Рабочая программа в старшей группе
методическая разработка (старшая группа) на тему
Рабочая программа для дошкольников старшей группы детского сада
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_4_gruppa.docx | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №18 комбинированного вида»
Рабочая программа
старшей группы №4
на 2015-2016 учебный год
Составила: воспитатель
Вазакина Н.В.
Саранск 2015
I. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей 5 – 6 лет разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МДОУ «Детский сад №18 комбинированного вида».
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса группы от 5 до 6 лет муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 18 Республики Мордовии города Саранска.
Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми группы обеспечивает:
социально – коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно – эстетическое развитие;
физическое развитие.
от 5 до 6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Наш детский сад работает по программе «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе.
Цели и задачи реализации программы:
Цель реализации основной общеобразовательной программы дошкольного общего образования – обеспечение выполнения требований ФГОС ДО.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, предметным миром. Происходит приобщение к культуре и к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому программа «Детство» создана авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации – индивидуализация личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного
практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и
коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Это станет возможно, если взрослые будут нацелены на:
развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности;
создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа Детство, разработанная на основе ФГОС дошкольного образования, ориентирована на:
охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания,
пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и
и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, иници
ативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей;
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Приоритетными задачами развития и воспитания детей по программе «Детство» являются:
укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобрази
тельным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Особенности содержания программы «Детство»
Содержание программы «Детство» человекоориентированно и направлено на воспитание гуманного отношения к миру (В.И. Логинова).
Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно–образовательное содержание становится основой для развития
познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства.
Доступное содержание культуры раскрывается дошкольнику в своем объектном, ценностном, и деятельностно-творческом выражении. В каждом разделе программы предусматривается действие общего механизма: происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе.
Принципы и подходы к формированию программы «Детство»
Программа Детство – программа, ориентированная на современного ребенка
Принципы разработаны на основе Стандарта:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных
работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей базового уровня системы общего образования с целью формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок
учебной деятельности.
Учитываются возраст детей и необходимость реализации образовательных задач в определенных видах деятельности.
Для детей дошкольного возраста это:
игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие
виды игры);
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними; восприятие художественной литературы и фольклора);
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
изобразительная (рисования, лепки, аппликации);
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах);
двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка.
Для успешной реализации Программы учитываются психолого-педагогические условия:
уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки,
уверенности в собственных возможностях и способностях;
использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности
каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
защита детей от всех форм физического и психического насилия;
поддержка Организацией и педагогами родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Принципы подхода к формированию рабочей Программы
Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Основные принципы построения и реализации программы
научной обоснованности и практической применимости;
единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственнное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
комплексно-тематического построения образовательного процесса;
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образовании.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ
Старший дошкольный возраст (5–6 лет). Ребёнок 5–6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения — формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.) Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, кото
рыми ребёнок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду, как принцесса» и т.д. В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняю успешностью того или иного ребёнка в игре.
В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения).
Существенные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримерная).
Игровые действия становятся разнообразными. Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Более совершенной становится крупная моторика. Ребёнок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков — более порывистые, у девочек – мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка.
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку семь—десять тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способ-
ность ребёнка ориентироваться в пространстве. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства.
В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5–6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.
Действия воображения — создание и воплощение замысла — начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.
На шестом году жизни ребёнка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.
Круг чтения ребёнка 5–6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением.
Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5— 6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей.
В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение).
1.2. Планируемые результаты освоения программы.
К шести годам
Проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.
Понимает эмоциональные состояния взрослых и других детей, выраженные в мимике, пантомимике, действиях, интонации речи, проявляет готовность помочь, сочувствие. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения.
Высказывает свое мнение о причинах того или иного эмоционального состояния людей, понимает некоторые образные средства, которые используются для передачи настроения в изобразительном искусстве, музыке, в художественной литературе.
Дети могут самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместной деятельности, определять общий замысел, распределять роли, согласовывать действия, оценивать полученный результат и характер взаимоотношений.
Стремится регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других людей. Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению других детей.
Может предварительно обозначить тему игры; заинтересован совместной игрой. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров умеют объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру.
Проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм; в играх с готовым содержанием и правилами действуют в точном соответствии с игровой задачей и правилами.
Имеет богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные виды суждений об окружающем.
Пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
Проявляет интерес к физическим упражнениям. Правильно выполняет физические упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку. Может самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения.
Самостоятельно выполняет основные культурно-гигиенические процессы (культура еды, умывание, одевание), владеет приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки. Самостоятельно замечает, когда нужно вымыть руки или причесаться. Освоил отдельные правила безопасного поведения, способен рассказать взрослому о своем самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно избегать.
Проявляет уважение к взрослым. Умеет интересоваться состоянием здоровья близких людей, ласково называть их. Стремится рассказывать старшим о своих делах, любимых играх и книгах. Внимателен к поручениям взрослых, проявляет самостоятельность и настойчивость в их выполнении, вступает в сотрудничество.
Проявляет интеллектуальную активность, проявляется познавательный интерес. Может принять и самостоятельно поставить познавательную задачу и решить её доступными способами. Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность, с удовольствием экспериментирует.
Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, интересуется событиями прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами, животным и растительным миром. Фантазирует, сочиняет разные истории, предлагает пути решения проблем.
Знает свое имя, отчество, фамилию, пол, дату рождения, адрес, номер телефона, членов семьи, профессии родителей. Располагает некоторыми сведениями об организме, назначении отдельных органов, условиях их нормального функционирования.
Охотно рассказывает о себе, событиях своей жизни, мечтах, достижениях, увлечениях. Имеет положительную самооценку, стремится к успешной деятельности.
Имеет представления о семье, семейных и родственных отношениях, знает, как поддерживаются родственные связи, как проявляются отношения любви и заботы в семье, знает некоторые культурные традиции и увлечения членов семьи. Имеет представление о значимости профессий родителей, устанавливает связи между видами труда.
Имеет развернутые представления о родном городе. Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной.
Имеет некоторые представления о природе родной страны, достопримечательностях России и родного города, ярких событиях ее недавнего прошлого, великих россиянах. Проявляет интерес к жизни людей в
других странах мира. Стремится поделиться впечатлениями о поездках в другие города, другие страны мира.
Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.
Соблюдает установленный порядок поведения в группе, ориентируется в своем поведении не только на контроль воспитателя, но и на самоконтроль на основе известных правил, владеет приемами справедливого распределения игрушек, предметов. Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляют последствия своих неосторожных действий для других детей. Стремится к мирному разрешению конфликтов. Может испытывать потребность в поддержке и направлении взрослого в выполнении правил поведения в новых условиях.
Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия,
способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым и действовать по нему без напоминания, способен аргументировать свои суждения, стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
II. Содержательный раздел
2.1. Учебный план
Направления развития | Виды детской деятельности | Формы образовательной деятельности | Продолжительность и количество в неделю |
Физическое развитие | Двигательная, коммуникативная, познавательно–исследовательская, игровая, музыкально–художественная. | Подвижные игры, игровые упражнения, спортивные игры и упражнения, двигательная активность на прогулке, физкультурные занятия, гимнастика, физкультминутки, игры-имитации, физкультурные досуги и праздники, эстафеты, соревнования, дни здоровья, туристические прогулки, экскурсии. | 25 мин. 3 раза в неделю |
Речевое развитие | Коммуникативная, познавательно- исследовательская, игровая, чтение худ. литературы, музыкально- художественная, продуктивная, трудовая, двигательная. | Беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, творческие, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание худ. произведений, театрализация, составление и отгадывание загадок, досуги, праздники и развлечения. | 25 мин. 1 раз в неделю |
Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование. | Коммуникативная, продуктивная, познавательно–исследовательская, игровая. | Беседы, дидактические игры, игровые проблемные ситуации, рассматривание картин и иллюстраций. | 25 мин. 1 раз в неделю |
Математическое развитие | Игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская. | Дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, беседы, игровые ситуации. | 25 мин. 1 раз в неделю |
Рисование | Продуктивная, чтение худ. литературы, музыкально- художественная, коммуникативная. | Реализация проектов, игровые упражнения, беседа, дидактические игры. | 25 мин. 1 раз в неделю |
Аппликация | Коммуникативная, трудовая, игровая, музыкально–художественная. | Беседы, слушание художественных произведений, игровые проблемные ситуации, чтение, разучивание стихов, драматизация, театрализация, викторины | 25 мин. 1 раз в 2 недели |
Лепка | Коммуникативная, трудовая, игровая, музыкально–художественная. | Беседы, слушание художественных произведений, игровые проблемные ситуации, чтение, разучивание стихов, драматизация, театрализация, викторины | 25 мин. 1 раз в неделю |
Музыкальная деятельность | Музыкально–художественная, двигательная, коммуникативная, познавательно–исследовательская, игровая. | Слушание, импровизация, исполнение, музыкально- дидактические, подвижные игры, концерты, досуги, праздники и развлечения. | 25 мин. 2 раза в неделю |
Чтение художественной литературы | Коммуникативная, познавательно- исследовательская, музыкально- художественная. | Беседы, слушание художественных произведений, игровые проблемные ситуации, чтение, разучивание стихов, драматизация, театрализация, викторины. | 25 мин. 1 раз в неделю. |
Конструирова ние | Игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная. | Игровые упражнения, дидактическая игра, рассматривание картин, наблюдение, рассматривание объектов природы. | 25 мин. 1 раз в 2 недели. |
Обучение грамоте | Коммуникативная, продуктивная, игровая, трудовая. | Совместное действие, игровое упражнения, рассматривание иллюстраций и картин. | 25 мин. 1 раз в неделю. |
Познание предметного и социального мира.
| Игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная. | Игровые упражнения, дидактическая игра, рассматривание картин, наблюдение, рассматривание иллюстраций. | 25 мин. 1 раз в 2 недели. |
Освоение безопасного поведения | Игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная. | Совместное действие, игровое упражнения, рассматривание иллюстраций и картин. | 25 мин. 1 раз в 2 недели. |
2.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в старшей группе.
Направление развития | Методические пособия | Наглядно–дидактические пособия | Рабочая тетрадь |
Физическое развитие | Подольская Е.И. Физическое развитие детей 2-7 лет. Сюжетно-ролевые занятия. Л. И. Пензулаева Фuзкультурные занятuя в детском саду. Физическое воспитание дошкольников. Автор В.Н.Шебеко. Азбука физминуток для дошкольников. В.И.Ковалько | Кольцеброс, обручи, ленточки, мешочки с песком, кегли, мячи, прыгалки, мячики для гимнастики, большие надувные мячи. | |
Речевое развитие | О.С.Ушакова. Развитие речи детей 5–7 лет. Михина Е. Н. Развивающие игры для детей 2-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2013; | Игры на различную тематику, сигнальные карточки, раздаточный материал на темы: «Дикие животные», «Домашние животные», картины для составления описательного рассказа, сюжетного рассказа. | |
Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование. | С.Н.Николаева. Методика экологического воспитания в детском саду. | Настольная игра «Кто и где живет», раздаточный материал на тему « Насекомые», «Цветы», «Деревья», сигнальные карточки, дидактические игры «Угадай по лепестку», «Узнай деревья по листку» | |
Математическое развитие | Раз–ступенька, два–ступенька. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. | Счетный материал, геометрические фигуры, полоски бумаги разной формы, наглядный материал, матрёшки, предметные картинки, | Раз–ступенька, два–ступенька. Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. Солнечные ступеньки |
Рисование | Н.Н.Леонова. Художественно–эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Т.С.Комарова. Занятия по ИЗО деятельности в детском саду. | Демонстрационный материал, раздаточный материал, дидактические игры, альбомы, краски, кисточки. | |
Лепка | Н.Н.Леонова. Художественно–эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Т.Г.Казакова. Развивайте у дошкольников творчество. В.А.Лобанова. Лепим из глины. Методическое пособие. | Демонстрационный материал, наглядный материал, раздаточный материал: пластилин, стеки, доска, салфетки, тряпочки или влажные салфетки. | |
Аппликация | Н.Н.Леонова. Художественно–эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Т.Г.Казакова. Развивайте у дошкольников творчество. А.Н.Малышева. Н.В.Ермолаева. Аппликация в детском саду. И.В.Новикова. Аппликация из природного материала в детском саду. | Демонстрационный материал, наглядный материал, раздаточный материал: цветная бумага, цветной картон, клей–карандаш, салфетки, тряпочки; предметные картинки. | |
Чтение художественной литературы | О.С.Ушакова. Ознакомление детей с художественной литературой. | Наглядные пособия на темы заданные планом, предметные картинки, дидактические игры. | |
Конструирование | Н.Ф.Тарловская, Л.А.Топоркова. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. В.Лиштван. «Конструирование.» Л.В.Куцакова. «Конструирование и ручной труд в детском саду» | Наглядный материал: схемы для работы; конструктор, листы бумаги для оригами. |
2.3. Формы, способы, методы и средства реализации программы.
Направление развития | Формы реализации программы | приемы | методы | способы | ||
Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с семьей | ||||
Физическое развитие | наблюдение за действиями воспитателя, других детей; чтение потешек, стихотворений; рассматривание иллюстраций, предметов, алгоритмов; игровая, проблемная ситуация; поисковая деятельность; экспериментирование (растапливание снега, рассматривание получившейся воды и т.д.); игры на основе стихотворений по теме, этюды; дидактические игры; эстафеты, спортивные игры; рисование, придумывание загадок, создание самодельных книг; проблемные ситуации; ситуационные задания (составь режим дня и т.д.); составление правил ЗОЖ. | сюжетно-ролевая игра; рассматривание иллюстраций; игры с дидактической развивающей куклой; дидактические игры; поисковая деятельность; экспериментирование (растапливание снега, рассматривание получившейся воды и т.д.); этюды, театрализованные игры; эстафеты, спортивные игры; рисование, придумывание загадок, создание самодельных книг | беседы; практикумы; консультации; помощь родителей в изготовлении пособий; анкетирование; наглядная информация; привлечение к участию в проектах; праздники; соревнования; туристические походы; фотовыставки. | Спортивный инвентарь Игровые пособия Макеты Раздаточный материал, ТСО | Игровая беседа с элементами движений Рассматривание Игры Интегративная деятельность Соревнование Праздник | Игровая беседа с элементами движений Рассматривание Игры Интегративная деятельность Соревнование Праздник |
Социально–коммуникативное | игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-имитации, дидактические, театрализованные, сюжетно-дидактические, сюжетные, подвижные); чтение художественной литературы; игровая развивающая ситуация; наблюдения; рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, игрушек, моделей, схем с правилами поведения. рассказы воспитателя; создание коллекций, мини-музеев (по теме); создание моделей и схем правил поведения; изготовление самодельных книг и альбомов; проектная деятельность; написание писем; подготовка спектаклей для малышей, игры с малышами. | создание ситуации упражняемости (предусмотреть в центре художественного творчества варианты раскрасок, заготовки, детские журналы с творческими заданиями); размещение на видном месте «полуготовых материалов»; использование пооперационных карт в процессе лепки, аппликации, художественного труда; выставки произведений изобразительного искусства (в соответствии с программными задачами определенной группы); художественные альбомы (по возрасту); создание страниц для книг, альбомов (использование синтеза искусств и интеграции разных видов деятельности); создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряжения; макетов инструментов, хорошо иллюстрированных «звуковых книжек»; атрибутов для самостоятельного танцевального творчества (ленточки, платочки, косыночки и т.д.); технические средства обучения; экспериментирование со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты; игры в «праздники», «концерт»; песенное творчество (сочинение грустных и веселых мелодий); музыкально-дидактические игры; создание для детей игровых творческих ситуаций; стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии; импровизация танцевальных движений в образах животных; игра на шумовых музыкальных инструментах; портреты композиторов, картинки с разными видами и жанрами музыкального искусства; придумывание танцевальных движений; составление композиций танцев; аккомпанемент в пении, танце и др.; игры в «детскую оперу», «музыкальный спектакль», «балет», «оркестр» с использованием песенных, танцевальных импровизаций; подбор на инструментах знакомых мелодий и сочинение новых. | беседы; практикумы консультации; наглядная информация анкетирование; участие в экскурсиях посещение музеев (по возможности) выставки рисунков, поделок консультации для родителей; родительские собрания; индивидуальные беседы; совместные праздники, развлечения в ДОУ, театрализованные представления, оркестры; наглядно-педагогическая пропаганда (папки-передвижки); помощь в создании предметно-музыкальной среды в семье, в создании фонотек, видеотек; посещения театров и концертов; совместное подпевание и пение знакомых песенок, попевок при рассматривании картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности. открытый показ музыкальной НОД. | Картинки Игровые пособия Дидактический материал Макеты ТСО | Наглядный Наблюдение Игра Показ Диалог Беседа | Чтение Беседа Наблюдение Педагогическая ситуация Экскурсия Рассматривание Игра День открытых дверей |
Познавательное развитие | игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-имитации, дидактические, театрализованные, сюжетно-дидактические, сюжетные подвижные; игры-путешествия; игры с правилами, строительные игры); чтение художественной литературы; игровая развивающая ситуация; наблюдения; рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, игрушек, моделей, схем; рассказы воспитателя; | Игры: 6сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-имитации, дидактические, театрализованные, сюжетно-дидактические, игры-путешествия; игры с правилами, строительные игры; рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, энциклопедий; игра-экспериментирование; конструирование из разных материалов (по возрасту); создание моделей и схем в процессе | беседы; практикумы; консультации; наглядная информация; анкетирование; помощь родителей в изготовлении пособий, подборе материалов; совместные с детьми мероприятия; участие в проектах, экскурсиях. | Предметы материальной культуры Натуральные объекты: объекты растительного и животного мира, реальные предметы Игровые пособия Макеты Альбомы Дидактический материал, тсо | Наглядный Наблюдение Игра Показ Диалог Беседа Вопрос-ответ | Рассматривание Наблюдение Игра- экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающая игра Экскурсия Проблемная ситуация |
Речевое развитие | сюжетно-ролевые игры, режиссерские, дидактические, игры-драматизации, игры-имитации; использование литературных произведений при проведении режимных моментов; словесные и настольно-печатные игры; театрализованные игры и сюжетно-ролевые игры по мотивам произведений; игры-имитации; этюды; упражнения на развитие речевого дыхания чтение, рассказывание, пересказ художественной литературы; беседы по содержанию прочитанного; разучивание стихотворений; использование речевого материала (чистоговорки, скороговорки и т.д.) для развития навыков звукопроизношения; игровая речевая ситуация; игровая развивающая ситуация; ситуации знакомства детей разных возрастов; наблюдения; привлечение к комментированию, проговариванию действий в процессе продуктивной, игровой деятельности; рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, игрушек, моделей, схем; | игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-имитации, дидактические, театрализованные, настольно-печатные); рассказывание сказок друг другу; организация тематических выставок в уголке книги для рассматривания детьми книг, иллюстраций по определенной тематике, портретов писателей; рисование по мотивам произведений создание самодельных книг и альбомов; игры с правилами; организация детьми «концертов» с чтением стихотворений. | беседы; практикумы; консультации; наглядная информация; анкетирование; помощь родителей в изготовлении пособий, подборе материалов; совместные с детьми мероприятия (например, литературные викторины) ; участие в проектах, экскурсиях. | Предметы материальной культуры, Натуральные объекты: объекты растительного и животного мира, реальные предметы, Наглядный материал Игровые пособия Макеты Альбомы Дидактический материал ТСО | Игровой Наглядный практический Чтение Беседа Показ Диалог Прослушивание Повторение | Предметы материальной культуры Натуральные объекты: объекты растительного и животного мира, реальные предметы Игровые пособия Макеты Альбомы Дидактический |
Художественно–эстетическое развитие | дидактические игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта; настольно-печатные игры для развития умения различать, сравнивать; игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей; пальчиковые игры для развития моторики; рассматривание книг с иллюстрациями; рассматривание, обсуждение, обыгрывание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства; рассматривание художественных альбомов, красочных энциклопедий (по возрасту); создание ситуаций коллективного и индивидуального творчества до завтрака, после полдника, на прогулке; создание книг, альбомов (использование синтеза искусств и интеграции разных видов деятельности). разговор об искусстве; чтение познавательной литературы; исследования и проекты; экскурсии; выставки художественных произведений и работ детей; | игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, игры-имитации, дидактические, театрализованные, сюжетно-дидактические, сюжетные подвижные); рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, игрушек, моделей, схем с правилами поведения. игры разных народов; создание моделей и схем правил поведения; создание самодельных книг и альбомов; написание писем | беседы; практикумы консультации; наглядная информация анкетирование; помощь родителей в изготовлении пособий, подборе наглядных материалов; совместные с детьми мероприятия, участие в проектах, экскурсиях; совместный труд детей и взрослых (посадка деревьев и т.д.). | Предметы материальной культуры Натуральные объекты: объекты растительного и животного мира, реальные предметы Изобразительная наглядность Игровые пособия Макеты Альбомы Дидактический материал | Чтение Беседа Показ Диалог Повторение Рассматривание Выполнение | Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики Игра Организация выставок работ |
2.4. Взаимодействие с семьей, социумом
№ | Содержание работы | Срок | Ответсвенный |
1. | Родительское собрание «Задачи обучения и воспитания детей 5–6 лет» | Сентябрь | Воспитатель |
2. | Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» | Сентябрь | Воспитатель |
3. | Консультация по результатам проведенной диагностики в рамках реализуемой программы в ДОУ. | Сентябрь | Воспитатель |
4. | Консультация для родителей: «Детский дорожно–транспортный травматизм» | Сентябрь | Воспитатель |
5. | Выставка детских рисунков «Ребенок. Дорога. Безопасность.» | Сентябрь | Воспитатель |
6. | Консультация для родителей: «Здоровое питание – залог здоровья» | Октябрь | Воспитатель |
7. | Выставка работ «Дары осени» | Октябрь | Воспитатель |
8. | Консультация для родителей на тему: «Изобразительная деятельность ребенка в домашних условиях». | Октябрь | Воспитатель |
9. | Индивидуальные беседы с родителями гиперактивных детей. | Октябрь | Воспитатель |
10. | Консультация для родителей: «Почитай мне сказку, мама». | Октябрь | Воспитатель |
11. | Рекомендации по приобретению литературы для детей старшего дошкольного возраста. | Октябрь | Воспитатель |
12. | Оформление фотовыставки на тему: « Моя дорогая мама»! | Октябрь | Воспитатель |
13. | Консультация для родителей: «Как провести выходной день с ребенком». | Октябрь | Воспитатель |
14. | Советы по оформлению детской домашней библиотеки. | Ноябрь | Воспитатель |
15. | Родительское собрание «Развитие творческих способностей детей». | Ноябрь | Воспитатель |
16. 17. | Рекомендации родителям: «Как заучить наизусть стихотворение». Конкурс «Новогодняя поделка». | Ноябрь Ноябрь | Воспитатель Воспитатель |
18. | Консультация для родителей: «Если Ваш ребенок слишком застенчив». | Январь | Воспитатель |
19. | Памятка для родителей: «Прививаем детям любовь к чтению». | Январь | Воспитатель |
20. | Оформление стенгазеты: «Как я провел новогодние каникулы». | Январь | Воспитатель |
21. | Снежные постройки и зимние игры в час семейной встречи на участке. | Январь | Воспитатель |
22. | Консультация для родителей: «Грипп. Меры профилактики. Основные симптомы». | Январь | Воспитатель |
23. | Свод правил для родителей по теме: «Привитие ребенка к чтению». | Февраль | Воспитатель |
24. | Памятка для родителей: «Искусство наказывать и прощать». | Февраль | Воспитатель |
25. | Оформление фотовыставки: «Мой папа и дедушка». | Февраль | Воспитатель |
26. | Выставка детских рисунков «День защитника Отечества». | Февраль | Воспитатель |
27. | Проведение народного праздника «Проводы зимы». | Февраль | Воспитатель |
28. | Оформление фотовыставки « Наши мамы и бабушки». | Март | Воспитатель |
29. | Оформление выставки «Золотые руки бабушки и мамы». | Март | Воспитатель |
30. | Рекомендации родителям по воспитанию детей «Чтобы ребенок слушался». | Март | Воспитатель |
31. | Родительское собрание на тему: «Как мы воспитываем своих детей». | Март | Воспитатель |
32. | Консультация для родителей на тему: « Ребенок и компьютер». | Апрель | Воспитатель |
33. | Выставка детских рисунков «День Космонавтики». | Апрель | Воспитатель |
36. | Консультация для родителей: «Ребенок на даче». | Май | Воспитатель |
37. | Проведение итогового занятия. | Май | Воспитатель |
38. | Консультация по результатам проведенной диагностики в рамках реализуемой программы в ДОУ. | Май | Воспитатель |
2.5. Планирование работы с детьми в группе.
Годовое планирование см. Приложение
Календарно – тематическое планирование.
Сентябрь
1 неделя. Здравствуй детский сад!
2 неделя. Я и улица. Дорожная грамота.
3,4 неделя. Мониторинг.
5 неделя. Золотая осень.
Октябрь
1 неделя. Мой дом. Мебель, посуда.
2 неделя. Осенние дары природы.
3 неделя. Перелетные птицы.
4 неделя. Я и моя семья.
Ноябрь.
1 неделя. Осень. Одежда, обувь, головные уборы.
2 неделя. Поздняя осень. Деревья, кустарники.
3 неделя. Осень. Дикие животные.
4 неделя. День Матери. Профессии.
Декабрь.
1 неделя. Здравствуй, зимушка – зима!
2 неделя. Зима. Одежда, обувь, головные уборы.
3 неделя. Зима. Зимующие птицы.
4 неделя. Дикие животные зимой.
5 неделя. Новогодний праздник.
Январь.
1 неделя Каникулы.
2 неделя. Зимние забавы.
3 неделя. Наш дом. Бытовые приборы.
4 неделя. Продукты питания.
Февраль.
1 неделя. Дни благодарности и доброты.
2 неделя. В мире театра.
3 неделя. Зимушка – хрустальная.
4 неделя. День защитника Отечества.
Март.
1 неделя. Транспорт.
2 неделя. Мамин праздник.
3 неделя. Весна – красавица.
4 неделя. Культура и народные традиции.
5 неделя. Весна. Перелетные птицы.
Апрель.
1 неделя. Весна. Дикие и домашние животные.
2 неделя. Космос. День космонавтики.
3 неделя. День земли.
4 неделя. Книжкина неделя.
Май.
1 неделя. День Победы.
2 неделя. Цветущая весна. Насекомые.
3 неделя. Мониторинг.
4 неделя. Здравствуй, лето!
2.6. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками ДОУ.
Организация совместной деятельности
Совместная деятельность – деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.
Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).
Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.
Организация самостоятельной деятельности.
Самостоятельная деятельность:
1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к занятиям, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов
Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Взаимодействие с семьями воспитанников, социумом | ||
Организованная образовательная деятельность (планируется в интеграции ОО) | Совместная образовательная деятельность, осуществляемая в процессе различных видов детской деятельности | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | ||
5 образовательных областей: Физическое развитие Речевое развитие Социально–коммуникативное развитие Художественно–эстетическое развитие Познавательно–речевое развитие | Деятельность – формы работы - двигательная: подвижные дидактические игры, п/и с правилами, игровые упражнения, соревнования; - игровая: сюжетные игры, игры с правилами; - продуктивная: мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов; -коммуникативная: беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами; - трудовая: совместные действия, дежурство, поручение, задание, реализация проекта; - познавательно-исследовательская: наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами; - музыкально-художественная: слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, подвижные игры (с музыкальным сопровождением); - чтение художественной литературы: чтение, обсуждение, разучивание | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей: двигательной, игровой продуктивной, трудовой, познавательно-исследовательской | - мониторинг; диагностирование; -педагогическое просвещение родителей, обмен опытом; -совместное творчество детей и взрослых |
2.7 Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками (климатические, демографические, национально-культурные)
1) Климатические особенности: При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Мордовская область – средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т.д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т.д. Основными чертами климата являются: холодная зима и сухое жаркое лето. В режим дня каждой возрастной группы ежедневно включены утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика и дыхательная гимнастика. В холодное время года (при благоприятных погодных условиях) удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе. В соответствии с действующим СанПиНом в каждой возрастной группе проводятся три физкультурных занятия в неделю. Из них: два занятия организуется в зале, одно - на свежем воздухе (при благоприятных погодных условиях) во время прогулки в виде подвижных или спортивных игр. Один раз в месяц проводятся спортивные досуги и развлечения, 2 раза в год – физкультурные праздники. Во время образовательной деятельности по познанию окружающего мира дети знакомятся с явлениями природы, характерными для местности, в которой проживают (средняя полоса России); по художественно-творческой деятельности (рисование, аппликация, лепка.) предлагаются для изображения знакомые детям звери, птицы, домашние животные, растения нашего региона. Ознакомление дошкольников с природно-климатическими условиями воспитывают у детей любовь к родной природе и бережное отношение к окружающему миру. Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
1. холодный период: учебный год (сентябрь-май), составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;
2. летний период (июнь-август), для которого составляется другой режим дня.
2) Демографические особенности:
Анализ социального статуса семей выявил, что в дошкольном учреждении воспитываются дети из полных (65 %), из неполных (21 %) и многодетных (14 %) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (68 %) и средним профессиональным (32 %)образованием. Высокий процент родителей с средним профессиональным дает возможность привлекать родителей к участию в педагогическом процессе. Родительский коллектив условно можно проранжировать по степени участия в деятельности ДОУ: 16 % - активно участвуют в жизни ДОУ, 48 % - эпизодически, 46 % - не принимают участия. С целью выявления запросов родителей используется анкетирование. По результатам опроса родителей в мае 2015 года, 76% родителей – удовлетворены качеством дошкольного образования в ДОУ; их устраивают специалисты, воспитатели, заведующий; родители чувствуют себя желанным гостем в детском саду. 70% опрошенных - довольны дополнительными услугами (кружками) в ДОУ; чувствуют, что их ребенок любит детский сад. 64 % родителей - удовлетворены качеством информирования об успехах ребенка в обучении, развитии, поведении; родители знают, что воспитатели и специалисты развивают у ребенка любознательность, интерес к учению, соблюдают конфидициальность при решении вопросов. 45% опрошенных - не удовлетворены работой родительского комитета; не знают, имеют ли они право голоса в ДОУ; не устраивает качество питания, количество занятий в ДОУ. Таким образом: деятельность учреждения направлена на реализацию запросов и интересов родителей, и в полной мере их обеспечивает, что позволяет говорить о том, что МДОУ «Детский сад № 18 комбинированного вида» выполняет социальный заказ семьи.
3) Национально – культурные особенности: Этнический состав воспитанников ДОУ разнообразен (русские, мордва, татары и другие), но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке (в соответствии с Уставом ДОУ) В связи с тем, что основной контингент воспитанников проживает в условиях города (лишь 3% в селе), своеобразие социокультурной среды проявляется:
1) в доступности разнообразных видов культурно-просветительских учреждений (детская библиотека, музей, выставочный зал, музыкальная школа, центр детского творчества и т.д.), что определяет возможность осуществления многопланового и содержательного социального партнёрства;
2) в возможности становления гражданственности у детей дошкольного возраста благодаря существованию учреждений, деятельность которых связана с возрождением национально-культурных традиций, патриотического воспитания подрастающего поколения.
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями города Саранска (произведения искусства, художественное слово, музыка, знакомство с историей Мордовского края, азами местной культуры и быта). Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях, и в то же время, приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Содержание дошкольного образования в ДОУ включает в себя вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира, который с детства окружает ребенка.
III.Организационный раздел
3.1. Оформление предметно–развивающей среды
Создание и обновление предметно - развивающей среды в детском саду связано с её позитивным влиянием на физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребёнка, с развитием самостоятельности
детей, включенностью в игровую или другую детскую деятельность, их эмоциональным комфортом, а также, с реализацией ФГОС ДО.
В соответствии с комплексно – тематическим принципом планирования образовательного процесса в группе создаются следующие уголки развития
детей:
1. Уголок двигательной активности;
2 Уголок сюжетных и развивающих игр;
3. Уголок познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности;
4. Уголок книги;
5. Уголок конструирования;
6. Уголок изобразительного творчества;
7. Уголок трудовой деятельности;
8. Уголок музыкально-художественного творчества.
организации жизни детей на теплый период
Старшая группа
Дома
6.30 – 7.30 Подъем, утренний туалет.
В детском саду
7.00 – 8.30 Прием детей на улице, утренняя гимнастика, беседы с детьми, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы.
8.30 – 8.50 Подготовка к завтраку, дежурство по столовой. Завтрак.
8.50 – 9.15 Самостоятельная игровая деятельность детей.
Подготовка к прогулке.
9.15 – 12.15 Прогулка: Непосредственно образовательная деятельность. Наблюдение, подвижные игры, ролевые игры, индивидуальная работа по развитию движений, дидактические игры, беседы, рисование.
12.15 – 12.30 Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры.
12.30 – 13.00 Подготовка к обеду. Обед.
13.00 – 15.15 Подготовка ко сну. Сон.
15.15 – 15.25 Постепенный подъем, гимнастика после сна,
воздушные ванны, водные, гигиенические процедуры, профилактика плоскостопия.
15.25 – 15.45 Подготовка к полднику, дежурство. Полдник.
15.45 – 17.15 Подготовка к прогулке. Прогулка.
17.15 – 17.35 Подготовка к ужину. Ужин
17.35 – 19.00 Самостоятельная игровая и художественная деятельность детей. Подготовка к прогулке. Прогулка: наблюдение, подвижные игры, ролевые игры, индивидуальная работа по развитию движений, дидактические игры, беседы, рисование. Уход детей домой.
Дома
19.00 – 20 10 Прогулка с родителями.
20.10 – 20.40 Спокойные игры, гигиенические процедуры.
20.40 – 6.30 Подготовка ко сну, ночной сон.
Режим дня
организации жизни детей на холодный период
Старшая группа
Дома
6.30 – 7.30 Подъем, утренний туалет.
В детском саду
7.00 – 8.30 Прием детей в группе, утренняя гимнастика, беседы с детьми, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы.
8.30 – 8.50 Подготовка к завтраку, дежурство по столовой. Завтрак.
8.50 – 9.00 Самостоятельная игровая деятельность детей.
Подготовка к непосредственно образовательной деятельности
9.00 – 10.35 Непосредственно образовательная деятельность.
10.35 – 12.05 Подготовка к прогулке. Прогулка.
12.05 – 12.20 Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры.
12.20 – 12.50 Подготовка к обеду. Обед.
12.50 – 15.00 Подготовка ко сну. Сон.
15.00 – 15.25 Постепенный подъем, гимнастика после сна,
воздушные ванны, водные, гигиенические процедуры, профилактика плоскостопия.
15.25 – 15.40 Подготовка к полднику, дежурство. Полдник.
15.40 – 17.15 Дополнительное образование. Игры, беседы, индивидуальная работа. Самостоятельная игровая и художественная деятельность.
17.15 – 17.35 Подготовка к ужину. Ужин.
17.35 – 19.00 Самостоятельная игровая и художественная деятельность. Подготовка к прогулке. Прогулка. Уход детей домой.
Дома
19.00 – 20 10 Прогулка с родителями.
20.10 – 20.40 Спокойные игры, гигиенические процедуры.
20.40 – 6.30 Подготовка ко сну, ночной сон.
Схема закаливания детей
Осень – воздушно–температурный режим, прогулки, воздушные ванны, облегченная одежда, утренний прием на улице, полоскание рта, витаминотерапия, хождение босиком, массаж.
Зима – воздушно–температурный режим, прогулки, воздушные ванны, облегченная одежда, полоскание рта, обливание кистей рук, витаминотерапия, массаж.
Весна – воздушно–температурный режим, прогулки, воздушные ванны, облегченная одежда, утренний прием на улице, полоскание рта, обливание кистей рук, витаминотерапия, хождение босиком, массаж.
Лето – воздушно–температурный режим, прогулки, воздушные ванны, облегченная одежда, солнечные ванны, утренний прием на улице, полоскание рта, обливание кистей рук, витаминотерапия, хождение босиком, массаж, хождение босиком по площадке.
Перечень методических пособий
№ | Направление развития | Технологии | Методики | |
1. | Физическое развитие | Двигательная активность в саду. М.А.Рунова.- М.: Мозаика–синтез, 2000. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5–7 лет. М.А.Рунова.- М.: Просвещение, 2005. Физкультурное и спортивно–игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений.Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, М.А.Рунова.- М.: Мозаика – синтез, 1999. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении. А.П.Щербак.- М,Владос, 1999. | Физкультурные праздники в детском саду. В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак.- М.: Просвещение, 2003. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5–7 лет. Л.И.Пензулаева.-М.: Владос, 2002. Лечебная физкультурная для дошкольников. О.В.Козырева.-М.: Просвещение,2003. Здоровый дошкольник. Ю.Ф.Змановский. | |
2. | Социально–коммуникативное развитие | Уроки Мойдодыра. Г.Зайцев.-Спб.: Акцидент, 1997 Уроки Айболита. Г.Зайцев.-Спб.: Акцидент, 1997 Разговор о правильном питании. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова.-М.: Олма–Пресс, 2000. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина. М.: Просвещение, 2007. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2–7 лет. Т.С.Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю.Павлова. –М.: Мозаика–синтез, 2005. Дошкольник и экономика. Программа. А.Д.Шатова. – М.: МИПКРО, 1996. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. Л.В.Куцакова.- М.: Совершенство, 1999. | Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях детского сада. Л.В.Кочеткова.- М.: МДО, 1999. Развивающая педагогика оздоровления. В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров. М.: 2000. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина.- М.: ООО «Издательство АСТ–ЛТД», 1998.- 160с. Дошкольник и рукотворный мир. Пед.технологии. М.В.Крулехт.-СПб.: Детство–Пресс, 2003. | |
3. | Речевое развитие | Программа развития речи детей дошкольного возраста. О.С.Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду. Под ред.О.С.Ушакова. – М. Просвещение, 1993 Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. По ред. О.С.Ушаковой. – М.: Просвещение, 1966. Как хорошо уметь читать. А.Г.Шумаева. Программа– конспект.- Спб.: Акцидент, 1998. Бондаренко А.К. – М.: Просвещение, 1985. Учите детей отгадывать загадки. Илларионова Ю.Г. – М.: Просвещение, 1992. Учите играя. Максаков А.И., Тумакова Г.А. – Просвещение, 1983. | Грамматические игры в детском саду: Методические рекомендации в помощь воспитателю дошкольных учреждений. Сост. Г.И.Николайчук.- Ровно, 1989. Гриценко З. Пришли мне чтения доброго… Методические рекомендации по детской литературе для работающих с детьми 4– 6 лет. | |
4. | Художественно–эстетическое развитие | Казакова Т.Г. «Рисуем натюрморт» Копцева Т.А. «Природа и художник».- М.:Сфера, 2001. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения, развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки. – М.: Карапуз –дидактика», 2007. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Владос, 2001. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», старшая группа. Каплунова И., Новоскольцева И.Спб.: Композитор,2000. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. А.И.Буренина.- Спб.: ЛОРИО, 2000. Арт–фантазия. Э.Г.Чурилова. –М.: «Владос», 2001. «Волшебный мир тетра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений. Мерзлякова С.И. – М.: «Владос», 1999. | Программа эстетического воспитания детей 2–7 лет «Красота. Радость. Творчество» Комарова Т.С. ,Антонова А.В., Зацепина М.Б. –М.: 2002. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. Н.Г.Кононова, М.: Просвещение,1990. «Театр–творчество–дети». Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства.- М.: Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г., –М.: АРКТИ, 2002. | |
5. | Познавательное развитие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя старшей группы по программе Вераксы "От рождения до школы"
Рабочая программа воспитателя старшей группы, содержит перспективные планы по математике. изо, развитию речи, экологии, ознакомлению с окружающим. Программа опробирована двумя группами, получен очень ...
Консультация для воспитателей "Рабочая программа в старшей группе. Программа "Развитие"
Рабочая программа...
рабочая программа для старшей группы по программе "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ"
Моя программа поможет в работе при планировании образовательной деятельности с детьми 5 - 6 лет....
Рабочая программа для старшей группы по программе "От рождения до школы"
Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психически...
Рабочая программа для старшей группы.Перспективный план для старшей группы.
Годовые задачи,сетка занятий....
Рабочая программа для старшей группы учтены концептуальные положения используемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Программа спроектирована с учетом примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (...
Рабочая программа воспитателя старшей группы (по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Программа по развитию детей старшей группы разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией...