КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ.
картотека (младшая группа) на тему

КАРТОТЕКА НАБЛЮДЕНИЙ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya_mladshaya_gruppa.docx82.14 КБ

Предварительный просмотр:

Младшая группа. Сентябрь.

КАРТОЧКА 1. Наблюдение за состоянием погоды

Цель: учить определять время года по характерным признакам.

Ход наблюдения

Предложить детям посмотреть, есть ли на небе солнышко или тучи. Спросить, что сделали тучи (закрыли солнце), отметить, какое небо (хмурое), какая погода (хмурая).

Дуют ветры, ветры буйные, Ходят тучи, тучи темные.

Обратить внимание детей на верхушки деревьев (раскачиваются), дует ветер, раскачивает деревья. У деревьев расцвеченная листва. Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы полетели, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время осенью зовется.

Младшая группа. Сентябрь.

КАРТОЧКА 2

Наблюдение за автобусом

Цели:

  • учить различать транспорт по внешнему виду;
  • называть основные части автомобиля;
  • закреплять навыки поведения в автобусе.

Ход наблюдения

На улице нашей Машины, машины. Машины-малютки, Машины большие. Спешат грузовые, Фырчат легковые, Торопятся, мчатся, Как будто живые. У каждой машины Дела и заботы, Машины выходят С утра на работу.

Автобус — пассажирский транспорт, на нем перевозят людей. Впереди сидит водитель, а в салоне пассажиры. Пассажиры ожидают автобус на остановке. Когда автобус подъезжает, они входят и занимают места. Во время движения нельзя вставать, бегать по салону, трогать руками дверь. Нужно ждать, пока водитель откроет дверь.

Младшая группа. Сентябрь.

КАРТОЧКА 3

Наблюдение за осенним лесом

Цели:

  • расширять представление о лесе;
  • учить любоваться красотой родной природы.

Ход наблюдения

Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою ночью темной, грозовою? Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: ты же видишь — мы свои.

По дороге в лес остановить детей в таком месте, где лес виден издали и хорошо просматривается. Полюбоваться разноцветным лесом, обратить внимание детей на красоту пейзажа. Уточнить, какой цвет характерен для осенних деревьев.

Младшая группа. Сентябрь.

КАРТОЧКА 4

Наблюдение за птицами во время кормления

Цели:

  • прививать желание заботиться о птицах;
  • формировать знания о повадках птиц;
  • воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Перед прогулкой оставить корм для птиц на участке. Подвести детей к кормушке для птиц. Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые).

Маленький мальчишка, в сером армячишке, По двору гуляет, крошки подбирает.

Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.

  • Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы
    клюют и перелетают на новое место.)
  • Как птицы кричат? Как прыгают?

Чик-чирик к зернышкам — прыг. Клюй — не робей! Кто же это? (Воробей.)

Младшая группа. Сентябрь.

КАРТОЧКА 7

Наблюдение за птицами

Цели:

  • продолжить наблюдение за птицами на участке;
  • учить различать основные части тела;
  • развивать и воспитывать бережное отношение к птицам.
    Ход наблюдения

Осенью можно часто увидеть, как на телеграфных проводах или кустах сидят и чирикают воробьи. Обратите внимание детей, что птицы собираются к холоду. Предложите детям покормить птиц, насыпав им хлебных крошек, и понаблюдайте, как птицы клюют корм.

  • Воробей, что ты ждешь?
    Крошек хлебных не клюешь.
  • Я давно заметил крошки,
    Да боюсь сердитой кошки.

Вместе с детьми рассмотреть внешний вид птиц. (Тело покрыто пухом, перьями, есть крылья; они летают, прыгают, клюют.)

Младшая группа. Сентябрь.

КАРТОЧКА 8

Наблюдение за проезжей частью дороги

Цели:

  • познакомить с проезжей частью дороги — шоссе;
  • дать представление о правилах дорожного движения.

Ход наблюдения

Пройти к проезжей части дороги и понаблюдать за движением транспорта. Объяснить, что детский сад находится рядом с дорогой. Это — шоссе.

Как река, проспект широк, Здесь плывет машин поток.

Спросить, какие машины двигаются по шоссе? Пусть дети назовут знакомые автомобили. Обратить внимание на то, что по шоссе двигаются много легковых и грузовых машин, и никто не мешает друг другу. Это потому, что водители соблюдают правила дорожного движения.

Младшая группа. Сентябрь.

КАРТОЧКА 9

Наблюдение за дождем

Цель: познакомить с природным явлением — дождем.

Ход наблюдения

В дождливую погоду предложить детям понаблюдать из окна, как капли дождя падают на землю. Ранее воспитатель выносит емкость для накапливания дождевой воды. Капли стучат по стеклу. Послушать вместе с детьми шум дождя (есть дождик веселый, а есть грустный), определить, какой дождь.

Сколько знаю я дождей? —

Сосчитайте поскорей.

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой-дугой.

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Младшая группа. Сентябрь.

КАРТОЧКА 10

Наблюдение за собакой

Цели:

  • дать представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении;
  • воспитывать любовь к животным.

Ход наблюдения

Наблюдать за собаками, которых выгуливают хозяева. Охарактеризовать внешний вид животного и его поведение. (Собака очень привязана к человеку, она стережет его дом, ходит с ним на охоту.) С хозяином дружит, Дом сторожит.

Живет под крылечком, Хвост колечком. Во время прогулки спросить у детей, у кого есть собака, кто за ней ухаживает.

Младшая группа. Сентябрь.

КАРТОЧКА 11

Знакомство с пешеходной дорожкой — тротуаром

Цели:

  • закреплять знания о правилах поведения на улице;
  • воспитывать внимание и навыки ориентировки в пространстве.

Ход наблюдения

Пригласить детей на прогулку вокруг детского сада. Объяснить им, что с этой минуты они становятся пешеходами и должны строго соблюдать правила дорожного движения: двигаться только по пешеходной дорожке (тротуару), не спешить, быть внимательными, крепко держать друг друга за руку, не кричать, внимательно слушать воспитателя.

На улице будьте внимательны, дети!

Твердо запомните правила эти!

Правила эти помни всегда,

Чтобы с тобой не случилась беда.

Младшая группа. Сентябрь.

КАРТОЧКА 12. Наблюдение за листопадом

Цели: учить определять признаки осени;

  • развивать наблюдательность;
  • воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе.

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на опавшие листья. Спросить, у всех ли деревьев одинаковые листья. Пусть дети посмотрят, сравнят их по цвету, форме, убедятся, что у листьев разных деревьев различная окраска.

Падают, падают листья, Желтые, красные листья

В нашем саду — листопад. По ветру вьются, летят

Рассматривая собранные детьми листья и отбирая самые красивые, спросить, почему они нравятся ребенку. Во время прогулки сделать из листьев шапочку, юбочку для куклы, гирлянды, складывая их черенками. Провести игру: в руках у детей листочки, педагог читает текст, а дети в соответствии с ним выполняют движения.

Мы — листочки, мы — листочки, Дети стоят кружком, держа в руках листочки.

Мы — осенние листочки. Мы на веточках сидели,

Дунул ветер — полетели. Разбегаются по дорожкам.

Мы летали, мы летали — Бегают, помахивая листочками.

Все листочки так устали.

Перестал дуть ветерок —

Все уселися в кружок. Садятся на корточки, листочки

держат над головой.

Ветер снова вдруг подул Разбегаются по дорожке.

И листочки с веток сдул.

Все листочки полетели Подкидывают листья вверх.

И на землю тихо сели.

Младшая группа. Октябрь.

КАРТОЧКА 1

Наблюдение за солнцем

Цели: — вырабатывать представление о том, что когда светит солнце — на улице тепло;

— поддерживать радостное настроение.

Ход наблюдения

В солнечный день предложить детям посмотреть в окно. Смотрит солнышко в окошко, Смотрит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки, Очень рады солнышку.

Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду. (Сегодня светит солнышко — тепло.)

Солнце огромное, раскаленное. Обогревает всю землю, посылая ей лучи. Вынести на улицу маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они поиграли с ним. Навести луч на стену.

Солнечные зайчики играют на стене, Помани их пальчиком — пусть бегут к тебе.

Вот он светленький кружок, вот, вот, левее, левее — убежал на потолок.

По команде «Ловите зайчика!» дети пытаются поймать его.

Младшая группа. Октябрь.

КАРТОЧКА 2

Наблюдение за кошкой

Цели: - расширять представление о домашнем животном — кошке;

  • воспитывать желание заботиться о животных.

Ход наблюдения

Беседа на тему «Кто из животных живет с человеком дома?».

Острые ушки, на лапках — подушки! Усы, как щетинки, дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит. Молоко пьет, песенки поет. Тихо в комнату войдет, Замурлычет, запоет.

Что есть у кошки и как она ходит? Рассказы детей о кошке и котятах. Дополнить: кошка — домашнее животное, живет с человеком, залезает на колени, мурлычет. Человек ее любит, заботится о ней, разговаривает с ней, угощает молоком.

Младшая группа. Октябрь.

КАРТОЧКА 3

Наблюдение за транспортом

Цель: учить различать транспорт по внешнему виду.

Ход наблюдения

Машина, машина, машина моя, Работаю ловко педалями я. Машину веду у всех на виду, Катаюсь на ней во дворе и в саду.

Понаблюдать с детьми за движением легкового автомобиля. Объяснить, что машину ведет водитель, он сидит впереди, а все остальные являются пассажирами. Разговаривать во время движения с водителем нельзя, чтобы автомобиль не столкнулся с другими автомобилями.

Младшая группа. Октябрь.

КАРТОЧКА 4

Рассматривание осеннего дерева

Цель: формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине.

Ход наблюдения

Поспевает брусника, стали дни холоднее,

И от птичьего крика в сердце только грустнее. Стаи птиц улетают прочь, за синее море,

Все деревья блистают в разноцветном уборе.

Подвести детей к дереву, вспомнить его основные части. Дать детям наглядное представление, что деревья бывают разной толщины и высоты. Напомнить, что на ветвях растут листья, но с наступлением осени они опадают. Предложить погладить ствол дерева. Обратить внимание, что дерево высокое, и чтобы его рассмотреть, надо поднять голову. Предложить найти низкое дерево. Рассмотреть ствол молодого и старого дерева, сравнить. Предложить побегать по опавшим листьям деревьев.

Младшая группа. Октябрь.

КАРТОЧКА 7

Наблюдение за растительным миром

Цели:

— формировать представление об особенностях ели, по которым
ее можно выделить среди других деревьев;

— воспитывать бережное отношение к природе.
Ход наблюдения

На участке воспитатель предлагает детям найти дерево, послушав стихотворение.

Ее всегда в лесу найдешь — Пойдешь гулять и встретишь. Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем.

Подвести детей к ели. Обратить их внимание на характерные особенности. (Вместо листьев иголки, всегда зеленая, ветви внизу длинные, вверху короткие.) Предложить пройти по всей территории детского сада и найти ели. Объяснить, чем выше ель, тем она старше.

Младшая группа. Октябрь.

КАРТОЧКА 8

Наблюдение за работой дворника

Цели:

  • воспитывать уважение к труду людей;
  • учить приходить на помощь окружающим.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Скручена, связана,

На кол навязана

И по дому пляшет. (Метла.)

Предоставить детям самостоятельно поиграть на участке, обратить внимание на работу дворника: «Посмотрите, как он старается, подметает дорожки, чтобы вам было где играть». Уточнить, что дворник выполняет свою работу хорошо, ловко действуя метлой и лопатой. Подвести детей к дворнику, который объяснит, что нельзя ломать деревья, бросать мусор на землю, участок нужно содержать в чистоте. Подсказать детям, что нужно поблагодарить дворника за работу, но не только словами, но и делами. Предложить детям собрать мусор на участке.

Младшая группа. Октябрь.

КАРТОЧКА 9

Наблюдение за первым снегом

Цели:

  • познакомить с природным явлением — снегом;
  • показать разнообразие состояния воды в окружающей среде.

Ход наблюдения

Нахмурилось небо, наверно, не в духе, Летают, летают белые мухи! И носятся слухи, что белые мухи Не только летают, но даже и тают.

Задать вопрос детям: «О каких белых мухах идет речь в стихотворении?» Предложить поймать снежинку на ладошку, лицо. Что произошло со снежинкой? Во что она превратилась? Предложить детям поймать снежинку на пальто, варежку и рассмотреть ее.

Младшая группа. Октябрь.

КАРТОЧКА 12

Наблюдение за растительным миром

Цели:

  • знакомить со строением дерева;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку.

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель.)

Рассказать о строении ели: ствол, покрыт коричневой корой, много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все веточки покрыты жесткими, колючими иголками и коричневыми шишками. Предложить детям погладить ствол, прижаться к нему щекой, потрогать иголки, чтобы они получили не только зрительное, но и тактильное представление.

Колкую, зеленую срубили топором, Колкая, зеленая к нам приходит в дом.

Младшая группа. Октябрь.

КАРТОЧКА 13

Наблюдение за льдом

Цели: — знакомить с природным явлением — льдом;

— формировать представление о состоянии воды в окружающей среде.

Ход наблюдения

Мне серая лужа простудой грозила. Расплюхалась грязь и вовсю моросило.

И не было в мире скучнее двора,

Чем тот, где гулять я пытался вчера.

Сегодня на ветках ни капли, а льдинки.

По грязи хожу, не запачкав ботинки.

А бывшая лужа с водой ледяной

Дрожит и трещит, хрустит подо мной.

Сопровождать чтение стихотворения действиями. Что произошло с лужей? Вода превратилась в лед. В холодное время лужи покрываются тонкой корочкой льда. (Пусть дети проткнут палочкой лед.) В мороз лужи промерзают до дна.

Младшая группа. Ноябрь.

КАРТОЧКА 1

Наблюдение за морозными узорами

Цель: рассмотреть на окне морозные узоры.

Ход наблюдения

Не дождавшись тепла среди зимнего дня, Распустились цветы на окне у меня. Подошел я к цветам, стала мокрой щека,

Оттого, что окна коснулся слегка. Подошел я к цветам, но не пахли они.

Для чего ж они выросли в зимние дни?

Наблюдать за морозными узорами на стекле. На что они похожи? Пусть дети сравнят узоры на разных окнах. Одинаковые ли узоры рисует мороз? Какие узоры получились самыми красивыми? Что будет, если пальчиком дотронутся до окон с узорами?

Младшая группа. Ноябрь.

КАРТОЧКА 2

Наблюдение за елью

Цель: формировать представление о ели, ее красоте.

Ход наблюдения

Воспитатель подводит детей к ели, обращает внимание на ее стройность, зеленый наряд.

Ее всегда в лесу найдешь — Пойдешь гулять и встретишь. Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем.

Воспитатель обращает внимание детей, что находиться рядом с елью очень приятно (она красива и полезна), ее аромат целителен для здоровья. Спрашивает, что красивого дети находят в елочке. Предлагает попеременно глубоко дышать с открытыми глазами и смотреть на нее.

Младшая группа. Ноябрь.

КАРТОЧКА 3

Наблюдение за облаками

Цель: формировать понятия об облаках и тучах.

Ход наблюдения

Я вконец себя измучил,

Все никак не мог понять:

И откуда эти тучи появляются опять?

Но помог однажды случай:

Мы ходили по грибы,

У лесов сторожки тучи

Выползали из трубы.

Обратить внимание детей на небо. Серые, темные облака движутся по нему, их называют тучами. Они низко плывут над землей, из них идет дождь или снег. Предложить детям нарисовать на снегу запомнившуюся тучу.

Младшая группа. Ноябрь.

КАРТОЧКА 4

Наблюдение за осенним лесом

Цели:

  • расширять представление об осеннем лесе;
  • учить видеть красоту осеннего пейзажа.

Ход наблюдения

Подвести детей к такому месту, где лес виден издали, хорошо просматривается.

Обратить внимание на красоту леса поздней осенью. Деревья «надели» зимний наряд, снег покрыл их верхушки, кругом белым-бело, и только елки и сосенки по-прежнему зеленые.

Младшая группа. Ноябрь.

КАРТОЧКА 5

Наблюдение на огороде

Цель: формировать представление об изменениях в природе поздней осенью.

Ход наблюдения

Привести детей на огород. Вспомнить, что они видели в начале осени. (На грядках росли лук, картофель, свекла.) Тогда дети старших групп занимались уборкой урожая, а затем посадкой чеснока. Сейчас все грядки покрыты снегом. Снег укрыл землю, корни плодов. Чем больше снега будет лежать в огороде, тем теплее будет клубнике, чесноку.

Воспитатель задает детям загадку.

Пришла девушка Беляна —

Побелела вся поляна.

Всю зиму пролежит,

Весной в землю убежит. (Снег.)

Младшая группа. Ноябрь.

КАРТОЧКА 6

Наблюдение за сезонным явлением — инеем, заморозками

Цель: формировать представление об инее как об одном из состояний воды.

Ход наблюдения

Обратить внимание на иней. Иней — это капельки водяного пара, только замерзшие, как снежинки. Пусть дети внимательно рассмотрят иней на деревьях и кустарниках, прикоснутся ладошкой к ветке, покрытой инеем. Что произошло с веткой и ладошкой? Куда исчез иней?

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет.

Стоят деревья в инее —

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И все на свете в инее —

То белое, то синее.

Младшая группа. Ноябрь.

КАРТОЧКА 7

Наблюдение за кошкой

Цель: закрепить представление у детей характерных особенностей кошки.

Ход наблюдения

Мягонькие лапки,

А в лапках — цап-царапки.

Обратить внимание детей на настороженные уши у кошки — она может улавливать любой шорох. У кошки большие глаза, которые хорошо видят в темноте. Она чувствует — холодная или горячая пища. У кошки мягкие подушечки на лапках. Она может тихо, не слышно подкрадываться. Показать детям, как кошка лазает по забору, дереву выпуская когти.

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись мышиный род,

На охоту вышел кот.

Младшая группа. Ноябрь.

КАРТОЧКА 8

Наблюдение за ветром

Цели:

  • продолжать наблюдение за ветром;
  • учить определять направление ветра.

Ход наблюдения

Посмотреть на верхушки деревьев. В какую сторону они наклоняются? Откуда дует ветер? Поднять флажки над головой и посмотреть, в какую сторону развевается полотнище у флажков. Дети определяют направление ветра по развевающимся полотнам. Предложить детям пробежать с флажком по направлению ветра и против него.

Младшая группа. Ноябрь.

КАРТОЧКА 9

Наблюдение за кустиками

Цели:

  • формировать представление об основных частях кустарника;
  • воспитывать бережное отношение к растительному миру.
    Ход наблюдения

Подвести детей к кустарнику, спросить, чем это растение отличается от березы, ели. Попросить детей показать ствол растения. Сделать вывод, что у кустарника нет ствола, есть ветви, которые растут от корня. Ветви тоньше ствола. Кустарник ниже дерева. Показать ребятам красавицу рябинку, дать попробовать ягодки.

Красную ягоду дала мне рябина.

Думал я, что сладкая,

А она как хина.

То ли это ягодка просто не дозрела,

Толь рябинка хитрая подшутить хотела.

Младшая группа. Ноябрь.

КАРТОЧКА 10

Наблюдение за птицами

Цели:

  • продолжать наблюдение за птицами, их повадками;
  • сравнить воробья и голубя.

Ход наблюдения

Перед прогулкой воспитатель говорит детям, что нужно взять хлеб для того, чтобы покормить голубей. Придя на место, сначала рассмотреть их, спросить, много ли голубей? Посмотреть, как голуби будут клевать. Обратить внимание детей, что у голубей есть глаза — они видят корм, когда им насыпают, есть клюв — они клюют крошки, есть ноги — они ходят, есть хвост и крылья — они летают. Голуби бывают разного цвета и величины. Голубей иногда называют «сизарями».

Младшая группа. Ноябрь.

КАРТОЧКА 11

Наблюдение за птицами

Цели:

  • продолжать наблюдение за птицами, их повадками;
  • сравнить воробья и голубя.

Ход наблюдения

Начните наблюдение после того, как подкормите птиц.

Голуби, голуби —

Раз, два, три.

Прилетели голуби-сизари.

Сели и нахохлились у дверей.

Кто накормит крошками сизарей?

Рассмотреть внешний вид птиц, вспомнить об их повадках. После этого сравнить птиц. Тело голубя и воробья покрыто перьями, те и другие летают, но голубь больше воробья; голубь воркует, а воробей чирикает, голубь ходит, а воробей прыгает. Голуби не боятся людей, они к ним привыкли.

Воробей над кормом

Прыгает, кружится,

Перышки взъерошены,

Хвостик распушился.

Младшая группа. Декабрь.

КАРТОЧКА 1

Наблюдение за свежевыпавшим снегом

Цели:

  • формировать представление о зиме;
  • вызывать эстетическое переживание от красоты зимней природы, радость от прогулки.

Ход наблюдения

На заборах и крылечке

Все блестит и все бело.

Нет свободного местечка

— Всюду снега намело.

Нарядилась и рябинка

В белый праздничный наряд,

Только грозди на вершинке

Ярче прежнего горят.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какое сейчас время года? (Зима.)
  • Почему? (Кругом лежит снег, холодно.)
  • Какого цвета снежинки? (Бесцветные.)
  • Во время снегопада стало теплее? (Если во время снегопада температура воздуха изменилась, значит и форма снежинок меняется.)

Младшая группа. Декабрь.

КАРТОЧКА 2

Наблюдение за птицами зимой

Цели:

  • углублять знания о жизни птиц в зимний период;
  • развивать умение и желание помогать им.

Ход наблюдения

Птичьи гнезда опустели, Птицы к югу улетели. Оказался всех храбрей Наш дворовый воробей. Холода не испугался, С нами на зиму остался. Непоседа, невеличка — Желтая почти вся птичка Любит сало, семечки...

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Что у них общего?
  • Они живут поодиночке?
  • Где ищут корм?
  • Надо ли помогать птицам? Почему?
  • Чем мы будем их кормить?
  • Что интересного можно наблюдать у кормушки?

Младшая группа. Декабрь.

КАРТОЧКА 3

Наблюдение за растительностью

Цели:

  • формировать знания о жизни растений зимой;
  • воспитывать бережное отношение к природе.
    Ход наблюдения

После снегопада обойти посаженные осенью деревья и кустарники. Напомнить, как бережно их сажали, какие они еще тоненькие, маленькие. Спросить детей, не закрыть ли их снегом потеплее, ведь под снегом даже трава не мерзнет. Показать, как это сделать.

Сразу тихо-тихо стало, Снег лежит, как одеяло.

Младшая группа. Декабрь.

КАРТОЧКА 4

Наблюдение за работой дворника зимой

Цели:

  • расширять знания о труде взрослых;
  • воспитывать уважение к их труду.
    Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какие орудия труда нужны для работы дворника зимой? (Метла, лопата, скребок, ведро.)
  • Какую работу выполняет дворник зимой? (Чистит дорожки ко
    входам в группы, собирает мусор.)
  • Для чего нужна работа дворника? (Чтобы было чисто на территории детского сада.)

Младшая группа. Декабрь.

  • КАРТОЧКА 5
  • Наблюдение за проезжей частью дороги
  • Цель: знакомить с проезжей частью дороги — шоссе, правилами дорожного движения.
  • Ход наблюдения
  • Пройти к проезжей части дороги и понаблюдать за движением автомобилей. Объяснить, что детский сад находится рядом с большой дорогой — шоссе.
  • Как река, проспект широк, Здесь плывет машин поток.
  • Спросить, какие машины движутся по шоссе. Пусть дети назовут знакомые им автомобили. Обратить внимание на то, что по шоссе движется много легковых и грузовых машин, и никто никому не мешает. Это потому, что водители соблюдают правила дорожного движения. Машины движутся медленно, потому что на дороге снег.

Младшая группа. Декабрь.

КАРТОЧКА 6

Наблюдение за снегом

Цель: продолжать знакомство с природным явлением — снегом.

Ход наблюдения

Предложить детям молча походить по снегу и послушать, как он •скрипит. Может, он «возмущается», что мы по нему ходим, топчем его? А может, он о чем-то рассказывает? О чем снег может рассказать? Выслушать рассказы детей.

Падал снег, сыпал снег, а потом устал...

  • Чем же снег, снег-снежок, на земле ты стал?
  • Для озимых стал я теплою периною,
    Для осинок — кружевною пелериною,
    Для зайчишек стал подушкой пуховою,
    Для детишек — их любимою игрой.

Младшая группа. Декабрь.

КАРТОЧКА 7

Наблюдение за небом

Цели:

  • продолжать знакомство с различными природными явлениями;
  • учить отличать погоду, связывая ее с состоянием неба (ясно,
    облачно, пасмурно, облака, тучи).

Ход наблюдения

Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно. (Чистое, голубое.) Значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами? Тогда оно — хмурое, серое, не радостное. Какая погода? (Пасмурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.)

Дуют ветры, Ветры буйные. Ходят тучи, Тучи ясные.

Младшая группа. Декабрь.

КАРТОЧКА 8

Наблюдение за березой

Цели:

  • расширять представление о дереве;
  • формировать знания об особенностях березы, по которым ее
    можно выделить среди других деревьев;

— воспитать желание защищать и оберегать природу.

Ход наблюдения

Подвести детей к березе.

Улицей гуляет Дедушка Мороз, Иней рассыпает по ветвям берез.

Полюбоваться вместе с детьми березой. Рассмотреть ее ствол. (Белый, с черными полосками похож на сарафан.) Рассказать, что в зимнее время береза находится в состоянии покоя, отдыхает, так как очень холодно. Объяснить детям, что в морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу, не наезжать на них санками.

Младшая группа. Декабрь.

КАРТОЧКА 9

Наблюдение за светофором

Цель: закреплять представление детей о назначении светофора.

Ход наблюдения

Подвести детей к перекрестку, где действует светофор.

Попав в большой и шумный город, Я растерялся, я пропал... Не зная знаков светофора, Чуть под машину не попал!

Раздать детям кружочки желтого, красного, зеленого цвета; обратить внимание детей, как работает светофор. Дети показывают соответствующие сигналу светофора кружочки, воспитатель рассказывает о назначении цветов.

Хоть у вас терпенья нет —

Подождите, красный свет!

Желтый свет на пути —

Приготовьтесь идти!

Свет зеленый впереди —

Вот теперь переходи!

Младшая группа. Декабрь.

КАРТОЧКА 10

Наблюдение за животными

Цель: закреплять представление о детеныше собаки: внешний вид, движения, издаваемые звуки.

Ход наблюдения

Нет, не просто подарили

Очень славного щенка,

Он малюсенький пока...

Он идет смешной-смешной,

Путается в лапках,

Подрастет щеночек мой — станет он собакой.

Почему щенок смешной? (Короткие лапы и хвост, толстое туловище, слабенький, игривый.) Хотя щеночек маленький, слабенький, у него хороший слух, он выполняет команды.

Младшая группа. Декабрь.

КАРТОЧКА 11

Наблюдение за елью

Цели:

  • познакомить с деревом — елью;
  • обогащать и активизировать словарь детей.

Ход наблюдения

Подвести детей к ели. Вспомнить песенку, стихи о елочке. Рассказать, что ель — стройное дерево. Особенно красиво ель выглядит зимой, когда остальные деревья голые, а она зеленая и на ее ветвях иней. Елью можно постоянно любоваться, она украшает участок.

Ель очень полезное дерево, так как очищает воздух, помогает нам быть здоровыми.

Выросла елочка в лесу на горочке.

У нее иголки зимой в серебре.

У нее на шишках ледышки стучат,

Снежное пальтишко лежит на плечах.

Младшая группа. Декабрь.

КАРТОЧКА 12

Наблюдение за синицей

Цели:

  • закреплять представление о названии птицы, характерных признаках внешнего вида;
  • воспитывать желание ухаживать за птицами.

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на птицу с черной шапочкой на голове, белыми щечками, желтой грудкой — это синичка. Понаблюдать, как она будет клевать сало.

Напомнить детям, что птицам зимой трудно добыть корм, их надо подкармливать. Синички любят сало, семечки. Вспомнить о других прилетевших к кормушке птицах. Как их называют и чем они питаются?

Маленькая птичка — Желтогрудая синичка, По двору гуляет,

Крохи собирает.

Младшая группа. Декабрь.

КАРТОЧКА 13

Наблюдение за транспортом

Цель: знакомить с названием частей машины.

Ход наблюдения

Прейти с детьми к автобусной остановке и рассмотреть автобус, когда он подъедет к остановке.

Что за чудо этот дом —

Окна светятся кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином.

Понаблюдать, как к автобусной остановке подходят люди — пассажиры. Рассказать об основных частях автобуса.

Младшая группа. Декабрь.

КАРТОЧКА 14

Наблюдение за трудом инструктора по физической культуре

Цель: дать представление о том, что инструктор по физической культуре учит разнообразным движениям, ловкости, смелости.

Ход наблюдения

Понаблюдать с детьми проведение физкультурного занятия у детей старшей группы. Рассказать о деятельности инструктора по физической культуре, его роли в укреплении здоровья детей. Организовать совместную игру детей младшей и старшей групп (катание на санках с горки).

Младшая группа. Декабрь.

КАРТОЧКА 15

Экскурсия в зимний лес

Цели:

  • формировать знания о зависимости объектов и явлений в природе;
  • совершенствовать наглядно-образное мышление (расширяется
    круг представлений, появляется способность манипулировать
    ими, видоизменять).

Ход наблюдения

Идет волшебница-зима,

Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов...

А. Пушкин

Как изменились деревья, кустарники и почему? Важно, чтобы дети поняли, что изменения вызваны уменьшением солнечного света и тепла, наступлением холодов. Какие деревья вы знаете? Поупражнять в различении деревьев по веткам (2—3 шт.).

Младшая группа. Декабрь.

КАРТОЧКА 16

Наблюдение за березой

Цели:

  • расширять представления о дереве;
  • воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Ход наблюдения

Полюбоваться березкой. Рассказать, что в зимнее время она находится в состоянии покоя, отдыхает, так как очень холодно, мало света, вместо воды — снег. Объяснить детям, что в морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать лопатой по стволу, не наезжать  санками.

Младшая группа. Декабрь.

КАРТОЧКА 17

Знакомство с пешеходной дорожкой в зимнее время

Цели:

  • формировать представление о правилах поведения на улице;
  • воспитывать навыки ориентировки на местности.

Ход наблюдения

Пригласить детей на прогулку. Рассказать им о правилах дорожного движения, обратить внимание на дорожку, предназначенную Для пешеходов — это тротуар. Провести с детьми беседу о правилах Поведения и передвижения по тротуару.

Придя в детский сад, вспомните с детьми, как они себя вели, были ли внимательными. Еще раз вспомните о правилах пешеходов. В зимнее время года тротуары покрыты снегом, поэтому пешеходы идут Медленно, должны быть особенно внимательными.

Младшая группа. Январь.

КАРТОЧКА 1

Наблюдение за солнцем

Цели:

  • продолжать знакомство с природными явлениями;
  • дать понятие о признаках зимы.

Ход наблюдения

Январь — самый холодный месяц года со снегопадами и сильными морозами. На реках в это время самый толстый лед. Ветки на деревьях и кустарниках хрупкие. День продолжает убывать.

Предложить детям понаблюдать за солнцем. В каком месте оно поднимается по утрам? Отметить, какой сегодня день, солнечный или пасмурный? Прячется ли солнце за тучи? Как греет солнце? (Солнце светит, но не греет.)

Младшая группа. Январь.

КАРТОЧКА 2

Как одеты прохожие?

Цель: учить работать сообща, добиваться выполнения цели общими усилиями.

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на то, как одеты прохожие. Вспомнить, как они были одеты летом.

Снег сегодня белый-белый,

От него кругом светло.

Рукавички я надела,

В зимней шубе мне тепло.

Обратить внимание ребят, что люди прячут носы в воротники пальто от мороза, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть. Вместе с детьми послушать, как скрипит снег.

Младшая группа. Январь.

КАРТОЧКА 3

Наблюдение за свойствами снега

Цель: продолжать знакомство со свойствами снега (холодный, белый, хрустящий).

Ход наблюдения

Предложить детям взять снег руками, сделать вывод, что он холодный, поэтому надо надевать рукавички. Рассказать, что в холодную погоду лепить из снега нельзя, так как он рассыпается. Предложить детям походить по снегу и спросить, что они слышат. Отметить, что снег хрустит под ногами.

Раз шажок, два шажок — Под ногой снежок.

Младшая группа. Январь.

КАРТОЧКА 4

Наблюдение за снегопадом

Цель: формировать представление о состоянии воды.

Ход наблюдения

Привлечь внимание детей к падающему снегу: «Посмотрите, дети, как идет снег, как тихо падает он на землю. Куда он еще падает?» Предложить протянуть руки, посмотреть, как на них ложится снег. Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую красивую снежинку — большую и маленькую. Что происходит со снежинкой, когда они попадают на руки?

В январе, в январе

Много снега на дворе.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

Младшая группа. Январь.

КАРТОЧКА 5

Наблюдение за птицами

Цели:

  • закреплять желание детей заботиться о птицах;
  • изучать их повадки и особенности.
    Ход наблюдения

После новогоднего праздника вынести елку на участок, воткнуть ее в горку снега, залить водой, чтобы держалась крепче. Устроить «праздник» для птиц. На ветки прикрепить кисти рябины, кусочки несоленого сала (на веревочке). Под елку положить косточки с мясом для ворон. Вокруг елки посыпать песок, смешанный с зерном. Наблюдать, какие птицы какой корм будут клевать.

Младшая группа. Январь.

КАРТОЧКА 6

Наблюдение за деревьями

Цели:

  • формировать знания о жизни растений зимой;
  • воспитывать бережное отношение к природе.
    Ход наблюдения

Объяснить детям, что в морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо беречь, не ломать, не стучать лопаткой по стволу, не наезжать санками.

Младшая группа. Январь.

КАРТОЧКА 7

Наблюдение за березой и сосной

Цели:

— расширять представление детей о деревьях;

— воспитывать желание защищать и оберегать природу.
Ход наблюдения

Осмотреть участок, найти знакомые деревья: березку, сосну. Что есть у деревьев? (Ствол, ветки.) Отметить, что сосна зеленая, а береза без листьев. На каком дереве больше снега? (На сосне.)

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна.

Младшая группа. Январь.

КАРТОЧКА 8

Знакомство с правилами поведения пешеходов

Цели:

 продолжать закрепление знаний о правилах поведения на улице;

— развивать внимание и навыки ориентировки в пространстве.

Ход наблюдения

Пригласить детей на прогулку вокруг детского сада. Вспомнить, что они как пешеходы должны строго соблюдать правила дорожного движения: двигаться только по пешеходной дорожке (тротуару), не спешить, быть внимательным, идти по правой стороне, крепко Держать друг друга за руки, не кричать, слушать внимательно воспитателя.

Правила движения, все без исключения,

Знать должны зверюшки — барсуки и хрюшки,

Зайцы и тигрята, пони и котята.

Вам, ребята, тоже все их надо знать. Придя в детский сад, вспомнить с детьми, как они себя вели, были ли внимательны. Еще раз Напомнить о правилах пешеходов.

Младшая группа. Январь.

КАРТОЧКА 9

Наблюдение за снегирем

Цели:

  • помочь рассмотреть снегиря;
  • понаблюдать, как он поет, клюет зернышки подсолнечника;
  • обратить внимание детей на красивые перья.

Ход наблюдения

На прогулке около кормушки рассмотреть снегиря: обратить внимание на то, что тело птицы покрыто перьями: на грудке перья красные, на спинке — серые, а на головке — черные. У снегиря два крыла, и он летает; есть хвост, клюв, ноги с коготками.

Младшая группа. Январь.

КАРТОЧКА 10

Наблюдение за работой дворника

Цели:

  • воспитывать уважение к труду людей;
  • учить приходить на помощь окружающим.
    Ход наблюдения

На прогулке обратить внимание детей на работу дворника: «Посмотрите, как старается, убирает снег, расчищает дорожки, чтобы вам было где играть». Уточнить, что дворник выполняет свою работу хорошо, ловко действует лопатой и метлой. Подойти к дворнику и предложить детям рассказать, какие постройки есть у них на участке. Дворник объясняет, что постройки нужно беречь, не ломать их, а участок всегда содержать в порядке. Подсказать детям, что благодарить за работу можно не только словами, но и делами. Предложить помочь. Дворник показывает, как надо действовать лопатами, хвалит ребят за дружную хорошую работу.

Младшая группа. Январь.

КАРТОЧКА 11

Наблюдение за автобусом

Цель: знакомить с названиями частей машины.

Ход наблюдения

Пройти с детьми к автобусной остановке и рассмотреть автобус, когда он подъедет к остановке.

Что за чудо этот дом — Окна светятся кругом,

Носит обувь из резины И питается бензином.

Понаблюдать, как к автобусной остановке подходят люди — пассажиры. Рассказать об основных частях автобуса.

Младшая группа. Январь.

КАРТОЧКА 12

Наблюдение за ивой зимой

Цели:

  • наблюдать за ивой (как можно позаботиться о ней, чтобы не поломались гибкие ветки на морозе);
  • воспитывать бережное отношение к деревьям и кустам как к живому объекту.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как называется это дерево?
  • Чем оно отличается от других деревьев?
  • А чего зимой нет у ивы? Почему?
  • Что делают деревья зимой?
  • Как можно спасти их от сильного мороза? (Укрыть толстым
    слоем снега.)

Младшая группа. Февраль.

КАРТОЧКА 2

Наблюдение за синицей

Цель: знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку и проводит беседу.

Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-Тень!

Как хорош весенний день!» (Синица.)

  • Что это за птица?
  • Как она выглядит и какого она цвета?
  • Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?
  • Чем питаются синицы?
  • Как люди заботятся о них?
  • Когда отмечают «синичкин» день? (В ноябре.)

Младшая группа. Февраль.

КАРТОЧКА 3

Наблюдение за маршрутным такси

Цель: формировать представление о роли маршрутного такси, его назначении для людей.

наблюдения Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какие виды легковых автомобилей вы знаете?
  • Для чего нужны такси?

•Чем отличается маршрутное такси от других автомобилей?

Младшая группа. Февраль.

КАРТОЧКА 4

Наблюдение за березой и сосной

Цели:

  • расширять представление о деревьях;
  • воспитывать желание защищать и оберегать природу.
    Ход наблюдения

Осмотреть участок, найти знакомые деревья: березку, сосну. Что есть у деревьев? (Ствол, ветки.) Отметить, что сосна зеленая, а береза без листьев. На каком дереве больше снега? (На сосне.)

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой,

Повязалася сосна.

Младшая группа. Февраль.

КАРТОЧКА 5

Наблюдение за зимующими птицами

Цели:

  • закреплять знания о зимующих птицах;
  • формировать представление о добывании пищи зимующими
    птицами.

Ход наблюдения

Вновь разгулялась вьюга, Срывает снежные шапки. Совсем замерзла пичуга, Сидит, поджимая лапки.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Каких птиц называют зимующими?
  • Чем они питаются?
  • Каких зимующих птиц вы знаете?
  • Почему зимующие птицы не улетают на зиму в теплые края?

Младшая группа. Февраль.

КАРТОЧКА 6

Наблюдение за вороной

Цели:

 расширять представление р зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду;

~~ воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Шапочка серенькая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький,

А ходит босиком. (Ворона.)

  • Как зовут эту птицу?
  • Назовите особенности ее внешнего вида.
  • Чем она питается?
  • Есть ли у нее враги?
  • Младшая группа. Февраль.
  • КАРТОЧКА 7
  • Наблюдение «Следы на снегу»
  • Цель: учить определять следы: детские, взрослые, следы животных.
  • Ход наблюдения
  • Свежевыпавший снег белый и пушистый, на нем хорошо видны любые следы. По ним можно узнать, кто ходил, ездил, прилетали птицы или бегали зверьки. Определить, чьи следы видят дети, и предложить им оставить свои следы на снегу. Сравнить следы взрослого со следом ребенка.
  • Вышит снег красивой строчкой,
  • Словно белая сорочка.
  • Папу я зову во двор:
  • Погляди, какой узор!
  • Смотрит папа сверху вниз:
  • — Тут письмо тебе, Денис!
  • Пишут птицы и зверюшки:
  • «Сделай нам, Денис, кормушки».
  • Обсудить с детьми это стихотворение. Как папа узнал, кто написал письмо Денису? Вместе с детьми насыпать корм в кормушку.

Младшая группа. Февраль.

КАРТОЧКА 8

Наблюдение «Птицы зимой»

Цели:

  • закреплять желание заботиться о птицах;
  • уточнять знания об их повадках.

Ход наблюдения

Дети выходят на прогулку и сразу же отправляются к кормушке Для птиц. Какие птицы первыми прилетели к кормушке? Чем они клюют зернышки? (Клювом.) Как они кричат? Рассказать, что зимой птицам голодно, нет мошек, червячков, и они очень благодарны Детям за заботу.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

«Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою: чик-чирик!»

Младшая группа. Февраль.

КАРТОЧКА 9

Наблюдение на участке за растительностью

Цели:

  • формировать знания о жизни растений зимой;
  • воспитывать бережное отношение к природе.
    Ход наблюдения

Обратить внимание детей на обилие снега. Он и на земле, и на деревьях, и даже кажется, что он в воздухе. А какие деревья растут на участке? (Елка, березка, рябинка.) Хорошо ли деревьям от того, что на их ветках много снега? Хорошо, потому что снег, как шуба, спасает от сильных морозов, плохо — от тяжести, ветки могут сломаться. Деревья зимой спят.

Деревья зимою пронизаны ветром,

И стужей самою,

И старые сосны, и острые ели,

Встают, как солдаты,

Навстречу метели.

Младшая группа. Февраль.

КАРТОЧКА 10

Наблюдение за снегопадом

Цель: формировать представление о разнообразии состояния воды.

Ход наблюдения

Во время снегопада предложить детям рассмотреть снежинки, падающие на одежду. Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую большую снежинку, затем самую маленькую, рассмотреть их. Предложить малышам вытянуть руку и поймать снежинку. Снежинка на руке растаяла.

Предложить детям вытянуть руку в варежке, а как только сядет снежинка — подуть на нее: пусть летит.

Младшая группа. Февраль.

КАРТОЧКА 11

Наблюдение за ветром

Цель: продолжать формировать знания об одном из признаков зимы — метели.

Ход наблюдения

Понаблюдать, как ветер поднимает с земли снег. Объяснить детям, что это метель.

Обратить их внимание на то, что ветер переносит снег с одного места участка на другое.

Младшая группа. Февраль.

КАРТОЧКА 12

Наблюдение за небом

Цель: формировать представление о небе.

Ход наблюдения

Предложить детям понаблюдать за облаками, напомнив, что облака состоят из капелек воды. Всегда ли облака бывают одинаковыми? Чем отличаются облака в солнечную погоду от облаков перед снегопадом? Быстро двигаются облака или медленно? Предложить каждому выбрать понравившееся облако и проследить, куда оно плывет.

Облака, белокрылые лошадки,

Облака, куда вы мчитесь без оглядки?

Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,

А по небу прокатите нас, облака.

Младшая группа. Март.

КАРТОЧКА 1

Наблюдение за снегом

Цель: продолжать знакомить детей с природным явлением — снегом.

Ход наблюдения

Выйти с детьми на прогулку и внимательно посмотреть вокруг себя. Что вы заметили? Все заметено белым снегом. Снег на солнце искрится, даже глазам больно. Предложить детям походить по снегу и послушать, как он скрипит. Может он «возмущается», что мы ходим по нему и топчем его? А может он «рассказывает» нам о чем-то? Выслушать рассказы детей.

Падал снег, сыпал снег, а потом устал...

  • Чем же, снег, снег-снежок, на земле ты стал?
  • Для озимых стал я периной теплою,
    Для сосенок — кружевною периною,
    Для зайчишек стал — подушкой пуховою,
    Для детишек — их любимою игрой.
  • Младшая группа. Март.
  • КАРТОЧКА 2
  • Наблюдение за небом
  • Цели:
  • ~ продолжить знакомство с различными природными явлениями;
  • — научить отличать состояния неба (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи).
  • Ход наблюдения
  • Предложить детям посмотреть на небо. Отметить, какое оно (чистое, голубое), значит, погода ясная, солнечная. А если небо закрыто тучами, какое оно? (Хмурое, серое, нерадостное.) Какая погода? (Пасмурная.) А если подует ветер, что случится с тучами? (Ветер их разгонит, погода изменится, и мы увидим солнце.) Дуют ветры, ветры буйные, Ходят тучи, тучи ясные.

Младшая группа. Март.

КАРТОЧКА 3

Наблюдение за проезжающим транспортом

Цели:

  • закреплять названия частей машины (кузов, кабина, колеса, руль);
  • отмечать большое разнообразие машин, их назначение;

— воспитывать уважение к труду.

Ход наблюдения

При выходе на прогулку обратить внимание на продуктовую машину, стоящую возле кухни, отметить ее основные части и назначение — привозит продукты в детский сад. Далее понаблюдать за проезжающим автотранспортом. Машины какие? Легковые и грузовые. Грузовые автомобили, их назначение. Какие грузы перевозят грузовые машины? Какие машины вы знаете? Их назначение. А автобусы для чего нам нужны? (Перевозить пассажиров по городу.) А еще существуют специальные машины. Предложить детям их назвать. («Скорая», пожарная, милицейская, машина для поливки улиц.) Рассказать о их назначении. Спросить, у кого папа работает водителем.

На улице нашей машины, машины —

Машины-малютки, машины большие.

Спешат грузовые, фырчат грузовые, Торопятся, мчатся, как будто живые. У каждой машины дела и заботы Машины выходят с утра на работу.

Младшая группа. Март.

КАРТОЧКА 4

Наблюдение «Следы на снегу»

Цель: продолжать обучение в определении следов на снегу: детские, взрослые, следы птиц и животных.

Ход наблюдения

Кругом лежит белый, пушистый снег, идя по которому ты оставляешь следы. По следам можно узнать, кто ходил, ездил, были здесь птички или зверьки. Рассмотреть вместе с детьми на участке следы, определить, чьи они. Предложить детям оставить свои следы на снегу, сравнить следы взрослого и ребенка.

Младшая группа. Март.

КАРТОЧКА 5

Наблюдение за снегирем

Цели:

  • закреплять знания детей о птичьих повадках, их внешнем виде;
  • вызывать желание заботиться о птицах.

Ход наблюдения

Выйти с детьми на прогулку, подойти к рябине, показать снегиря.

От простуд он не страдает, не страшится зимних вьюг

И к зиме не улетает на далекий знойный юг.

Пусть покроют снега груды и пригорок и пустырь,

Рад красавец красногрудый — житель

Севера — снегирь.

Отметить, какой красивый снегирь. (Черная головка, красная грудка.) Положить в кормушку ягоды рябины. Понаблюдать, как расправляется с ягодами: выклевывает семена, а мякоть бросает на землю. Птицам зимой холодно и голодно, поэтому надо заботиться о них, оберегать.

Младшая группа. Март.

КАРТОЧКА 6

Наблюдение за проезжей частью

Цели:

  • закреплять знания о проезжей части дороги — шоссе;
  • отмечать большое разнообразие машин, их названия;
  • формировать представление о правилах дорожного движения. Ход наблюдения

Вместе с детьми совершить экскурсию к проезжей части дороги и понаблюдать за движением автомобилей. Объяснить, что детский сад и дома могут находиться рядом с большой дорогой. Это — шоссе.

Как река, проспект широк, Здесь плывет машин поток.

Спросить детей, какие машины есть на шоссе. Грузовые и легковые — их назначение. Обратить внимание детей на то, что водители строго соблюдают правила дорожного движения. При гололеде машины передвигаются медленно из соображения безопасности.

Младшая группа. Март.

КАРТОЧКА 7

 Наблюдение за сосульками

Цели:

  • познакомить с различными явлениями природы;
  • показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
    Ход наблюдения

Что растет вниз головой? (Сосулька.) Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне. Почему? С южной стороны снег подтаивает и стекает капельками, сосульки не успевают Упасть и замерзают. Вырастает сосулька в морозную погоду, а в теплую уменьшается. Сосульки начинают «плакать». Найдите место, куда капают капельки. Чем оно отличается от соседних участков? Откуда произошло слово «капель»?

Сосулька — замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Предложить посмотреть вокруг через сосульку.

Сели дети на карниз и растут все время вниз? (Сосульки.) Почему сосульки «растут» кончиком вниз? Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.

Шаловливые сосульки сели на карниз,

Шаловливые сосульки посмотрели вниз.

Надоело им свисать, стали капельки бросать.

Целый день идет трезвон: «Кап-кап-кап! Дон-дон-дон!»

Младшая группа. Март.

КАРТОЧКА 8

Наблюдение за рябиной

Цель: расширять знания о живой природе.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Что это за дерево? (Рябина.)
  • Дерево стоит какое? (Красивое, листья опали, остались висеть
    гроздья красных ягод.)
  • Какую пользу приносит рябина? (Ее плодами зимой подкармливают птиц.)

Эти камушки, рубиновые

И ягодки рябиновые

На холмах и на равнинах

Одевают кисти на рябинах

Младшая группа. Март.

КАРТОЧКА 9

Приметы ранней весны

Цели:

  • закреплять знания о времени года;
  • изучать приметы ранней весны.

Ход наблюдения

В солнечный мартовский день обратить внимание на приметы весны: яркое ослепительное солнце, высокое небо, легкие белые облака. С южной стороны на солнышке снег подтаивает, и появляются сосульки. Снег стал рыхлым и влажным — из него можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу.

Скоро-скоро быть теплу —

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба.

Надоела нам зима, уходи зима сама!

В марте солнышко печет, в марте с крыш вода течет,

И расцвел подснежник в срок — самый первый наш цветок.

Добрый март, весь мир согрей, ты всех месяцев милей!

Младшая группа. Март.

КАРТОЧКА 10

Наблюдение за березой и елью

Цели:

  • расширять представления детей о деревьях;
  • воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Ход наблюдения

Тонкая березка, ростом невеличка,

Словно у подростка, у нее косички!

Деревце на славу за год подросло!

До чего ж кудряво, до чего бело!

Живет в лесу красавица, зеленая, колючая.

Под Новый год нарядная к нам в комнату войдет.

Меня всегда в лесу найдешь,

Пойдешь гулять и встретишь:

Стою колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

Младшая группа. Март.

КАРТОЧКА 11

Наблюдение за работой дворника

Цели:

  • продолжать воспитывать уважение к труду взрослых;
  • учить приходить на помощь окружающим.

Ход наблюдения

Обратить внимание детей на убранную территорию. Рассказать им об особенностях работы дворника, ее необходимости людям. Вызвать у детей желание соблюдать чистоту.

Младшая группа. Март.

КАРТОЧКА 12

Наблюдение за природой

Цель: при знакомстве с деревьями учить постепенно запоминать их, находить отличительные признаки, называть отдельные части.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки. (Березы.)

  • Почему вы думаете, что это именно березы?
  • Какого цвета ствол у березы?
  • Как свисают у березы веточки?
  • Какую пользу приносит береза?

Младшая группа. Март.

КАРТОЧКА 13

Наблюдение за снегирями и свиристелями

Цели:

  • углублять и пополнять знания о жизни птиц в зимний период;
  • вызывать желание заботиться о них.

Ход наблюдения

На деревьях появились красногрудые снегири и свиристели. Они летают стаями. Таежные жители, они неторопливо лущат семена ясеня, плоды рябины. Рассмотреть и найти различие в птицах. (Самцы у снегирей яркие, самочки серые, невзрачные.)

Чернокрылый, ясногрудый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут.

Младшая группа. Март.

КАРТОЧКА 14

Наблюдение за деревьями в морозный день

Цели:

  • расширять знания о растительном мире;
  • воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения

Подойти к вербе, елке. Объяснить детям, что в морозные дни ветки кустов и деревьев очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать: не стучать лопатой по стволу, не наезжать санками, не играть близко у ствола. Предложить детям посмотреть, есть ли зеленая травка под снегом? Раскопать снег. Напомнить, что если на ветках деревьев много снега, его нужно стряхнуть, иначе ветки могут обломиться.

Под снегом спят кусты и сад,

И пруд, и огород.

Младшая группа. Апрель.

КАРТОЧКА 1

Наблюдение за набуханием почек на деревьях

Цели:

— закреплять умение понимать зависимость объектов и явлений
в природе;

— вызывать радостные чувства.

Ход наблюдения

Посмотреть, как набухают почки на деревьях. Понюхать их, осторожно потрогать руками.

Набухают почки,

Пробиваются листочки,

Начинают муравьи

Поправлять дворцы свои. Г. Ладонщиков

Младшая группа. Апрель.

КАРТОЧКА 2

Наблюдение за птицами весной

Цели:

  • познакомить с жизнью птиц весной;
  • воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

Ход наблюдения

С приближением весны к кормушке больше не прилетают синички, остались только воробьи и голуби. Наблюдать за появлением грача. Грач большой, черный, у него светлый клюв. Он кричит «гра-гра», отсюда его название. Сравнить с вороной.

Капли падают с крыши, Всюду пахнет весной. Небо кажется выше, Звонче воздух лесной. В поле снег синеватый Подмывает вода. Грач — разведчик крылатый — Теребит провода.

Младшая группа. Апрель.

КАРТОЧКА 3

Наблюдение за проталинами и зеленой травой

Цель: закреплять умение понимать зависимость явлений в природе.

Ход наблюдения

Наблюдать за появлением проталин и зеленой травой (где проходит теплотрасса).

Рассмотреть росточки, они нежные, светло-зеленые. Рассмотреть пушистые серебристые почки ивы, срезать несколько веток и поставить в уголок природы. Отгадать загадку «Белые овечки скачут по свечке». (Ветка вербы с цветочными почками.)

Уж верба пушистая

Раскинулась кругом.

Опять весна душистая

Повеяла крылом. А. Фет

Младшая группа. Апрель.

КАРТОЧКА 4

Наблюдение за растениями и кустарниками

Цели:

— закреплять представление о том, что любое дерево и кустарник — живое существо;

— воспитывать бережное отношение к природе.
Ход наблюдения

Проверить, как перезимовали деревья. Воспитатель задает детям вопросы.

  • Каково состояние кроны деревьев на участке?
  • Какие еще произошли изменения?
  • Как страдают деревья от загрязнения воздуха? (Отмирают ветви
    по краям кроны.)
  • Младшая группа. Апрель.
  • КАРТОЧКА 5
  • Наблюдение за тополем весной
  • Цель: расширять знания о том, что деревья и кустарники живые, весной от тепла пробуждаются почки, распускаются листочки.
  • Ход наблюдения
  • Рассмотреть толстые ветки тополя, его крупные почки и цилиндрические сережки. Напомнить детям, что в группе у них уже есть листья, которые хорошо пахнут. Спросить: «Почему в комнате на ветках появились листья, а на улице только почки?»
  • Эти маленькие почки
  • Распечатает весна.
  • А пока в них спят листочки
  • И растут во время сна.

Младшая группа. Апрель.

КАРТОЧКА 6

Наблюдение за елочкой

Цели:

  • закреплять умение находить и описывать данное дерево;
  • учить выделять дерево из группы других на основе внешних
    признаков.

Ход наблюдения

Рассмотреть красавицу-елочку на прогулке. Спеть ей добрую песенку, прочитать стихи, поводить хороводы.

Ели на опушке — до небес макушки —

Слушают, молчат, смотрят на внучат.

А внучата-елочки, тонкие иголочки,

У лесных ворот водят хоровод.

И. Токмакова

Младшая группа. Апрель.

КАРТОЧКА 7

Наблюдение за насекомыми

Цель: формировать реалистические представления о природе.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, задает вопросы.

С хоботом, а не слон. Не птица, а летает. Никто не приучает, А на нос садится. (Муха.)

  • Как выглядит муха?
  • Как мухи ходят по потолку? (Мухи имеют липкие волосатые
    подушечки на ногах; поскольку муха легкая, а сила сцепления подуше
    чек с любой поверхностью очень велика, то муха в состоянии удер
    жаться практически везде.)
  • Почему мух называют вредными насекомыми?
  • Какой вред приносят мухи? (Разносят микробы.)
  • Как размножаются мухи? (Откладывают яйца.)
  • Где мухи откладывают свои яйца? ( В навозе, мусоре.)
  • Какие враги есть у мух? (Пауки, стрекозы.)
  • Для чего мухам служит хоботок? (Для захватывания пищи.)
  • Сколько глаз у мухи? (Два вида глаз — простые и сложные: они
    могут видеть одновременно впереди, сзади и внизу.)

Младшая группа. Апрель.

КАРТОЧКА 8

Наблюдение за транспортом

Цель: расширять знания о транспорте.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Какие виды машин вы знаете? (Легковые, грузовые, автокраны,
    лесовоз, автобус.)
  • Чем легковые машины отличаются от грузовых? (На легковых машинах и автобусах перевозят людей, а на грузовых разные грузы.) В чем сходство легковых и грузовых машин? (У них есть фары, руль, мотор, сиденье, колеса передние и задние.)

Едем, едем мы домой

На машине легковой.

Младшая группа. Апрель.

КАРТОЧКА 9

Наблюдение за птицами

Цель: расширять знания о птицах, прилетающих на участок детского сада.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Чем воробей отличается от голубя? (Воробей меньше, окрас серый; голубь больше, окрас белый и сизокрылый.)
  • Чем отличается крик воробья от крика голубя? (Воробей чирикает «чик-чирик», а голубь воркует «гуль-гуль-гуль».)
  • Какую пользу приносят воробьи? (Они поедают вредных насекомых, комаров и мошек.)

Отметить, что голуби ходят по земле, летают, сидят на крыше (иногда на деревьях). Воробьи прыгают — как на пружинках, летают, сидят на деревьях. Предложить детям попрыгать, как воробушки, и походить важно, покачивая головой и часто переступая ногами, как голуби.

Младшая группа. Апрель.

КАРТОЧКА 10

Наблюдение за собакой

Цель: расширять знания о животном мире.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост — колечком. (Собака.)

  • Кто это? (Собака.)
  • Какая по величине? (Большая, маленькая.)
  • Какая шерсть у собаки? (Гладкая, серая, короткая.)
  • Кто заботится о собаке? (Хозяин.)

Прочитать детям рассказ К. Ушинского «Играющие собаки» и обсудить его.

Младшая группа. Май.

КАРТОЧКА 1

Наблюдение за состоянием природы

Цели:

~ формировать представление о состоянии природы весной (тепло, много зеленой травки, цветов; летают бабочки, жуки; дети легко одеты и играют с песком и водой);

  • обогащать и активизировать словарь;
  • вызвать радостные переживания от общения с природой.

Ход наблюдения

Очень добрым, очень светлым. Золотистым, ясным днем

Мы поедем в гости к лету,

В гости к солнышку пойдем. Земляникой и цветами

Встретят нас и лес и луг,

Наши песни вместе с нами

Будут птицы петь вокруг.

Рано утром яркий лучик

Зазвенит в густой листве,

Речка плавать нас научит,

Ветер — бегать по реке. К. Ибраев

Младшая группа. Май.

КАРТОЧКА 2

Экскурсия в лес

Цели:

  • познакомить с весенними явлениями природы в лесу (распускаются листья на деревьях, оживают муравейники, появляются первые цветы);
  • показать, что лес — это «многоэтажный дом», в котором на разных этажах живут растения и животные, нужные друг другу;
  • научить правильно вести себя в лесу, не нарушать его жизни;
  • сформировать интерес к природе, умение видеть ее красоту, желание сохранять все живое;
  • привить чувство «дома»: лес — это дом для человека, где он отдыхает, набирается сил и красоты, собирает дары леса (грибы, ягоды, орехи).

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадки.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт...

Заходи в зеленый дом —

Чудеса увидишь в нем. (Лес.)

Дом открыт со всех сторон.

В доме — тысяча колонн.

Над колоннами — шатры,

Под колоннами — ковры.

Тут живут и на коврах,

И в колоннах, и в шатрах. (Лес.)

Младшая группа. Май.

КАРТОЧКА 3

Наблюдение за солнцем

Цели:

— формировать представление о том, что когда светит солнце — на улице тепло;

— поддерживать радостное настроение.

Ход наблюдения

В солнечный день предложить детям посмотреть в окно.

Смотрит солнышко в окошко, Смотрит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки, Очень рады солнышку.

Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду,  солнышко и тепло. Солнце огромное, раскаленное. Обогревает всю землю, посылая ей лучи. Вынести на прогулку маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они Поиграли с ним. Навести луч на стену. Солнечные зайчики играют

на стене. Поманить их пальчиком, пусть бегут к тебе. Вот он, светленький кружок, вот, вот, левее, левее. Убежал на потолок. По команде «Ловите зайчика!» дети пытаются поймать его.

Младшая группа. Май.

КАРТОЧКА 4

Весна в жизни лесных зверей

'Цель: расширять представления о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные (медведь, еж), насекомые, которые зимой спали; все устраивают свой гнезда, норы, выводят потомство.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Как медведица проводит зиму?
  • Кто рождается в берлоге?
  • Чем питаются медведи весной?
  • Как медведи забавляются?

Без забот и без тревог

Спал медведь в своей берлоге. Спал всю зиму до весны

И, наверно, видел сны.

Вдруг проснулся косолапый, Слышит: каплет — вот беда!

В темноте пошарил лапой И вскочил — кругом вода. Заспешил медведь наружу: Заливает — не до сна! Вылез он и видит лужи, Тает снег... Пришла весна.

Г. Ладонщиков

Младшая группа. Май.

КАРТОЧКА 5

Чем питается божья коровка?

Цель: рассказать о том, что жучок — хищник, поедает очень маленьких букашек (тлю).

Ход наблюдения

Воспитатель организовывает наблюдение различными способами. Например, предлагает детям найти такие растения, на которых есть тля и божьи коровки, или помещает часть растения в прозрачный сосуд и пускает в него одного-двух жучков. В процессе беседы уточняет, что хищник — это всякое животное (крупное или мелкое), которое питается другими животными.

Младшая группа. Май.

КАРТОЧКА б

Экскурсия «Зеленый детский сад»

Цели:

  • формировать бережное отношение к растениям;
  • закреплять представления о растениях.

Ход экскурсии

Желательно запланировать экскурсию, когда появятся первые рост-1 ки овощей и цветов. К проведению экскурсии привлекаются один-два ребенка из старшей группы. К встрече с малышами их готовят заранее (придумываются рассказ, вопросы малышам). Воспитатель говорит о том, что не только малыши заботятся о зеленых друзьях, но и дети постарше тоже помогают растениям, стараются вырастить новые. Благодаря этому открыт «Зеленый детский сад» — особое место, где живут и растут растения-малыши. Воспитатель предлагает посетить «Зеленый детский сад». Дети рассказывают, какие растения (овощи и цветы) они решили вырастить, показывая картинки взрослых растений; объясняют, что любое растение можно вырастить из семян; показывают семена посаженных растений. Все рассматривают побеги. Старшие дети спрашивают малышей, какие овощи они знают, какие цветы есть у них в группе, как они помогают своим растениям. В завершение старшие дети приглашают малышей посещать их «Зеленый детский сад».

Младшая группа. Май.

КАРТОЧКА 7

Наблюдение за деревьями и кустарниками

Цель: формировать бережное отношение к растениям.

Ход наблюдения

Осмотреть деревья и кустарники на участке (до начала сокодвижения), в присутствии детей удалить поврежденные и сухие ветки. Объяснить, зачем это делается.

Плакала Снегурочка, зиму провожая.

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники — снегурочкины слезы.

Г. Ладонщиков

Младшая группа. Май.

КАРТОЧКА 8

Наблюдение за коровой

Цель: сформировать конкретное представление о корове как домашнем животном.

Ход наблюдения

Воспитатель читает детям потешку.

Рано-рано поутру пастушок: «Ту-ру-ру-ру!» А коровка вслед ему: «Му-му-му, му-му-му».

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Кто это? (Корова.)
  • Где она живет? (В коровнике.)
  • Что она дает людям? (Молоко.)
  • Как человек ухаживает за коровой? (Пастухи пасут коров на пастбище; доярки ухаживают за коровами, кормят их сеном, доят утром и вечером, а молоко отправляют в магазин и детские сады ветеринарный врач лечит коров.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека наблюдений

картотека наблюдений  на прогулке для старших дошкольников...

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе

Конспекты наблюдений на прогулке в старшей группе...

картотека наблюдений

Педагогам для проведения прогулок....

Картотека наблюдений за погодой

В своей работе я стараюсь упорядочить знания и накопленный материал и упростить работу, поэтому создаю разные "шпаргалки"...

картотека наблюдений на прогулке старшая и подготовительная группа

картотека по всем временам года, художественное слово и дидактическая игра...

Картотека наблюдений 2 младшая Осень

Здесь размещен материал наблюдений на прогулках на 3 месяца осени...