"Ранняя профориентация старших дошкольников в совместной игровой деятельности с родителями"
статья (подготовительная группа) по теме

Профориентация срарших дошкольников в совместной игровой деятельности с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya17.docx32.07 КБ
Файл prezentatsiya_-proforientatsiya.pptx395.34 КБ

Предварительный просмотр:

Ранняя профориентация старших дошкольников в совместной игровой деятельности с родителями.

  Слайд 1

     Одной из актуальных  задач     современной системы образования является социализация  и индивидуализация  воспитанников. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.

   Социализация – процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А. В. Мудрик).

        В этом сложном процессе становление человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

     Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями.

        Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление работы. Из практики видно, что посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.

        Профориентации - это  один из важнейших факторов социализации подрастающего поколения, это  своеобразная форма работы, ориентирующая воспитанников на взрослую жизнь.

Слайд 2

     В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

В данном Постановлении также указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. 

Слайд 3

   Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребёнка должна сформироваться определённая наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.

      Этот этап берёт своё начало в возрасте становления самосознания как такового – в 2,5–3 года и продолжается вплоть до начала подросткового возраста (10–12 лет).

       В процессе возрастного развития ребёнок насыщает своё сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй.

Слайд 4

Передовой опыт педагогической науки раскрывает научные основы традиционного обучения, помогает творческому поиску современных, более эффективных методов. Одним из эффективных методов – игра. В дошкольный период она является основным фактором развития психических и познавательных процессов ребенка. Используются занятия и свободная деятельность детей. Формируются знания, интерес, увлечения.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно – ролевые игры профессионально – ориентированной направленности. Данный вид игр представляет собой не что иное, как игровое обучение, основанное на стремлении действовать по мотивам воображаемой ситуации. В основе такой  игры лежит какая-то «тайна», неизвестность результата. Процесс игры – ведущее к разрядке приключение.

 Ролевая игра – форма моделирования ребенком, прежде всего, социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная  жестким правилам, неизменяемым условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя.

      Ролевые игры – всегда игры «во что-то», «в кого-то». В этом плане они «зеркало общества». Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета и ролей. Сюжет – предмет игрового  изображения, последовательность и связь изображаемых событий, способ развертывания фабулы игры – это содержательная канва игры.

Слайд 5

К наиболее распространенным сюжетам  игр детей дошкольного возраста можно отнести:

  • созидательные сюжеты (создание фабрики, театра)
  • сюжеты поиска и открытия («Экспедиция», «Путешествие», «Полеты в космос»)
  • сюжеты, связанные с романтикой профессии (в моряков и т.д.)
  • военные и военизированные сюжеты (в милицию)
  • сюжеты, связанные с искусством (игры в «киностудию», «в цирк», «в театр»)

Новоселова

Игры

Возрастная адресованность

(годы жизни детей)

Классы

Виды

Подвиды

3

4

5

6

7

1

2

3

4

Игры, возни-кающие по инициа-тиве ребенка

Игры-экспериментирования

С животными и людьми

+

+

+

С природными объектами

+

+

+

+

Общения с людьми

+

+

+

+

+

Со специальными игрушками для экспериментирования

+

+

+

+

+

Сюжетные само-деятельные игры

Сюжетно –отобразительные

+

Сюжетно - ролевые

+

+

+

+

+

Режиссерские

+

+

+

+

Театрализованные

+

+

+

Игры, связан-ные с исходной инициа-тивой взрослого

Обучающие игры

Автодидактические предметные

+

+

+

+

Сюжетно - дидактические

+

+

+

+

+

Подвижные

+

+

+

+

+

Музыкальные

+

+

+

+

+

Учебно - предметные дидактичес-кие

+

+

+

+

Досуговые игры

Интеллектуальные

+

+

+

Забавы

+

+

+

+

+

Развлечения

+

+

+

+

Театральные

+

+

+

Празднично-карнавальные

+

+

+

+

+

Компьютерные

+

+

+

+

Игры народные, идущие от историче-ских традиций этноса 

 Обрядовые игры

Культовые

+

Семейные

+

+

+

+

+

Сезонные

+

+

+

+

+

Тренинговые игры

Интеллектуальные

+

+

+

Сенсо-моторные

+

+

+

+

+

Адаптивные

+

+

+

+

+

 Досуговые игры

Игрища

+

+

Тихие

+

+

+

+

+

Забавляющие

+

+

+

+

+

Развлекающие

+

+

+

+

+

Слайд 6

     Нужно предлагать как можно больше вариаций игр, поскольку игра поможет детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях.

      В дошкольном возрасте поиск и исследование выражаются в игровой и творческой активности. Появляются личностные интересы к той или иной деятельности. Следовательно, заботясь о развитии каждого воспитанника, педагогу необходимо знакомить детей с нормами жизни окружающей действительности.

Слайд 7

    Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, важна и необходима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет. Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером. А у детей дошкольного возраста  это естественный интерес к работе родителей,  желание стать такими, как папа и мама. Приобщая детей к труду и знакомя с профессиями, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья, а также семейные традиции и интересы.

Поэтому перед педагогами дошкольных учреждений серьезно встает вопрос: «С какого возраста можно начинать работать с ребенком в плане профессионального самоопределения?»

Слайд 8

Повышение компетентности родителей:

-клуб

-буклеты

-памятки

Семинары

Театрализация

Стена «Наши игры и игры наших родителей»

-Составление « Династии» (в контексте прошлого и будущего),  альбомов «Традиции нашей семьи», «Моя любимая профессия», выпуск каждой семьёй газеты «Наш папа (наша мама) работает …»
Встречи с интересными людьми . 
Творческое рассказывание детей по темам: «Выходной день в моей семье», «Мои близкие», «Наше путешествие на поезде», «Мир семейных увлечений»,
Создание альбомов «Моя  семья» (рисунки, фотографии, стихи детей). 
Совместное участие детей и родителей в литературных гостиных. 
Межсемейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья». 

Составление букетов, панно, коллажей из природного материала (с участием родителей) 
Выставки «Семейное хобби». 

Слайд 9

    Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых – это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17» Ранняя профориентация старших дошкольников в совместной игровой деятельности с родителями. Воспитатель 1 квал . категории МБДОУ д /с №17 Корж М.Э. Таганрог 2016

Слайд 2

Одной из актуальных задач современной системы образования является социализация и индивидуализация воспитанников. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Социализация – процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта Профориентация – неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Актуальность проблемы

Слайд 3

В п остановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация определяется как один из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющийся в заботе общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, а также как комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда. Нормативно-правовая база

Слайд 4

Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий . На данном этапе у ребенка формируется определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, положительное отношение к профессиональному миру, людям труда. Профессиональное развитие

Слайд 5

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно – ролевые игры профессионально – ориентированной направленности. Ролевая игра –форма моделирования ребенком социальных отношений и свободная импровизация, неподчинённая жёстким правилам , неизменяемым условиям. Данный вид игр представляет собой игровое обучение, основанное на стремлении действовать по мотивам воображаемой ситуации. В основе такой игры лежит какая-то «тайна», неизвестность результата. Процесс игры – ведущее к разрядке приключение . Значение сюжетно- ролевой игры

Слайд 6

К наиболее распространенным сюжетам игр детей дошкольного возраста можно отнести: созидательные сюжеты (создание фабрики, театра) сюжеты поиска и открытия («Экспедиция», «Путешествие», «Полеты в космос») сюжеты, связанные с романтикой профессии (в моряков, путешественников) военные и военизированные сюжеты (в полицию, войну) сюжеты, связанные с искусством (игры в «киностудию», «в цирк», «в театр») Сюжеты ролевых игр

Слайд 7

Результаты профориентационной работы в ДОУ ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; называет профессионально важные качества представителей разных профессий; выделяет структуру трудовых процессов(цель, материалы, инструменты, трудовые действия , результат); имеет представление о семейном бюджете и назначении денег. моделирует в игре отношения между людьми разных профессий

Слайд 8

Взаимодействие с семьей Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, важна и необходима. Семья- это то пространство, где формируется отношение к работе , профессиональной деятельности. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет. Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером . Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать , что представляет собой та или иная профессия , где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает.

Слайд 9

Формы работы с родителями Клубы («Все работы хороши, выбирай на вкус»); Буклеты и памятки ( «Герои труда», «Трудовые династии», «Профессии села»); Семинары («Как привить ребенку трудолюбие», «Учиться никогда не поздно»); Театрализация; Стенгазета «Наши игры и игры наших родителей»; Организация настольных игр экономической тематики «Что почем?», «Монополия «Луна-парк »; Проведение тематических праздников «День железнодорожника», «День воспитателя».

Слайд 10

Мир профессий в играх с родителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Ранняя профориентация старших дошкольников»

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отн...

Консультация для родителей "Ранняя профориентация старших дошкольников"

Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отн...

Консультация для родителей "Ранняя профориентация старших дошкольников"

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определённое отношение к лю...

Консультация для родителей «Ранняя профориентация старших дошкольников»

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Ознакомление с трудом взрослы...

Консультация для родителей "Ранняя профориентация старших дошкольников"

Дошкольное учереждение - первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий....

Консультация для родителей «Ранняя профориентация старших дошкольников»

Консультация для родителей «Ранняя профориентация старших дошкольников»...

Консультация для родителей «Ранняя профориентация старших дошкольников»

laquo;Ранняя профориентация старших дошкольников»...