Главные вкладки

    Планирование работы по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом и профессиями железнодорожников.
    календарно-тематическое планирование ( группа) на тему

    Черникова Юлия Владимировна

    Содержание образовательной деятельности по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом и профессиями железнодорожников. Формы работы с детьми.Перспективный план ознакомления детей с железнодорожным транспортом и профессиями железнодорожников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл oznakomlenie_s_zheleznodorozhnym_transportom.docx40 КБ

    Предварительный просмотр:

    Содержание образовательной деятельности по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом и профессиями железнодорожников.

    Основная  цель   - формирование у детей интереса к профессиям своих родителей и желания трудиться на железнодорожном транспорте.

    Задачи:

    • воспитание у ребенка интереса и уважения к профессиям на железнодорожном транспорте;
    • формирование представлений о труде родителей на железнодорожном транспорте;
    • развитие интереса к истории создания железной дороги и трудовым традициям на железнодорожном транспорте;
    • - развитие чувства гордости за своих родителей и их самоотверженный труд.

    Формы работы с детьми

    Содержание

    Возраст

    Совместная деятельность

    Режимные моменты

    Самостоятельная деятельность

    Взаимодействие с семьей

    Формирование у детей интереса к профессии-ям своих родителей и желания трудиться на железно-дорожном транспорте.

    3-5 лет  вторая младшая  и средняя группы

    познавательные беседы, игры, игровые  упраж-нения,  дидакти-ческие игры, праздники, му-зыкальные досу-ги, развлечения, чтение, рассказ,

    экскурсия, рас-сматривание ил- люстраций, аль-бомов, семейных фотографий,

    ситуативные беседы.

    целевая прогулка,

    самостоятельная деятель-ность, тема-тические досуги, подвижные игры,

    сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, настольно-печатные игры,

    рассматривание альбомов, иллюстраций, семейных фотографий,

    встречи,

    экскурсии,

    праздники, викторины, конкурсы, семейные альбомы,

    семейные посиделки,

    5-7 лет старшая и подготовительная к школе группы

    познавательные досуги, темати-ческие досуги, чтение, рассказ,

    экскурсия, игры, игровые  упраж-нения, познава-тельные беседы, дидактические игры, праздни-ки, музыкальные досуги, КВН, викторины, развлечения,

    рассматривание альбомов, иллюстраций, семейных фотографий,

    ситуативные беседы, чтение.

    прогулка,

    самостоятельная деятель-ность, тема-тические досуги, подвижные игры,

    тематические досуги,

    создание коллекций,

    проектная деятельность исследовательская деятельность

    сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, настольно-печатные игры, продуктивная деятельность, дежурство, рассматривание альбомов, иллюстраций, семейных фотографий,

    встречи,

    экскурсии,

    праздники, викторины, конкурсы, семейные альбомы,

    семейные посиделки,

    праздники, викторины, конкурсы, семейные проекты,

    мини-музей

    Перспективный план ознакомления детей с железнодорожным транспортом и профессиями железнодорожников

    Ме-сяц

    Тема занятия

    Цель

    Методические приемы предшествующей работы и работы на занятии

    Дидактическое оснащение,

    участие родителей

    Младшая  группа

    Январь

    Подвижная игра «Поезд»

    Познакомить детей с понятиями «поезд», «паровоз», «машини-ст», «вагон», «регул-ировщик» Учить по добно поезду двига-ться друг за другом в «сцепке», римично притопывая ногами.

    Рассматривание иллюстрации с изображением поезда; рассказ вос-питателя: кто управляет поездом, как движется поезд,  какие сиг-налы регулируют движение поез-да; игра с детьми несколько раз со сменой машиниста и регули-ровщика; использование музыка-льного сопровождения  «Поезд»

    Иллюстрация с изображением поезда; флажок желтого цвета; фонограмма песни «Поезд»

    Февраль

    Рассматри-вание картины «Играем в поезд»

    Закреплять представления детей о поезде: состоит из паровоза и вагонов, паровозом управляет машинист; поезд двигается по сигналу

    Беседа с детьми об игре в «Поезд», повторение понятий «поезд», «паровоз», «машинист»,  «ваго-ны», «регулировщик»; рассказ воспитателя по содержанию картины;повторение подвижной игры «Поезд»

    Дидактическая картина «Играем в поезд»; флажок желтого цвета; фонограмма песни «Поезд»

    Март

    «Покатаем зверушек на поезде»

    Учить детей констр-уировать поезд из кубиков и кирпичи-ков; закреплять представления детей о поезде, понятия «поезд», «паровоз», «вагоны»

    Рассматривание игрушечного по-езда; беседа с детьми по картине «Играем в поезд» и подвижной игре  «Поезд»; объяснение, как мо-жно построить поезд из деталей деревянного строителя; показ при-емов конструирования поезда, рассматривание и обыгрывание готовых построек

    Игрушка-поезд, деревянный строитель: крупные детали для воспитателя и наборы деталей помельче для каждого ребенка, мелкие игрушки

    Апрель

    Игровое упражнение  «Едет поезд запоздалый»

    Формировать у детей представление о том, что поезд движется по рельсам, а рельсы уложены на шпалы; без рельс поезд пере-двигаться не может

    Беседа с детьми о рассматриваемой недавно картине «Играем в поезд» и подвижной игре  «Поезд»; рассказ воспитате-ля о том, что можно перевозить на поезде;показ игрового упражнения в сопровождении стихотворения

    Дидактическая картина «Играем в поезд»

    Май

    «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы»

    Учить детей рисовать железную дорогу: прямые горизонтальные и вертикальные линии; закреплять представления о том, что поезд движется по рельсам

    Беседа с детьми об игровом упражнении, с которым они недавно познакомились

    Показ приемов рисования прямых горизонтальных и вертикальных линий

    Рассматривание готовых рисунков

    Пение песенки «Поезд»

    Подвижная игра «Поезд»

    Оборудование для рисования, мелкие картинки с изображением паровоза для каждого ребенка

    Средняя  группа

    Сентябрь

    Чтение:Ска-зки старого семафора» Т.Михайлова«Неожида -нная оста-новка»

    Вызвать интерес к новым знаниям о железной дороге; формировать пре-дставления о пе-редвижении по железной дороге

    Вместе с детьми вспомнить игры в «Поезд»

    Чтение рассказа

    Подвижная игра «Поезд»

    Иллюстрированная книжка для чтения из цикла «Сказки старого семафора»:

    Т.Михайлова «Неожиданная остановка»

    Октябрь

    Поезд – это наземный вид транспорта

    Формировать у детей представле-ние о том, что по-езд – это назем-ный вид транс-порта, как выгля-дит поезд и какие бывают поезда

    Беседы: «Поезда дальнего следования», «Пригородные поезда», «Товарные поезд»

    Чтение: В.Мирясова «Тук-так, тук-так – музыка такая…»

    Иллюстрации и фотографии с разными видами поездов

    Ноябрь

    Железнодорожные пути

    Как ездят поезда? Для чего нужны рельсы? Кто работает на железнодорожных путях? Специальная техника по обслуживанию железнодорожных путей

    Рассматривание иллю-страций и фотографий  железнодорожных пу-тей; рассказ воспитате-ля о движении поездов по рельсам, о профес-сиях людей, обслужи-вающих железнодорож-ные пути; беседы: «Как строят железную доро-гу», «Труд людей по на  железнодорожных пу-тях»; игровое упраж-нение: «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы»; сюжет-но-ролевая игра «Пост-роим железную доро-гу»; продукт. деятель-ность:«Рельсы- шпалы»

    Приглашение папы-монтера пути, фотографии по теме, иллюстрации;

    напольный деревянный строитель;

    оборудование для изобразительной деятельности

    Декабрь

    Работник транспорта (шофер, машинист, водитель)

    Формировать у детей представ-ление о работ-никах транспорта; закрепить назва-ния профессий: «шофер», «маши-нист»,  «водитель»

    Чтение народной песенки “Счастливого пути”, рассматривание иллюстраций, беседа, творческие сюжетно-ролевые игры

    Иллюстрации, игровое оборудование: различные виды транспорта

    Январь

    Мои родители

    Расширять знания детей о том, как трудятся их роди-тели дома и на ра-боте, воспиты-вать бережное отношение к ре-зультатам их тру-да, желание ока-зывать им поси-льную помощь

    Рассматривание семей-ных фотографий; бесе-ды: «Мамина работа», «Где работает мой папа», «Как мы помо-гаем родителям»; чте-ние: Е.Серова «Не тер-пит мой папа безделья и скуки»;продуктивная деятельность: «Портрет моих родителей»

    Семейные фотографии; оборудование для рисования

    Февраль

    Железнодорожные профессии родителей

    Формировать у детей представление о работе на железной дороге, железнодорожных профессиях родителей

    Беседы о труде роди-телей на железной до-роге; рассказы родите-лей о своей профессии: «Что мне нужно для работы», «Что я делаю на работе»; рассматри-вание фотографий с ра-бочих мест родителей в форменной одежде

    Фотографии родителей на рабочем месте

    Март

    Труд мамы

    Формировать у детей представление о труде мамы дома и на работе; расширять знания о том, что им нужно для работы

    Рассматривание иллю-страций с изображе-нием труда мамы дома и на работе, открыток о женском дне 8 Марта;

    рассказы мам о своей работе на железной дороге; беседы: «Как мы помогаем маме и бабушке», «Моя мама», «Моя бабушка»; проду-ктивная деятельность: «Вот какая моя мама»

    приглашение мам-работников РЖД; фотографии; оборудование для изобразительной деятельности

    Апрель

    Кому что нужно для работы

    Закрепить знания детей о профессии родителей

    Рассматривание фото-графий родителей на рабочем месте; чтение: Д. Родари «Стихи о профессиях», загадки

    Дидактическая игра: «Кому что нужно для работы», «Самый главный»

    Фотографии родителей с рабочих мест; иллюстрации с изображением железнодорожных профессий; карточки для дидактических игр с изображением атрибутов железнодорожных профессий

    Май

    Профессия родителей                                                                  

    Закреплять представления детей о труде их родителей на железной дороге; формировать понимание важности всех профессий

    Чтение С. Михалкова “А что у вас?”; беседа, рассказы детей о профессиях родителей; дидактические игры: «Что делают люди этой профессии», «С кем или с чем работают люди этой профессии», «Кому нужны эти инструменты (атрибуты профессии)»

    Фотографии родителей с рабочих мест; иллюстрации с изображением железнодорожных профессий; карточки для дидактических игр с изображением атрибутов железнодорожных профессий

    Старшая группа

    Сентябрь

    Машинист поезда

    Продолжать формировать и расширять представления детей о труде людей на железной дороге

    Рассматривание иллю-страций; рассказ ро-дителя о своей работе на железной дороге (о труде машиниста); дид. игры: «На чем ездят люди», «Угадай вид транспорта», «По зем-ле, по воде или по воз-духу»;сюжетно-ролевая игра «Паровозик из Ро-машкова»; продуктив-ная деятельность:«Ве-селый поезд»;  чтение: Е. Иванова «Сказки старого семафора. Где кончаются рельсы?»

    Иллюстрации, фотографии, карточки для дидактических игр, приглашение папы-машиниста; атрибуты для сюжетно-ролевой игры

    Октябрь

    Проводник

    Продолжать формировать и расширять представления детей о труде людей на железной дороге

    Рассказ родителя о своей работе на железной дороге

    Беседа: «Как работает железнодорожный транспорт»; сюжетно-ролевая игра «Поезд»

    Приглашение мамы Тимоши Иванова; атрибуты для сюжетно-ролевой игры

    Ноябрь

    Начальник поезда

    Продолжать формировать и расширять представления детей о труде людей на железной дороге

    Рассказ родителя о своей работе на железной дороге

    Сюжетно-ролевая игра «Транспорт», «Путешествие по железной дороге»

    Приглашение папы Гриши Гринберг; атрибуты для сюжетно-ролевой игры

    Декабрь

    Чтение: «Сказки старого семафора» А Сорокин «Пых-пых и Чух-чух»

    Закреплять пред-ставление детей о паровозе и само-лете, о различиях наземного и воздушного видов транспорта

    Чтение: «Сказки старого семафора» А Сорокин «Пых-пых и Чух-чух; беседа о воздушном и наземном видах транспорта: чем они отличаются

    Иллюстрации с изображением паровоза и самолета; иллюстрирования книга для чтения

    Январь

    Железнодорожный транспорт

    Особенности передвижения по железной дороге; виды поездов (пассажирские, товарные, почтово-багажные) и локомотивов (паровоз, тепловоз, электровоз)

    Рассматривание иллю-страций; беседа «На чем люди ездят»; сюже-тно-ролевые игры: «Транспорт», «Путеше-ствие по железной до-роге», «Паровозик из Ромашкова»; продукти-вная деятельность: «Па-ровозик из Ромашкова»

    сюжетно-ролевые игры: «Транспорт», «Путеше-ствие по железной дороге», «Паровозик из Ромашкова»

    Иллюстрации с изображением разных видов поездов и локомотивов; атрибуты для сюжетно-ролевой игры

    Февраль

    Железнодорожные пути

    Как ездят поезда? Для чего нужны рельсы? Кто работает на железнодорожных путях? Специальная техника по обслуживанию железнодорожных путей

    Рассматривание иллю-страций и фотографий с изображением железно-дорожных путей; рас-сказ родителя о движе-нии поездов по рель-сам, о профессиях лю-дей, обслуживающих железнодорожные пути Беседы:«Как строят же-лезную дорогу» «Труд людей по обслужива-нию железнодорожный путей»; с/ролевая игра «Железная дорога»

    Приглашение папы-монтеров пути; фотографии и иллюстрации с изображением железнодорожных путей, работы путейцев; атрибуты для сюжетно-ролевой игры

    Март

    Железнодорожные профессии родителей

    Формировать у детей представление о работе на железной дороге, железнодорожных профессиях родителей

    Беседы о труде роди-телей на железной до-роге; рассказы роди-телей о своей профес-сии: «Что мне нужно для работы», «Что я делаю на работе»;рас-сматривание фотогра-фий с рабочих мест родителей в форменной одежде

    Фотографии родителей на рабочем месте

    Апрель

    Человек славен трудом

    Формировать у детей представление о Почетных званиях и почетных знаках работ-ников железной дороги; воспиты-вать уважение к добросовестному труду

    Экскурсия к памятным местам в честь героев труда на железной дороге; рассматривание трудовых наград родителей и других родственников; беседы о труде людей разных профессий на железной дороге; чтение: Ю. Тувим «Все для всех»

    Фотографии об экскурсиях к памятным местам в честь героев труда на железной дороге;

    трудовые награды родителей или других родственников

    Май

    Труд людей на железной дороге

    Закреплять представления о труде родителей на железной дороге, формировать положительное отношение к труду, уважение к труду родителей

    Рассматривание иллю-страций, семейных аль-бомов; беседы о тру-довых традициях семьи

    беседа: «Человек сла-вен трудом»;дидакти-ческие игры: «Где мы были, мы не скажем», «Кому что нужно для работы», «Кто как трудится»; продуктив-ная деятельность: «Все работы хороши»

    Иллюстрации с изображением разных видов поездов и локомотивов; карточки для дидактических игр; атрибуты для сюжетно-ролевой игры; оборудование для рисования; семейные фотоальбомы

    Июль

    Беседа

     «День железнодорожника

    Дать представле-ние о профессио-нальном праздн-ике – Дне желез-нодорожника

    Чтение: Т.Потапова «Беседы с дошколь-никами о профессиях»;  «День железнодорожника»

    Фотовитрина на тему «Дорог на свете много, железная - одна»

    Август

    Празднование Дня железнодорожника

    Помочь детям по-чувствовать эмо-циионально поло-жительную атмо-сферу праздника их родителей; про-будить желание создать у них праздничное настроение

    Утренник, посвящен-ный Дню железнодо-рожника с приглаше-нием родителей с ис-пользованием стихот-ворного, музыкально-танцевального материала, игровых моментов, обыгрывание станций

    Декорации; железнодорожная атрибутика; ведущие в форме машиниста и проводника поезда; билеты на поезд; призы

    Подготовительная группа

    Сентябрь

    Экскурсия к мосту через железно-дорожные пути

    Расширять представлений о труде железно-дорожников; закреплять названия различных железнодорожных профессий

    Наблюдение за движе-нием поездов по рель-сам, трудом путейских работников; рассматри-вание фотографий, ил-люстраций с изображе-нием железнодорожни-ков разных профессий; рассказ о работе на ж/д

    Фотографии, иллюстрации; детская железнодорожная энциклопедия

    Октябрь

    Машинист поезда, помощник машиниста

    Продолжать расширять представления о труде людей на железной дороге:

    Рассматривание иллю-страций; рассказ роди-телей о своей работе на железной дороге; бесе-да: «Как работает желе-знодорожный трансп-орт»; дид. игры: «На чем ездят люди», сюжетно-ролевые игры: «Транспорт»,продук-тивная деятельность;  чтение: Е.Иванова «Где кончаются рельсы?

    Иллюстрации с изображением разных видов поездов и локомотивов; атрибуты для сюжетно-ролевой игры приглашение папы Егора Романова и Алеши Меркулова

    Ноябрь

    «На железнодорожном переезде»

    расширять пред-ставления детей о железнодорожном транспорте, о том, как разные виды наземного транс-порта передвига-ются по дорогам, не мешая друг другу; учить де-тей отображать  представления о работе на железной дороге

    Беседы: «Светофор и семафор», «Сигнальные флажки»

    Сюжетно-ролевая игра: «На железнодорожном переезде»

    Продуктивная деятельность: «На железнодорожном переезде»

    Иллюстрации с изображением светофора и семафора; сигнальные флажки

    Оборудование для рисования и аппликации (по выбору детей)

    Декабрь

    Железнодорожный транспорт

    Формировать представление о значении железнодорожного транспорта в жизни человека (общества)

    Рассматривание иллюстраций с изображением поездов и локомотивов разных видов и разных времен;

    рассказ воспитателя, беседа о значении железнодорожного транспорта в жизни общества

    Иллюстрации с изображением поездов и локомотивов разных видов и разных времен

    Январь

    Железнодорожный вокзал

    Для чего нужны железнодорожные вокзалы? Кто работает на железнодорожном вокзале?

    Рассматривание иллю-страций и фотографий с изображением желез-нодорожных вокзалов; беседы: «Московский вокзал», «Работа дис-петчера железнодорож-ного вокзала» «Работа кассира железнодорож-ной кассы», «Работа начальника вокзала»;

    сюжетно-ролевая игра «Железнодорожный во-кзал»; изодеятельность «Московский вокзал»

    Иллюстрации и фотографии с изображением железнодорожных вокзалов, Московского вокзала; атрибуты для сюжетно-ролевой игры; материалы для рисования

    Январь

    Железнодорожный вокзал

    Для чего нужны железнодорожные вокзалы? Кто работает на железнодорожном вокзале?

    Рассматривание иллю-страций и фотографий с изображением желез-нодорожных вокзалов; беседы: «Московский вокзал», «Работа дис-петчера железнодорож-ного вокзала» «Работа кассира железнодорож-ной кассы», «Работа начальника вокзала»;

    сюжетно-ролевая игра «Железнодорожный во-кзал»; изодеятельность «Московский вокзал»

    Иллюстрации и фотографии с изображением железнодорожных вокзалов, Московского вокзала; атрибуты для сюжетно-ролевой игры; материалы для рисования

    Февраль

    Депо

    Где отдыхают поезда?

    Рассматривание иллю-страций с изображе-нием вагонных депо;

    рассказ воспитателя о том, зачем нужны вагонные депо; беседы: «Кто работает в вагонном депо?»;  сю-жетно-ролевая игра «Вагонное депо»;прод-уктивная деятельность: «Где ночуют поезда?»

    Иллюстрации с изображение депо;

    фотографии работников депо;

    оборудование для сюжетно-ролевой игры (крупный строитель, игрушечные поезда, слесарные инструменты);

    оборудование для рисования и аппликации (по выбору детей)

    Март

    Московская железная дорога

    История возникновения железных дорог и Московской железной дороги

    Чтение: В. Эрлихман «Дорога, которую построил Джордж»;рас-сказ воспитателя об истории возникновения железных дорог и Московской железной дороги, о Тульском отделении МЖД;рас-сматривание атласа  железных дорог и схемы отделения ж/д

    Иллюстрации и фотографии с видами железной дороги;

    атлас железных дорог России;

    схема Тульского отделения железной дороги

    Апрель

    Кто работает на железной дороге

    Обобщение знаний детей о труде взрослых на железной дороге и железнодорожных профессиях

    Загадки о железнодо-рожном транспорте и профессиях; дидактиче-ские игры: «Кому что нужно для работы», «Железнодорожное лото»; творческие рас-сказы детей: «Все профессии важны»

    Фотографии, иллюстрации

    карточки для дидактических игр

    Май

    Обзорная автоэкскурсия  на мост через железную дорогу, железнодорожный переезд и к предприятиям Тульского отделения МЖД

    Закрепление пред-ставлений о том, что отделение же-лезной дороги – это целый комп-лекс предприятий и учреждений, обеспечивающих работу железно-дорожного тран-спорта; наблюю-дение за регули-рованиием движе-ния транспорта на ж/д переезде

    Предварительное знакомство с предприятиями Тульского отделения МЖД по фотографиям

    Наблюдение из окна экскурсионного автолайна

    Рассказ экскурсовода о разных предприятиях Тульского отделения МЖД

    Фотографирование

    Фотографии с видами предприятий Тульского отделения МЖД

    Профессии родителей

    Обобщение знаний о профессиях родителей и людях труда на железной дороге, награды за трудовую доблесть

    Беседа о профессии мам и пап, беседы с ро-дителями о необходи-мости знакомства детей с их профессией; рас-сматривание трудовых наград родителей; бе-седа: «Все работы хоро-ши, выбирай на вкус»; д/игры: «Кому что нуж-но для работы», «Кто что делает»; продукти-вная деятельность

    приглашение мам и папы – работников железной дороги, фотографии родителей с рабочих мест;

    трудовые награды (нагрудные знаки, грамоты, дипломы;

    оборудование для рисования


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным фольклором

    В этом материале представлен перспективный план по ознакомлению детей дошкольного возраста с народным фольклором...

    Примерное планирование работы по ознакомлению детей 5-6 лет с историей и культурой Санкт-Петербурга

    Представлены варианты занятий, работы по закреплению материала и работы с родителями...

    Программа и руководство по ранней предпрофельной ориентации детей дошкольного возраста «Ознакомление дошкольников с железнодорожным транспортом и трудом железнодорожника» предназначена для воспитателей дошкольных учреждений и родителей.

    В компании ОАО «РЖД» все образовательные учреждения данного ведомства ведут профориентационную  работу на железнодорожные профессии- это система мероприятий, цель которых  помочь осознанно в...

    Ознакомление детей с железнодорожным транспортом (с использованием компьютера)

    Программное содержание:1. закреплять умение детей пользоваться клавиатурой и мышкой2. закрепить название вагонов, входящих в грузовой состав (крытый вагон, полувагон, автомобилевоз, хоппер, цистерна, ...

    Ознакомление детей с железнодорожным транспортом (с использованием компьютера)

    Закреплять умение детей пользоваться клавиатурой и мышкой.Закрепить названия вагонов, входящих в грузовой состав (крытый вагон, полувагон, автомобилевоз, хоппер, цистерна, полувагон и т.д.)Развивать м...

    Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с железнодорожным транспортом и профессиями железнодорожников

    Цель – осуществление социального и познавательного развития детей дошкольного возраста через ознакомление с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожников....

    Проект на тему: «Ознакомление дошкольников с железнодорожным транспортом и профессиями железнодорожников»

    внедрению новых технологий по воспитанию положительного отношения к профессии железнодорожник...