»: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – С. Пб.: «Детство – Пресс», 2001г.

4. Л.Н. Павлова «Фольклор для маленьких»: Дошк. воспитание. – 1990г. №12, 1991г. №6.

5. Л. Романенко «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей»: Дошк. воспитание. – 1990г. №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются ...

Педагогическая гостиная для родителей "Малые фольклорные формы в работе с детьми раннего возраста"

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Использование малых фольклорных форм обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Народные песенки, потешки, пестушки пред...

"Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики"

В статье рассматривается использование малых фольклорных жанров в целях развития мелкой моторики у детей. Раскрывается значение мелкой моторики для образовательного процесса. Приводятся...

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста...

Малые фольклорные формы в работе с детьми раннего возраста

Подборка малых фольклорных форм для работы с детьми раннего возраста с иллюстрациями Ю.Васнецова...