«Использование малых фольклорных форм в работе с детьми дошкольного возраста»
презентация к уроку по окружающему миру (средняя группа)

Овчинникова Светлана Евгеньевна

Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_folklor.pptx2.83 МБ
Файл ispolzovanie_malyh_folklor.docx20.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Использование малых фольклорных форм в работе с детьми дошкольного возраста » Подготовила воспитатель: Овчинникова С.Е .

Слайд 2

Задачи: Развитие творческой индивидуальности. Эмоциональное развитие. Развитие музыкальных способностей. Развитие самостоятельности. Физическое развитие. Воспитание эстетических чувств. Цель: развитие различных способностей детей в процессе знакомства с малыми фольклорными формами. Фольклор - (устное народное творчество - от английских слов « Folk » -народ, « Jore » -знание) народная мудрость, народное знание, выраженные в словесном творчестве . Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор , поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.

Слайд 3

Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями - играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт. Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Они звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие. Дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи ребенка.

Слайд 4

Основная задача фольклорного жанра это развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности детей, для развития речевых навыков. В дошкольном возрасте ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений. Хотелось бы немного рассказать о применении малых фольклорных форм в нашей работе с детьми. в период адаптации ; в режимных моментах ; на прогулке ; непосредственно образовательной деятельности ; в игре ; в свободной деятельности. Детский фольклор используется :

Слайд 5

Использование фольклора в период адаптации. Пальчиковая гимнастика – незаменимый способ в том, чтобы успокоить плачущего ребёнка. «Девочки и мальчики Развивают пальчики. Раз, два, три, четыре, пять, Будут пальцы отдыхать!»

Слайд 6

Использование фольклора в режимных моментах. «Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды! Чистая водичка Умоет наше личико, Вымоет ладошки, Намочит нас немножко, Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды!» «Супчик ели, Супчик ели, Поскорей бы Супчик съели! Много кушать? Ну так что ж, Ай да супчик! Ай, хороший!» «Глубоко и мелко Корабли в тарелке… Вот кораблик плывёт Заплывает прямо в рот!»

Слайд 7

«Баю-баю, спи, дружок, Повернись на правый бок. Только ты один не спишь. Закрывай глаза, малыш» «Тишина у пруда, Не качается вода. Не шумят камыши, Засыпают малыши...»

Слайд 8

«Раз, два, три, четыре, пять – Собираемся гулять! Завязали Настеньки Шарфик полосатенький ». «Если хочешь прогуляться, Нужно быстро одеваться, Дверцу шкафа открывай, По порядку надевай » Наступило время гулять, надо одеваться. «Что случилось у Аришки ? Перессорились ботинки Друг от друга отвернулись, Рассердились и надулись»

Слайд 9

Использование фольклора в театрализованной деятельности. «…внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку…» «… кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет.…»

Слайд 10

Использование фольклора в ОД. «…Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, а за ней ребятки, желтые цыплятки…» «Зайка беленький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так, Он ушами шевелит...» Знакомство с мордовским фольклором. У мордовского народа тоже есть свои потешки , прибаутки , считалки, скороговорки…. Закличка . « Чика листь , листь « Солнышко выйди, выгляни Оев каша пенч максан ! Каши масленой ложку дам! Чика лсть , листь , Солнышко выйди, выгляни Якстере атякш теть Красного петушка тебе дам!» максан !»

Слайд 11

Свободная деятельность. «Мы с игрушками играть Любим очень дружно. Знаем мы, что убирать Их на место нужно»

Слайд 12

Вывод. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование малых фольклорных жанров помогает развить речь ребенка, мышление, устанавливать межличностные взаимоотношения, создает доброжелательную атмосферу Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены. Результатом нашей работы являются положительные эмоции, весёлое, бодрое настроение наших детей, которое помогает легче пройти адаптацию, а так же овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, даёт возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка.

Слайд 13

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

 «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми
дошкольного возраста»
 

Подготовила воспитатель:

Овчинникова С.Е.

                                     

Слайд 2

Цель:  развитие различных способностей детей
в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.
 

Задачи:

Развитие творческой индивидуальности.

Эмоциональное развитие.

Развитие музыкальных способностей.

Развитие самостоятельности.

Физическое развитие.

Воспитание эстетических чувств.

Слайд 3

Фольклор - (устное народное творчество - от английских слов
«Folk» -народ, «Jore» -знание)
народная мудрость, народное знание, выраженные в словесном творчестве.
Малые жанры фольклора —это небольшие по объёму 
фольклорные произведения. 
В некоторых работах встречается 
определение детский фольклор, 
поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека очень рано, 
задолго до овладения речью.

Слайд 4

Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию.

Жизненные процессы, такие как одевание, купание, сопровождающиеся словами очень помогают малышу. В эти моменты он запоминает и откликается, сопровождает слова действиями - играет в ладушки, притоптывает ногами, приплясывает, двигаясь в такт.

Это не только забавляет, но и радует ребенка. При прослушивании малых фольклорных форм у детей снижается агрессивность. Они звучат ласково, выражая заботу, нежность, веру, благополучие. Дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи ребенка.

Слайд 5

Основная задача фольклорного жанра  это развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка.
  Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности детей, для развития речевых навыков.                                                                                                          В  дошкольном возрасте  ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью.
  Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами.
  Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.

 Хотелось бы немного рассказать о применении малых фольклорных форм в нашей работе с детьми.

Слайд 6

Что же относится к детскому фольклору? 

Колыбельные песни - песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки  - обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки – коротенькие стишки, служащие

 для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и частоговорки – незаметно обучающие детей правильной и быстрой речи.
Дразнилки – веселые, шутливые, метко называющие какие- то смешные стороны во внешности ребенка,

в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказочки - у которых нет конца  и которые

можно обыгрывать множество раз.

Сказки, загадки, частушки, игровые припевы,приговоры….

Слайд 7

Детский фольклор используется:

  • в период адаптации;
  •  в режимных моментах;
  •  на прогулке;
  •  непосредственно образовательной деятельности;
  •  в игре;
  •  в свободной деятельности.

Слайд  8

Использование фольклора в период адаптации.

Пальчиковая гимнастика – незаменимый способ в том, чтобы успокоить плачущего ребёнка.

«Девочки и мальчики

Развивают пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будут пальцы отдыхать!»

Слайд  9

Использование фольклора в режимных моментах.

 «Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!

Чистая водичка

Умоет наше личико,

Вымоет ладошки,

Намочит нас немножко,

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды!»

«Глубоко и мелко
Корабли в тарелке…
Вот кораблик плывёт
Заплывает прямо в рот!»

«Супчик ели,

Супчик ели,

Поскорей бы

Супчик съели!

Много кушать?

Ну так что ж,

Ай да супчик!

Ай, хороший!»

Слайд 10

                                            «Тишина у пруда,

Не качается вода.

Не шумят камыши,

Засыпают малыши...»

«Баю-баю, спи, дружок,

Повернись на правый бок.

Только ты один не спишь.

Закрывай глаза, малыш»

Слайд 11

Наступило время гулять, надо одеваться.

«Раз, два, три, четыре, пять –

Собираемся гулять!

Завязали Настеньки  

Шарфик полосатенький».

                                        «Что случилось у Аришки?

Перессорились ботинки

Друг от друга отвернулись,

Рассердились и надулись»

«Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

По порядку надевай»

Слайд 12

Использование фольклора в театрализованной деятельности.

«… кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет.…»

«…внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку…

Слайд 13

Использование фольклора в НОД.

«…Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать, а за ней ребятки, желтые цыплятки…»

«Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит...»

Слайд 14

Знакомство с мордовским фольклором.

У мордовского народа тоже есть свои потешки,

 прибаутки, считалки, скороговорки….

Закличка.

«Чика листь, листь        «Солнышко выйди, выгляни

Оев каша пенч максан!    Каши масленой ложку дам!

Чика лсть , листь,           Солнышко выйди, выгляни                  

Якстере атякш теть      Красного петушка тебе дам!»

                         максан!» 

Слайд  15

Свободная деятельность.

«Мы с игрушками играть

Любим очень дружно.

Знаем мы, что убирать

Их на место нужно»

Слайд 16

                             Вывод.

    Почему наши дети плохо говорят?
Может потому, что мы разучились с ними разговаривать.
   Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта.
   Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало.
    Использование малых фольклорных жанров помогает развить речь ребенка, мышление, устанавливать межличностные взаимоотношения, создает доброжелательную атмосферу

Слайд 17

Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим  удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.

Результатом нашей работы являются положительные эмоции, весёлое, бодрое настроение наших детей, которое помогает легче пройти адаптацию, а так же овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, даёт возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка.

Слайд  18

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются ...

Презентация не тему «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Устное народное творчество (фольклор) – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, приро...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Использование малых фольклорных форм обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Народные песенки, потешки, пестушки пред...

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста...

Консультация на педсовет по теме: «Использование малых фольклорных форм в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

В данной консультации рассматривается фольклор, как своеобразный инструмент социализации ребенка....

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего возраста.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящих огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру,...