Консультации
консультация ( группа) на тему

Рябинина Оксана Игоревна

Консультации психолога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад комбинированного вида №71»

Консультация для педагогов

      «Типы темперамента»

Педагог психолог

Рябинина О.И.

Многие из нас слышали о типах темперамента и их влиянии на жизнь человека. Но что такое темперамент и какую роль он играет в нашей жизни, детально ответить сможет не каждый. Давайте вместе разберемся в этом вопросе.

Темперамент – это врожденная характеристика человека (как цвет волос, глаз и кожи), оказывающая влияние на формирование определенных стереотипов поведения и типов реагирования в схожих ситуациях. Важно отметить, что нет хороших и плохих типов темпераментов, в каждом из них есть свои достоинства и недостатки. Задачей оптимального воспитания и является развитие свойственных каждому темпераменту положительных черт и исключения тех, которые мешают становлению гармоничной личности. Важно сказать, что четкие проявления темперамента начинаются после кризиса 3-х лет, когда ребенок научается осознавать и контролировать собственные эмоции, хотя уже в младенческом возрасте можно увидеть зачатки того или иного типа темперамента.

Переходя к классификации типов темперамента, стоит напомнить, что в чистом виде они встречаются крайне редко, чаще встречается сочетание элементов двух типов.

1. Ребенок-сангвиник. В качестве примера данного типа темперамента можно привести известного всем Винни-Пуха. Позитивный, активный, легкий в общении. Ему до всего есть дело, легко приспосабливается к любой ситуации, разрешает конфликты. Легко включается в любую деятельность, но так же легко переключается на что-то другое. Движения – уверенные, речь – выразительная, мимика – активная. Грустит редко и недолго. Среди сверстников чаще всего занимает позицию лидера.

На что обратить внимание при воспитании сангвиникаСтремиться выработать устойчивые интересы, учить умению доводить начатое до конца, искоренять поверхностность при выполнении заданий.

2. Ребенок-флегматик. Примером того типа может служить Сова из того же мультфильма. Рассудительная, внимательная, степенная, не выносит спешки. Такой ребенок долго вникает в суть вещей, но потом хорошо в них разбирается, с людьми сходится не сразу, но становится преданным другом, упорно идет к своей цели, его сложно переубедить. Речь спокойная, неторопливая, без жестов и всплесков эмоций, не без труда привыкает к новой обстановке, не любит перемен.

На что обратить внимание при воспитании флегматика? Не раздражаться медлительности, а ускорять ребенка, применяя игровые методы (наперегонки), поощрять инициативу малыша, учить полнее выражать свои чувства.

3. Ребенок-холерик.  Это неугомонный и неутомимый Пятачок. Всегда яркий, колоритный, подвижный, всегда слегка «чересчур». Он заводится с пол-оборота, его энергия неиссякаема, его эмоции зашкаливают и очень быстро сменяют друг друга. Неудачи его не останавливают, к заветной цели идет несмотря ни на что, но начатое может бросить ради чего-то более интересного. По натуре командир, но часто конфликтует со сверстниками, хотя не может без них жить. Речь холериков отрывиста, быстра, эмоциональна, они часто глотают окончания.

На что обратить внимание при воспитании холерика? Направить энергию в полезное русло, учить обдумывать свои решения, воспитывать настойчивость и сдержанность, подбирать игры, развивающие спокойствие и внимание, прививать манеры, поскольку непосредственность холерика часто выливается в бестактность.

4. Ребенок-меланхолик. Примером может послужить ослик Иа. Такие дети на редкость ранимы и чувствительны, хотя при этом добры и отзывчивы. Они легко отвлекаются, быстро устают. Чутко реагируют на громкие звуки, окрики…чуть что в слезы. Много боятся, особенно смены обстановки. Застенчивы, робки, нерешительны, обидчивы. Речь тихая, но интонационно выразительная, движения неуверенные.

На что обратить внимание при воспитании меланхолика? Быть с ребенком помягче, поласковее. Не требовать, а просить. Поддерживать и одобрять. Нацеливать только на выполнимые задания, поддерживать самостоятельность, помогать преодолевать робость.

 Не воспринимайте тип темперамента как приговор! Не списывайте на него недостатки воспитания детей, а лучше применяйте те способы взаимодействия с ребенком, которые подойдут именно ему! Успехов в нелегком деле – воспитании подрастающего поколения!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад комбинированного вида №71»

Консультация для родителей

«Капризы и упрямство детей - дошкольников

их причины проявления »

Педагог психолог

Рябинина О.И.

               

                                 Консультации для родителей!!!   

Капризы и упрямство детей - дошкольников

их причины проявления.

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Капризы, упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения,наряду с:

1.Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве

2.Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.

3.Своеволием

4.Недисциплинированностью

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО– это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

                              Проявления упрямства:

в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда

ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы, выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

                                  Проявления капризов:

в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы. В недовольстве, раздражительности, плаче, в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

1.Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

2.Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы

3.упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

4.Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.

5.Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

6.Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

7.В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!

8.Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

 Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

1.Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

2.Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его  понимаете.

3.Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.

4.Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.

5.Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

6.Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.

7.Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится

8.Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".

9.Спокойный тон общения, без раздражительности.

10.Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

                         НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

достигнуто не своим трудом,

не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум),

из жалости или желания понравиться.

                                    НАДО ХВАЛИТЬ:

за поступок, за свершившееся действие.

Начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.

Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.

Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

                      НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

1.Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

2.Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

3.Во всех случаях, когда что-то не получается (пример:  когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).

4.После физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).

5.Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.

6.Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

7.Когда вы сами не в себе.

                                   7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

1.Наказание не должно вредить здоровью.

2.Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.

3.За 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).

4.Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

5.Надо наказывать и вскоре прощать.

6.Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.

7.Ребёнок не должен бояться наказания.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №71»

Тренинг для воспитанников старших и подготовительных групп

«ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Педагог-психолог

Рябинина Оксана Игоревна

                                                    Воронеж 2016г

                        Тренинг по правилам дорожного движения.

 Цель:  1.формировать у ребенка способность регулировать процессы возбуждения и торможения, умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот;

2. развитие зрительного восприятия, развивать способность идентификации звуков улицы;

3.развивать произвольное внимание, обучение умению самостоятельно решать проблемы;

4.формировать у ребенка способность прогнозировать развитие событий и последствий в условиях нарушений транспортно-дорожного режим.

Материал: макет улицы, флажки, звуки и шумы улицы и соответствующие иллюстрации, мячик, кукла, машина или рули.

                                           Ход тренинга.

Мы с вами сегодня собрались, чтобы поговорить о правилах дорожного движения, о том, как надо вести себя пешеходам.

                       А начнем мы с вами с разминки:

- Упражнение «Приветствие» - в начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Участникам предлагается поздороваться плечом, спиной и т.д.

1. На улице находиться много пешеходов, различного транспорта и каждому участнику дорожного движения нужно быть внимательным. Мы сейчас с вами потренируемся быть внимательными.

Упражнение «Запрещенное движение» - психолог говорит, что есть одно запрещенное движение, например - руки в сторону. Я буду показывать движения, поднимать опускать руки, вам нужно повторять за мной все движения кроме одного, когда я сделаю руки в сторону, вам нужно подпрыгнуть.

2. На улице множество звуков, различать которые нужно уметь пешеходам, чтобы выполнять правила дорожного движения. Как  определить на сколько быстро едет машина, далеко она или близко и какая машина приближается – вот сколько информации могут дать звуки улицы. Каким органом человек слушает, улавливает звук?

Игра «Звуки улицы» - психолог предлагает послушать различные шумы и звуки, а затем дети угадывают, какой транспорт издает их. (Звук трактора, трамвая, вертолета, самолета, шум дорогив час пик, звук машины проезжающией мимо, звук тормозов, скольжения, звук заводящейся и уезжающей машины.

3. Во время движения по улице нам так же нужно различать разные объекты. Вот сейчас мы с вами и потренируемся.

 Игра «Зашумленные картинки» - ребятам  показываются несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные им виды транспорта. Далее просят последовательно назвать очертания всех «спрятанных» машин.

4. Иногда на улице, даже у тех, кто хорошо знает правила дорожного движения, происходят ситуации, в которых не всегда знаешь, как поступить. Предлагаю сегодня проиграть некоторые из них и выяснить как лучше поступать в таких случаях.

                                Ролевое проигрывание ситуаций:

        Мальчик подъехал к дороге на самокате и ему нужно ее перейти…

        Мальчики играли рядом с проезжей частью и мячик выкатился на дорогу…

        Девочка с мамой переходила улицу и вдруг из рук выпала кукла..

        Водитель припарковал машину рядом с пешеходным переходом, по которому вы собирались перейти улицу, из-за чего Вас плохо видно проезжающим машинам…

        Мама с мальчиком шла по улице, и вдруг мальчик увидел на другой стороне папу…

5. Подведение итогов.

 Каким нужно быть пешеходу, чтобы быть достойным участником дорожного движения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....