Педагогическая гостиная для родителей "Малые фольклорные формы в работе с детьми раннего возраста"
консультация ( группа) на тему

Алеся Александровна Землянова

Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malye_formy_folklora_v_rabote_s_detmi_rannego_vozrasta.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 Пушкинского района города Санкт-Петербурга

Педагогическая гостиная

«Малые фольклорные формы в работе

с детьми раннего дошкольного возраста»

Воспитатель

Полякова Алеся Александровна

2015/2016 учебный год

План-конспект педагогической гостиной

«Малые фольклорные формы в работе

с детьми раннего дошкольного возраста»

Цель: Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях.

Задачи:

1. Уточнить названия жанров фольклорных произведений.

2. Помочь родителям понять, какое влияние оказывает фольклор на развитие детей.  

3. Показать родителям разнообразные приемы работы с малыми фольклорными формами.

Предварительная работа:

  1. Беседа с родителями на тему русского народного фольклора.
  2. Устный опрос родителей, на тему «Использование малых форм фольклора в воспитании детей».
  3. Задание для родителей: подготовить видеозапись или фото, отражающие использование русского народного фольклора дома.

Участники: воспитатель и родители группы кратковременного пребывания.

Оборудование: проектор, магнитофон.

…Человек, не прирученный с пеленок к своей почве, едва ли к ней приживется. А как ему к ней приурочиться, коли он соком её не питался и едва ли её знает?

В.И. Даль

Русский фольклор – душа русского искусства. Произведение народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. С молоком матери ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства.

Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребёнок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети ясельного возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Так что же означает слово «фольклор»?

Фольклор (устное народное творчество - от английских слов «Folk» -народ, «Jore» -знание) – народная мудрость, народное знание, выраженные в словесном творчестве. Термин «фольклор» появился в 1846 г. в Англии. Устное народное творчество – это все то, что люди передавали из уст в уста, от одного человека к другому, от поколения к поколению на протяжении веков. Устное – нет письменных источников (тогда не было печатных книг), поэтому существуют варианты разных произведений.

Малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения, которые можно назвать детским фольклором. К ним относятся: колыбельные песни, частушки, песни, прибаутки, сказки, потешки, заклички, былины, предания, легенды.

Детский фольклор – это особая часть народной культуры, которая выполняет важнейшую роль в жизни каждого народа.

Произведения детского фольклора помогают становлению и развитию личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоению им культурных богатств, предшествующих поколений, что обеспечивает преемственность и сохранность духовного облика народа.

Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение. Доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

Заклички – обращение к явлениям природы (солнц, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Народные игры, колыбельные песни, русские народные сказки.

Для детей раннего возраста самыми главными являются следующие произведения русского народного фольклора: народные игры, пестушки, потешки, колыбельные песни, сказки.

Хотелось бы немного рассказать о своем применении русского народного фольклора в общении с детьми.

Вот ребенок приходит ко мне в группу. Тут его жизнь существенным образом меняется: режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. Поэтому необходима такая организация жизни ребенка в группе, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям. Чтобы помочь ребенку привыкнуть к новой жизни среди незнакомых людей, использовала народные игры–забавы, например, такие как: «Заинька, попляши».

Малыши легко соглашаются поиграть в народные игры, их настроение улучшается и в дальнейшем становится интересным и полезным занятием. Ведь народные игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка. Для народных игр характерно четко выраженное обучающее эмоционально-познавательное содержание, воплощенное в игровой форме, образности, динамичности игровых действий. Содержание игры событийно, то есть отражает какой-либо случай, происшествие, вызывающее определенный эмоциональный отклик у ребенка и обогащающее его социальный опыт.  

Проведение народных игр требует от взрослого знания и выполнения определенных условий:

• добровольность участия в игре (необходимо добиваться того, чтобы ребенок сам захотел принять участие в предложенной игре);

• непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них;

• многократное повторение игр (дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое);

• наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) должен использоваться только в данных развивающих играх (нельзя превращать его в обычный, всегда доступный, так он дольше останется для детей необычным);

• предоставление ребенку возможности проявить, выразить себя, свой взгляд на мир.

Вот для того, что бы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение, весёлый лепет, используются пестушки и потешки. Они поются естественно и просто, сохраняя натуральный тембр голоса, его теплоту. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребенка в тактильных движениях – почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.

Малыш открывает глаза, и для него начинается новый день. Дайте ему заряд любви и ласки с самого утра: подойдите к нему, присядьте на кровать, погладьте его, обнимите, поласкайте, приговаривая одну из пестушек. Такое пробуждение даст малышу заряд радости и бодрости на весь день.

Ручки-ручки – потягушки

И ладошки – похлопушки.

Ножки-ножки – топотушки,

Побегушки, попрыгушки.

С добрым утром, ручки,

Ладошки и ножки,

Щёчки-цветочки – Чмок!

        В раннем детстве ребенок еще не способен к разнообразной деятельности, и поэтому незаменимым средством его развития становятся потешки, сопровождаемые пальчиковыми играми. Потешка – это песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».

Пестушки и потешки оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты.

Умывая дома малыша, проговаривайте ему:

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Детка умывается,

Солнцу улыбается!

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления.

Умница Сашенька,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Иногда девочки не любят расчесываться. И мы вместе рассказываем такую потешку:

Расти, коса, до пояса,

Не вырани ни волоса.

Расти, косонька, до пят -

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся -

Маму, дочка, слушайся.

Когда дети собираются на улицу:

Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Наденем калошки:

Это – с правой ножки,

Это с левой ножки.

Вот так хорошо

Когда вы вечером укладываете малыша спать, спойте ему колыбельную песенку. Дети охотно её слушают, память наиболее ценно охватывает и заполняет интонационные обороты, мотивы. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения. Поэтому пение колыбельных песен ребёнку имеет большое значение в его музыкальном воспитаниии, в развитии творческого мышления, памяти, становление уравновешенной психики.  

Пестушки, потешки, колыбельные песни, сказки, народные игры играют огромную роль в духовном развитии человека, в его нравственно-эстетическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребёнка Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями, друзьями. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему.

Результатом нашей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т.е. всесторонне развивает ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Использование малых фольклорных форм обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Народные песенки, потешки, пестушки пред...

"Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики"

В статье рассматривается использование малых фольклорных жанров в целях развития мелкой моторики у детей. Раскрывается значение мелкой моторики для образовательного процесса. Приводятся...

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста...

Малые фольклорные формы в работе с детьми раннего возраста

Подборка малых фольклорных форм для работы с детьми раннего возраста с иллюстрациями Ю.Васнецова...

Формы организации работы с детьми раннего возраста по развитию речи и речевого общения.

Формы организации работы с детьми раннего возраста по развитию речи и речевого общения.Я собрала материал в виде подборки книг и дидактических игр и упражнений. Мой метод речевой этики предлагает рабо...

Выбор форм, методов работы с детьми раннего возраста в период их адаптации к условиям детского сада

С поступлением ребенка в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящ...

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми раннего возраста.

Фольклор - одно из действенных и ярких средств, таящих огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру,...