Консультация для педагогов
консультация (подготовительная группа) на тему

Бородина Лилия Равилевна

Гендерный подход к образованию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для воспитателей53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 181» общеразвивающего вида

Орджоникидзевского района городского округа

Город Уфа Республики Башкортостан

Консультация для педагогов

На тему: «Гендерный подход к образованию дошкольников»

Подготовила: воспитатель

подготовительной  группы

Бородина Л. Р.

Уфа – 2012

«Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников»

Наш детский сад реализует «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, в которой гендерное воспитание как отдельное направление деятельности не выделяется. В современных образовательных программах введена задача формирования гендерной принадлежности в образовательной области «Социализация».

Обеспечение гендерного подхода в социализации дошкольников — одна из важных задач развития детей. Целью такого подхода является воспитание девочек и мальчиков, одинаково способных к самореализации.

Переход к гендерному подходу в воспитании и обучении дошкольников ориентирован на индивидуальные склонности и возможности. Гендерный подход в образовании это проявление личностно-ориентированного взаимодействия всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей и детей).

При осуществлении гендерного подхода я опиралась на основные принципы:

1. Принцип перспективной инициативы: разворачиваясь в настоящем и исходя из опыта прошлого, гендерное воспитание направлено на подготовку ребенка к будущему, а потому должно учитывать актуальные для него перспективы.

2. Принцип активности: не ждать возникновения проблем, а пользоваться любой жизненной ситуацией и при необходимости организовывать их, что бы передавать детям соответствующие установки и сведения.

3. Принцип непрерывности (преемственности) : гендерное воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом, который начинается в раннем возрасте и каждый этап которого является базой для последующего этапа.

4. Принцип доступности - правдивые сведения и желательные образцы должны соответствовать этапу формирования ребенка, его ми-ровосприятию; исключать ложь - всегда правда, и только правда, но не вся; сведения о полах и отношениях людей разного пола должны наполняться нравственным содержанием.

5. Принцип единого подхода родителей, педагогов и медицинских работников: общность взглядов на необходимость гендерного воспитания, его цели, средства, методы и содержание в зависимости от возраста детей.

6. Принцип комплексности: планирование и оценка конкретных мер гендерного воспитания, как части системы собственно воспитания, социализации и образования.

7. Демократичность. При гендерном подходе в обучении мальчики и девочки имеют равные права на получение знаний; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений.

8. Природосообразность. Признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и физиологических особенностей и различий в их жизнедеятельности. Признание этих различий требует различных форм, методов и средств обучения для наиболее полной реализации способностей, как представителей своего пола в разных видах детской деятельности.

Достаточно полного представления о сущности гендерного воспитания нет как у воспитателей, так и у родителей. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста еще не стало ведущим в образовательном процессе ДОУ. Поэтому выстраивание модели образовательного пространства ведём по 4 направлениям:

1. знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;

2. пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педагогическом процессе;

3. построение соответствующей предметно-пространственной развивающей среды;

4. построение модели педагогического процесса.

На начальном этапе главной задачей является заинтересовать членов педагогического коллектива данной работой и предоставить возможность для творческого отношения к воспитанию мальчиков и девочек. Подобрать и проанализировать теоретический и практический материал по данной теме. Провести анкетирование педагогов для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме «Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста». Провести семинар-практикум для педагогов «Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников»; консультации: «Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек»; «Игры мальчиков и девочек», «Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста».

Работа с семьёй носит информационно – практический характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью проводились различные формы работы с родителями: конференции; консультации, беседы, наглядная информация по таким темам как: «Мальчики и девочки – любить по-разному, воспитывать по разному», «Мир движений мальчиков и девочек» «Как и во что, играют мальчики и девочки», творческие выставки, встречи с интересными людьми. Организован консультативный пункт, где родители получают индивидуальные консультации специалистов по воспитанию ребёнка дошкольника. На сайте детского сада http://ds70.detkin-club.ru можно найти информацию рекомендательного характера по данному вопросу.

В помощь педагогам предложены гендерные индикаторы в различных сферах жизнедеятельности девочек и мальчиков.

1. При организации непосредственно-образовательной деятельности нужно учитывать:

1.1. гендерное содержание занятий, упражнений;

1.2. активизация мальчиков и девочек;

1.3. учет опыта мальчиков и девочек

2. Среда обучения должна быть благоприятна и комфортна как для мальчиков, так и для девочек:

2.1. благоприятен ли климат для мальчиков и девочек;

2.2. признание равенства опытов мальчиков и девочек;

2.3. отношение педагога к мальчикам и девочкам;

3.4. позитивная трансляция гендерного опыта педагога

3. В игровой деятельности обращать внимание на:

3.1. распределение ролей;

3.2. гендерная составляющая игр;

3.3. % игр, ориентированных на мальчиков и девочек;

3.4. количество игрушек для мальчиков и девочек;

3.5. возможность транслировать собственный опыт мальчиком и девочкой

4. Физиологическая среда подразумевает:

4.1. доступность удовлетворения физиологических потребностей (туалеты, гигиенические комнаты) ;

4.2. организация сна, питания и т. д.

5. В повседневной деятельности обязательно давать:

5.1. возможность заниматься собой (мальчик/девочка) ;

5.2. возможность удовлетворения своего интереса/ хобби;

5.3. возможности и способность сознательного участия в реализации интересов другого (мальчик-девочка; девочка-мальчик; девочка-девочка; мальчик-мальчик)

Во взаимоотношениях:

-ребенок ребенок;

-ребенок воспитатель;

-ребенок родитель;

-ребенок др. взрослый

6. Давать:

6.1. возможности ребенка строить гендерно окрашенные отношения;

6.2. учет воспитателем гендерных составляющих взаимоотношений с ребенком;

6.3. гендерная компетентность родителей в построении взаимоотношений с ребенком (особенности структуры семьи с учетом гендерного компонента) ;

6.4. гендерная компетентность взрослого (гендерные установки, стереотипы, предрассудки, представления)

7. Позиции лидерства девочек и мальчиков с ориентацией на выравнивание возможностей наблюдаются:

7.1. в игре;

7.2. в обучении;

7.3. в повседневной деятельности;

7.4. во взаимоотношениях (ребенок-ребенок; девочка-мальчик; мальчик-девочка)

8. Влияние взрослого с позиции гендерной компетентности:

8.1. в семье;

8.2. в детском саду;

8.3. в социуме (улица, публичные места)

9. Соответствие гендерных навыков, умений, представлений как компетентность девочек и мальчиков должны развиваться через:

9.1. гендерное поведение мальчиков;

9.2. гендерное поведение девочек

10. Коллективная деятельность в процессе сюжетно-ролевых игр, занятий и других видов деятельности

10.1. половая дифференциация;

10.2. выбор партнера по играм и др. видам деятельности с учетом пола (девочка, мальчик) ;

10.3. трансляция гендерных норм;

10.4. соответствие позитивного смысла гендерных отношений;

10.5. гендерная окрашенность взаимодействий мальчиков и девочек

11. Гендерное пространство детского сада, т. е. развивающая среда должна учитывать 11.1. гендерная статистика (количество девочек и мальчиков в группах детского сада)

12. Дидактический материал предлагаемый детям должен иметь гендерную направленность и содержание:

12.1. гендерное содержание методического материала;

12.2. гендерное содержание пособий, книг для дошкольников

12.3. иллюстрации в учебно-методическом материале с позиций их гендерной ориентированности;

12.4. гендерная направленность методических пособий и книг.

Методически грамотно и ответственно проведенная работа посредством данных индикаторов позволяет педагогам создать условия для выстраивания гендерных отношений в детском саду и задаёт перспективу для гендерного развития девочек и мальчиков.

Модель образовательного процесса выстроена таким образом, что бы при обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности педагоги используют дифференцированный подход. При организации и проведении совместной деятельности педагогами учитываются психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение.

Модель реализации гендерного подхода ориентирована на технологии гендерного воспитания, которые представлены интеграцией средств (народная игра, сказка, пословицы, поговорки, материнский фольклор) ; методов познавательно-развивающих (проблемные ситуации, игровое моделирование, прогнозирование ситуации, диалогово-рефлексивных (игровые диалоги, диалоги персонажей, диалоги взрослые-дети, диалоги мальчики - девочки, театрально-игровых (имитационные, сюжетно ролевые игры, игры-драматизации, двигательно-образных (подвижные, символические игры, игры-состязания, модели, схемы) и форм организации деятельности (игровая, интеллектуально-познавательная, рефлексивная, экспериментальная).

Содержание представляем в специально-организованных видах деятельности: познавательные и этические беседы, развивающие ситуации, чтение художественной литературы и др.

Результатом гендерного подхода видим гендерную социализацию детей, вырастет культура поведения и общения детей, мальчики станут более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам; повысится уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей, вырастет их творческий потенциал; родители воспитанников приобретут знания об особенностях воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....