Использование метода проектов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
статья ( группа) на тему
Использование метода проектов является инновационным в педагогической деятельности ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_metoda_proektov_v_nravstvenno-patrioticheskom_vospitanii_doshkolnikov.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
II республиканская научно-практическая конференция «Бичелдеевские чтения» в рамках Года кино в России и Года гостеприимства в Республике Тыва
Использование метода проектов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Айыр-оол Вероника Владимировна
воспитатель МБДОУ детского сада
комбинированного вида «Сайзанак»
с.Хайыракан Улуг-Хемского кожууна
с.Хайыракан
март 2016г.
В настоящее время обществу требуется новый социальный тип личности: люди уверенные в себе, независимые, деловые, с яркой индивидуальностью. В то же время в обществе наблюдается явный «дефицит нравственности» у людей и во взаимоотношениях между ними. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Духовная опустошенность и низкая культура проявляется в резком падении роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. Существенные изменения, происшедшие за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности нравственно-патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
В целях сохранения и развития народных традиций в Республике Тыва был издан указ Главы Республики Тыва №254 от 30 декабря 2015 «Об объявлении 2016 года Годом тувинского гостеприимства в Республике Тыва», который оказывает существенное влияние на развитие нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Таким образом, нам дается возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Гипотеза: предполагается, что использование метода проектов будет эффективным в процессе нравственно-патриотического воспитания детей.
Цель: изучить особенности использования метода проектов в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Задачи нравственно-патриотического воспитания:
- воспитывать у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и поселку;
- формировать бережное и заботливое отношение к природе и ко всему живому;
- познакомить детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;
- развивать интерес к народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям народа;
- развивать чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
-формировать толерантность, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
- воспитывать эстетические нравственные нормы поведения и моральные качества ребенка.
Используемые методы:
- анализ педагогической и методической литературы;
- диагностика по методике Н.В.Микляевой [6, 51-53].
Важным в аспекте исследуемой проблемы является мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире [7, 5]. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как восприятие ребенка, получаемые им впечатления очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда на всю жизнь. Это необходимо использовать и в нравственно-патриотическом воспитании.
На каждом возрастном этапе нравственно-патриотическое воспитание имеет свои особенности. У ребенка старшего дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие.
Формирование личности проходит через усвоение ею ценностей национальной культуры, и личностно-ориентированный подход в современном образовании невозможно реализовать без этнокультурологического содержания и эффективных педагогических технологий [1,196].
Содержание нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста:
- приобщение детей к культурному наследию, народным праздникам, традициям, народному декоративно-прикладному искусству, устному народному творчеству, к музыкальному фольклору, народным играм;
- знакомство с семьей: историей семьи, названиями членов семьи, родственников, с понятиями «предки», «родословная», «семейные традиции»: с детским садом: его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; со своим городом (селом): его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами (селянами) прошлого и настоящего, с достопримечательностями;
- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов природы в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе;
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой они проявляют сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года, помощь взрослым (ежедневно и по мере необходимости) [7, 8].
На современном этапе для нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимы новые подходы – проектная деятельность как часть комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса [3, 3].
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. И одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов, который является инновационным в работе дошкольных учреждений.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом [2, 6].
Идеи проектного метода обучения в России появились одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т.Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике. Проектный метод преподносился как комплексный, реализующий самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учитывающий возрастные, индивидуальные особенности детей, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой [2,7].
Метод проектов актуален не только для развития взаимодействия между педагогами и родителями, но также между воспитывающими взрослыми и детьми. Все совместные дела в ходе реализации проекта подчинены единой теме, работая над которой дети, родители, педагоги активно включаются в творческий и познавательный процесс [5, 5].
Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, - используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.
1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).
3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)
4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.
5. Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами [4,7].
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
В соответствии с принципами отечественной педагогики детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:
- учет интересов каждого ребенка;
- деятельность детей без принуждения;
- предоставление детям самостоятельности и поддержка их инициативы;
- совместное со взрослым поэтапное достижение цели;
- тематика (проблема) из ближайшего окружения дошкольника, адекватная его возрасту.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, создаются в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.
Для выявления уровня развития нравственно-патриотических качеств нами была проведена диагностика по методике Н.В.Микляевой. В ходе которого были выявлены следующие результаты: в начале исследовательской работы - дети с низким уровнем развития – 60%, с средним уровнем – 40%, а в конце работы – дети с низким уровнем развития уменьшилось с 60% на 30%, дети с средним уровнем развития увеличилось с 40% до 60%, с высоким уровнем развития - 10%.
Следовательно, результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Использование технологии проектирования помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка и обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Список литературы
- Волков Г.Н., Салчак К.Б., Шаалы А.С. Этнопедагогика тувинского народа. Кызыл, 2009.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Москва, 2006.
- Колобанова А.И., Проект «Герои дней воинской славы», Волгоград, 2013.
- Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., М.Б. Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Москва, 2010.
- Лампман В.Е. Лаборатория педагогического мастерства. Волгоград, 2013.
- Новицкая М.Ю., Афанасьева С.Ю., Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе. Москва, 2010.
- Сертакова Н.М., Кулдашова Н.В. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. Волгоград, 2015.
- Интернет – ресурс:
- Интернет –ресурс:
Приложение
В рамках реализации проекта «Чечен менде, чечек черде», который направлен на формирование представлений о традициях и обычаях тувинского народа через знакомство с тувинским фольклором можно использовать:
- оформление уголка тувинской культуры в группе,
- проведение фотовыставок «Красота природы моего села» («Осеннее настроение», «Зимний пейзаж», «Весна-краса», «Летние краски»)
- рассматривание альбомов, картинок, фильмов о Туве;
- изготовление атрибутов для игр;
- слушание музыкальных произведений о Родине и игра на авторских музыкальных инструментах;
- рассматривание картин о домашних животных, о профессиях животноводов.
-проведение тувинских национальных игр;
- знакомство детей с тувинским фольклором, обычаями, юртой, профессиями животноводов, животными за которыми они ухаживают, навыки приветствовать старшего по возрасту по тувинскому обычаю.
- проведение выставки работ детей «Роспись тувинской национальной утвари»
- проведение викторины для детей «Чанчылывыс утпаал!»
- показ детской национальной одежды «Тыва хевим чоргааралым!»
- проведение викторины для родителей «Тыва дылды утпайн, камнаалы»
-проведение непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Чечен менде, чечек черде», «Тывызыым дытта, тоолум дошта»
А в заключении проекта проводится открытый вечер литературного чтения «Чечен менде, чечек черде», в котором участвуют дети, воспитатели и родители дошкольных групп детского сада.
В работе над данным проектом можно знакомить детей с историей, культурой, традициями тувинского народа, воспитывать патриотические чувства относительно своей Родины; приобщать к духовным и историческим ценностям своего народа. Проект направлен на воспитание патриотических чувств у детей, воспитание нравственных качеств таких как любовь, уважение, гордость, сочувствие, забота и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет: Тема: «Использование метода проектов при организации физического воспитания дошкольников » Воспитатель: Корясова О.Н.
Физическое воспитание – один из основных компонентов общего воспитательного процесса, важная составляющая гармоничного развития ребёнка. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовател...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Самостоятельная деятельность ребенка имеет большое значение для его развития и поведения (умение самому найти себе занятие, сосредоточенно заняться чем-либо, развитие инициативы и т. п.). В процессе э...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Самостоятельная деятельность ребенка имеет большое значение для его развития и поведения (умение самому найти себе занятие, сосредоточенно заняться чем-либо, развитие инициативы и т. п.). В процессе э...
Использование метода проектов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Используя инновационные технологии, открывается новый мир возможностей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Одной из наиболее эффективных технологий стал метод проектов. В нравственно- ...
Использование метода проектов в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Современная концепция образования направлена на повышения качества обучения на различных уровнях. В дошкольных учреждениях воспитатели в соответствии с сегодняшними реалиями стараются использовать мно...
Статья «Использование метода проектов в духовно – нравственном воспитании дошкольников»
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возмо...
Использование метода проектов в духовно-нравственном воспитании дошкольников
laquo;Детство – каждодневное открытие мира и,поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,познанием человека и Отечества, их красоты и величия»В.А. Сухомлинский...