"Игра в жизни ребенка"
статья (младшая группа) на тему

Значение игры для развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igra_v_zhizni_rebenka.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Игра в жизни ребенка.

Вспомним слова Сократа: «Не насильственно преподавай, милейший,  детям  науки, а в процессе игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен» Именно в игре происходит наиболее эффективное развитие личности дошкольника и всех психических процессов: воображения, творчества, символического мышления, социальных навыков, эмоций. Таким образом, в задачу родителей и педагога в дошкольном возрасте входит обеспечить ребенку условия, в которых бы развивалась игра.

         Именно игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, поэтому в процессе игры можно строить развивающее образование . Значение игры для эмоционального и интеллектуального развития ребенка трудно переоценить. Игра не только отражает все этапы такого развития, но в равной степени дает подрастающему человеку возможность выразить все свои радости, огорчения, чувства.

В три года, то есть в том возрасте, когда ребенок поступает в детский сад, он уже вполне способен играть с другими детьми. Начиная с четырех-пяти лет мальчики и девочки группируются по отдельности, и дети делят игры на «мальчишеские» и «девчачьи» (см. «Половая самоидентификация»), не желая участвовать в тех, которые, как они считают, не годятся для их пола. Однако параллельно с играми, способствующими социализации, ребенок обязательно должен учиться играть один — это благоприятно для его психологического развития.

Обучение в детском саду немыслимо без игр, и нежелательно противопоставлять игру и работу. Ребенку этого возраста легче всего научиться чему-то именно в игре, да и позже, в процессе обучения, игра порой оказывается куда полезнее и продуктивнее, чем другие методы.

Вашему ребенку необходимо играть и с вами: общие игры, как и истории, которые вы ему рассказываете, чрезвычайно важны для ваших отношений. Способность ребенка играть одному — отражение его способности переносить в течение недолгого времени одиночество или разлуку с вами. Ребенку необходимо ощущать, что вы рядом, даже если вы не участвуете в его играх.

К четырем годам у ребенка развивается «внутренняя речь», благодаря которой он сам себе рассказывает разные истории.

- Воображаемый мир малыша — ресурс, откуда он будет черпать способность играть в одиночку.

- Кроме того, он сумеет использовать опыт запомнившихся ему игр с вами.

- Ребенок этого возраста на самом деле никогда не играет один, потому что внутренний диалог дарит ему возможность делать живыми других персонажей или воображаемых собеседников.

Ваш ребенок превращается в сценариста и режиссера. Если он теперь просит вас поиграть с ним, то лишь потому, что нуждается в реально существующих актерах, роли для которых, скорее всего, им уже придуманы.

Начиная с пяти лет ощущение скуки может стать для ребенка довольно привычным.

Если вы сейчас реже слышите, как ребенок жалуется, что ему нечего делать, вероятно, тут немалую роль сыграл телевизор. Тем не менее не стоит пугаться «ящика» и считать, будто он во всем виноват, — у скуки тоже есть свои преимущества.


- Когда ребенок ничем не занят, у него остается время на фантазии и творческую активность.

- Ребенок некоторое время поскучает, и в голове его вдруг возникнет какая-то идея — вот и доказательство связи скуки и желания.

Разные способы играть:

Четырехлетнему предложите посмотреть на облака — с ума сойти, чего только дети в них не способны увидеть!

- Для того чтобы научить своего ребенка ничего не делать, нужно уметь это самому.

- Для того чтобы играть по-настоящему, нужно найти пространство между воображаемым и реальным. Богатство и разнообразие этого мира мечты и творчества зависят от способности каждого переносить одиночество.

Ребенок не терпит проигрышей - Когда дети приходят в детский сад, они уже способны подождать своей очереди и соблюсти кое-какие правила игры, но ни один ребенок не любит проигрывать.

Разные дети по-разному воспринимают проигрыш, и их способность отнестись к нему терпимо зависит больше от особенностей личности, чем от возраста.

 Четырехлетний ребенок — особенно, если это мальчик — считает себя «самым могучим на свете» и объявляет счет 10:0... каким бы на самом деле ни был результат. Согласиться с проигрышем ему все труднее.

В том возрасте, когда ребенок уже способен понять настоящие правила игры, система «поддавков», при которой он всегда победитель, может сказаться на его игровом общении с друзьями. Либо он не поймет, чего от него хотят, либо начнет изобретать собственные правила.

- Если малыш чересчур сильно нервничает, проигрывая,  выбирайте игры, в которых он способен победить по правилам.
- Нет ничего особенного в том, что четырехлетний ребенок хочет быть сильнее всех, но это желание может говорить и о недостаточной вере в себя 
1.

- Стремление постоянно обыгрывать папу — то есть осуществлять символическое убийство отца — свидетельствует о том, что ребенок переживает стадию развития, называемую в психоанализе эдиповым комплексом. Для нее характерно неосознанное желание, превзойдя во всем родителя своего пола, стать для родителя противоположного пола более привлекательным партнером.

- Тем не менее мальчику этого возраста всегда хочется, чтобы его отец был самым сильным и служил образцом для восхищения и подражания.

Ребенок пяти-шести лет уже знает, что проиграть одну партию не означает проиграть вообще и что это проигрыш по правилам игры, а не какая-то реальная потеря.

Он приучается уважать правила, понимает, что нельзя мошенничать, и сдерживает свои эмоции, сверяя свое поведение с поведением родителей и других людей старше себя.

Такой разумный ребенок может даже в порядке исключения поддаться в игре младшему братишке или сестренке, при условии, что между ними нет яростного соперничества и ставки не слишком велики.

- Предложите старшему ребенку самому придумать справедливые правила игры с младшим, но не требуйте,  чтобы он все время поддавался, если ребенок сам этого не хочет.

Играть становится легче, но это не значит, что время от времени правила не нарушаются, пусть даже совсем чуть-чуть... но ведь мы знаем, что принять для себя возможность проигрыша и любить проигрывать — совсем разные вещи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Мастер-класс: « ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО»

1. Мастер-класс для педагогов ДОУ: Организационная часть Педагог: — Сегодня мы поговорим о том, как организовать игровую деятельность ребенка. Кажется, очень просто: дал ребенку игрушку, и он может ...

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Игра словно волшебная палочка, может изменить отношение ребенка ко всему, поможет включить в активную деятельность, а так же в ходе игры развивается речь....

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО

Консультация для воспитателей...

Мастер-класс для педагогов "Игра в жизни ребенка, игра в жизни взрослого"

По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни....