Опыт работы по теме: « Конструирование как способ ознакомления с окружающим миром»
материал (подготовительная группа) на тему

Ширахалова Ольга Александровна

 Теоретическое представление собственного профессионального опыта работы по конструкторской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы

по теме: « Конструирование

как способ ознакомления с            окружающим миром»

воспитатель :

I квалификационная категория

Ширахалова Ольга Александровна

г.Курган

Кто из педагогов и родителей не наблюдал конструктивную игру?

Глядя на это можно усомниться: « Где же здесь творчество?». Чтобы ответить на этот вопрос, следует прежде всего рассмотреть особенности конструирования, как деятельности, выделить его существенные признаки на этой основе определить специфику  конструктивного творчества дошкольника.

 Термин «конструирование» (от латинского construere- построение) обозначает построение вообще, приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения, отображение предметов в окружающем мире.

В конструктивных играх у детей формируется интерес к окружающему миру, развивается наблюдательность. Дети приобретают некоторые сведения технического характера, знакомятся с простейшими свойствами геометрических тел. Игры с постройкой воспитывают у детей такие качества которые непосредственно подготавливают  их к труду. Дети стремятся сделать то, что их заинтерисовало.

 Конструктивные игры свидетельствуют о зарождении высокой культуры деятельности: в них большое развитие получает фантазия ребёнка, причём «творческая фантазия».

Такие игры способствуют развитию мышления детей, активизируют процессы мышления, как анализ и синтез, умение сравнивать. Богатые возможности при этом открываются для развития пространственных представлений. Ни один вид изобразительной деятельности не даёт такой чёткости образа, как строительство.

Уровень развития мозга находится в прямой зависимости от совершенствования руки. Кроме того, в непосредственной деятельности от детей по сооружению игровых построек воспитываются волевые качества, умение управлять вниманием, восприятием и т.д.

Постоянное упражнение в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъёмом, способствует тому, что эти движения становятся быстрыми и ловкими, легко подчиняющимся контролю глаза, улучшается согласованная работа отдельных мышц, особенно сгибателей и разгибателей.

Эту тему я выбрала не случайно. Я считаю, что конструктивные игры удовлетворяют особенности детского сознания, которую очень тонко подметил ещё К.Д.Ушинский: «Ребёнку нравится именно живое движение представлений в его голове и он хочет, чтобы игрушки его хоть сколько-нибудь соответствовали ассоциациям его воображения».

Конструктивные игры очень полезны в старшей  и подготовительной группе в связи с  подготовкой детей к школе. В  этих играх формируются такие качества личности, как сосредоточенность внимания, настойчивость в достижении цели, умение проявлять творческую инициативу на базе приобретённых умений, считаясь с реальными свойствами материалов, точность наглядного анализа, умение правильно ориентироваться в пространстве и правильно употреблять пространственные понятия.

На протяжении всего дошкольного возраста конструирование привлекает к себе внимание детей, доставляет им большое удовлетворение, так как оно является наиболее доступным для осуществления их созидательных замыслов. Помогает им во всём этом наш окружающий мир.

Поэтому темой работы я выбрала: «Конструирование как способ ознакомления с окружающим миром».

Начиная работу, я поставила перед собой цель: Формирование у детей представления об окружающем мире через различные виды конструктивной деятельности.

Эту цель я пыталась осуществить через решение следующих задач:

1. Вызвать интерес детей к окружающему миру через различные виды конструктора.

2. Расширить знание ии представление детей о предметах окружающего мира с помощью конструктивной деятельности.

3. Развивать способность точного восприятия пространственных отношений в окружающей действительности.

4. Формировать познавательную активность через использование различных методов и приёмов.

5. Развивать интеллектуальные способности через  наблюдение, сравнение, анализ окружающих предметов.

6. Развивать самостоятельность, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников при выполнении коллективных композиций.

Свою работу я построила по трём основным блокам:

- Осуществление работы с детьми:

1) в учебной деятельности

2) в совместной деятельности

3) в самостоятельной деятельности

- Осуществление работы с родителями.

- Осуществление работы с педагогами.

Для работы с детьми я взяла 3 вида конструктивной деятельности:

1) деревянный  строительный материал

2) ЛЕГО- конструктор

3) «оригами» (работа с бумагой)

1) Строительные наборы дают возможность воплощать в реальные образы, новые игровые строительные замыслы. Троительные наборы представляют собой сочетание разнообразных геометрических тел. Строительные материалы можно отнести к группе игрушек- материалов по классификации А.С.Макаренко.

Игры со строительным материалом, способствуют практическому познанию свойств геометрических тел, ведь элементы строительного материала представляют собой геометрические тела: куб, цилиндр, призма и т.д.- развивают у детей стереометрические представления.

2) ЛЕГО- конструктор сейчас очень популярен. Само слово ЛЕГО переводится с латинского « я учился» , «я собирал».

Основные элементы ЛЕГО напоминают кирпичики разных размеров. Их можно различать числом кнопочек, расположенных вертикально и горизонтально. Другие формочки похожие на сапожок, шляпу, клювик, овалы с глазками. Все детали имеют яркие цвета.

ЛЕГО конструирование- это вид моделирующей творческо- продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить при помощи увлекательной игры, в которой не будет проигравших.

3) Оригами- (это слово означает « Складывание из бумаги»). Из обычного листа бумаги прямоугольной формы можно сложить самые разнообразные вещи ( от коробочек до украшений). Искусство оригами дарит детям забавные игрушки.

Работать можнос любой бумагой, можно раскрасить её самому красками, мелками, фломастерами. Оригами развивает мышление, пространственное воображение, память, мелкую моторику и речь. Кроме того, работа с бумагой требует сосредоточенности, внимания, усидчивости, тех качеств, которые помогут ребёнку успешно учиться в школе. А радость совместного творчества взрослого и ребёнка – это тоже ОРИГАМИ.

Эти три напраления вместе дают очень хороший результат в процессе развития и воспитания дошкольников. Каждое из них можно сравнить  друг с другом, выбрать то, что тебе  окажется ближе и интересней. Все направления конструирования напрямую связаны с окружающим миром, с их помощью дети учатся строить что-то своё, то что они видели и хотят воплотить, а самое интересное, что это одновременно и познание и игра.

Определив направления в работе, я приступила к их реализации.

Я работаю с детьми подготовительной группы по программе Л.А.Венгера «Развитие». Эта программа предусматривает работу по нескольким разделам(обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой и развитие речи, развитие экологических представлений, конструирование).

 На НОД по развитию речи дети знакомятся со сказками, рассказами, стихами, с их героями. С помощью конструирования дети создают тех героев с которыми познакомились на занятиях и и это очень нравится. В конце занятия дети очень любят играть своими персонажами в линии театрализации. Выкладывают модели, опираясь на прочитанный материал.

На НОД по обучению грамоте я тоже внедряю конструктор, включая и цвет и форму. С его помощью дети выкладывают схемы слов, звуки, соответствующим цветом и формой а также показывают ударение в словах. А также выкладывают схемы предложений.

 На НОД по экологии я тоже использую  конструктивную деятельность. Темы, изучаемые с её помощью лучше усваиваются детьми. Дети делают постройки животных, жилища для своих питомцев и т.д. Выполняя постройки, дети создают объёмное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта.

На НОД по развитию  математических представлений  я использую конструктор при решении задач « часть-целое», а также изучении состава числа.

Для того чтобы ребёнок полноценно занимался конструированием, необходима подготовка. Поэтому я часто использую пальчиковые игры, как на занятиях так и в совместной деятельности. Игры с ними развивают чувстваритма, воображение, но главным образом вызывают веселье и смех, доставляют радость общения. Именно поэтому я пользуюсь развлечениями  для пальчиков рук.

Даже  в свободное  время дети предпочитают и с удовольствием занимаются конструированием, используя все его виды по желанию, как индивидуально так и коллективно. Я приготовила различные схемы построек и поделок по всем направлениям, которые подразделила на разные темы.

Для решения задач большое значение  придаю индивидуальной работе с детьми. В ходе своих занятий я использую стихи, которые обеспечивают моим детям положительный эмоциональный настрой. В группе есть уголок конструктивной деятельности. В нём представлены для развития детского творчества разные виды конструктора: большой напольный, деревянный, несколько наборов « Лего- конструктора», металлический.

Для родителей были разработаны консультации, индивидуальные беседы, матеиалы для родительского уголка.

Работая по направлению конструктивной деятельности детей я выступала перед педагогами с консультациями, участвовала в работе педагогических советов. Мои воспитанники постоянно участвуют в различных конкурсах на разных уровнях.

Два года я являюсь руководителем кружка «ЛЕГО», и разработала для него рабочую программу.

Работа в кружковой деятельности  ведётся с детьми у которых низкий и средний уровень.

Таким образом, используя в процессе обучения и воспитания- конструирование, я создаю благоприятные условия для быстрого и вместе с тем интересного развития, интереса к окружающему миру, пространственных отношениях в окружающей действительности.

В результате внедрения этого вида деятельности я убедилась, что они научились многому: наблюдательности, внимательности, усидчивости, трудолюбию, умению сравнивать, анализировать окружающие предметы, коллективизму, видеть окружающий мир другими глазами и воплощать свои фантазии в реальные вещи, которые они делают своими руками, тем самым развивая интерес к окружающему миру.

Созданная мною развивающая среда привела к улучшению атмосферы в детском коллективе, к доброжелательности и взаимопониманию между детьми.

Они становятся поистине маленькими творцами окружающего мира!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческая работа "Театрализованная деятельность на занятиях по ознакомлению с окружающим миром для детей дошкольного возраста"

Исходя из опыта работы в дошкольном учреждении, нужно подчеркнуть, что обучение счет с помощью мультимедийных игр-презентаций должно осуществляться не только на занятиях, но также в кружковой и индиви...

ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...

Из обобщения опыта работы Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы «Как дети с Незнайкой отправились в зимний лес»

Из обобщения опыта работыКонспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы«Как дети с Незнайкой отправились в зимний лес»...

Педагогический опыт работы по теме: " Кукла, как способ познания жизни для тех, кто ее создает и для тех, кто с ней общается".

Интерес к народным ремеслам в современном мире возрастает все больше и больше. Наша страна богата духовным и историческим прошлым. Источником такого исследования для детей дошкольного возраста может с...

Перспективно – тематический план работы для детей с РАС, по ознакомлению с окружающим миром.

Перспективно – тематический план составлен с учетом требований реализуемой в ДОУ «Программы воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью», под редакцией А.Б. Баряевой, О.П. Гаврилуш...

Опыт работы на тему: «Лепка из глины – источник познания окружающего мира».

laquo;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, ...