Мордовские подвижные игры.
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Подвижные подвижные игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Мордовские подвижные игры.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них ребенок осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазии, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребенка в движении. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Исследователь народной педагогики Я.И. Ханбиков назвал игры «самым большим чудом и изобретением народной педагогики в физическом воспитании».

«Игры, - отмечает Е.А. Покровский, - во все времена и у всех народов, были непременно, они одинаково занимают детей у всех народов, т.к. потребности детей везде одинаковы: ребенок чувствует потребность упражнять себя, развивать ловкость, гибкость, силу и проворство.

Поэтому подвижные игры до поразительности похожи у многих народов, не имеющих ничего общего между собой.

Мордовские подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста.

Мордовская подвижная игра несет символическую информацию о прошлом, передает  традиции, свойственные менталитету  народа, соответствует детской природе, удовлетворяет потребности ребенка в познании окружающего мира, в двигательной и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.

Одним из условий успешного внедрения мордовских подвижных игр в жизнь детей дошкольного возраста является глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также умелое руководство игрой.

Особое значение имеют профессиональная подготовка воспитателя, его наблюдательность и предвидение. Воспитатель, творчески используя мордовскую подвижную игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий. При этом педагог должен замечать и выделять существенные факторы в развитии детей, в их поведении. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолевать отрицательные.

Педагогическая наблюдательность позволяет вдумчиво выбирать методы руководства игровой деятельностью, корректировать поведение детей и свое собственное, добиваться достижения общей цели создавать радостную, доброжелательную атмосферу.

В содержании сюжетных мордовских подвижных игр заключен большой познавательный материал, способствующий расширению кругозора ребенка, уточнению его представлений развитию воображения. Тематика этих игр очень разнообразна: эпизоды из жизни мордовского народа («В редьку», «В базар» и другие), подражание повадкам животных и птиц («в зайчиков», «В журавлей» и другие). Сюжет игры обуславливает действия детей. Некоторые игры сопровождаются текстом («В ворону»).

Бессюжетные мордовские подвижные игры содержат интересные для детей игровые задания, ведущие к достижению цели («Скалки», «В котел», «В ямки» и другие).

Мордовские спортивные игры направлены на овладение определенной техникой движений, требующей быстроты двигательной реакции. Условия проведения игр требуют специально подготовленного места, разметки площадки, соответствующего оборудования, инвентаря («Чиж», «Клен» и другие).

Используя ту или иную игру, педагог учитывает условия работы с детьми каждой возрастной группы: общий уровень физического и умственного развития, развитие их двигательных умений, состояние здоровья каждого ребенка и индивидуально-типологические особенности, время года, особенности режима, место проведения игры, а также интересы детей.

Организуя игры с младшими дошкольниками, учитываются, прежде всего, возрастные особенности детей. В работе с малышами чаще используются сюжетные подвижные игры. Основные их содержанием является воспроизведение действий животных, птиц. Детей двух-четырех лет в подвижных играх привлекает, главным образом, сам процесс действия: им интересно бежать, догонять, искать. Поэтому для малышей рекомендуются совсем простые игры, построенные в большинстве случаев на одном действии.

В играх с текстом воспитатель не только произносит его, но и сам проделывает соответствующие движения, а дети подражают ему. Как только они научатся действовать по словесному сигналу, можно вводить правила игры. Правила в играх для малышей очень простые  и тесно связаны с сюжетом. Характерным для детей этого возраста является то, что все участвующие в них одновременно выполняют одинаковые движения. Во время игр они подражают друг другу и с удовольствием действуют одновременно.

Игры могут быть на разные виды движений, например, с бегом, а затем с ходьбой. Начинать игру следует с создания интереса к ней. Тогда дети лучше усвоят правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем.

В младшей группе объяснение игры делается, как правило, в ходе самой игры. Не прерывая ее, воспитатель размещает и перемещает детей, рассказывает, как нужно действовать, подсказывает, как целесообразнее выполнить движения.

Воспитателю приходится часто совмещать руководство игрой с выполнением главной роли в ней. Однако, в знакомым детям играх он может поручить ответственную роль более энергичным и сообразительным.

Постоянное словесное общение с взрослым в игре доставляет детям радость и приносит большую пользу в развитии речи и воображения, обогащает представления.

Важно активизировать и направлять общение детей между собой. Тактично напомнить детям, чтобы они оказывали помощь или уступали друг другу. В результате между детьми складываются хорошие дружеские взаимоотношения.

В играх, рекомендованных для детей среднего возраста, увеличивается расстояние для бега, подобран ряд игр, упражняющих в ловкости, смелости, ориентировке  пространстве.

Детей пяти лет уже интересует результат проведенных действий, затраченных усилий. Они стремятся обязательно убежать от водящего. В то же время они по-прежнему любят сюжетные мордовские подвижные игры. С удовольствие выполняют те или иные роли.

В подвижных играх также возникают ситуации, способствующие проявлению детьми элементов коллективной ответственности за выполнение правил. О многих играх есть роль ведущего. Выполнение взятой на себя роли становится основным содержанием игрового поведения ребенка. Роль ведущего вначале следует поручать детям, которые заведомо с ней справятся, иначе ребенок может потерять веру в свои силы и его трудно будет привлечь к активному действию. В дальнейшем при распределении ролей следует использовать считалку. Она дает возможность всем детям побывать в разных ролях, исключает проявления несправедливости и других отрицательных качеств.

Существенное значение имеет объяснение игры. Для создания интереса к игре можно использовать небольшое стихотворение, песенку, загадку, внести игрушку. Важно убедиться, что дети правильно поняли правила игры, поэтому необходимо уточнить их.

В процессе игры необходимо следить за действиями играющих. Подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, соблюдал правила, выручал товарищей. Подведение итогов должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание в следующий раз добиться еще лучших результатов.

У старших дошкольников содержание игр усложняется в связи с расширением кругозора детей. Используются игры на развитие силовых качеств: «Раю-раю», «Наша горка», на ориентировку в пространстве: 2В карусель», «В лапти» и другие.

В старшей и подготовительной группе очень много игр с сюжетом, с текстом, словесной завязкой. Основное же место занимают бессюжетные игры. Необходимо учить строго соблюдать правила, чтобы в дальнейшем дети могли играть самостоятельно и дома и в саду. Игры, проводимые самими детьми, благотворно влияют на их поведение, воспитывают организованность.

Также нужно учить детей пользоваться считалкой («В волков»).

Вместо считалки можно конаться. Это делается разными способами. Например, играющие берут палку и перехватывают ее по очереди рукой. Кто последним перехватил палку, тот и водящий.

В отдельных играх, особенно с элементами соревнования, очень важно разделить игроков поровну, чтобы вожак не мог подобрать себе более сильных. Процедура сговора в этом случае сама по себе уже игра и очень интересна для детей.

Объясняя игру, нужно добиваться, чтобы дети представляли себе весь ее ход, характер и способы действий персонажей, осознавали правила.

Важное воспитательное значение имеет подведение итогов и выявление победителей в играх. Живое общение воспитателя с детьми во время игры, эмоциональное ее проведение, объективный анализ результатов помогают сознательно относиться к своему поведению в игре, что в свою очередь, благотворно влияет на воспитание дружного коллектива.

Как говорил А.М.Горький: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, игрой».

Ознакомившись с мордовскими народными играми, мы видим, что они и до сих пор не потеряли своей ценности и значимости. Дети с удовольствием в них играли и играют до сих пор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры.

Подвижные игры в системе здоровьесберегающих технологий. Мордовские народные игры.     Всё чаще в последние годы поднимается вопрос о большой значимости здоровьесберегающих техноло...

Мордовская подвижная игра

Мордовские народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответстве...

"Буклет "Мордовские подвижные игры"

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детских садов....

Детско-родительский проект "Мордовские подвижные игры"

Детско-родительский проект "Мордовские подвижные игры"...

Картотека "Мордовские подвижные игры"

Мордовия – многонациональная республика, по моему мнению уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представит...

Мордовская подвижная игра "В зайчиков"

Подвижная мордовская народная игра «В зайчиков»Составила воспитатель Хохлина О. И.Задачи:продолжать развивать у детей самостоятельность в организации знакомых мордовских народных игр;учить...

Подвижные игры в системе здоровье сберегающих технологий. Мордовские народные игры.

Всё чаще в последние годы поднимается вопрос о большой значимости здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного образования. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей яв...