Занятие “Мой край родной”
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Елшина Екатерина Юрьевна

Цель занятия:

1.     Дать детям представление, что такое Родина, родной край.

2.     Воспитывать у детей любовь к родному краю, к его природе и бережное отношение к ней.

3.     Сформировать у детей представления о символике родного края.

4.     Вызвать у детей интерес к символике родного города

5.     Сформировать умения применять полученные представления о символике родного края в практической деятельности.

6.     Познакомить с географической картой, показать нахождение на ней области, города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx59.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Как звери готовятся к зиме?»

Цель: Продолжать уточнять и систематизировать знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных перед долгой зимой.

Задачи:

- Формировать умение обобщать, делать выводы, вести диалог. Закреплять представления о правилах поведения в лесу, названия осенних месяцев, их приметы, закреплять умение находить соответствия настроения картины и характера музыкального произведения.

- Учить детей изображать животных разной величины, передавать движение фигур животных, добиваться выразительности позы, характерные черты свойственные каждому животному. Передать в рисунке, как животные готовятся к зиме. Учить рисовать в нетрадиционной технике (рисование на мятой бумаге). Учить аккуратно рисовать гуашью, закреплять технические приемы рисования красками: хорошо промывать и осушивать кисть, прежде чем набирать другую по цвету краску.

- Развивать внимание, связную речь, чувство ритма, координацию движений с пением; расширять словарный запас притяжательными прилагательными: лисьи, медвежьи и т. п.

- Вызвать интерес к жизни животных. Развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

- Воспитывать бережное отношение к животным; чувство товарищества.

Ход занятия

Музыкальный руководитель: Дети, мне осень прислала письмо, в котором просит о помощи. Художник нарисовал портреты ее сыновей – осенних месяцев, но забыл их подписать. И осень не знает, к какому месяцу относится каждый портрет. Поможем ей разобраться? Ой, что-то не открывается. А давайте вспомним, как зовут каждого месяца! (Дети рассматривают картины и называют названия месяцев, объясняют, почему они так решили) .

Муз. руководитель: Ребята, но это еще не все. Здесь находятся музыкальные подарки. Угадайте, к какому месяцу относится первый подарок. (1. Звучит «Фея осени» С. Прокофьева. 2. Отрывок из пьесы «Осень» Вивальди. 3. Отрывок из песни «Огородная» Филиппенко. Дети после каждого прослушивания объясняют, почему они так решили и беседуют о характере музыки) .

А почему мы не видим на картине зверей? Куда они подевались и чем занимаются? (Готовятся к зиме)

- Ребята, я предлагаю вам отправиться в лес и посмотреть, как звери готовятся к зиме!

- Но прежде, чем мы пойдем в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу. (По карточкам-схемам)

- Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй

Только, чур, не забывай.

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость,

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги.

Ведь они вам не враги!

- А теперь вправо-влево повернись, и в лесу очутись.

- Вот мы и в лесу. - Ой, ребята, посмотрите, кто же оставил эти следы? (еж)

- Пойдем по следам, может и ежика встретим. Только тихо, а то вдруг спугнем его. (Дети идут в соответствии с тем, как расположены следы)

- А вот и ежик. Давайте заведем хоровод и спросим куда идет ежик.

Хоровод «Ежик».

- Ежик, а как ты готовишься к зиме?

Еж (ребенок) :

Я тоже буду спать, как мишка.

Я поохотился за лето:

Грибы искал, мышей ловил,

Мне нужно отдохнуть за это,

Устал я, выбился из сил,

- Я устилаю листьями свою зимнюю постель. Кубарем катаюсь по траве и накалываю листву на свои иглы. Вот так я приношу сухие листья в свою норку.

- Спасибо тебе ежик.

- Ребята, посмотрите, здесь еще какие-то следы. Чьи же это? (Лисьи)

- Обратите внимание, как расположены следы. Наверное, лиса за кем-то охотилась. Как она крадется, когда охотится, давайте и мы также пойдем по ее следам.

- А вот и лиса. Расскажи, лисичка, как ты готовишься к зиме?

Лиса (ребенок) : Я осенью линяю. У меня вырастает теплая шерсть. Цвет шерсти я не меняю, я зимой рыжая, потому что мне не от кого прятаться, я сама хищник и запасов на зиму не делаю.

- Ребята, а где живет лиса, кто знает? (В норе)

- Чем питается?

- А чтобы лисоньке было легче гнаться за добычей, надо чтобы у нее лапки были ловкие, быстрые, давайте вместе сделаем зарядку?

Зарядка «Лиса»

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапки стала –

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

А потом ладошкой

Пошлепала немножко.

Стала гладить ручки, ножки

И бока совсем немножко.

Ну, красавица – Лиса!

- Спасибо, лисичка, нам пора отправляться дальше.

- А вот и новые следы. Чьи они? (Заячьи)

(Дети прыгают по следам зайца, а в это время играет песня «Зверя по следам любого узнавать умею я) .

- Здравствуй, зайчик. Расскажи нам, как ты готовишься к зиме?

Заяц (ребенок) : Осенью я меняю серую шубку на белоснежную, теплую, пушистую. Вот и вся моя подготовка к зиме.

- Зайчик, а почему ты свою нору не утепляешь?

- А у меня нет домика, я зарываюсь от зимней стужи в пушистый снег под кустом.

- Недаром говорят: «Родной куст и зайцу дорог».

Да, ребята, осенью зайчик начинает менять цвет шубки и линять. Но линяет зайчик не сразу. И поэтому зайцы любят тереться о кусты, чтобы побыстрее избавиться от летней шерстки. Поменял зайка шубку – значит, к зиме готов! Зимняя шубка его спрячет и от лисы, и от волка!

Опыт «Как маскируются животные»

(Вырезать заранее силуэт зайца из белого листа и прикрепить его на альбомный лист)

- Ребята, посмотрите, что вы видите на листе? (ничего)

- На этом листе прикреплен зайчик, но его не видно на белом фоне. А если его поместить на зеленый фон, вы видите зайца? (Да)

- Как вы думаете, ребята, волк или лиса заметят его на белом снегу?

- Так зачем же заяц меняет шубку?

Вывод: Животные часто меняют окраску – так, чтобы она слилась с цветом окружающего пейзажа. Это помогает им прятаться от хищников.

- Зайчик, а почему ты такой грустный?

Заяц: я хотел поиграть, но никак не могу разобраться.

- Давай мы с ребятами тебе поможем!

Игра «Чей хвост? »

- Посмотрите, как вы думаете, к кому приведут эти следы? Чьи они? (Беличьи)

(Остановиться от удивления)

-Может быть вы не поверите мне,

Но я увидела грибы на сосне.

Разве грибы на деревьях растут?

Что-то совсем непонятное тут.

Надеты на ветки маслята, опята.

Кто их на зиму сушит ребята?

- Ой, кто это бросил в меня шишку? Посмотрите, как много шишек упало!

Давайте поможем белочке собрать их.

Музыкальный руководитель: Подождите их собирать, давайте с ними поиграем! А вот и белочка!

Игра с белкой. (Ритмика. Проводит музыкальный руководитель)

- Белочка, нам многие звери рассказали, как они готовятся к зиме. А как же ты готовишься?

Я осенью линяю, рыжая шерсть выпадает, и на ее месте растет новая – теплая и серая, чтобы меня было трудно заметить на деревьях зимой. Так я спасаюсь от хищников. Еще я делаю запасы на зиму: шишки, орехи, грибы. Мой дом – это дупло, которое я обустраиваю мхом, перьями, чтобы было теплее.

- Ой, ребята, посмотрите, чьи это такие огромные следы? (Медвежьи)

- Как медведь ходит? Давайте пройдем по его следам. (Подошли). Что-то не видно его. А почему же?

Зимой медведь впадает в спячку. Он ложится спать еще до первого снега, чтобы его следы не были заметны на снегу. А за несколько недель до сна, он запасается жиром: кушает орехи, рыбу, растения.

Ребята, знаете, что медведи, когда спят, сосут лапу. А у медведицы поздней зимой в берлоге появляются медвежата, а весной, она выводит уже подросших малышей и учит их лесным обычаям.

- Каких зверей мы встретили?

А что вам запомнилось?

Кто из зверей впадает в спячку?

А кто делает запасы на зиму?

Как готовятся к зиме звери, чтобы им не было холодно?

- Молодцы, вы все запомнили. Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью и как они готовятся к зиме!

Педагог по ИЗО: Ребята, вы много интересного сегодня рассказали, а теперь давайте нарисуем, как же звери, о которых вы говорили зимуют. Посмотрите на репродукции, определитесь, кого вы будете рисовать.

Педагог по ИЗО: Ребята, а вы знаете, как называются художники, которые рисуют животных?

- Они называются художники – анималисты.

- Посмотрите, на каких листочках мы будем рисовать – это мятая бумага, она лучше всего передает текстуру шерсти животного. Прежде, чем рисовать, давайте, разомнем свои пальчики. (Пальчиковая игра «Теремок»). (Дети рисуют) .

- А теперь ребятки, посмотрите, я нарисовала вам картину с зимнем пейзажем. Давайте вырежем наших животных и распределим там, где они зимуют.

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Вправо-влево повернись, в детском саду очутись!

Конспект занятия на тему «Как звери зимуют в лесу»

в старшей группе

Цель: уточнить и систематизировать представления детей о жизни животных зимой: чем питаются, как защищаются и как готовились к зиме. Учить детей отвечать на вопросы полными ответами, рассказывать связно и последовательно.

Продолжить работу над обучением детей составлению загадок.

Воспитывать уверенность, раскованность.

Словарная работа: мышкует, зимкуют, воспитывают, защищаются, добыча.

Предварительная работа: чтение рассказов из книги В. Бланки «Лесная газета», «Кто ты такой?!» А. Минчаковский.

«Как животных цвет защищает?», «Лесные жители». Разучивание стихов, загадок о диких животных. Рассматривание картин.

Материал: иллюстрации с изображением диких животных. Дидактическая игра «2 белочки». Картинки с изображением: желуди, шишки, грибы, ягоды, бананы, мяч, хоккейная клюшка, яблоко, гнездо, кофта, кукла, шапка. Маски для 2-белочек, фишки.

 

Ход занятия

- Скажите мне пожалуйста, лес-это чей дом? (ответы детей).

- Да, и мы сегодня поговорим о жизни диких зверей зимой в лесу. Может вы мне их назовете?

- Поговорим о лисе, хорошо. Когда лиса начинает готовиться к зиме, и что она для этого делает? (ответы детей)

- Как она меняет шерсть? Кто расскажет?

- Хорошо. Вот мы поговорим о том, как лиса готовиться к зиме. А теперь расскажите мне, как же лиса выживает зимой?

- Она ловит зайцев, мышей (мышкует). Сколько надо ей поймать мышей, что-бы наесться? (15-20).

- Расскажите, как это она делает? (ответы детей).

- А где же зимой лиса спит? (ответы детей).

- А вы знаете, что в сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз.

- Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса зимует одна, а вот волки. Что вы можете рассказать о них (ответы детей).

- Чем они питаются?

- Волков называют санитарами леса потому, что они уничтожают слабых, больных животных.

- А вот как же волки готовятся к долгой, суровой, холодной зиме? (ответы детей).

- Если волки не могут найти себе добычу, что они делают? (ответы детей).

- Где же волки ночуют? (ответы детей).

- Вот посмотрите волк очень похож на собаку, и я не смогу ее отличить, а вы? (ответы детей).

- Я хочу вам сказать, что если летом вы встретите волка в лесу, то не бойтесь,  волк вас не тронет. А вот медведя бегите как можно быстрее.

- Как вы думаете почему? (ответы детей).

- А вы не хотите погулять в зимнем лесу. Ну тогда пошли.

Физкультурная минутка

«Прогулка в зимнем лесу».

«Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа-березка в шубке стоит,

Слева -елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся

На землю красиво ложатся.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас

Не найдет тогда он нас.

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири,

Как красивы они !

В лесу красота и покой

Нам пора уже домой!»

- Ну вот, в лес мы сходили. А это кто?

- Белка красивое, нежное животное и начинает готовиться к зиме уже летом.

- Расскажите, как белочка готовиться к зиме (ответы детей).

- Осенью белка меняет свою шерсть. Меняется ли цвет? (ответы детей).

- У белки, как у всех животных, есть враги. Как же она защищается от них? (ответы детей)

- Молодцы, очень интересный получился рассказ.

- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Две белочки». (Картинки с изображением различных предметов ежат на столе).

Ход игры:

Выбираются 2 белочки, остальные подходят к столу, берут по 1 картинке. По команде «Скоро зима, пора делать запасы» белочки выбирают картинки с изображением корма. Нужно набрать как можно больше картинок.

- Отдохнули. Я приготовила для вас загадки, которые вам загадают ваши товарищи.

1. Кто на ветке шишки грыз и бросал вниз?

Кто по веткам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы.

(Ранис)

2. Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый- краса!

А зовут ее …

(Радик)

3. Хозяин лесной просыпается весной

А зимой, под вьюжной вой,

Спит в избушке снеговой.

(Дима).

4. За деревьями, кустами

Промелькнула, будто пламя,

Промелькнула, пробежала

Нет ни дыма, ни пожара.

(Айрат Х.)

5. Кто в лесу огромней всех?

Кто богатый носит мех?

Кто в берлоге до весны

Днем и ночью смотрит сны?

(Лиля).

- Может мы с вами придумаем загадки. Попробуем.

- Сегодня мы с вами беседовали о жизни диких животных, о том как нелегко им выживать зимой, как необходимы они друг для друга.

А теперь посчитаем сколько фишек вы заработали на занятии и узнаем: кто же был самым активным. 

ММуниципальное учреждение «Отдел образования» администрации                          ГО «Город Волжск»

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 2 «Колокольчик»

«Как  звери готовятся к зиме»

КОНСПЕКТ

занятия по формированию элементарных

экологических представлений

Образовательная область «Познание»

Старшая группа

                                                                           Провела:

воспитатель старшей группы

Владимирова Наталья Александровна

Волжск

2011 г.

Программные  задачи:

1

Закрепить знания детей  о приметах осени.

2.

Продолжать знакомить с особенностями диких животных (волк, лиса, медведь, заяц):

  -

где живут;

-

об их поведении осенью;

-

чем питаются;

-

как готовятся к зиме.

3.

Дать элементарные представления о взаимосвязи  животных со средой обитания.

4.

Воспитывать любознательность и любовь к животным, вызывать желание им помочь.

5.

6.        

Обогащать словарь: щедрая, хлебосольная, линяет, впадает в спячку, шерсть, запасы.

Развивать логическое мышление, воображение, правильно дифференцировать еду животных.

   Методы и приёмы:

1)

Сюрпризный момент.

2)

Игровой: проведение физкультминутки

3)

Словесный: использование художественного слова, вопросы воспитателя к детям, ответы детей, напоминание, уточнение, обобщение.

 Предварительная работа:

1)

Чтение стихотворений, рассказов, сказок познавательного характера.

2)

Беседы на тему: «Дикие и домашние  животные», «Кто живёт в лесу?», « Чем питаются животные?»

3)

Рассматривание  иллюстраций о птицах и животных.

4)

Наблюдения на прогулке за погодой.

 Материал и оборудование:

1)

Магнитофон, аудиозапись осеннего леса «Времена года».

2)

Игрушка старичок  - лесовичок.

3)

Спортивный инвентарь:  две скакалки, канат.

4)

Три ёлочки, шишки, мох,  два макета зимующих птичек, стульчики.

5)

Подарки для детей – осенние листики в корзиночке (по количеству детей в подгруппе)  к ним приклеенные конфеты.

 

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

    Дети входят в группу.

В.

- Ребята, к нам  сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними, а потом будем играть.

   (дети здороваются с гостями)

Ой, ребята, а к нам пришёл ещё один гость, подойдите поближе и посмотрите на него.

- Ребята, кто это?

Д.

- Старичок.

В.

-Давайте поздороваемся  с ним.

Д.

- Здравствуйте, старичок - лесовичок.

В.

- Старичок - лесовичок пришёл к нам, чтобы узнать о поведении диких животных осенью и как они готовятся к зиме.

Давайте послушаем стихотворение

Д.

- Разыгрался ветер на лесной поляне,

 Закружил осинку в красном сарафане.

 И листок с березы золотистой пчёлкой

 Вьётся и кружится над колючей ёлкой.

 Облетели листья клёна,

 Клён от холода дрожит.

 На дорожке у балкона золотой ковёр лежит.

В.

- О  каком времени года говорится в стихотворении?

Д.

- Об осени.

В.

- Дети, какие приметы осени вы знаете?

Д.

- Дни становятся короче, а ночи длиннее, листья желтеют и опадают, трава сохнет, перелётные птицы улетают в тёплые края, насекомые  прячутся и засыпают, постепенно прекращается сокодвижение в деревьях, животные готовятся к зиме.

В.

- Каким трудом занимаются осенью люди?

Д.

- Утепляют жилище, заготавливают дрова, вспахивают почву, собирают урожай.

В.

- Осень называют богатой, щедрой, хлебосольной.

- А почему ?

Д.

- Потому что собирают урожай овощей, фруктов, на полях убираю хлеб, в лесу собирают грибы.

В.

- Старичок – лесовичок предлагает нам  погулять в осеннем лесу.

- Хотите ?  Нам поможет  волшебная кленовая веточка.

  (Включаю тихую музыку «Времена  года»)

     Раз, два, три веточка клёна помоги

     Оказаться нам в лесу,

     Где раскрасила листву

     В цвет багряный, золотой

     Осень желтою косой.

                    Входят в лес (заранее приготовленный)

В.

- Вот мы и очутились  в осеннем лесу.

     (Дети рассматривают  лес)

               Физкультминутка

В.

- Чтобы мы прошли в глубь леса, нужно пройти вот по этой узенькой дорожке, проходите  тихонечко по одному, чтобы не упасть  в овраг. Молодцы хорошо справились с заданием. А теперь , ребята, давайте перепрыгнем через ручеёк, легко на носочках, чтобы нам не замочить ноги.

Мы шли долго, устали, давайте передохнем, присядем на полянке.

    (Дети садятся на стульчики)

В.

- Какие звери живут в лесу?

Д.

- Дикие.

В.

- Что значит дикие?

Д.

- Те, которые живут в лесу и сами добывают пищу.

В.

- А где же звери?

- Кто это там, отгадайте:

         Комочек пуха,

        Длинное ухо.

        Прыгает ловко,

        Любит морковку.      (заяц)

В.

- Правильно, заяц.

    (переворачиваю две картинки на мольберте)

- Меняет ли шубку заяц?  Какой он был летом, а сейчас к зиме?

Д.

- Белый.

В.

- Зачем зайцу шубу менять?

Д.

- Чтобы прятаться.

В.

- Кого боится заяц, от кого прячется?

Д.

- От хищников: лисы и волка.

В.

- Как заяц спасается?

Д.

- Быстро убегает, запутывает следы.

В.

- Что помогает зайцу так быстро бегать?

Д.

- Длинные и сильные задние лапы.

В.

- Где заячий дом?  (ответы детей)

Д.

- Днем он спит в снежной яме. В большие морозы зарывается в сугроб- там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать.

В.

- Какую ?

Д.

- Обгладывает кору с веток.

В.

- Кто это?

      Он в берлоге спит зимой

      Под большущею сосной,

      А когда придет весна,

      Просыпается от сна.      ( медведь)

В.

- Правильно медведь.

- Чем медведь всё лето и осень питается?

Д.

- Ягодами, грибами , муравьями, жуками, рыбой.

В.

- В голодное время может питаться и травой, и мхом, и древесной корой.

В.

- Медведь на зиму делает запасы?

Д.

- Нет. Не делает запасы.

В.

- Почему?

Д.

- Он наедается  и нагуливает жир на всю холодную и голодную зиму.

В.

- Где всю зиму спит медведь?

Д.

- В берлоге.

В.

- Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло в ней медведю.

- А теперь давайте поиграем все вместе. Физкультминутка:

      Наш мишутка потянулся

      Раз  нагнулся, два нагнулся,

      Лапы в стороны развёл

      Видно мёду не нашёл.  

 (дети выполняют движения согласно тексту.)

     Мишка в улей влез и вот

     (изображают походку медведя)

     Каплет с лапы сладкий мёд

     (стукает  пальцами по ладошке)

- А вот ещё один лесной житель.

      Кто в лесу зубами – щёлк,

     Это бродит серый ….     (волк)

                         (переворачиваю картинку)

В.

- Как же волк готовится к зиме?

Д.

- Он тоже линяет.

В.

- Какая у него шерсть вырастает?

Д.

- Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и тёплой.

В.

- Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут семьями- это волчья стая. Днём они спят, а ночью охотятся.

  Отгадайте ещё одну загадку:

     Хвост пушистый.

     Мех золотистый.

     В лесу краса

     Кто же это?      (лиса)

В.

- Отгадали.  

      (Переворачиваю картинку.)

В.

- Как же лиса готовится к зиме?

Д.

- Лиса осенью линяет.

В.

- Какая шерсть вырастает у лисы?

Д.

- Теплая

В.

- Умницы! А меняет ли лиса цвет шерсти?

Д.

- Нет.

В.

- Правильно. Она и зимой  рыжая, потому что ей не от кого прятаться и маскироваться, она сама – хищник.

В.

- Чем питается лиса?

Д.

- Мышами.

В.

В.      

- Любит она мышей из-под снега доставать. Слух  у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся и пищат,и начинает лапами разгребать снег.

- Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы и подойти к столам. На каждом столе лежат картинки с изображением продуктов питания и даров леса. Нужно выбрать только то, что любит зверёк, которому вы хотели бы помочь. Задание выполняется под тихую музыку. ( После выполнения задания можно провести взаимопроверку – кто справился быстрее и правильно).

                             Заключение:

 Спасибо тебе, Старичок - лесовичок, сколько нового и интересного мы узнали.

В.

- Каких зверей мы встретили в лесу?

Д.

- (перечисляют:  зайца, волка, лису, медведя)

В.

   Выкрадываю картинки (изображения животных) по мере называния на мольберт.

В.

- Как их назвать одним словом?

Д.

- Дикие животные.

В.

- Что значит дикие?

Д.

- Те, которые живут в лесу, сами добывают пищу.

В.

- Что у них общего?

Д.

- Тело покрыто  шерстью, есть хвост, все ходят на четырех лапах.

В.

- Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью и как они готовятся к зиме и почему?

  А старичок – лесовичок приготовил для вас ребята сюрприз, корзиночку с угощением под ёлочкой. Вика, найди, пожалуйста, корзиночку с угощением (листочки, приклеенные к конфетам).

   Спасибо тебе старичок - лесовичок, приходи  ещё к нам.

   А нам пора возвращаться в группу (включаю тихую музыку.)

Литература          

1.

Педагогика нового времени  Т.М.Бондаренко  «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»  Т.Ц. «Учитель» Воронеж 2004 г.

2.

«Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»  Л.Г.Горькова, А.В. Кочергина, Л.А.Обухова «ВАКО». Москва 2005 г.

3.

Экологическое воспитание в детском саду»  О.А. Соломенникова

Программа  и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет.

4.

«Занятия по экологии в детском саду»  Н. Коломина Т.Ц. Москва 2010 г.

5.

«Программа воспитания и обучения в детском саду»  М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой   Москва. Мозаика-Синтез. 2011 г.

Муниципальное учреждение «Отдел образования» администрации                          ГО «Город Волжск»

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 2 «Колокольчик»

«Как  звери готовятся к зиме»

КОНСПЕКТ

занятия по формированию элементарных

экологических представлений

Образовательная область «Познание»

Старшая группа

                                                                           Провела:

воспитатель старшей группы

Владимирова Наталья Александровна

Волжск

2011 г.

Программные  задачи:

1

Закрепить знания детей  о приметах осени.

2.

Продолжать знакомить с особенностями диких животных (волк, лиса, медведь, заяц):

  -

где живут;

-

об их поведении осенью;

-

чем питаются;

-

как готовятся к зиме.

3.

Дать элементарные представления о взаимосвязи  животных со средой обитания.

4.

Воспитывать любознательность и любовь к животным, вызывать желание им помочь.

5.

6.        

Обогащать словарь: щедрая, хлебосольная, линяет, впадает в спячку, шерсть, запасы.

Развивать логическое мышление, воображение, правильно дифференцировать еду животных.

   Методы и приёмы:

1)

Сюрпризный момент.

2)

Игровой: проведение физкультминутки

3)

Словесный: использование художественного слова, вопросы воспитателя к детям, ответы детей, напоминание, уточнение, обобщение.

 Предварительная работа:

1)

Чтение стихотворений, рассказов, сказок познавательного характера.

2)

Беседы на тему: «Дикие и домашние  животные», «Кто живёт в лесу?», « Чем питаются животные?»

3)

Рассматривание  иллюстраций о птицах и животных.

4)

Наблюдения на прогулке за погодой.

 Материал и оборудование:

1)

Магнитофон, аудиозапись осеннего леса «Времена года».

2)

Игрушка старичок  - лесовичок.

3)

Спортивный инвентарь:  две скакалки, канат.

4)

Три ёлочки, шишки, мох,  два макета зимующих птичек, стульчики.

5)

Подарки для детей – осенние листики в корзиночке (по количеству детей в подгруппе)  к ним приклеенные конфеты.

 

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

    Дети входят в группу.

В.

- Ребята, к нам  сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними, а потом будем играть.

   (дети здороваются с гостями)

Ой, ребята, а к нам пришёл ещё один гость, подойдите поближе и посмотрите на него.

- Ребята, кто это?

Д.

- Старичок.

В.

-Давайте поздороваемся  с ним.

Д.

- Здравствуйте, старичок - лесовичок.

В.

- Старичок - лесовичок пришёл к нам, чтобы узнать о поведении диких животных осенью и как они готовятся к зиме.

Давайте послушаем стихотворение

Д.

- Разыгрался ветер на лесной поляне,

 Закружил осинку в красном сарафане.

 И листок с березы золотистой пчёлкой

 Вьётся и кружится над колючей ёлкой.

 Облетели листья клёна,

 Клён от холода дрожит.

 На дорожке у балкона золотой ковёр лежит.

В.

- О  каком времени года говорится в стихотворении?

Д.

- Об осени.

В.

- Дети, какие приметы осени вы знаете?

Д.

- Дни становятся короче, а ночи длиннее, листья желтеют и опадают, трава сохнет, перелётные птицы улетают в тёплые края, насекомые  прячутся и засыпают, постепенно прекращается сокодвижение в деревьях, животные готовятся к зиме.

В.

- Каким трудом занимаются осенью люди?

Д.

- Утепляют жилище, заготавливают дрова, вспахивают почву, собирают урожай.

В.

- Осень называют богатой, щедрой, хлебосольной.

- А почему ?

Д.

- Потому что собирают урожай овощей, фруктов, на полях убираю хлеб, в лесу собирают грибы.

В.

- Старичок – лесовичок предлагает нам  погулять в осеннем лесу.

- Хотите ?  Нам поможет  волшебная кленовая веточка.

  (Включаю тихую музыку «Времена  года»)

     Раз, два, три веточка клёна помоги

     Оказаться нам в лесу,

     Где раскрасила листву

     В цвет багряный, золотой

     Осень желтою косой.

                    Входят в лес (заранее приготовленный)

В.

- Вот мы и очутились  в осеннем лесу.

     (Дети рассматривают  лес)

               Физкультминутка

В.

- Чтобы мы прошли в глубь леса, нужно пройти вот по этой узенькой дорожке, проходите  тихонечко по одному, чтобы не упасть  в овраг. Молодцы хорошо справились с заданием. А теперь , ребята, давайте перепрыгнем через ручеёк, легко на носочках, чтобы нам не замочить ноги.

Мы шли долго, устали, давайте передохнем, присядем на полянке.

    (Дети садятся на стульчики)

В.

- Какие звери живут в лесу?

Д.

- Дикие.

В.

- Что значит дикие?

Д.

- Те, которые живут в лесу и сами добывают пищу.

В.

- А где же звери?

- Кто это там, отгадайте:

         Комочек пуха,

        Длинное ухо.

        Прыгает ловко,

        Любит морковку.      (заяц)

В.

- Правильно, заяц.

    (переворачиваю две картинки на мольберте)

- Меняет ли шубку заяц?  Какой он был летом, а сейчас к зиме?

Д.

- Белый.

В.

- Зачем зайцу шубу менять?

Д.

- Чтобы прятаться.

В.

- Кого боится заяц, от кого прячется?

Д.

- От хищников: лисы и волка.

В.

- Как заяц спасается?

Д.

- Быстро убегает, запутывает следы.

В.

- Что помогает зайцу так быстро бегать?

Д.

- Длинные и сильные задние лапы.

В.

- Где заячий дом?  (ответы детей)

Д.

- Днем он спит в снежной яме. В большие морозы зарывается в сугроб- там теплее. Ночью выходит заяц еду добывать.

В.

- Какую ?

Д.

- Обгладывает кору с веток.

В.

- Кто это?

      Он в берлоге спит зимой

      Под большущею сосной,

      А когда придет весна,

      Просыпается от сна.      ( медведь)

В.

- Правильно медведь.

- Чем медведь всё лето и осень питается?

Д.

- Ягодами, грибами , муравьями, жуками, рыбой.

В.

- В голодное время может питаться и травой, и мхом, и древесной корой.

В.

- Медведь на зиму делает запасы?

Д.

- Нет. Не делает запасы.

В.

- Почему?

Д.

- Он наедается  и нагуливает жир на всю холодную и голодную зиму.

В.

- Где всю зиму спит медведь?

Д.

- В берлоге.

В.

- Зимой берлогу закроет снежное одеяло, тепло в ней медведю.

- А теперь давайте поиграем все вместе. Физкультминутка:

      Наш мишутка потянулся

      Раз  нагнулся, два нагнулся,

      Лапы в стороны развёл

      Видно мёду не нашёл.  

 (дети выполняют движения согласно тексту.)

     Мишка в улей влез и вот

     (изображают походку медведя)

     Каплет с лапы сладкий мёд

     (стукает  пальцами по ладошке)

- А вот ещё один лесной житель.

      Кто в лесу зубами – щёлк,

     Это бродит серый ….     (волк)

                         (переворачиваю картинку)

В.

- Как же волк готовится к зиме?

Д.

- Он тоже линяет.

В.

- Какая у него шерсть вырастает?

Д.

- Шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и тёплой.

В.

- Это волку необходимо, ведь спит он прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Волки живут семьями- это волчья стая. Днём они спят, а ночью охотятся.

  Отгадайте ещё одну загадку:

     Хвост пушистый.

     Мех золотистый.

     В лесу краса

     Кто же это?      (лиса)

В.

- Отгадали.  

      (Переворачиваю картинку.)

В.

- Как же лиса готовится к зиме?

Д.

- Лиса осенью линяет.

В.

- Какая шерсть вырастает у лисы?

Д.

- Теплая

В.

- Умницы! А меняет ли лиса цвет шерсти?

Д.

- Нет.

В.

- Правильно. Она и зимой  рыжая, потому что ей не от кого прятаться и маскироваться, она сама – хищник.

В.

- Чем питается лиса?

Д.

- Мышами.

В.

В.      

- Любит она мышей из-под снега доставать. Слух  у лисицы хороший, услышит она, как под снегом мыши возятся и пищат,и начинает лапами разгребать снег.

- Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы и подойти к столам. На каждом столе лежат картинки с изображением продуктов питания и даров леса. Нужно выбрать только то, что любит зверёк, которому вы хотели бы помочь. Задание выполняется под тихую музыку. ( После выполнения задания можно провести взаимопроверку – кто справился быстрее и правильно).

                             Заключение:

 Спасибо тебе, Старичок - лесовичок, сколько нового и интересного мы узнали.

В.

- Каких зверей мы встретили в лесу?

Д.

- (перечисляют:  зайца, волка, лису, медведя)

В.

   Выкрадываю картинки (изображения животных) по мере называния на мольберт.

В.

- Как их назвать одним словом?

Д.

- Дикие животные.

В.

- Что значит дикие?

Д.

- Те, которые живут в лесу, сами добывают пищу.

В.

- Что у них общего?

Д.

- Тело покрыто  шерстью, есть хвост, все ходят на четырех лапах.

В.

- Теперь мы знаем, чем заняты звери в лесу осенью и как они готовятся к зиме и почему?

  А старичок – лесовичок приготовил для вас ребята сюрприз, корзиночку с угощением под ёлочкой. Вика, найди, пожалуйста, корзиночку с угощением (листочки, приклеенные к конфетам).

   Спасибо тебе старичок - лесовичок, приходи  ещё к нам.

   А нам пора возвращаться в группу (включаю тихую музыку.)

Литература          

1.

Педагогика нового времени  Т.М.Бондаренко  «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»  Т.Ц. «Учитель» Воронеж 2004 г.

2.

«Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»  Л.Г.Горькова, А.В. Кочергина, Л.А.Обухова «ВАКО». Москва 2005 г.

3.

Экологическое воспитание в детском саду»  О.А. Соломенникова

Программа  и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет.

4.

«Занятия по экологии в детском саду»  Н. Коломина Т.Ц. Москва 2010 г.

5.

«Программа воспитания и обучения в детском саду»  М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой   Москва. Мозаика-Синтез. 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия "Наш край родной" для средней группы.

В данной работе представлен конспект музыкального занятия "Наш край родной" для средней группы, который включает в себя народные песни, игры и игру на музыкальный инструментах фольклорной традиции....

Конспект занятия "Коми край родной"

Занятие по окружающему миру формирует у детей представления о Республике Коми, её символах государственности. Воспитывает интерес к родному краю, желание узнавать о его истории, культуре, традициях; з...

Конспект занятия "Арктика, край родной-север мой"

    НООД на тему «Арктика, край родной - север мой»                В подготовительной груп...

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Методическая разработка к занятию: «Мой край родной.» Можно проводить как в подготовительной группе так и в старшей группе.

Цель: Расширять знание детей о родном крае. Воспитывать любовь, чувство привязанности к нему. Учить видеть прекрасное вокруг себя, рассказывать об этом. Развивать воображение и творчество.Предва...

Конспект занятия "Мой край родной-Югра"

В дошкольном возрасте у детей необходимо формировать представления о мире, которое начинается с самого родного и близкого, того, что окружает ребёнка - с семьи, детского сада, улицы на которой он живё...

Комплект конспектов занятий «Мой край родной - Кузбасс»

Любой город, своей природе, традициям, быту, архитектуре. Каждому из них присущи и свои особенности исторического развития, специфические черты природы и культуры, которые формируют в человеке патриот...