«Вариативность форм работы с родителями детей раннего возраста с целью создания единого образовательного пространства»
статья (младшая группа) на тему

   “Воспитание есть процесс социальный в широком смысле.
Воспитывает всё: люди, вещи, явления,  но прежде всего и больше всего-люди. Из них на первом месте –  родители и педагоги.” 

А.С.Макаренко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_elmeeva.docx35.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Вариативность форм работы с родителями детей раннего возраста с целью создания единого образовательного пространства»

Воспитатель Ельмеева Н.В.

МАДОУ «Детский сад №104» Саранск

   “Воспитание есть процесс социальный в широком смысле.
Воспитывает всё: люди, вещи, явления,  но прежде всего и больше всего-люди. Из них на первом месте –  родители и педагоги.”  

А.С.Макаренко.

      Детство-страна удивительная. В ней все возможно, все позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Мы, родители и педагоги, главные участники в создании этого большого действа. Положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада как единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.  

     Признаками единого образовательного пространства и одновременно условием его создания служат, во–первых,  определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.

    Во-вторых, выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.

    В-третьих,  выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи.

      На протяжении нескольких лет я работаю над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Вариативность форм работы с родителями детей раннего возраста с целью создания единого образовательного пространства».

Цель:

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Задачи:

  1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  2.  Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
  3. Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных требований.

Предполагаемый результат:

  1. Создание положительного эмоционального микроклимата  взаимодействия с родителями;
  2. Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных требований;
  3. Повышение профессиональной компетентности педагогов;
  4. Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей  и педагогов;
  5. Продуктивно- творческое взаимодействие  педагогов и родителей.

     Очевидно, что содержание общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях ДОУ имеет свою специфику.

        Знакомство с семьей ребенка раннего возраста  начинаю  задолго до первого посещения малышом группы. Прихожу домой к ребенку с целью установить контакт с родителями и будущим воспитанником, узнать условия воспитания и развития малыша, состав семьи и особенности внутрисемейных отношений. Стараюсь увлечь игрой, показываю альбом «Здравствуй, детский сад!», рассказываю о том, что ждет ребенка в группе. Впоследствии, когда он переступит порог детского сада,  увидит уже знакомые лица, это обеспечит максимальный психологический комфорт при расставании с мамой.

     Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ провожу  по четырем направлениям.

Информационно – аналитическое направление

     С целью изучения условий жизни семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка  начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных,  проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывать  ее индивидуальные особенности. Я разработала для себя критерии, которые назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала они отражали количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, тематических занятий; участие в выставках, конкурсах, посещение «Дня открытых дверей». Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей. Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Родители–наблюдатели.

    Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». В результате проведенной работы, стала использовать особый,  дифференцированный  подход к каждому родителю во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление

     Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. В нашем детском саду созданы все условия для организации единого образовательного  пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно ответственными участниками образовательного процесса.

     Общеизвестно, что во время адаптации родителям предлагается находиться вместе с ребенком в группе. Данное обстоятельство натолкнуло на мысль о такой форме работы, как «Воспитатель на час». Мама или папа в течение определенного количества времени приходят в группу, играют со всеми детьми в сюжетные, пальчиковые, подвижные игры, присутствуют на режимных моментах в течении дня. Воспитатель в это время может переодеться в героя сказки и внести эмоциональное разнообразие в совместную деятельность родителей и детей.

     Привлекаю родителей к  проведению спектаклей  кукольного театра, когда прячась под маской сказочного героя, мама или папа могут со стороны увидеть эмоциональную реакцию своего ребенка на действия персонажа.

Активные формы и методы работы с родителями

    Использую активные формы и методы работы с родителями:

- работа с родительским комитетом группы;

- посещение семей воспитанников на дому;

-анкетирование;

- консультации («Детская застенчивость, «Характер ребёнка зависит от Вас», «О правильной осанке», «Если ребёнок плохо ест», «Воспитание любознательности у детей»;

- беседы с детьми и родителями ("Как правильно одеваться», «Правила чистки зубов», «Режим дня в выходные дни»);

- разработала и внедрила в работу краткосрочные  проекты «Игротека для самых маленьких», «Здравствуй,  малыш»;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями «Мастерская Деда Мороза», «Увлечения моей семьи», «Дары осени»;

- Дни добрых дел (подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования);

- Дни открытых дверей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- совместное создание предметно – развивающей среды. С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок «больница», «уголок ряженья», «магазин игрушек»  и другие, используется для развития детей. Есть уголки, где дети могут посидеть в уютных креслах и посмотреть книги, альбомы. Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей.  

    Одной из форм работы являются совместные занятия детей и родителей. Намного увлекательнее строить дом для зайчика, петь ему песенку, когда рядом родной человек. А совместная лепка превращает группу в своеобразную мастерскую, где раскрываются талант и фантазия каждого участника.

    Чтобы превратить родителей воспитанников из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса мы не отказались и от такой формы взаимодействия, как родительские собрания. Первое родительское собрание «Давайте познакомимся» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в нашу группу. Игра «Давайте познакомимся и будем дружить», объединила взрослых. Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе. Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.  

   Всеобуч  «Экология молодой семьи» -это теплые дружеские встречи, в ходе которых обсуждаются насущные проблемы, вопросы воспитания и развития детей. На занятиях родители приобретают необходимый багаж знаний, знакомятся с возрастными особенностями детей, получают информацию о достижениях и перспективах ребенка, советы и рекомендации. В особых условиях через игровые практикумы, моделирование специальных ситуаций родители приобретают навыки эффективного общения.

Наглядно – информационное направление

     Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

      Привлекательной формой работы считаю изготовление газет на тему «Семейные традиции», «Секреты воспитания», а так же  буклеты, журналы, мини-книжки на разные темы, фотовыставки «Из жизни группы», «В кругу семьи». Они не только позволяют узнать круг интересов, особенности семьи, но и по – своему украшают приемную, создают позитивное настроение.

      Для активизации и обогащения воспитательских умений родителей, формирования уверенности в собственных педагогических возможностях в ДОУ создана передвижная библиотека «Помоги себе сам», где представлены периодические издания и специализированная литература по воспитанию и развитию детей раннего возраста, познавательный материал информационного характера.

Досуговое направление

      Праздник в семье это особая атмосфера душевного общения. Семейные торжества проходят успешнее, если в их подготовке и проведении принимают участие дети. В творческой мастерской «Твой праздник» родителям предлагаю рекомендации и мастер-классы по проведению праздника дома. Дизайн семейного праздника, его сценарий обсуждается с родителями, придумывается сюжет убранства и характер исполнения. Распределяется работа между всеми участниками события. У ребенка воспитываются такое качество как ответственность за порученное дело. Взрослые организуют поисковые ситуации, требующие от ребенка самостоятельности в творческом поиске, где он сам может спланировать свои действия и найти решения задачи. В семье закладываются свои традиции. Все это оказывает плодотворную помощь в подготовке ребенка к школе и общем культурном развитии.

    Все материалы, полученные в ходе взаимодействия с родителями, позволяют воспитателю оформить «Портфолио малыша». В рубриках «Здравствуйте, это я!», «Мои достижения», «Я расту» размещается бесценный, увлекательный опыт развития воспитанника в первые три года жизни. К «Портфолио малыша» изготавливается приложение, где помещается фото и видео материалы, позволяющие ребенку и родителям еще раз пережить волнительные минуты встречи с детским садом.

    На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Проведя анализ работы родителей, я составила следующую таблицу активности:

Количество семей

Количество родителей в группе

Родители-активисты

Родители-исполнители

Родители- наблюдатели

Начало года

23

43ч.

6ч.- 12%

9ч.-18%

28ч.- 70%

Конец года

23

43ч.

25ч.- 49%

13ч. -39%

6 ч.-12%

     Я не останавливаюсь на достигнутом, а продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких. Только объединившись вместе, педагоги и родители смогут создать единое образовательное пространство в ДОУ и семье для воспитания и развития детей.

Список литературы:

1. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2006. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие)

2. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).

3. Детский сад и семья / Т.А. Маркова, М.В. Загик, В.М. Иванова и др.; Под редакцией Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1981. - 176с. - (Библиотека воспитателя детского сада).

4. Воспитателю о работе с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др.; Под редакцией Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1989. - 192с.: ил.

5. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

6. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть I. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

7. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть II. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

8. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т.И. Оверчук. Сост. Р.А. Горб, И.М. Исаченкова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

9.  Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35.

10. Детский сад и семья / Подгот. Т.А. Марковой, В.Р. Ничаевой, Л.В. Загиг, В.М. Ивановой [и др.] ; под ред. Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1981.

11. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.-224 с.

12. Лешли, Д. Работа с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы / Д.Лешли. – М.: Просвещение, 1968.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»

Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е.А. Мухачёва)...

Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»

Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»...

Опыт работы«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ В ДЕТСКОМ САДУ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

В опыте работы раскрываются  инновационные методы работы с родителями, позволяющие паривлечь родителей к активному участию в ООП....