"Развивающая среда в ДОУ"
консультация (младшая группа) по теме

Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную ее организацию и соответствующее наполнение. Эти взаимосвязанные характеристики имеют существенное значение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно го стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А ее наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение - содержанием крайне важным является социальный компонент среды, то есть организация соответствующего взаимодействия. Большую роль играет баланс формы и содержания: разумная пространственная организация с обоснованным наполнением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda.docx10.78 КБ

Предварительный просмотр:

Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную ее организацию и соответствующее наполнение. Эти взаимосвязанные характеристики имеют существенное значение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно го стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А ее наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение - содержанием крайне важным является социальный компонент среды, то есть организация соответствующего взаимодействия. Большую роль играет баланс формы и содержания: разумная пространственная организация с обоснованным наполнением.

Развивающая среда призвана помочь ребенку определить свою уникальную траекторию в обществе, в котором он растет, и реализовать ее во взаимодействии с социумом. Образовательная среда как мощный агент социализации создает условия для формирования идентичности, развития представлений ребенка о себе как о личности.

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования образовательная среда должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования, - обеспечение разнообразия форм и содержания образования, предоставление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности.

На этапе создания в дошкольной образовательной организации пространства, обеспечивающего процессы социализации, индивидуализации личности в соответствии с положениями ФГОС дошкольного образования, важно обеспечить целенаправленную диагностику игровых и средовых потребностей как детей, так и педагога. Полученная информация будет способствовать формированию благоприятной личностно ориентированной среды, максимально комфортной для жизнедеятельности обеих сторон.

Первым этапом работы является планирование - определение сроков, периодичности и продолжительности проведения диагностики, места в распорядке дня, количества диагностируемых, форм ее осуществления (индивидуальная, подгрупповая, групповая), способов фиксации результатов. Второй этап предусматривает постановку задач диагностики. Для этого педагогу нужно ответить на вопросы: «Что конкретно я хочу узнать?», «Как эта информация поможет мне в построении игровой среды?». Задачи должны быть не формальными и размытыми по содержанию, а напротив - конкретными, практико-ориентированными.

Диагностика может проводиться следующими методами:

Метод рассказа по картинке может использоваться для выявления предпочитаемых воспитанниками игрушек. Для этого ребенку предлагается несколько (5-10) картинок или фотографий с изображением играющих в разные игрушки (игрушки должны крупно выделяться). Лучше, чтобы на картинках были разные игрушки - и те, которые имеются в детском саду, и те, которых нет. Педагог просит ребенка выбрать наиболее интересную, на его взгляд, картинку (1-й вариант) или спрашивает, какая картинка ему больше всего нравится (2-й вариант). Первые три выбора являются наиболее значимыми для дошкольника. Совместно с подгруппой детей или индивидуально с каждым ребенком можно организовать просмотр каталогов, интернет-сайтов с игрушками. Для это-го необходимо иметь несколько каталогов с четкими изображениями игрушек и электронные адреса сайтов производителей или продавцов игрушек. В ходе просмотров детям можно задавать вопросы о том, какие игрушки им нравятся, какие они хотели бы иметь в группе, какие игры они будут с ними организовывать.

Метод моделирования подходит для выявления предпочитаемых игровых зон или определения предпочтений в пространственной организации среды. Для решения первой задачи ребенку или подгруппе детей предлагается с помощью геометрических фигур создать на листе бумаги самую интересную игровую зону. Геометрические фигуры служат эталонами предметов мебели, игрушек, оборудования, окон, ковров и других материалов. Для решения второй задачи ребенку предлагается также при помощи геометрических фигур оформить группу для сверстников.

Метод игровых ситуаций подходит для выявления предпочитаемых игровых зон, видов игры (сюжетно-ролевая, дидактическая, подвижная и др.), деятельности (игра, продуктивная деятельность, общение и др.), определения предпочтений в пространственной организации среды и пр. Для решения последней задачи можно выбрать две игрушки, например, куклы или игрушечные животные, и предложить ребенку создать на ковре группу детского сада, используя игрушки и детали конструктора.

Метод мини-интервью может быть реализован в игровой форме для выявления предпочитаемых видов деятельности (игра, продуктивная деятельность, общение), потребностей в изменении (или модернизации) среды. Для этого педагог или ребенок из группы выступает в роли репортера или тележурналиста и задает детям вопросы типа: «Что ты больше всего любишь делать?», “С кем тебе нравится общаться?», «Любишь ли ты лепить, конструировать в группе?», «Хочется ли что-то поменять вокруг себя в группе - мебель, игрушки и т. п.?». Вопросы варьируются в зависимости от решаемой задачи. Можно организовать настоящее интервью с тележурналистами, используя для этого видеокамеру, имитированный или настоящий микрофон. На роль журналиста и оператора можно пригласить педагога или родителей детей, создав тем самым условия участия родителей в образовательной деятельности.

Важным диагностическим блоком является выявление средовых потребностей педагога по созданию комфортной среды в ДОО. С этой целью могут использоваться разнообразные методы, прежде всего опрос, анкетирование, самоанализ. Примерные вопросы анкеты: «Нравится ли вам обстановка группового помещения? Почему?»

«Что больше всего нравится вам в среде группы? Почему?», «Является ли среда группы комфортной для решения образовательных задач; поддержания позитивного эмоционального настроя; создания возможностей для профессионального развития и т. д.?». Если один из ответов «нет», то нужно сформулировать рекомендации по обновлению среды.

Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями.

Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы  должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы,

представляющие определенные направления развития и образования детей:

 ■ социально-коммуникативное;

■ познавательное;

■ речевое;

■ художественно-эстетическое;

■ физическое.

Виды деятельности дошкольников  в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОО с соответствующим наполнением.

Наполнение развивающей среды подбирается таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в рамках каждой образовательной области в том числе на интегративной основе. Стандарт определяет конкретное содержание каждой образовательной области.

Так, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичны представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях об окружающего мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитика-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предусматривает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, художественной литературы,. фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художентвенных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, выполнению упражнений, развитию координации и гибкости, освоение представлений о некоторых видах спорта.

При наполнении развивающей среды необходимо использовать как традиционные, так и современные игрушки и материалы. Это позволит создать вариативную, многофункциональную среду, соответствующую требованиям времени, а также отражающую накопленный педагогический опыт организации деятельности дошкольников. При решении задач той или иной образовательной области можно использовать как игры и игрушки, так и соответствующее оборудование, дидактический материал.

 В подборе игрушек педагогу может помочь письмо Минобразования России от 17.05.1995 N° 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях», согласно которому наибольшую педагогическую ценность представляют игрушки, обладающие следующими качествами:

 ■ полифункциональность - игрушки можно использовать в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения;

■ возможность применения игрушки в совместной деятельности - игрушка должна быть пригодна к использованию группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия.

■ дидактические качества - игрушки помогают обучить ребенка конструированию, дать представление о цвете, форме и пр. могут содержать механизмы программированного контроля, например, некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;

■ принадлежность к изделиям художественных промыслов - эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят с народным художественным творчеством.

Предлагаемая в таблице классификация игрушек и дидактических материалов на основе образовательных областей позволит педагогу сориентироваться в их многообразии, сделать обоснованный выбор и оптимально, без перенасыщения наполнить среду. Данная классификация не отражает весь рынок современных игрушек и игрового оборудования и не является конкретным перечнем для наполнения среды групп и других помещений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

ПОЛОЖЕНИЕ конкурса «Предметно-развивающая среда ДОУ – 2013г» с аналитической справкой-анкетой «Самооценка предметно-развивающей среды»

Настоящее Положение разработано в соответствии с планом работы департамента образования администрации города Перми на 2013-2014 учебный год, утвержденным приказом начальника департамента образов...

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации предметно-развивающей среды в разных возрастных группах

Предметно-развивающая среда ДОУ Особенности организации   предметно-развивающей   среды  в разных возрастных группах...

«Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями»

Развитие образования – неотъемлемая часть стратегии общенационального развития – начинается с уровня дошкольного образования, нацеленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным с...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...

Выступление на педагогическом совете «Организация пространственно развивающей среды в соответствие с ФГОС ДО» Тема выступления: «Требования к организации пространственно -развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО»

С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, которые выстроены в соответствии с принципами ст...