Методика организации труда - дежурство в группах детского сада
методическая разработка ( группа) на тему

Рыбачук Ирина Леонидовна


В работе представлена методика организации дежурства в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_dezhurstva.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №4 города Благовещенска «Фантазия»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

«Методика организации труда – дежурство в группах детского сада»

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Рыбачук И.Л.

Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычки к систематическому выполнению обязанностей. Воспитать у детей эти качества можно только при регулярном их участии в труде.

Дежурство старших дошкольников постепенно усложняется по содержанию труда, по формам объединения, по  требованию к самостоятельности и самоорганизации в работе.

Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных в том, чтобы он не носил формального характера, а был конкретным. Он обращается к дежурным как своим помощникам, одобряет их действия, старательность, инициативу, умение выполнять задания, использовать рациональные приемы.

Таким  образом, по содержанию труда дежурство делится на 3 составляющие:

-дежурство в столовой;

-подготовка к занятиям;

-дежурство в уголке природы.

В содержание труда дежурных по столовой входит полная сервировка стола, уборка после еды. Наиболее целесообразной будет такая организация уборки,  при которой сочетается работа дежурных и каждого ребенка.

Например: каждый ребенок после еды отодвигает свою тарелку на середину стола, складывая ее на другие, а чашку относят на разнос. Дежурные уносят салфетки, вилки, ложки, тарелки из-под хлеба, вытирают столы. Воспитатель приучает и детей благодарить дежурных за оказанную услугу, относится с уважением к их труду.

Содержание работы дежурных по подготовке к занятиям.

Помощь может быть оказана как перед занятием, так и накануне. Перед занятием дежурные могут помочь раздать необходимый материал, налить клей, принести в группу пособия для занятия. Накануне для занятия помочь вырезать геометрические фигуры, принести наглядный материал из методического кабинета, помочь специалистам - стереть пыль, расставить стульчики.

Если воспитатель умеет опираться на помощь дежурных, всячески подчеркивает ее важность, у детей растет ответственность за выполнение порученного дела.

У детей старшего возраста имеется еще один вид дежурства – дежурство в уголке природы. Разъяснить значение этого вида дежурства можно на занятии при знакомстве с растениями и их потребностями, а   так же  с условиями содержания этих растений.

В уголке природы дежурные поливают растения, обрызгивают, обтирают их листья, рыхлят землю, ведут календарь погоды.

Работа дежурных требует постоянного внимания и руководства со стороны воспитателя. В работе дежурных представляются все недостатки в освоении детьми трудовых процессов. Так, в дежурстве по столовой дети часто не соотносят количество предметов между собой (ставят чашек меньше, чем тарелок, ошибаются в определении места предмета (кладут ложки то справа, то слева от тарелки и т. п.) ; забывают приготовить те или иные предметы (салфетки для обтирания рук и губ или тряпочки для аппликации и т. п.) . Дети часто не видят допущенных ошибок, не могут их исправить самостоятельно.

В связи с этим руководство воспитателя направленно на предупреждение ошибок, на исправление их, если они допущены. В первом случае воспитатель просит дежурных вспомнить, что,  и как они должны делать. Напоминает по ходу дежурства приемы осуществления наиболее трудных действий: держать ложки в левой руке, раскладывать правой, класть ложку справа от тарелки черенком к себе, выпуклой стороной вниз и т. п. в случаях затруднений возможен показ, помощь со стороны другого дежурного.

Условия и методы организации труда. В организации труда дежурных учитывается объем работы. В дежурстве по столовой дежурному поручается накрывать один стол. Увеличение объема работы приводит к возрастанию количества ошибок, растерянности дежурного.

По мере освоения обязанностей дежурных в старших группах срок дежурства увеличивается до 2-3 дней, вводится передача дежурств, отчеты дежурных о работе перед группой детей. Все это помогает осуществлять повседневный контроль за работой дежурных, фиксировать их успехи. Привлечение детей к контролю и помощи, смена дежурств способствует воспитанию интереса к дежурствам, ответственного отношения к ним, умения каждодневно выполнять различную работу, формирует такие качества, как терпение, настойчивость, трудолюбие.

Организация работы дежурных осуществляется сначала по типу труда рядом, затем вводится организация по типу общего труда и, наконец, дети могут перейти к совместному труду: один расставляет хлебницы и тарелки, другой раскладывает ложки и вилки к тарелкам и т. п. разные формы организации труда повышают интерес к дежурствам, усложняют контроль, формируют чувство личной ответственности за порученную часть работы. Отчитываются дежурные и за свою часть работы и за общий результат.

В старшей и подготовительной группах педагог ведет большую работу по воспитанию уважения к дежурным и их труду, к требованиям дежурных. Этому способствует отчет дежурных, оценка их труда перед всей группой, назначение новых дежурных, групповой наказ к дежурству – что и как должны делать дежурные.

Наблюдения показали, что деятельность дежурных характеризуется детьми с позиции общественно полезного труда. Высказывая суждения о работе дежурных, дети подчеркивают качество результатов труда, его мотивы и направленность: «Дежурные хорошо заботились о детях, все правильно расставляли на столе, чашки ставили, повертывая ручки так, чтобы их было удобно брать»; «Я люблю дежурить и стараюсь, но только забываю где надо положить ложки. Это никак не получается».

 Воспитатель поддерживает требования, предъявляемые к работе дежурных.

Подбор дежурных на тот или иной вид дежурств осуществляется с учетом подготовленности детей, их желания дежурить вместе. Так, ребенок, не освоивший весь объем работы, может дежурить в группе с хорошо работающими детьми, которые оказывают ему необходимую помощь. Если вместе дежурят быстро работающие дети, то они могут получить большой объем работы.

Воспитатель контролирует последовательность назначения детей на дежурства (в течение недели все дети должны пройти через разные виды дежурств, ведет учет дежурств, определяет задачи работы с детьми.

Педагогические выводы. Таким образом, данный вид каждодневного труда детей обеспечивает постоянное участие всех детей в трудовой деятельности, формирование умения трудиться, привычки к труду.

Успешное выполнение задач, поставленных перед детьми, обеспечивается рядом условий:

1. Наличием программы трудового воспитания, включающей систему знаний о труде, его организации как ориентировочной основы трудовой деятельности детей; программы трудового обучения, включающей перечень трудовых процессов, которые должны освоить дети в возрастных группах, требования к их выполнению; программы воспитания детей в самостоятельной трудовой деятельности;

2. Квалификацией воспитателя, который должен овладеть содержанием и методикой трудового воспитания, целесообразно ее применять в возрастных группах детского сада. Педагогическое мастерство воспитателя, его творческий подход к реализации задач трудового воспитания определяют его успех;

3. Наличием соответствующего оборудования для всех видов труда. Оно должно удовлетворять следующим требованиям: быть прочным и удобным для выполнения тех или иных операций; безопасным при использовании (пила должна быть в коробке, у ножниц, лопат, ножей закруглены концы и т. п.) ; соответствовать по весу и размерам возможностям детей; быть внешне привлекательным и гигиеничным;

4. Правильной организацией хранения оборудования для разных видов труда в условном месте, в установленном порядке, свободным доступом для самостоятельного использования его детьми, поддержанием постоянного порядка;

5. Посильностью труда, т. е. такой нагрузкой, с которой дети справляются, затрачивая достаточное усилие, но не переутомляясь. Необходимо иметь ввиду как физические, так и психические нагрузки. Физические нагрузки складываются из затрат физической силы и интенсивности темпа. Существует ряд трудовых процессов, требующих затраты физической силы: перекопка земли, расчистка участка от снега и др. поэтому важно регулировать темп и длительность таких видов труда, делая перерывы или заменяя детей через каждые 7-10 минут.

Проявление отрицательного отношения детей к труду дежурных имеет следующие причины:

1. Отсутствие у детей необходимых знаний и умений, что не позволяет им справиться с поручением, получить нужный результат;

2. Невнимание воспитателя к труду дежурных, оценке их деятельности, их отчетам;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методика организации труда - дежурство"

Методика организации труда - дежурство. Задача организации труда  - формировании у детей ответственности за порученное дело. Виды дежурства: по столовой, по подготовке к занятию, в уголке природе...

Конспекты НОД по ручному труду в средней группе детского сада

Конспекты занятия по ручному труду в средней группе детского сада на весь учебный год....

Методика организации труда - дежурство в старшей группе.

Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных в том, чтобы он не носил формального характера, а был конкретным. Он обращается к дежурным как своим помощникам, одобряет их действия, стара...

Конспект Организации и проведения ручного труда в старшей группе детского сада

КонспектОрганизации и проведения ручного трудав старшей группе детского сада...

Консультация для педагогов "Методика организации и проведения прогулки в детском саду"

Консультация для педагогов "Методика организации и проведения прогулки в детском саду"...

Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста

Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление работать на пользу коллектива, привычк...

Консультация для воспитателей «Методика организации и проведения прогулки в детском саду».

Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении, активной, содержательной, разнообразной, интересной для детей деятельности....